Актуальность "Бойцовский клуб" в эпоху американской мечты: почему фильм остается значимым
Фильм "Бойцовский клуб", недооценённый в прокате (привет, бездарные, мыслящие шаблонами маркетологи, которые, зацепившись за слово "бойцовский" продвигали картину, как фильм о спорте) получил статус культового и заслуженную славу уже много позже своей премьеры.
Он снят по книге Чака Паланика, автору которой удалось довольно четко сформулировать главную боль современного мира - пресыщение потреблением. В русском языке есть свои описания этого процесса: "Невыносимая лёгкость бытия" и "беситься с жиру". Довольно ёмкие и своеобразные. Это свидетельствует о том, что проблема интернациональна.
Главный герой (у него нет имени, для удобства буду называть Рассказчиком), конечно, вовсе не выглядит счастливым и сытым, но дело именно в том, что он изнывает от своей чрезмерно устроенной жизни. Его организм бунтует против бесполезной с духовной точки зрения, но высокооплачиваемой работы, на которой он усердно трудится, против власти корпораций и бесконечной покупки красивых, но ненужных вещей.
Однако в обществе, в котором он живёт, его положение если не завидно, то довольно уважаемо, многие не против оказаться на его месте. Поэтому он не может послать к черту все и жить как хочет. Более того, он даже сам себе не может объяснить, а что, собственно, в его жизни не так.
Причина появления Тайлера Дёрдена, альтер-эго героя, — это раздирающие героя противоречия, необходимость сохранять внешний пристойный облик и в то же время желание жить иной жизнью.
Дэвид Финчер — это режиссер, в картинах которого все выверено до маниакальных мелочей, предметы и люди расставлены с четким умыслом и нет ни единого случайного цветового пятнышка. Ведущего цвета в этом фильме нет, скорее ведущий тон - тяжёлый, мрачный, местами с психоделическими "случайными" яркими пятнами, что соответствует внутреннему состоянию героя. Эй, он все же как-никак страдает от шизофрении, раздвоения личности и бессонницы одновременно, откуда взяться другим тонам? Пожалуй, чаще всего в картине можно видеть синие оттенки – и они преобладают там, где действие крутится вокруг Рассказчика.
Для того, чтобы понять почему так, посмотрим на проблему, которую выражает сам герой. Бессонница. Да, она не главная, но так он формулирует причины происходящего сам для себя, она заставляет его предпринимать какие-то действия. С нее все началось, из-за нее все продолжается.
Люди, страдающие бессонницей (я вот тоже), пытавшиеся с ней справиться, знают, что в числе её причин есть реакция нашего организма на свет. Поэтому среди прочих рекомендаций есть советы воздержаться от просмотра телевизора, использования компьютера и гаджетов перед сном. Эти устройства излучают сине-фиолетовый спектр цвета, который в циркадных ритмах человека способствует пробуждению и стимуляции нервной системы. Под влиянием этого света выработка мелатонина в организме понижается и человек бодрствует. Поэтому Рассказчика часто окружают именно сине-фиолетовые оттенки, которые подчеркивают его невозможность расслабиться и уснуть в конце концов нормально, а не превращаясь в Тайлера.
Действие картины зачастую разворачивается ночью. Это не случайно, ведь нам показывают историю о человеке, страдающем бессонницей и раздвоением личности. И та самая альтернативная личность просыпается в Рассказчике ночью, когда большинство людей спит. Тайлер Дёрден – воплощение желаний главного героя – прежде всего раскован и свободен от социальных условностей. Рассказчика восхищает в нем философия «быть, а не казаться». И не только его.
В художественном произведении все события так или иначе связаны с протагонистом – главным героем истории, персонажем, на котором завязан сюжет. Ему противостоит антагонист – главное конфликтное лицо, вовлекающее протагониста в борьбу. В «Бойцовском клубе» таким антагонистом является Тайлер, и это тот самый случай, когда симпатии зрителя оказываются на стороне противоборствующей силы, а не на стороне главного героя. В свое время фильм растащили на цитаты, и большинство из них были репликами Тайлера. Похожую славу снискал себе другой антагонист - Джокер из фильма Нолана «Темный рыцарь». Положительный Бэтмэн кажется чересчур правильным и меркнет на фоне анархичного злодея, реплики которого также в свое время растащили на цитаты после выхода фильма. Очарование публики такими героями свидетельствует о том, что в нашей жизни в последнее время стало слишком много порядка. Что размеренный темп жизни без стрессов для современного человека является стрессом самим по себе. Мы справедливо идентифицируем себя с Рассказчиком – большинство из нас работает на офисных работах, живет, как нам кажется, скучной жизнью, и поэтому нас тоже очаровывает Тайлер. И если Рассказчик – всегда нейтральный, серый, будто сливающийся с фоном, то Тайлер – это яркое пятно. Он носит преимущественно одежду красных цветов, а облик всегда небрежен: мятые пиджаки, не до конца застегнутые рубашки, грязные майки, всклокоченные волосы. Но его внешний вид в сочетании с харизмой и игрой Брэда Пита создают образ настолько цельного, уверенного в себе, по-настоящему свободного человека, что мы буквально ослеплены персонажем.
