9 главных фильмов Канн-2023 — новый Скорсезе, драма про Освенцим и дурачества Мишеля Гондри
76-й Каннский фестиваль закончился, но фильмы остались, и многие из них ждет яркая судьба. Рассказываем про главные работы конкурсной программы, на которые стоит обратить внимание.
1. «Траектория падения» / Anatomie d'une chute
Режиссер Жюстин Трие
Фильм — победитель Канн-2023 французского режиссера Жюстин Трие, наверное, один из самых зрительских в конкурсе. Он снят на основе true crime (жанр, в котором исследуются реальные преступления и мотивы связанных с ним людей), который заполонил стриминги за последние несколько лет.
Немецкая писательница Сандра живет вместе с мужем Венсаном и сыном Даниэлем во Французских Альпах. После неудачного интервью Сандра идет в свою комнату отдохнуть, а Даниэль берет свою собаку Снупа на прогулку и по возвращении видит окровавленное тело отца на белом снегу. Полиция не исключает возможность убийства, Сандра настаивает на том, что муж совершил самоубийство. На чьей стороне правда? Это решит суд. Любительница мелодраматических детективов Трие на этот раз сняла сдержанный крепкий триллер с традиционными для данного жанра темами о размытости правды и игрой с фактами, которые можно интерпретировать сотней разных способов. В целом ничего нового, особенно для тех, кто проштудировал true crime каталог Netflix, но фильм достаточно хорош, чтобы продержать зрителей в напряжении внушительные два с половиной часа.
Режиссер Мартин Скорсезе
Один из главных живых классиков Мартин Скорсезе, кажется, совсем не собирается на покой и продолжает снимать амбициозное и очень злое кино. Формально картина рассказывает об убийствах в рядах индейского племени осейджей в 1920-е годы, а на деле у режиссера получается очередная история о гангстерах — беспринципных представителях американского капитализма.
Леонардо ДиКаприо играет простодушного Эрнеста Беркхарта, который после Первой мировой войны в поисках работы приезжает к зажиточному дяде Уильяму Хэйлу (Роберт Де Ниро). Тот нанимает Эрнеста шофером и использует его приятную внешность для привлечения состоятельной Молли Кайл (Лили Гладстоун) из племени осейджей. Пара быстро женится, заводит детей, а расчетливый дядя Хэйл советует Эрнесту разные способы устранения родственников Молли, чтобы получить в наследство ее огромное состояние. Новый фильм Скорсезе поражает визуальной изобретательностью и актерской игрой, но при этом зацикливается на привычных для режиссера темах и не предлагает ничего нового. Мастер не устает повторять, что жадность не приносит удовлетворения и в конечном счете даже самый богатый человек обречен на одиночество.
Режиссер Джеймс Мэнголд
Казалось бы, продолжение франшизы про обаятельного археолога через 15 лет после выхода четвертой части («Индиана Джонс и королевство хрустального черепа») не самая очевидная идея. Особенно учитывая почтенный возраст исполнителя главной роли Харрисона Форда (ему исполнилось 80 лет). Однако тот оказался более чем бодр, да и новые технологии вернули Форда на сорок лет назад.
В 1969 году американцы наконец-то запустили первого человека на Луну. Все ликуют, только Инди совершенно наплевать на успехи страны в освоении космоса. Оставшись наедине с собой, он забывается в любимой археологии, пока к нему не заявляется крестная дочь Хелена (Фиби Уоллер-Бридж). Вместе они отправляются на поиски артефакта, созданного Архимедом две тысячи лет назад. За ним же охотится аккуратный экс-нацист Юрген Фоллер (Мадс Миккельсен), явно не оставивший свои убеждения в прошлом. Это первая часть знаменитой франшизы, к которой не приложили руку Стивен Спилберг и Джордж Лукас. Режиссуру доверили автору «Ford против Ferrari» и «Прерванной жизни» Джеймсу Мэнголду. Он идет по проторенной дорожке и не пытается перепридумать знаменитый фильм, а только отразить магию оригинальной трилогии. И это ему вполне удается.
Режиссер Джонатан Глейзер
Британский режиссер и обладатель Гран-при фестиваля Джонатан Глейзер предлагает посмотреть на холокост с другой стороны стены. Вместо ужасов концлагерей он показывает мещанскую жизнь немецкой семьи, которая строит свое благополучие на костях миллионов людей.
