Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
1
Evrocot
На uCrazy 9 лет 7 месяцев
Фильмы и трейлеры

Как YouTube-шутка стала популярным сериалом — интервью режиссера «Кибердеревни»

На «Кинопоиске» с 23 сентября стартовала «Кибердеревня» — комедийный сериал про фермера и его хозяйство на Марсе в альтернативном 2100 году, выросший из проекта на YouTube.


Шоу чем-то похоже на послание в будущее, в котором заархивирована вся отечественная и западная кинематографическая и поп-культура. РБК Life поговорил с его автором и режиссером Сергеем Васильевым и попытался выяснить, удалось ли создателям сохранить русскую идентичность на Марсе и не станет ли история пророческой для современной России.

Как YouTube-шутка стала популярным сериалом — интервью режиссера «Кибердеревни»


— Вы рассказывали, что «Кибердеревня» создавалась во время карантина, когда вы работали над роликом про роботов-рабочих. В обсуждении идеи с коллегами Ильей Шутовым и Алексеем Фоминым у вас родился каламбур «Снятся ли кибердояркам электрокоровы?». Сериал наконец ответит на этот вопрос — гипотетически?

— Да, я думаю, мы нашли ответ на этот вопрос и в нашем случае он положительный. Однозначно снятся. И не только киберкоровы, кстати. Но в сериале мы поднимаем множество других вопросов, которыми задаются и герои-люди, и герои-роботы.



— А какие еще вопросы вы задаете?

— Самый главный вопрос — что делает человека человеком, а робота роботом? Где грань между живым и неживым, где грань между роботом и человеком? Основная мысль сериала: неважно, человек ты или робот, главное, что ты поступаешь по-человечески, и именно это делает тебя человеком в полном смысле этого слова. Ведь дело не в том, из чего ты собран — из мяса или шестеренок.

Это общая тема для научной фантастики и киберпанка, исследующая грань между искусственным и живым, этичным и недопустимым. Этично ли заставлять, например, робот-пылесос работать? Пока для нас ответ однозначный: да, потому что это просто вещь. А что будет через 15 лет, когда таким «помощникам» прикрутят более мощный процессор, более мощный «интеллект»? А что, если он не захочет, например, убирать комнату, что, если ему станет грустно? Задаваясь такими вопросами, мы разрабатывали сюжет: о чем думают люди будущего, о чем думают роботы.



— В период пандемии эстетика российской глубинки с кибернизированными элементами выглядела максимально комично и кроме смеха и восторга ничего не вызывала. Но после событий февраля 2022 года в отношении нашей страны были введены беспрецедентные зарубежные санкции, направленные и против отечественного высокотехнологичного сектора. Как думаете, зрительское восприятие того мира, который вы построили, может измениться?

— С момента запуска «Кибердеревни» на YouTube в целом прошло много времени, мир поменялся, и зрители вместе с ним. Конечно, история воспринимается иначе. По крайней мере, мы стараемся быть актуальными и исследовать общечеловеческие темы. В первую очередь мы говорим про мир будущего, потому что никто не знает, как это вообще будет выглядеть, здесь можно бесконечно свободно фантазировать.

Прошлое уже известно, настоящее мы наблюдаем и ощущаем прямо сейчас, а про будущее не знаем ничего. И любой разговор о будущем — это все же разговор о настоящем, разве что фантастика и технологии дают нам инструменты выразительности, предлагая сконструировать метафору того, что с миром происходит в данный момент.



Все истории воспринимаются по-новому, мир живет другими реалиями и нервами, но наша «Кибердеревня» точно найдет отклик, потому что она очень понятная, — ее можно рассказать в любой момент времени.

— А не превратится ли теперь описанная вами отсталая деревня с кибернизированным пространством в обидный сарказм?

— Я думаю, что нет. Мы рассказываем про обычных людей — возможно, с долей иронии, но точно без сарказма. Это ирония о нас, о мире, в котором мы существуем, где есть хорошее и плохое, утопия и антиутопия. Мы очень любим персонажей, которые живут в нашей деревне. Здесь мы имеем право иронизировать, потому что, по сути, говорим о себе. Когда мы будем посмеиваться над какими-то вещами, с которыми незнакомы, наверное, получится некрасиво.



