"В августе 1944-го" или "Звезда", какой фильм лучше
Я до сих пор не могу понять как у отечественных режиссёров, что РФ, что моей родной Беларуси удаётся вместо фильмов о войне снять лютый китч с партизанами как из барбершопа и медсестрами, прошедшими операции на нос и скулы.
И чем дальше, тем примитивнее и цветастее становятся военные фильмы, рассказывающие о страшном времени с непосредственностью военных агиток.
Почему раньше фильмы про войну были лучше
Я согласен с некоторыми экспертами, что советские фильмы о войне были хороши, пока были живы свидетели тобой поры. Как, например, Леонид Быков снимал «В бой идут одни старики», когда у него был под боком живой консультант, игравший механика, артист Алексей Смирнов. Он был не просто участник кровавой войны, а настоящий герой, ставший кавалером трех самых значимых солдатских боевых орденов.
Да и по воспоминаниям белорусского режиссёра Виктора Турова, который в 70-ые годы прошлого века активно снимал фильмы о войне, всегда в съёмочной группе находился или бывший фронтовик или партизан, который не выдерживал и показывал, как надо наиболее реалистично играть ту или иную сцену.
Да ветераны практически все ушли, но это не повод снимать откровенную развесистую клюкву, в которой танк на скорости метко стреляет и поражает цели, а экипаж спокойно между собой беседует, или когда аккуратно выбритые полицаи ведут в гестапо подпольщика в белоснежной рубашке и кропотливой укладкой на шевелюре.
Вообще создаётся впечатление, что последние качественные фильмы о войне создали в самом начале века на киностудиях «Мосфильм» и « Беларусьфильм». По крайней мере, они до сих пор смотрятся, и их хочется пересматривать. Это снятая в 2002 году на московской киностудии году «Звезда» и вышедшая на два года раньше картина « В августе 1944-го».
При разности сюжетов и понимания режиссером военной тематики, у них очень много общего. Обе картины сняты по культовым произведениям Эммануила Казакевича и Владимира Богомолова.
Оба этих произведения и раньше экранизировались. Первую «Звезду» снимали в 1949 году , а первую экранизацию богомоловского «Момента Истины» начали в 1975 году. Если «Звезда» успешно шла в послевоенном прокате, то «Момент Истины» запретили после просмотра руководством отснятого материала.
По воспоминаниям самого Владимира Богомолова литовский режиссер Витаутас Жалакавичюс создал из группы капитана Алёхина небритых, расхристанных штрафников, двигающихся и разговаривающих в стиле американской «Великолепной семёрки».
Режиссеры снимали фильмы в то время, когда, казалось, интерес к военному кино пропал у зрителя надолго. Оба режиссера, снимавшие фильмы имели уже имя. Михаил Пташук был конечно более знаменитым, но и «Змеиный источник» режиссера «Звезды» Николая Лебедева тоже наделал шума и не прошел незамеченный зрителем в 1997 году.
Сюжет обеих кинокартин развивается летом 1944 года в ходе выполнения операции «Багратион». Только в «Звезде» действует разведывательная группа, которая успешно вскрывает замыслы врага. А в «В августе 1944-го» показана работа контрразведывательной группы «СМЕРШ», которой нужно ликвидировать активную группу немецкой разведки, которая может угрожать планам советского командования.
Авторы книг знали, о чём пишут. Эммануил Казакевич во время Великой Отечественной Войны проходил службу в разведывательном отделе и Победу встретил в должности заместителя начальника разведки армии. А Владимир Богомолов с 1944 года служит в управлении контрразведки 3-го Белорусского Фронта, а чуть позже в главном управлении СМЕРШ.
Привлекательность военного кино, сделанного по поздним советским стандартам
В обоих фильмах практически нет маститых (на момент съемок) актеров, но именно роли в этих фильмах принесли молодым талантам признание и новые роли. В «Звезде» разведывательная группа постоянно находится в боевых столкновениях, её бойцам требуется брать пленным, убивать и всё делать в очень быстром темпе.
Ведь от их умения вскрыть настоящее направление танкового удара противника зависит успех наступления не только армии, но и фронта. В результате группа демаскирует ложные позиции немцев, обнаруживает место, где на самом деле замаскированы сотни танков и успевает передать эти данные в штаб. Но сама группа попадает в окружение и никто из них не смог вернуться домой, так как их сожги огнеметы штурмовой роты врага.
«В августе 1944-го» года динамика сохраняется, чувствуется и война и опасность, даже при отсутствии явного врага. Напряжение фильма растёт каждую минуту. И даже удивительно, в фильме отсутствует не только бой, но и серьезная перестрелка, но от этого он не становится менее динамичным.
Великолепная игра актеров и отсутствие надуманных героических подвигов сделали этот фильм эталоном военного кино для зрителя. К тому же в фильме отличный финал, никто из полюбившихся зрителю персонажей не был убит, а вражеская разведывательная группа поддалась на провокацию и была уничтожена.
Лично я люблю оба этих фильма и предпочитаю их смотреть, вместо новинок военного кино. Хотя на 9 мая я вечером все же смотрю фильм Пташука, он мне немного ближе по местности, в которой разворачиваются основные сюжетные линии.
Концовка фильма позитивная, в отличии от многих военных фильмов
И теперь я с ужасом жду уже про анонсированный сериал «Операция Неман» по книге Богомолова. Его снимает маститый режиссер Сергей Виноградов известный по таким сериалам как «Учитель в законе» и «По законам военного времени». Хотелось пожелать ему успеха в экранизации, но неуверенность присутствует.