Еще одна деталь красного цвета – очки Тайлера. Здесь это не только модный аксессуар. Помните, как влияет синий спектр цвета на сон человека? Так вот, дело в том, что красный свет единственный не блокирует выработку мелатонина. А значит, успокаивает нервную систему и не нарушает сон. С этой целью в туалетах устанавливают красные лампочки, чтобы, воспользовавшись им ночью, человек мог быстро заснуть потом. Красные очки носят люди, работающие по ночам, чтобы облегчить себе засыпание днем. Тайлер смотрит на мир преимущественно сквозь стекла красного мелатонинового цвета. Он расслаблен, в отличие от Рассказчика.
Если Тайлер – это красное пятно в жизни Рассказчика, то Марла – черное. Всклокоченные черные волосы и тоже очки, только черные – основа ее облика. По книге, кстати, и Тайлер, и Марла – это воображаемые личности Рассказчика. В фильме есть некоторые намеки на то, что она тоже плод воображения – например, она ведет себя как Тайлер, так же небрежна, курит, иногда использует те же реплики. Но прямо этот факт режиссер нам не показывает, в отличие от ситуации с Тайлером.
Про приемы, которыми режиссер в течение всего фильма презентует неожиданный финал. Несколько раз в начале Талер появляется на секунду в одном кадре с разными персонажами. В этот момент рассказчик еще не осознает его появление. В первый раз полноценно, а не мельком мы видим Тайлера на фразе – «Если просыпаешься в другом времени и в другом месте, то почему нельзя проснуться другим человеком?». Это, собственно, первый жирный намек на то, что часто, засыпая, Рассказчик просыпается именно этим человеком. Тайлер здесь еще не яркое пятно, но тот самый «другой человек» - небрежно одетый и уже в очках.
Момент знакомства Рассказчика с Тайлером показан буквально как раздвоение – камера просто делает оборот вокруг главного героя и их становится двое.
В фильме есть моменты, когда фон вокруг Рассказчика не синий, а имеет теплые оттенки – желтоватый, коричневый. Это моменты, когда герой чувствует себя в безопасности, расслаблено или в комфортной обстановке – на собраниях в клубе неизлечимо больных, в доме на Пэйпер стрит и на арене в драке с членами Клуба. Кстати, название улицы – Paper в переводе с английского – бумага, намекает, что дом не настоящий. Такие обозначения используют картографы в англоязычных странах, чтобы показать, что дом, улица или другой географический объект существуют только на бумаге.
Несмотря на то, что фильм появился более 20 лет назад, некоторые затрагиваемые им темы актуальны и по сей день. Да, за это время человечество переосмыслило философию потребления, да и оголтелое стремление к «успешному успеху» тоже отходит на задний план. Фильм частично был бунтом против «американской мечты» - понятия, которое в Штатах обозначает возможность достижения успеха человеком любого сословия путем упорного труда. Источником понятия считают написанный в период Великой Депрессии исторический трактат Джеймса Адамса «Эпос Америки»: «американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает».
В изначальной интерпретации «американской мечты» нет ничего плохого или аморального, всем этим, как водится, философия обросла потом. Все началось с внешней атрибутики успеха – дома в собственности, хорошего автомобиля и круглой суммы на счету, а закончилось обществом потребления, где люди работают ради того, чтобы покупать. Все потому, что при внешней благопристойности формулировки «американской мечты» в ней нет ничего про духовные ценности – а показателем успеха является количество заработанных денег и купленных на них товаров. Ни слова о том, чтобы заниматься любимым делом, например, и лишь поэтому быть счастливым. Наше общество до сих пор отравлено этим ядом, но теперь, по крайней мере, широкие массы осознают последствия. Конечно, Тайлер Дерден – это другая крайность и не является адекватным примером для подражания. Я считаю, что фильм «Бойцовский клуб» учит прежде всего скептически относиться к навязанным общественным моделям, независимо от того, что сейчас будет в моде – общество потребления, поголовный дауншифтинг, бег наперегонки по карьерной лестнице или что-то другое. Главное – слышать себя и свои потребности, иметь смелость выбирать собственный путь в жизни. А то так и кукухой поехать недолго.