— У вас на YouTube-канале birchpunk целая вселенная: там есть киберполиция, кибермузей, кибербольница, киберпоезд, Ретрозаводск и так далее. Они стали частью сериала «Кибердеревня» или могут получить свои «сольные» проекты?

— Некоторые из них вошли. С какими-то героями мы увидимся уже в течение ближайших серий, некоторых мы приберегли. Не всех получилось изящно вписать в текущий сюжет, но кто знает, что будет дальше. Может, появится продолжение или они получат собственное ответвление, спин-оффы так называемые. Интересно исследовать этот мир и персонажей, которые уже существуют, придумывать новых. Для сезона у нас появилось большое количество новых героев, которых не было в роликах. Мы стараемся расширять границы «Кибердеревни».



— Главный герой «Кибердеревни» — хозяин марсианского колхоза. Как он вообще оказался на Марсе и почему его деревня там единственная, к тому же, по ощущениям, покинутая?

— Не буду сейчас раскрывать все подробности сюжета. Ответ дается по ходу сериала. Можно сказать, что Марс долгое время был достаточно покинутым местом. Он был первой заселенной планетой, но его постепенно оставили из-за плохой экологии, из-за того что там достаточно мало ресурсов, и Николай пытается реанимировать, переформировать, создать там хоть и кусочек, но рая.



— Исходя из сюжета сериала видится, что деревня Николая — это, с одной стороны, полностью его личный проект вроде покупки «дальневосточного гектара». Особенно параллель читается сейчас, после Восточного экономического форума. Мысль в этом направлении, мы угадали?

— Есть отсылка, но в деталях будущее по-другому складывается. Безусловно, деревня на Марсе — личный проект Николая. Видно, что она создана его руками из каких-то подручных приспособлений, техники, которую ему удалось найти поблизости. Там, кстати, есть слоган: «Марсианский гектар — каждому».

В сериале мы говорим про подход человечества к освоению и развитию территорий. Поэтому зритель увидит множество разных планет в разных состояниях: на каких-то ведется добыча сырья, на других уже не ведется — и все это будет отражаться на мире будущего, где живут герои.



— А где снималась «Кибердеревня»? Там же, где и первый ролик?

— Сериал снимался во множестве мест — от Астрахани до Камчатки. Сама деревня, то есть непосредственно локация, в которой существует Николай, находится в Рязанской области, в селе Кисьва. Ровно там же, где снимали самый первый ролик. Дотошные зрители могут даже проверить: все контейнеры, все заборчики в тех же местах стоят. В этом смысле мы сохраняем преемственность и традиции. А остальные локации снимались буквально по всей России: Астрахань, Москва, Ижевск, село Вятское, Камчатка.

На Камчатке было очень круто: за пару дней до съемок там извергался вулкан.



— Характер главного героя, Николая, собирательный. Кого из популярных героев советского и российского кинематографа в нем можно узнать?

— Абсолютно верно, это собирательный образ, который сложился в большей степени благодаря актеру Сергею Чихачеву. Он очень похож, на мой взгляд, на Николая, и поэтому ничего даже придумывать не пришлось. Чихачев точно так же, как Николай, любит технику, он может завести и водить абсолютно все: трактор, «буханку», уазик, экскаватор. И по характеру такой же искренний, искрометный, замечательный.

Этот образ собирательный, потому что многим зрителям он напомнил героев Михаила Евдокимова, например, из «Не валяй дурака» начала 2000-х, героев фильма «Окраина» 1999 года. Сюжеты тоже похожи: несколько сельских жителей, крестьян, идут отбивать свою землю у капиталистов, таких тоже карикатурных достаточно. Это и герои советского кино (например, Василия Шукшина из 1950–1960-х годов), когда была эпическая история освоения целины, развития сельского хозяйства.



— В первых роликах Николая и его роботизированного хозяйства глобального конфликта не было, кроме разных бытовых нелепостей. В сериале он есть, антагонистом заявлен глава корпорации Барагозин из «Ижевск Дайнемикс», который хочет строить в марсианском раю завод. Напоминает сюжет «Левиафана», имена персонажей даже одинаковые — оба Николаи. Это случайно?