Фильм рассказывает о коменданте Освенцима Рудольфе Хёссе (Кристиан Фридель) и его жене Хедвиг (Сандра Хюллер). Хедвиг занята приятными хлопотами по строительству семейного гнездышка у стен лагеря, Рудольф же обеспокоен вопросом эффективной утилизации еврейского населения. Оба радуются тому, что их мечты наконец-то исполнились, и надеются, что эта идиллия никогда не закончится. В целом Глейзер играет на одной ноте — его мотивы понятны с самой первой минуты фильма. Однако режиссеру удается раскрутить эту идею и парализовать зрителя зрелищем безотчетного ужаса.
Режиссер Аки Каурисмяки
После нескольких фильмов о миграционном кризисе в Европе и шести лет молчания Аки Каурисмяки возвращается к истокам и снимает в родной Финляндии про любимый им рабочий класс. Сюжет картины напоминает предыдущие работы финна: она работает в супермаркете, он — на стройке, ее увольняют за воровство, его — за пьянство. В темноте караоке-клуба их глаза встречаются, и, кажется, жизнь уже не так депрессивна и невыносима. На пути героев будет много препятствий, в большинстве своем нелепых, но им все-таки удастся найти друг друга и не сойти с ума в этом безумном мире.
В кадре яркие цвета, неразговорчивые и всегда серьезные герои, ироничные диалоги и очень много музыки, в основном старых финских шлягеров. Чего в кадре нет, так это предметов времени — про год, когда происходит история, напоминают лишь тревожные новости из Украины, которые герои стараются поскорее выключить. «Опавшие листья» гениальны в своей простоте и гуманистическом посыле, потому что в конечном счете мир может спасти только любовь.
Режиссер Вим Вендерс
Еще одно неожиданное возвращение старого мастера. Режиссер немецкой «новой волны», автор «Неба над Берлином» и «Париж, Техас» Вим Вендерс снял медитативную и очень хрупкую поэму о ценности жизни. Хираяма работает уборщиком туалетов в Токио. Каждый день неразговорчивого героя четко распланирован: ранний подъем, работа, сауна, скромный ужин в любимом кафе, визиты в книжный магазин и фотоателье по выходным. Чем больше мы знакомимся с героем, тем лучше понимаем, что он выбрал такой простой образ жизни сознательно. Однако внешние события все равно вторгаются в размеренный мир Хираямы и выводят его из равновесия.
Вендерс, как и Каурисмяки, напоминает нам о ценности нашего существования через глаза мудрого персонажа. Вместе с Хираямой мы любуемся деревьями в парке, наблюдаем за людьми, удовлетворенно вдыхаем влажный утренний воздух, радуемся стакану холодной воды в конце продуктивного рабочего дня и плачем над песнями Нины Симон. «Идеальные дни» полон любви к жизни и людям, и после просмотра хочется хоть ненадолго остановиться и поднять глаза к небу.
Режиссер Мишель Гондри
Долгожданный полнометражный фильм режиссера «Вечного сияния чистого разума» и «Науки сна» Мишеля Гондри. После провалов «Пены дней», которую никто не понял, и «Микроба и бензина», который, кажется, никто не посмотрел, француз снял душераздирающий сериал «Шучу» с Джимом Керри и вернулся в большое кино со скромной, обаятельной и невероятно душевной работой о муках творчества.
По сюжету режиссер Марк сталкивается с вопиющим предательством со стороны своего продюсера: его новый фильм настолько длинный и непонятный, что монтаж планируют завершить без режиссера, постоянно фонтанирующего странными идеями. Тогда Марк собирает верную ему съемочную группу, крадет единственную копию фильма и уезжает к тетушке в деревню, чтобы наконец-то закончить картину. Правда, в итоге герой никак не может решиться посмотреть съемочные материалы и вместо этого придумывает всякую ерунду: монтажный автобус, мультик про то, как лис открывает парикмахерскую, или «Книгу решений», в которой предлагает выход из любой ситуации. Гондри меланхоличен, но ни на йоту не растерял своего странного чувства юмора, и его новый фильм, словно машина времени, возвращает в юность.
