Вин Дизель и его Черная дыра
После провального "Чужого - 3", казалось, с космохоррорами покончено. И "Чужой - 4" доказал это. Конечно, были фильмы, которые пытались повторить успех первого "Чужого", но все они проваливались. И тут появилась она - «Чёрная дыра». Этот фильм не только окупился в прокате, но и подарил нам крайне харизматичного антигероя, а также породил собственную франшизу и, конечно же, зажёг звезду по имени Дизель.
Если ознакомиться с фильмографией Дэвида Туи, можно увидеть, что его участие в создании «Чёрной дыры» было практически неизбежным. Он начал карьеру сценариста в конце 1980-х. Одной из самых известных работ Туи стал нереализованный сценарий «Чужого 3», действие которого разворачивалось на борту огромной космической тюрьмы. По задумке Туи компания «Вейланд-Ютани» использовала заключённых как подопытных кроликов в нелегальных экспериментах с ксеноморфами. Главным героем был матёрый уголовник с большим опытом побега из разных исправительных учреждений. Он узнал о творившихся на борту станции тёмных делах и организовал побег, который привёл к цепочке весьма драматичных событий.
Конечно, с художественной точки зрения работа Туи не могла сравниться с великими предшественниками, но при должной огранке из неё мог бы получиться достаточно крепкий блокбастер. Однако, как мы знаем, в итоге сценарий так и остался на полке.
В 1990-е Туи попробовал силы как режиссёр. Сначала он снял телефильм «Замечательная поездка», а затем неплохой фантастический триллер «Прибытие» с Чарли Шином. К сожалению, лента не была успешна в прокате. Зато она показала, что Туи вполне можно доверить пост режиссёра.
В последующие месяцы Туи внёс в сценарий ряд правок. Конечно, Туи не мог не понимать, что фильм наверняка будут сравнивать с «Чужим»,— особенно с учётом его опыта работы над третьей частью. Не исключено, что желание дистанцироваться от саги про ксеноморфов повлияло на решение сменить пол главного героя. Татуированная Тара Криг превратилась в Ричарда Б. Риддика, способного видеть в темноте. Добавился закадровый голос Риддика, а название картины изменилось на Pitch Black. К сожалению, наши локализаторы удостоили фильм названия «Чёрная дыра», что, мягко говоря, некорректно и никак не соотносится с его сюжетом. Куда более подходящим было бы «Кромешная тьма» или «Полная тьма».
Фильм не задумывался как большой блокбастер. Долгое время он балансировала на грани между кинотеатральным прокатом и выходом на видеокассетах. В конце концов, во многом благодаря настойчивости Туи, к проекту была привлечена студия Universal Pictures, согласившаяся выделить дополнительные деньги на спецэффекты и взявшая на себя дистрибуцию картины.
Но даже с учётом этого итоговый бюджет ленты составил 23 миллиона долларов. Ещё в середине 1980-х на такие деньги можно было снять вполне приличный фильм. Но в Голливуде конца 1990-х эта сумма уже равнялась типовому гонорару одной звезды категории «А».
Неудивительно, что создатели сделали ставку на молодых и малоизвестных публике актёров. Так, роль Фрай досталась Раде Митчелл (впоследствии — звезде двух экранизаций «Сайлент Хилла»), Джонса — Коулу Хаузеру.
Но главным вызовом стал поиск актёра на роль Риддика. Создателям требовался харизматичный и физически подготовленный актёр, способный создать убедительный образ человека, представляющего ещё большую опасность для окружающих, чем инопланетные чудовища. И они нашли Вина Дизеля, который на тот момент был известен публике лишь по небольшой роли в «Спасти рядового Райана».
Съёмки «Черной дыры» начались в марте 1999 года. Хотя по сюжету персонажи фильма находились в раскалённой пустыне, в реальности среднесуточная температура держалась на отметке около 10 градусов Цельсия. Актёров регулярно поливали водой, чтобы создать впечатление, будто они обливаются потом, в то время как на самом деле они скорее стучали зубами от холода.
На протяжении съёмок Вину Дизелю пришлось носить специальные контактные линзы. Они доставили актёру немало проблем. По завершении первого съёмочного дня Дизель попросту не смог их снять, и пришлось срочно вызывать на площадку оптометриста из ближайшего крупного города, находившегося в трёх часах езды.
Дизель сам исполнил основную часть трюка, в котором Риддик освобождается с помощью вывиха плеча. Недостающий кусок был доделан при помощи компьютерных эффектов. Графика также использовалась для создания летающих монстров — по словам создателей, их внешний вид был вдохновлён образами рыбы-молот и птеродактиля.
«Чёрная дыра» вышла в американский прокат 18 февраля 2000 года. Кино собрало неплохую кассу в 53 миллиона долларов, позволившую не только отбить затраты, но и получить прибыль. Ещё больше денег и славы создателям принесли киоски с компакт-дисками, показав, что зрителям действительно пришёлся по душе Ричард Б. Риддик. И, конечно же, «Чёрная дыра» стала отправной точкой в карьере Вина Дизеля, сделав его восходящей звездой боевиков.