— На самом деле, когда я писал «Кибердеревню», я еще не посмотрел «Левиафана». То есть я знал, что такой фильм существует, потому что это все-таки было событие, когда он вышел, когда была премьера, но я не знал, что главного героя тоже зовут Николай. Очень забавное совпадение. Я допускаю, что это просто история классическая во всех смыслах: есть герой, у которого свой уклад жизни, свой дом, где он с радостью существует, а есть внешняя сила, которая стремится этот мир разрушить и захватить. И герой начинает свое противостояние. В принципе это такие очень классические, архетипические истории, с этого начинались многие сказки, многие произведения, в том числе и «Левиафан», «Аватар» и так далее.



— Там корпорация рушит рай на Пандоре.

— Да-да. У нас немножко присутствует элемент некоторой пародии. Мы стремимся рассказывать в первую очередь свою историю, но пародийные элементы там, безусловно, есть. Нельзя игнорировать научную фантастику, потому что мы являемся продолжателями этого жанра. Так что мы стремились найти и сделать ту историю, которая будет максимально простой и понятной. Было очень сложно. Написание сценария стало настоящим вызовом — абсолютно непредсказуемый, хаотический процесс, когда ищешь, что может сработать. И мы нашли такой простой концепт: Николай выступает против корпорации — и так начинается его путешествие.

Так мы смогли показать большое количество новых миров, локаций, персонажей, которых он встречает по пути. Некоторые ему помогают, от других он убегает. Из-за этого история кажется знакомой, но на самом деле это сюжет, проверенный временем и всем очень близкий. Когда в твой дом приходят чужаки и пытаются выгнать тебя или навести свои порядки, вряд ли это тебе понравится. Вот про это наша история.



По своему тону «Кибердеревня» получилась комедийной фантастикой, а по форме — роуд-муви, то есть дорожным приключением. На этапе сценария было трудно — особенно соблюсти баланс между фантастикой и комедией.

Обычно фантастика — это серьезное произведение эпических масштабов, а комедия — легкое, искрометное, простое. Было интересно их соединить, потому что на стыке жанров могут рождаться очень интересные события, эффекты, шутки. При этом нужно было не превратить историю в нечто абсурдное, во что зритель не поверит. Препятствия, с которыми герои сталкиваются, должны быть убедительными, угрожающими, чтобы зритель мог сопереживать героям. Но и переборщить было нельзя, чтобы не получить беспросветную драму или триллер.

Сам себя не похвалишь — никто не похвалит. У нас случайно получилось собрать историю про кибермилицию, где был робот — пес Мухтар. Сперва она довольно смешная и кажется легкой, но заканчивается трагически. И мне нравится этот эффект, когда люди не знают, чего ждать от сериала или фильма. Ты настраиваешься смотреть комедию, а она начинает затрагивать нетипичные для жанра струны души. Это сразу вызывает интерес, эмоцию. Поэтому мы старались сделать «Кибердеревню» в первую очередь эмоциональной, а уже во вторую — комедийной.



— Там не просто микс жанров, а также множество отсылок к отечественному и голливудскому кинематографу. «Аватар» мы уже вспомнили, в роботе угадывается ВАЛЛ-И. Были также отсылки к «Чужому» Ридли Скотта среди прочих. Что еще из поп-культурного наследия зритель сможет с радостью угадать? Учитывая, что для сериала нарисовали более 100 роботов и дронов, десять новых миров.

— Помимо того что вы перечислили, конечно же, там есть еще дань советской классике: «Кин-дза-дза!», «Любовь и голуби», «Калина красная», «Приключения Шурика», «Планета бурь» Клушанцева — тоже классическое произведение советской фантастики, программное. Небольшой оммаж братьям Стругацким.


— Технологии в «Кибердеревне» имеют «доморощенную» основу, отсылая к киберпанку — неглянцевому и причудливому сочетанию ретро с хайтеком. Почему вы остановились именно на такой концепции, а не, скажем, на идее минимализма в стиле Apple — белое, серое, алюминиевое, пустое? Фуфайка из переработанного пластика и так далее.

— Такая стилистика всех нас окружает. На мой взгляд, странно, когда в научной фантастике весь мир будущего выглядит абсолютно одинаково, единообразно. Посмотрите в окно — там здания из стекла и бетона соседствуют с архитектурой прошлых веков (если вид из окна удачный). Все, что нас окружает, — наследие разных эпох. Мы стремились передать этот эффект: понимание, что будущее наступает неравномерно — где-то быстрее, где-то медленнее. Получается такой винегрет, лоскутное одеяло из технологий разных времен.