Режиссер Чан Ань Хунг
Неожиданный шедевр французского режиссера вьетнамского происхождения Чан Ань Хунга, который рассказывает о любви к жизни и еде. Действие картины происходит в 1885 году во Франции. «Наполеон французской кухни» Доден Буффан создает новые блюда на пару со своим сушефом Южени в исполнении Жюльет Бинош. За долгие годы совместного творчества они стали друг другу больше, чем коллегами. Оба утопают в любви, солнечном свете и рябчиках, и один может существовать только при поддержке другого.
«Рагу Додена Буффана» — фильм без ощутимого сюжета, начинающийся с двадцатиминутной сцены приготовления ужина из пяти блюд. Фильм предлагает идеальные кадры французских пейзажей, явно позаимствованные у импрессионистов, прекрасную Бинош и еду, которая служит и средством самовыражения, и системой жизненных убеждений, и единственным способом соблазнить любовь своей жизни. Чан Ань Хунгу удалось поймать неуловимое и отразить то, что нельзя объяснить словами.
Режиссер Аличе Рорвахер
Итальянский режиссер Аличе Рорвахер сняла лучший фильм за свою карьеру. Звезда сериала «Корона» Джош О’Коннор играет британского археолога Артура, волею судеб заброшенного в сердце Италии. У Артура есть особый дар по нахождению древних могил этрусков, разбросанных по полям, пляжам и индустриальным зонам. Этим пользуются его друзья — разношерстная банда мелких грабителей, которые продают свои находки некоему состоятельному бизнесмену, предпочитающему держать свою личность в секрете. Сам Артур не особо интересуется деньгами и, кажется, ищет в захоронениях древнего народа что-то свое, а может быть, кого-то.
Рорвахер не изменяет себе и снова снимает в излюбленном стиле магического реализма, где время навсегда застыло где-то в восьмидесятых. Ее герои — забытые, никому не нужные люмпены, ее место действия — далекая от туристических троп Италия, покрытая неоконченными стройками, промзонами и заброшенными домами. Внутри всего этого — поиск вечной красоты, исследование потери, горя, мимолетности жизни и человеческой жадности, которая никогда не приводит ни к чему хорошему.
Автор текста: Тома Ходова
Немецкая писательница Сандра живет вместе с мужем Венсаном и сыном Даниэлем во Французских Альпах. После неудачного интервью Сандра идет в свою комнату отдохнуть, а Даниэль берет свою собаку Снупа на прогулку и по возвращении видит окровавленное тело отца на белом снегу. Полиция не исключает возможность убийства, Сандра настаивает на том, что муж совершил самоубийство. На чьей стороне правда? Это решит суд. Любительница мелодраматических детективов Трие на этот раз сняла сдержанный крепкий триллер с традиционными для данного жанра темами о размытости правды и игрой с фактами, которые можно интерпретировать сотней разных способов. В целом ничего нового, особенно для тех, кто проштудировал true crime каталог Netflix, но фильм достаточно хорош, чтобы продержать зрителей в напряжении внушительные два с половиной часа.
2. «Убийцы цветочной луны» / Killers of the Flower Moon
Режиссер Мартин Скорсезе
Один из главных живых классиков Мартин Скорсезе, кажется, совсем не собирается на покой и продолжает снимать амбициозное и очень злое кино. Формально картина рассказывает об убийствах в рядах индейского племени осейджей в 1920-е годы, а на деле у режиссера получается очередная история о гангстерах — беспринципных представителях американского капитализма.
Леонардо ДиКаприо играет простодушного Эрнеста Беркхарта, который после Первой мировой войны в поисках работы приезжает к зажиточному дяде Уильяму Хэйлу (Роберт Де Ниро). Тот нанимает Эрнеста шофером и использует его приятную внешность для привлечения состоятельной Молли Кайл (Лили Гладстоун) из племени осейджей. Пара быстро женится, заводит детей, а расчетливый дядя Хэйл советует Эрнесту разные способы устранения родственников Молли, чтобы получить в наследство ее огромное состояние. Новый фильм Скорсезе поражает визуальной изобретательностью и актерской игрой, но при этом зацикливается на привычных для режиссера темах и не предлагает ничего нового. Мастер не устает повторять, что жадность не приносит удовлетворения и в конечном счете даже самый богатый человек обречен на одиночество.
