Реальность и экстремизм: обзор фильма "Дикие гуси" о белых супрематистах в чёрной Африке
Автор: Максим Вишневенко.
И вот сегодня неожиданно про фильм "Дикие гуси", который рассказывает о белых супрематистах и черной Африке. Здесь вы найдете отсылки к организациям, таким как ЗАНЛА и ЗИПРА, событиям с скаутами, а также упоминания о Родезии и её противниках, включая Майка Хоара и Яна Смита, в контексте Черной Африки.
Этот фильм, выпущенный в 1978 году, создан без учета недавних событий. Что более интересно, в этот же год Майкл Хоар (кстати, консультант по фильму!) предпринимает попытку переворота на Сейшелах, хотя неудачную. А в следующем году завершается Война в Родезийском буше, привлекавшая к себе разношерстных наёмников, таких же, как в фильме. Таким образом, картина отражает ту обстановку, в которой она была создана.
Основным козлом в картине выступает крупный капитал — да, именно кляти капіталісти выступают, как инициатором самого задания для наёмников в завязке истории, так и инициатором проблем для их отряда посреди совершенно недружественной африканской территории. Спойлер (что для такого старого фильма звучит само по себе забавным) — наёмников этот самый лондонский заказчик кидает, бросая в зоне эвакуации без транспорта на виду у надвигающихся кровожадных негритянских подразделений. Что, думаете, это наёмники кидают нанимателей ради бОльших денег? Не в этот раз. Ещё в фильме вполне недвусмысленно звучит идея о том, что вообще-то вот этот крупный капитал — он-то и виноват в том, что Африка пылает. Но громче этого заявляется совершенно другая, и чертовски неожиданная для фильма про белых супрематистов на Чёрном Континенте — "чёрные должны простить белых за прошлое, белые — за настоящее, чтобы нам всем вместе возделывать эту землю". И кто же этот идеалистичный загорелый Кот Леопольд? А это один из персонажей — цель, собственно, рейда наёмнической группы, свергнутый Президент страны Зембала. Идеалист, демократ и просто хороший человек (нет, правда). Меняет с течением сюжета мнение расиста Питер Коэтце из ЮАР о кафрах на совершенно противоположное. Жаль посмертно.
Что характерно — идеалистов в фильме с избытком, и все они выступают на стороне хороших парней. Собственно в самом начале между двумя главными героями и происходит первый диалог про идеалы и хороших парней. Да, и, пожалуй, если бы целью их миссии не был бы Лимбани, которых эти парни очень ценят, то сюжета бы не случилось.
Вообще команда "хороших парней"™ состоит из крайне колоритных персонажей. Здесь есть:
1) ̶М̶а̶й̶к̶ ̶Х̶о̶а̶р̶ Аллен Фолкнер — старый дикий гусь и вояка, буквально эталон человека, способного сделать практически что угодно, если соберёт нужную команду.
2) Рафер Джандерс — лучший тактик из возможных, ушедший на пенсию наёмник, пытающийся стать добропорядочным британцем, благонравно воспитывающий сына. До бывших наёмников не бывает, особенно, когда их старый друг просит помочь в одном деле.
3) ̶Д̶ж̶е̶й̶м̶с̶ ̶Б̶о̶н̶д̶ Шон Фэнн — красавчик, лучший в мире пилот и признанный ловелас ("за последний год у него было всего девять подружек одновременно"). Ещё один идеалист, на которого в начале фильма охотятся все бандиты Лондона за то, что тот не смог сработаться с наркодельцом.
4) Питер Коэтце — тот самый южноафриканец (в книжке-первоисточнике, говорят, вообще родезиец), который просто хочет заработать на свою ферму в Южной Африке. Не любит чёрных, но проникается к Президенту Лимбани симпатией и погибает, спасая его.
5) Сэнди Янг — лучший сержант из известных Фолкнеру, вышедший на пенсию и ухаживающий за ненавистными ему розовыми кустами. С радостью нанимается подготовить отряд наёмников, и никак не может остаться в лагере — отправляется на задание вместе с остальными, потому что именно так он чувствует себя живым.
6) Джесси Блейк — чёрный малый, который примыкает к отряду Фолкнера, потому что не видит иной судьбы, а ещё у него нет денег, потому просит авансом 20 фунтов на пообедать, сходить в парикмахерскую и решить кое-какие дела. Раскрывается, как хороший разведчик и в целом стелс-ассасин.
7) Артур Уитти — полевой медик, гей и в целом источник шуток про жопы и проктологов. В бою во время отхода своей группы проявляет себя, как храбрый и стойкий солдат, забрав за собой целый отряд неприятеля, а в конце, когда у него закончились патроны, схватывается с противником в ножевом бою. С предсказуемым результатом, но всё же.
8) Разномастные военные пенсионеры и не только — множество людей, которые не мыслят своей жизни без военной службы и войны. Им не нашлось места на гражданке, и они рады вновь взяться за оружие. Естественно, раз ими руководит Фолкнер, то они выступают на стороне "хороших парней"™.
Что хорошо в этой киноленте — крутые парни показываются крутыми, их ум и способности раскрываются в ходе сюжета. Не рассказывается о них (как часто случается в современных фильмах), а именно демонстрируется.
Что не очень хорошо — постановка боёв не всегда выглядит хорошо с современной точки зрения. Кое-где это всё-таки театр, а не игровое кино. При этом антагонисты в виде чернокожей армии страны Зембалы представлены в основном бегущим на пули сбродом. Который иногда стреляет, но в кадре это не показывается. Серьёзно — почти не видно, чтобы негры в кадре целились и открывали огонь в наёмников, а это выглядит не очень хорошо. Но в любом случае, зембалийцы — это скорее стихия. Там нет каких-то командиров, которые могут противопоставить свой тактический интеллект отряду наёмников, однако, возможно, это даже хорошо — главный антагонист всё же не они. Они скорее — обстоятельства непреодолимой силы, которые протагонистам следует преодолеть или погибнуть, таков выбор.
В целом фильм хорош, и кому интересна подобная тематика — советую к просмотру. Даже и сейчас лента не потеряла зрелищности из-за крепкой, пусть и довольно банальной, истории.