Уверяю, что в течение сериала можно будет увидеть и стилистику Apple. Другое дело, что самому Николаю присуща «доморощенность», где все собрано его руками из каких-то разномастных запчастей, строительного мусора или металлолома. Разные миры в сериале будут выглядеть по-разному, и деревня Николая, полностью представляющая собой отражение его личности, устроена именно так. А городские локации будут выглядеть современнее.

На стыке синтеза фантастики и бытовых реалий получается что-то интересное, забавное, что трогает душу.

— И удалось сохранить в этом нашу идентичность.

— Именно так. Нам важно, чтобы в этом антураже читалась именно Россия, отечественные реалии. Если ступать только по дороге хайтека, скорее всего, мы придем к «Стартреку». Это совсем другой стиль.




— Первое видео было «экскурсией», которую Николай вел для англоязычной аудитории. У этого видео миллионы просмотров и перепостов. Кто его только ни расшеривал, даже друг Илона Маска, американский ученый Лекс Фридман. Как думаете, могут сейчас российский киноязык, компьютерные игры и наше искусство в целом стать площадкой для диалога и точкой сближения с Западом, с которым мы словно разлетаемся на разные планеты?

— Основное предназначение искусства и кино — наводить мосты между людьми независимо от страны, религии, языка, на котором они говорят. Настоящие произведения — универсальные, они интересны всем, потому что затрагивают общечеловеческие проблемы. Люди испытывают одни и те же эмоции в разных точках земного шара, остальное же — надстройка. Поэтому мы стараемся сделать историю максимально доброй и интересной для любой публики.



Сейчас наблюдается отстранение людей друг от друга и продолжающаяся после ковидного карантина по инерции изолированность. И в «Кибердеревне» это удивительно отразилось: все персонажи живут в разных мирах, буквально на разных планетах. Это хорошая метафора общества, даже человечества.

Но мы стараемся быть оптимистами, верим, что искусство и истории все же сближают, а не отдаляют людей друг от друга.



— Вернемся к масштабам Вселенной. Прогресс покоряет Солнечную систему, а Николай все так же носит фуфайку, любит проводить время на сеновале. Вопрос без интенции «камня в огород» скорее философского характера: несмотря на наличие электронных помощников, в будущем деревня так и останется покинутым местом — не кажется ли это удручающей мыслью?

— Деревня Николая — это не покинутое место, а, наоборот, место, которое возрождается из пепла. Николай — душа этого места, благодаря ему ферма развивается. Вопрос достаточно сложный и философский, потому что сейчас в целом жизнь ориентирована на город. Многие тянутся в места скопления людей — за событиями, знакомствами, деньгами. Но есть и те, кому дорого место, где они родились. Эти люди видят перспективу в своей малой родине и стараются прилагать усилия, чтобы жизнь там становилась лучше. Пусть социальные процессы движутся в сторону города, деревни точно останутся, потому что это особый кайф — жить там, вдали от суеты. Даже в будущем с развитием технологий и комфортной среды в городах, я считаю, многие выберут жизнь за пределами мегаполисов. В этом смысле мы тоже скорее оптимисты.



— До Russian Cyberfarm вы выпустили короткий метр «И тут он открывает глаза», где вы зрелищно доносите мысль: неспособный к прощению обрекает себя на вечные муки. У вас получается прощать?

— Пока что получается. Хотя, как показывает практика, как только ты говоришь «да, у меня получается прощать, я просто самый милосердный человек в мире», случается какое-нибудь событие, которое помещает тебя в абсолютно незнакомые обстоятельства, и прощения может не произойти. Так что зарекаться нельзя. Скажем так, я стараюсь и сам не причинять никому вреда, и не быть причиной чьих-то проблем. Стараюсь прощать. Потому что обиды раскалывают душу и ни к чему хорошему не ведут. Вопрос сложный, ответить однозначно нельзя: жизнь абсолютно непредсказуема. Но, по крайней мере, есть куда стремиться. С другой стороны, если все люди будут друг друга прощать, станет скучно.

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}