Таким образом, фильм неожиданно заложил фундамент для перспективной франшизы. Вскоре Universal Pictures выкупила все права на Риддика. Студия решила расширить мифологию его вселенной и создать задел для целой серии фильмов.
Студия решила ковать железо, пока горячо, и как можно скорее снять продолжение. Уже через год появился первый сценарий. Он был написан Дэвидом Хейтером и представлял собой приквел, рассказывающий о том, как Риддик стал заключённым. Однако продюсеров не устроил этот вариант. Следующий сценарий написал Акива Голдсман. По сюжету Риддик с командой наёмников возвращался в мир летающих монстров в поисках некоего «семени», способного сделать поверхность планеты пригодной для жизни. Работа Голдсмана также осталась на полке.
В итоге за перо взялся сам Дэвид Туи, и Риддик стал центральной фигурой в масштабном конфликте, от исхода которого зависела судьба всей галактики. Ставки были высоки: на фильм выделили 105 миллионов долларов. Чтобы максимально расширить потенциальную аудиторию, руководство Universal заставило Туи сократить хронометраж и выпустить в прокат версию, ориентированную на рейтинг PG-13(никакой кровищи). Вин Дизель тоже пошёл на невероятные жертвы. Ради проекта он отказался сняться в «Форсаже - 2».
Премьера «Хроник Риддика» состоялась в июне 2004 года. И с треском провалилось в прокате. Сборы в США составили всего 57 миллионов, и ещё примерно столько же во всём остальном мире.
Можно найти немало причин этой неудачи — от высокой конкуренции в прокате до явной переоценки популярности оригинального фильма. Но не исключено, что одной из основных причин стала слишком резкая смена жанра. «Чёрная дыра» была достаточно камерным и вполне приземлённым хоррор-триллером. Да, её действие разворачивалось в далёком будущем, — но это было вполне реалистичное будущее. Ничто не указывало на то, что в этом мире существуют элементали, армия полумёртвых-полуживых некромонгеров, видения и предсказания.
И это уже не говоря о том, что уголовник Риддик внезапно превратился в очередного голливудского избранного.
Просто представьте, как бы воспринималось продолжение оригинального «Чужого», если бы в нём вдруг показали духов, а Рипли оказалась обещанной пророчеством спасительницей мира.
Безусловно, в «Хрониках Риддика» были интересные моменты, и этот фильм нельзя назвать плохим. Но создатели продолжения допустили слишком большой перекос в сторону космооперы, что определённо не пошло картине на пользу.
А ведь у нас есть хороший пример того, на что могли быть похожи более масштабные похождения Риддика. Речь о выпущенной всё в том же 2004 году игре-приквеле The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay. Она прекрасно передавала дух и эстетику оригинального фильма и удостоилась заслуженных хвалебных отзывов.
Забытые технологии древних игр: отражение в зеркалах.
Казалось, финансовая неудача сиквела навсегда похоронила наши шансы когда-либо ещё увидеть похождения фурианца. Однако Вин Дизель так полюбил прославившего его персонажа, что попытался найти возможность вернуть его на большой экран. Когда Universal предложила актёру камео в «Тройном форсаже», он потребовал в качестве оплаты права на франшизу. Студия с лёгкостью согласилась, сочтя, что у Риддика не осталось коммерческих перспектив.
Приобретение прав позволило Дизелю и Туи начать работу над продолжением. К 2009 году был дописан сценарий третьей части, в итоге получившей название «Риддик». Однако потребовалось ещё четыре года, прежде чем фильм увидел свет. Из-за отсутствия студийной поддержки Вину Дизелю пришлось вложить в производство собственные деньги.
«Риддик» вышел на экраны в 2013 году. При почти втрое меньшем бюджете кино собрало ту же сумму, что и «Хроники».
Туи и Дизель вернули Риддика к истокам — в мрачный и приземлённый мир наёмников и таящихся в темноте инопланетных монстров. Среди которых лысый уголовник. Просто вкуснятина!
А когда на компакт-дисках появилась расширенная версия с кровищей и сиськами, кино и вовсе превратилось в конфэтку! (рекомендую, пацаны)
После тепло принятого «Риддика» 2013 года, казалось бы, франшиза возродилась. Делай сериал! Расширяй вселенную! И ведь Вин Дизель несколько раз заявлял о желании снова вернуться к роли фурианца. И зритель ждал новых космических приключений межгалактического скитальца. Но... шло время. Риддик будто провалился в ту самую чёрную дыру.
Год за годом мы, земляне, получали от Дизеля лишь очередной "Форсаж" с разговорами о важном...
Что ж. Прощай, Риддик.
Или, может быть, ты ещё вернёшься?..
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2