3. «Индиана Джонс и колесо судьбы» / Indiana Jones and the Dial of Destiny
Режиссер Джеймс Мэнголд
Казалось бы, продолжение франшизы про обаятельного археолога через 15 лет после выхода четвертой части («Индиана Джонс и королевство хрустального черепа») не самая очевидная идея. Особенно учитывая почтенный возраст исполнителя главной роли Харрисона Форда (ему исполнилось 80 лет). Однако тот оказался более чем бодр, да и новые технологии вернули Форда на сорок лет назад.
В 1969 году американцы наконец-то запустили первого человека на Луну. Все ликуют, только Инди совершенно наплевать на успехи страны в освоении космоса. Оставшись наедине с собой, он забывается в любимой археологии, пока к нему не заявляется крестная дочь Хелена (Фиби Уоллер-Бридж). Вместе они отправляются на поиски артефакта, созданного Архимедом две тысячи лет назад. За ним же охотится аккуратный экс-нацист Юрген Фоллер (Мадс Миккельсен), явно не оставивший свои убеждения в прошлом. Это первая часть знаменитой франшизы, к которой не приложили руку Стивен Спилберг и Джордж Лукас. Режиссуру доверили автору «Ford против Ferrari» и «Прерванной жизни» Джеймсу Мэнголду. Он идет по проторенной дорожке и не пытается перепридумать знаменитый фильм, а только отразить магию оригинальной трилогии. И это ему вполне удается.
4. «Зона интересов» / The Zone of Interest
Режиссер Джонатан Глейзер
Британский режиссер и обладатель Гран-при фестиваля Джонатан Глейзер предлагает посмотреть на холокост с другой стороны стены. Вместо ужасов концлагерей он показывает мещанскую жизнь немецкой семьи, которая строит свое благополучие на костях миллионов людей.
Фильм рассказывает о коменданте Освенцима Рудольфе Хёссе (Кристиан Фридель) и его жене Хедвиг (Сандра Хюллер). Хедвиг занята приятными хлопотами по строительству семейного гнездышка у стен лагеря, Рудольф же обеспокоен вопросом эффективной утилизации еврейского населения. Оба радуются тому, что их мечты наконец-то исполнились, и надеются, что эта идиллия никогда не закончится. В целом Глейзер играет на одной ноте — его мотивы понятны с самой первой минуты фильма. Однако режиссеру удается раскрутить эту идею и парализовать зрителя зрелищем безотчетного ужаса.
5. «Опавшие листья» / Kuolleet lehdet
Режиссер Аки Каурисмяки
После нескольких фильмов о миграционном кризисе в Европе и шести лет молчания Аки Каурисмяки возвращается к истокам и снимает в родной Финляндии про любимый им рабочий класс. Сюжет картины напоминает предыдущие работы финна: она работает в супермаркете, он — на стройке, ее увольняют за воровство, его — за пьянство. В темноте караоке-клуба их глаза встречаются, и, кажется, жизнь уже не так депрессивна и невыносима. На пути героев будет много препятствий, в большинстве своем нелепых, но им все-таки удастся найти друг друга и не сойти с ума в этом безумном мире.
В кадре яркие цвета, неразговорчивые и всегда серьезные герои, ироничные диалоги и очень много музыки, в основном старых финских шлягеров. Чего в кадре нет, так это предметов времени — про год, когда происходит история, напоминают лишь тревожные новости из Украины, которые герои стараются поскорее выключить. «Опавшие листья» гениальны в своей простоте и гуманистическом посыле, потому что в конечном счете мир может спасти только любовь.
6. «Идеальные дни» / Perfect Days
Режиссер Вим Вендерс
Еще одно неожиданное возвращение старого мастера. Режиссер немецкой «новой волны», автор «Неба над Берлином» и «Париж, Техас» Вим Вендерс снял медитативную и очень хрупкую поэму о ценности жизни. Хираяма работает уборщиком туалетов в Токио. Каждый день неразговорчивого героя четко распланирован: ранний подъем, работа, сауна, скромный ужин в любимом кафе, визиты в книжный магазин и фотоателье по выходным. Чем больше мы знакомимся с героем, тем лучше понимаем, что он выбрал такой простой образ жизни сознательно. Однако внешние события все равно вторгаются в размеренный мир Хираямы и выводят его из равновесия.
