Почему Роберт Земекис снял "Назад в будущее III"
Когда Роберт Земекис и Боб Гейл снимали первый фильм «Назад в будущее», о продолжении никто и не думал. Земекис считал, что сиквелы противоречат самой идее фильма. Летающий автомобиль в конце был просто шуткой. Но то, что сиквелу быть, стало ясно после того, как президент Рейган в своем ежегодном послании к Конгрессу упомянул фильм и произнес прямую цитату из него: "Там, куда мы едем, нам не нужны дороги"
Но у Земекиса всё равно были сомнения. У них не было готовой истории, для следующего фильма, они были связаны другими проектами. И вообще он с сомнениями относился к сиквелам, которые были "не вопросом искусства, а вопросом сборов"
Но увидев, что позиция студии была «Хотите вы участвовать или нет, но мы всё равно снимем продолжение», Земекис и Гейл, согласились. Подробно историю почему Роберт Земекис снял "Назад в будущее II" я вам уже рассказывал (кому интересно, могут почитать здесь)
Сейчас же давайте узнаем, как появилась идея третьего фильма. Эта история напрямую связана с созданием второй части.
Когда актеры согласились, то официально началась подготовка съемок сиквела. 22 мая 1986 года «Юниверсал» выпустил «Назад в будущее» на видеокассетах, и перед финальными титрами появилась надпись, сделанная знакомым красно-желтым шрифтом: «Продолжение следует...».
Прежде чем приступить к работе над сценарием, Бобы хотели понять, кто из прежних участников «Назад в будущее» хотел бы сняться во втором фильме. Первой позвонили Лее Томпсон (Лорейн). Она была согласна. Том Уилсон (Биф)? Безусловно. Криспин Гловер (Джордж)? А вот тут возникли сложности. Его запросы оказались слишком завышены – гонорар, по сравнению с первым фильмом, должен был вырасти более, чем в десять раз, не считая различных бонусов.
Но угроза снимать сиквел без Гловера не означала, что в сценарии не будет Джорджа. Просто в первом варианте сценария, который из-за занятости Земекиса Гейл почти полностью написал один, роль Джорджа оказалась намного меньше, чем в первом фильме.
Начало этого первого варианта сценария продолжения, который получил рабочее название «Второй номер», очень похоже на то, что потом мы увидим на экране: Марти и Док отправляются в будущее, Бифф крадет «Спортивный альманах Грея», ход истории меняется, и нашим героям предстоит его поправить. А вот продолжение первоначального варианта сценария было совсем не таким, как потом. Вместо того, чтобы вернуться обратно в 1955 год, Бифф решает, что круто было бы повидать шестидесятые, и отправляется в 1967 год. Все основные приключения происходят в той эпохе, когда Джордж МакФлай, преподающий в колледже, уезжает в Калифорнию, чтобы выступить с лекцией в университете Беркли, и таким образом отсутствует в течение большей части сценария, а Лоррейн становится хиппи.
Было еще не понятно, вернется ли Криспин Гловер — Бобы сомневались в этом, но сохраняли возможность для переговоров на тот случай, если актер и его представители будут готовы к нормальной беседе, — но одна вещь была теперь обеспечена: если актер будет участвовать, то он будет играть дурака. Гейл решил построить историю вокруг тех актеров, которые были доступны. Поэтому в альтернативном варианте развития событий в 1985 году Джордж умирал.
Земекису понравился сценарий Гейла, но он предложил еще раз подумать над улучшением сюжета. «Знаешь что? Мы находимся в совершенно уникальной ситуации, мы способны снять сиквел истории, в центре которой находится путешествие во времени, и мы можем вообще-то сделать то, что очень-очень хочет видеть наша публика, то есть вернуться назад и пересмотреть тот фильм, который они только что видели». И два Боба –Гейл и Земекис – сели за переработку сценария, который назвали «Парадокс». Новый сценарий на 165 страницах начинался так же, как и первый вариант, но его вторая часть была широкомасштабным возвращением в первый фильм.
А после сотой страницы добавилась и третья часть приключений, в которой Док Браун из-за удара молнии в ДеЛориан оказывался случайно отправленным из 1955 года на Дикий Запад , появлялась новая любовная линия, так как Док влюблялся в учительницу по имени Клара Клейтон, и возникал новый злодей по имени Бьюфорд Таннен, дальний родственник героя Тома Уилсона из первого фильма, которого в тот момент звали «Черный Бифф», а не «Бешеный пес», как в окончательном варианте.
Правда эта третья часть получалась слишком скомканной. А введенные в мир Марти на таком позднем этапе развития сюжета новые герои не сочетались со всем остальным. Когда Боб Гейл перечитывал текст расширившейся истории в поисках возможных сокращений, у него вдруг появилось смутное ощущение, что, работая над сценарием одного сиквела, он на самом деле разрабатывал материал, которого хватило бы на два. Более подробная разработка сюжета 1885 года привела к тому, что сценарий увеличился ещё на треть и фильм по нему должен был идти более 3 часов, а стоимость затрат на его съёмки должны были превысить 120 млн. долларов – больше чем два сиквела «Звездных войн» вместе. «Юниверсал» могли не одобрить этот сценарий. Гейл стал уговаривать Земекиса и остальных продюсеров добиваться не одного сиквела, а двух.
Убедить руководство студии снимать два сразу два фильма вместо одного удалось Стивену Спилбергу. Он представил всё в таком свете - если второй фильм окажется успешным, то, может быть, стоит заранее приготовить еще одну картину вместо того, чтобы через два или три года снова собирать всех актеров для третьей части? Фокс и Ллойд с удовольствием подпишут контракт на два фильма. Лея Томпсон и Том Уилсон так хотели снова работать с Земекисом и Гейлом, что они, скорее всего, с радостью воспользуются возможностью подольше побыть Лоррейн и Биффом. Оба фильма можно было бы снимать последовательно и завершить монтаж третьей части, когда вторая еще будет в кинотеатрах. Шайнберг понял, что у этой идеи есть потенциал.
В итоге в конце января 1989 года было принято решение разбить «Парадокс» на две части