Очарование «Джентельменов»: почему фильм Гая Ричи завоевал сердца девушек
«Джентльмены» принадлежат к серии фирменных фильмов британского кинорежиссера Гая Ричи про «пацанов, которые идут к успеху». Сюда относятся такие шедевры, как «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», «Рок-н-рольщик» и «Револьвер». Это фильмы большей частью про молодых людей из низов общества, которые разными, преимущественно незаконными путями пытаются пробиться наверх, провернув «аферу века». Именно за эти сюжеты британца Гая Ричи очень любят в России – его персонажи словно вышли из лихих 90-х, их образ мыслей, поступки близки отечественной аудитории, а юмор прост, доступен и понятен простому русскому мужику. Девушки большей частью такой точки зрения не разделяют – и это не удивительно. Сюжет фильмов преимущественно крутится вокруг чисто мужских дел и проблем, главные герои – мужчины, женский пол если и появляется в картинах, то играет только эпизодические второстепенные роли, является фоном для мужского юмора.
«Джентельмены» — это кино уже про «повзрослевших пацанов», которые стоят по карьерной лестнице выше, чем кто-либо из главных героев предыдущих фильмов. На этом уровне меняется все: род деятельности, юмор, да и проблемы становятся другими. Но это все то же кино про лихие 90-е в британской обертке. Рассмотрим пристальнее обертку.
О какой-то конкретной цветовой гамме говорить не приходится, все, что сразу бросается в глаза и задает фильму тон – обилие чисто традиционных британских мелочей. Например, в первой сцене главный герой заказывает пиво и традиционную английскую закуску к нему – маринованное яйцо, ставит пластинку и садится у камина. Даже сенсорный телефон не выбивается из картинки – сцена снята так, что в руке у героя просто черный кирпич без вида иконок экрана. Деловые переговоры проходят либо за столом при свечах, либо в обстановке традиционных развлечений британских аристократов – стендовой стрельбы (по глиняным тарелочкам), либо просто на фоне древних особняков.
Этот британский аристократический тон во многом держится за счет костюмов всех действующих лиц. На ютубе есть разбор фильма от ателье по пошиву мужской одежды, где подробно объясняют, почему персонажи носят те или иные вещи. Что касается главного героя и его близкого окружения – в кадре всегда будут рубашки, галстуки, пиджаки, кепи. Даже в расслабленной домашней атмосфере стиль Микки Пирсона не меняется – без пиджака, но в джемпере и брюках.
Пристальное внимание уделено и одежде второстепенных персонажей – везде прослеживается «костюмная» тема. На тех, кому по статусу или роли костюмы не положены, Гай Ричи все равно умудрился их нацепить - как тут забыть про спортивную форму в клетку местной молодежной банды. Этот культовый шедевр завоевал сердца российских модников из глубинки и прочно осел среди топовых позиций Wildberries последних лет. Даже рабочий- автомеханик одет в робу, имитирующую костюм в полоску.
Дама сердца Микки тоже всегда одета безупречно. Первый раз мы видим ее мельком, в вечернем платье, зато потом режиссер выделяет этого персонажа отдельно, так, что понятно, что это не очередной фон для героя, а личность, которая сыграет не последнюю роль. Для первого впечатления на зрителя она одета, кстати, тоже в костюм, женственности которому добавляет молния на спине.
Наличие привлекательного женского персонажа в одной из ключевых ролей - это одна из основных причин, почему фильм понравился даже далеким от такого жанра девушкам.
Ее привлекательность вовсе не во внешности, ключевое то, что крупнейший наркобарон Британии, воротила криминального бизнеса, Микки любит свою жену и уважает ее. Более того – он считается и советуется с ней при принятии важных решений и их общение проходит на равных. Одна из причин этому – Розалин максимально самодостаточна и никому не позволяет собой командовать. Она независима от мужа: у нее есть своя автомастерская, в которой она – полноправная хозяйка. Когда Микки сообщает, что зашел к ней на работу выпить чайку с женой, Розалин не играет гостеприимную хозяйку, напротив, не отрываясь от дел она небрежно указывает – «Ну так давай, ставь чай». Она со скепсисом относится к уходу Микки из бизнеса и к тем «плюсам», которые Микки озвучивает – больше времени посвящать ей – «мне вовсе не нужно, чтоб ты слонялся здесь, как безработный». При этом она тоже любит и уважает своего мужа – это просто другой уровень заботы об интересах человека. Она не позволяет командовать на своей территории – и поэтому, когда муж, намекая на секс, игриво тянет «Может, это?..», Розалин отвечает: «Нет. Потерпишь». А дома, уже на совместной территории, на тот же вопрос решительно захлопывает дверь перед носом у зрителя, давая понять, что дальнейшее для наших глаз не предназначается. Это, кстати, очень тонкий и незаметный момент, здорово при этом обрисовывающий черты Розалин. Как будто даже режиссер не может показать нам больше, чем этот персонаж хотел бы сам.
Розалин прекрасно осознает, что она значит для мужа, и когда Сухой глаз пытается похитить ее, чтобы потом шантажировать Микки, она, не задумываясь, стреляет в лоб охране, чтобы не дать себя увезти. У нее в принципе обостренное чувство своей-чужой территории, благодаря этому она никогда не перегибает палку, всегда оказывается права, даже, когда высказывается резко, соответственно, при довольно суровом тоне никогда не извиняется. Совокупность этих факторов привлекает Микки, который сам по себе является личностью незаурядной.
В своих фильмах режиссер частенько высмеивает британскую аристократию, буквально относится к ним с презрением.
Парадокс в том, что родословная самого Гая Ричи тянется от английского короля Эдуарда 1, а по отцовской линии он имеет общих предков с Кэтрин, принцессой Уэльской. Короче, ну явно парень не из низов. И взгляните на него самого – это же вылитый русский мужик из спального района или персонаж своего собственного фильма серии «успешных пацанов», прессующий тех самых аристократов.
Конечно, персона режиссера всегда накладывает отпечаток на фильм, но здесь на эффекте личности Ричи завязан эффект его криминальных комедий в общем и «Джентельменов» в частности. Фишка в том, что фильм весь целиком является оберткой, прикрытием чего-то, что необходимо прятать по каким-либо причинам. Микки прикрывается аристократами, чтобы спрятать свою нелегальную империю, а его создатель Гай Ричи, наоборот, предпочел не выпячивать свои аристократические корни, а откровенно высмеять пафосность и беспомощность британских лордов. И внешний вид режиссера производит впечатление дерзкого парня из рабочего класса.
«Джентельмены» же являются фильмом, одетым «с иголочки», начиная от названия и заканчивая костюмами всех персонажей, включая стильных гопников в клетку. А на самом деле является все тем же боевиком про лихих парней, которые подняли бабла. Ну, просто в других масштабах.