Главный герой (у него нет имени, для удобства буду называть Рассказчиком), конечно, вовсе не выглядит счастливым и сытым, но дело именно в том, что он изнывает от своей чрезмерно устроенной жизни. Его организм бунтует против бесполезной с духовной точки зрения, но высокооплачиваемой работы, на которой он усердно трудится, против власти корпораций и бесконечной покупки красивых, но ненужных вещей.
Однако в обществе, в котором он живёт, его положение если не завидно, то довольно уважаемо, многие не против оказаться на его месте. Поэтому он не может послать к черту все и жить как хочет. Более того, он даже сам себе не может объяснить, а что, собственно, в его жизни не так.
Причина появления Тайлера Дёрдена, альтер-эго героя, — это раздирающие героя противоречия, необходимость сохранять внешний пристойный облик и в то же время желание жить иной жизнью.
Дэвид Финчер — это режиссер, в картинах которого все выверено до маниакальных мелочей, предметы и люди расставлены с четким умыслом и нет ни единого случайного цветового пятнышка. Ведущего цвета в этом фильме нет, скорее ведущий тон - тяжёлый, мрачный, местами с психоделическими "случайными" яркими пятнами, что соответствует внутреннему состоянию героя. Эй, он все же как-никак страдает от шизофрении, раздвоения личности и бессонницы одновременно, откуда взяться другим тонам? Пожалуй, чаще всего в картине можно видеть синие оттенки – и они преобладают там, где действие крутится вокруг Рассказчика.
Для того, чтобы понять почему так, посмотрим на проблему, которую выражает сам герой. Бессонница. Да, она не главная, но так он формулирует причины происходящего сам для себя, она заставляет его предпринимать какие-то действия. С нее все началось, из-за нее все продолжается.
Люди, страдающие бессонницей (я вот тоже), пытавшиеся с ней справиться, знают, что в числе её причин есть реакция нашего организма на свет. Поэтому среди прочих рекомендаций есть советы воздержаться от просмотра телевизора, использования компьютера и гаджетов перед сном. Эти устройства излучают сине-фиолетовый спектр цвета, который в циркадных ритмах человека способствует пробуждению и стимуляции нервной системы. Под влиянием этого света выработка мелатонина в организме понижается и человек бодрствует. Поэтому Рассказчика часто окружают именно сине-фиолетовые оттенки, которые подчеркивают его невозможность расслабиться и уснуть в конце концов нормально, а не превращаясь в Тайлера.
Действие картины зачастую разворачивается ночью. Это не случайно, ведь нам показывают историю о человеке, страдающем бессонницей и раздвоением личности. И та самая альтернативная личность просыпается в Рассказчике ночью, когда большинство людей спит. Тайлер Дёрден – воплощение желаний главного героя – прежде всего раскован и свободен от социальных условностей. Рассказчика восхищает в нем философия «быть, а не казаться». И не только его.
В художественном произведении все события так или иначе связаны с протагонистом – главным героем истории, персонажем, на котором завязан сюжет. Ему противостоит антагонист – главное конфликтное лицо, вовлекающее протагониста в борьбу. В «Бойцовском клубе» таким антагонистом является Тайлер, и это тот самый случай, когда симпатии зрителя оказываются на стороне противоборствующей силы, а не на стороне главного героя. В свое время фильм растащили на цитаты, и большинство из них были репликами Тайлера. Похожую славу снискал себе другой антагонист - Джокер из фильма Нолана «Темный рыцарь». Положительный Бэтмэн кажется чересчур правильным и меркнет на фоне анархичного злодея, реплики которого также в свое время растащили на цитаты после выхода фильма. Очарование публики такими героями свидетельствует о том, что в нашей жизни в последнее время стало слишком много порядка. Что размеренный темп жизни без стрессов для современного человека является стрессом самим по себе. Мы справедливо идентифицируем себя с Рассказчиком – большинство из нас работает на офисных работах, живет, как нам кажется, скучной жизнью, и поэтому нас тоже очаровывает Тайлер. И если Рассказчик – всегда нейтральный, серый, будто сливающийся с фоном, то Тайлер – это яркое пятно. Он носит преимущественно одежду красных цветов, а облик всегда небрежен: мятые пиджаки, не до конца застегнутые рубашки, грязные майки, всклокоченные волосы. Но его внешний вид в сочетании с харизмой и игрой Брэда Пита создают образ настолько цельного, уверенного в себе, по-настоящему свободного человека, что мы буквально ослеплены персонажем.