Вендерс, как и Каурисмяки, напоминает нам о ценности нашего существования через глаза мудрого персонажа. Вместе с Хираямой мы любуемся деревьями в парке, наблюдаем за людьми, удовлетворенно вдыхаем влажный утренний воздух, радуемся стакану холодной воды в конце продуктивного рабочего дня и плачем над песнями Нины Симон. «Идеальные дни» полон любви к жизни и людям, и после просмотра хочется хоть ненадолго остановиться и поднять глаза к небу.
7. «Книга решений» / Le Livre des Solutions
Режиссер Мишель Гондри
Долгожданный полнометражный фильм режиссера «Вечного сияния чистого разума» и «Науки сна» Мишеля Гондри. После провалов «Пены дней», которую никто не понял, и «Микроба и бензина», который, кажется, никто не посмотрел, француз снял душераздирающий сериал «Шучу» с Джимом Керри и вернулся в большое кино со скромной, обаятельной и невероятно душевной работой о муках творчества.
По сюжету режиссер Марк сталкивается с вопиющим предательством со стороны своего продюсера: его новый фильм настолько длинный и непонятный, что монтаж планируют завершить без режиссера, постоянно фонтанирующего странными идеями. Тогда Марк собирает верную ему съемочную группу, крадет единственную копию фильма и уезжает к тетушке в деревню, чтобы наконец-то закончить картину. Правда, в итоге герой никак не может решиться посмотреть съемочные материалы и вместо этого придумывает всякую ерунду: монтажный автобус, мультик про то, как лис открывает парикмахерскую, или «Книгу решений», в которой предлагает выход из любой ситуации. Гондри меланхоличен, но ни на йоту не растерял своего странного чувства юмора, и его новый фильм, словно машина времени, возвращает в юность.
8. «Рагу Додена Буффана» / Le Pot-au-feu de Dodin Bouffant
Режиссер Чан Ань Хунг
Неожиданный шедевр французского режиссера вьетнамского происхождения Чан Ань Хунга, который рассказывает о любви к жизни и еде. Действие картины происходит в 1885 году во Франции. «Наполеон французской кухни» Доден Буффан создает новые блюда на пару со своим сушефом Южени в исполнении Жюльет Бинош. За долгие годы совместного творчества они стали друг другу больше, чем коллегами. Оба утопают в любви, солнечном свете и рябчиках, и один может существовать только при поддержке другого.
«Рагу Додена Буффана» — фильм без ощутимого сюжета, начинающийся с двадцатиминутной сцены приготовления ужина из пяти блюд. Фильм предлагает идеальные кадры французских пейзажей, явно позаимствованные у импрессионистов, прекрасную Бинош и еду, которая служит и средством самовыражения, и системой жизненных убеждений, и единственным способом соблазнить любовь своей жизни. Чан Ань Хунгу удалось поймать неуловимое и отразить то, что нельзя объяснить словами.
9. «Химера» / La Chimera
Режиссер Аличе Рорвахер
Итальянский режиссер Аличе Рорвахер сняла лучший фильм за свою карьеру. Звезда сериала «Корона» Джош О’Коннор играет британского археолога Артура, волею судеб заброшенного в сердце Италии. У Артура есть особый дар по нахождению древних могил этрусков, разбросанных по полям, пляжам и индустриальным зонам. Этим пользуются его друзья — разношерстная банда мелких грабителей, которые продают свои находки некоему состоятельному бизнесмену, предпочитающему держать свою личность в секрете. Сам Артур не особо интересуется деньгами и, кажется, ищет в захоронениях древнего народа что-то свое, а может быть, кого-то.
Рорвахер не изменяет себе и снова снимает в излюбленном стиле магического реализма, где время навсегда застыло где-то в восьмидесятых. Ее герои — забытые, никому не нужные люмпены, ее место действия — далекая от туристических троп Италия, покрытая неоконченными стройками, промзонами и заброшенными домами. Внутри всего этого — поиск вечной красоты, исследование потери, горя, мимолетности жизни и человеческой жадности, которая никогда не приводит ни к чему хорошему.
Автор текста: Тома Ходова
Комментариев пока нет