Как снимали сериал «Улицы разбитых фонарей»
Один из самых популярных и самый продолжительный сериал в истории российского телевидения — это «Улицы разбитых фонарей». На протяжении шестнадцати сезонов менялись режиссёры, сценаристы и актёры, но любовь зрителей к героям сериала всегда оставалась неизменной. В этом году сериалу «Улицы разбитых фонарей» исполняется 20 лет!
Сериал «Улицы разбитых фонарей» появился на телеэкранах в 1998 году, хотя первые серии были сняты ещё в 1995-м. Сценаристом сериала стал начальник отдела раскрытию умышленных убийств Кировского РУВД Санкт-Петербурга Андрей Пименов. Когда-то он провалил экзамены на литературный факультет, но страсть к писательству осталась. Рабочие будни постоянно подкидывали сюжеты, и в свободное от работы время он написал свою первую повесть «Кошмар на улице Стачек». Повесть прочитал один знакомый журналист, сказал, что в рядах милиции появился свой «Ильф и Петров» и отнёс повесть в издательство. Так оперативник Андрей Пименов стал писателем и драматургом Андреем Кивиновым.
«Кошмар на улице Стачек» попал к режиссёру «Особенностей национальной охоты» Александру Рогожкину, и он решил связаться с автором и попробовать снять сериал о милицейских буднях. Сериал сначала назвали «Менты», но в процессе работы это показалось слишком прямолинейным, и сериал вышел как «Улицы разбитых фонарей». В третьем сезоне к названию всё-таки добавили слово «менты». На протяжении всех сезонов режиссёрами проекта были Дмитрий Светозаров, Евгений Татарский, Андрей Кравчук, Влад Фурман, Владимир Бортко, Сергей Снежкин и другие.
Перед кастингом продюсеры сериала отправились в Кировское РУВД к автору повести и прототипам героев будущего сериала. Главных героев поначалу было пятеро — Дукалис, Ларин, Волков, Казанцев и Соловец, причём капитан Ларин был списан с самого Кивинова и многие события, которые происходили с капитаном, были взяты из жизни автора.
Прототипом майора Соловца, который задержался в сериале дольше всех героев, стал начальник уголовного розыска подполковник Олег Дудинцев. После выхода на пенсию Дудинцев стал… писателем и продюсером.
Прототипом лейтенанта Дукалиса был сотрудник РУВД Анатолий Дукул. Он ушёл на пенсию в звании подполковника милиции и стал муниципальным депутатом.
Капитан Казанцев, Казанова — это сразу два человека, Владимир Малинин и Алексей Филиппов. Оба они были первыми героями-любовниками и самыми отчаянными парнями Кировского РУВД. Владимир Малинин пенсионер МВД и работает консультантом по вопросам безопасности. Алексей Филиппов умер в 2003 году возрасте 36 лет.
Самый молодой опер «Улиц…», работающий с трудными подростками лейтенант Волков, на самом деле был самым старшим оперативником. Вячеслав Баснев занимался преступлениями, совершёнными несовершеннолетними, и был абсолютно непохож на сериального героя. На пенсии Баснев работал на таможне, а потом стал чиновником.
Лейтенанта Насти Абдуловой не было в сценарии — был опер-стажёр Саша Абдулов, который появлялся в одной серии. В Настю его превратили уже по ходу работы — актриса Анастасия Мельникова уговорила свою подругу, художницу сериала, порекомендовать её хоть на какую роль. Режиссёр подумал и вписал в мужскую компанию решительную девушку. Так же прототипов не было у Мухомора и у появившихся в сериале гораздо позже лейтенанта Порохни и капитана Дымова.
Актёров отбирали по картотеке «Ленфильма». Александр Лыков пришёл на кастинг в шляпе и с длинными волосами, и режиссёр решил сделать из него «фишку» — Лыкова утвердили, даже не взглянув на других кандидатов. Без конкуренции был утверждён и Сергей Селин — очень уж он был похож на свой прототип. Алексей Нилов был довольно успешным рекламщиком и согласиться бросить работу его убедили только имена режиссёра и друзей — Селина и Половцева, которых уже утвердили в сериал. Михаил Трухин неожиданно пришёл на кастинг с гитарой и порадовал режиссёра песнями. Юрий Кузнецов согласился на роль Мухомора без колебаний, но думал, что это разовая работа — он и не предполагал, что задержится на пять сезонов. В шестом на смену Мухомору пришёл Дед, которого играл актёр Леонид Куравлёв, а в десятом его сменил Кефирыч в исполнении Георгия Штиля.
Актёров отбирали по картотеке «Ленфильма». Александр Лыков пришёл на кастинг в шляпе и с длинными волосами, и режиссёр решил сделать из него «фишку» — Лыкова утвердили, даже не взглянув на других кандидатов. Без конкуренции был утверждён и Сергей Селин — очень уж он был похож на свой прототип. Алексей Нилов был довольно успешным рекламщиком и согласиться бросить работу его убедили только имена режиссёра и друзей — Селина и Половцева, которых уже утвердили в сериал. Михаил Трухин неожиданно пришёл на кастинг с гитарой и порадовал режиссёра песнями. Юрий Кузнецов согласился на роль Мухомора без колебаний, но думал, что это разовая работа — он и не предполагал, что задержится на пять сезонов. В шестом на смену Мухомору пришёл Дед, которого играл актёр Леонид Куравлёв, а в десятом его сменил Кефирыч в исполнении Георгия Штиля.
Через год после премьеры сериал покинул самый яркий герой — Казанова. Александр Лыков понял, что он стал знаменитым, но не актёром, а «ментом», и рискует стать заложником роли. На Лыкова обиделась вся съёмочная группа, но «хоронить» героя не стали — надеялись на возвращение. Через несколько лет «похороны» всё-таки состоялись — из проекта ушли Сергей Селин и Алексей Нилов, соответственно Дукалис и Ларин героически погибли на задании. В 2000-х годах в сериале появились новые герои — юморной лейтенант Порохня в исполнении ви-джея, музыканта и актёра Оскары Кучеры и брутальный капитан Дымов, которого играет Евгений Дятлов. Появилось и новое начальство — полковник Ершов, в роли которого снялся Леонид Куравлёв.
За свою долгую историю «Улицы разбитых фонарей» много раз получали награды со стороны органов внутренних дел России, в том числе премии МВД и Ассоциации юристов и адвокатов России, а также премии Академии российского телевидения «ТЭФИ» в номинациях «Лучший проект года» и «Лучшая художественно-постановочная группа». Сценарист Андрей Кивинов попал в Книгу рекордов Санкт-Петербурга как создатель литературной основы самого долгого сериала в истории отечественного телевидения.
Комментарии2