Еще одна деталь красного цвета – очки Тайлера. Здесь это не только модный аксессуар. Помните, как влияет синий спектр цвета на сон человека? Так вот, дело в том, что красный свет единственный не блокирует выработку мелатонина. А значит, успокаивает нервную систему и не нарушает сон. С этой целью в туалетах устанавливают красные лампочки, чтобы, воспользовавшись им ночью, человек мог быстро заснуть потом. Красные очки носят люди, работающие по ночам, чтобы облегчить себе засыпание днем. Тайлер смотрит на мир преимущественно сквозь стекла красного мелатонинового цвета. Он расслаблен, в отличие от Рассказчика.
Если Тайлер – это красное пятно в жизни Рассказчика, то Марла – черное. Всклокоченные черные волосы и тоже очки, только черные – основа ее облика. По книге, кстати, и Тайлер, и Марла – это воображаемые личности Рассказчика. В фильме есть некоторые намеки на то, что она тоже плод воображения – например, она ведет себя как Тайлер, так же небрежна, курит, иногда использует те же реплики. Но прямо этот факт режиссер нам не показывает, в отличие от ситуации с Тайлером.
Про приемы, которыми режиссер в течение всего фильма презентует неожиданный финал. Несколько раз в начале Талер появляется на секунду в одном кадре с разными персонажами. В этот момент рассказчик еще не осознает его появление. В первый раз полноценно, а не мельком мы видим Тайлера на фразе – «Если просыпаешься в другом времени и в другом месте, то почему нельзя проснуться другим человеком?». Это, собственно, первый жирный намек на то, что часто, засыпая, Рассказчик просыпается именно этим человеком. Тайлер здесь еще не яркое пятно, но тот самый «другой человек» - небрежно одетый и уже в очках.
Момент знакомства Рассказчика с Тайлером показан буквально как раздвоение – камера просто делает оборот вокруг главного героя и их становится двое.
В фильме есть моменты, когда фон вокруг Рассказчика не синий, а имеет теплые оттенки – желтоватый, коричневый. Это моменты, когда герой чувствует себя в безопасности, расслаблено или в комфортной обстановке – на собраниях в клубе неизлечимо больных, в доме на Пэйпер стрит и на арене в драке с членами Клуба. Кстати, название улицы – Paper в переводе с английского – бумага, намекает, что дом не настоящий. Такие обозначения используют картографы в англоязычных странах, чтобы показать, что дом, улица или другой географический объект существуют только на бумаге.
Несмотря на то, что фильм появился более 20 лет назад, некоторые затрагиваемые им темы актуальны и по сей день. Да, за это время человечество переосмыслило философию потребления, да и оголтелое стремление к «успешному успеху» тоже отходит на задний план. Фильм частично был бунтом против «американской мечты» - понятия, которое в Штатах обозначает возможность достижения успеха человеком любого сословия путем упорного труда. Источником понятия считают написанный в период Великой Депрессии исторический трактат Джеймса Адамса «Эпос Америки»: «американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает».
В изначальной интерпретации «американской мечты» нет ничего плохого или аморального, всем этим, как водится, философия обросла потом. Все началось с внешней атрибутики успеха – дома в собственности, хорошего автомобиля и круглой суммы на счету, а закончилось обществом потребления, где люди работают ради того, чтобы покупать. Все потому, что при внешней благопристойности формулировки «американской мечты» в ней нет ничего про духовные ценности – а показателем успеха является количество заработанных денег и купленных на них товаров. Ни слова о том, чтобы заниматься любимым делом, например, и лишь поэтому быть счастливым. Наше общество до сих пор отравлено этим ядом, но теперь, по крайней мере, широкие массы осознают последствия. Конечно, Тайлер Дерден – это другая крайность и не является адекватным примером для подражания. Я считаю, что фильм «Бойцовский клуб» учит прежде всего скептически относиться к навязанным общественным моделям, независимо от того, что сейчас будет в моде – общество потребления, поголовный дауншифтинг, бег наперегонки по карьерной лестнице или что-то другое. Главное – слышать себя и свои потребности, иметь смелость выбирать собственный путь в жизни. А то так и кукухой поехать недолго.
Комментарии1