Гекльберри Финн и Джим на экране: как Георгий Данелия адаптировал Твена
Изначально Данелия планировал снимать свой фильм в Америке, на настоящей реке Миссисипи, по которой Гек и беглый раб Джим должны были проплыть на плоту 650 миль. Однако режиссеру пришлось отказаться от своих планов из-за обострившейся холодной войны, и съемочная группа отправилась искать Миссисипи на территории СССР. Поиски длились без малого полгода. В результате выбор остановили на реке Ингул, расположенной вблизи города Николаева на Украине: режиссеру показалось, что дельта этой реки максимально похожа на рукав Миссисипи. Также «в роли» Миссисипи выступили Даугава и Днепр. Выбор натуры был утвержден: помимо Украины, часть съемок проходила в Латвии и Литве, где по традиции снимали все «заграничные» фильмы.
Роман Мадянов:
Я хотел бы выразить своё восхищение и благодарность Георгию Николаевичу Данелия за то, что он утвердил меня на роль Гекльберри Финна. Общение с ним оставило незабываемый след в моей жизни. Он был великим режиссёром, чьё имя занимает почётное место в истории советского кинематографа.
Хотя я, будучи десятилетним мальчиком, не совсем соответствовал классическому образу Гека, Георгий Николаевич увидел во мне что-то.
Помню, как я пришёл на пробы. Я был в шортах, майке и кепке с надписью "Спартак". Георгий Николаевич посмотрел на меня и сказал: "Слушай, а ты точно мой Гекльберри Финн?" Я ответил: "Ну, я постараюсь". Он улыбнулся и сказал: "Давай попробуем".
И вот я стою на съёмочной площадке, а вокруг меня настоящие актёры и режиссёр с операторами. Помощницы худрука что то бегают, суетятся. Я думаю: "А что, если я упаду? Прям в обморок."
Но тут Георгий Николаевич подходит ко мне и говорит: "Не бойся, парень, просто покажи нам десятилетнего парня. Сможешь?". И я тогда подумал: "Какой смешной, наивный дядька! Нужно просто показать себя самого? Конечно я могу это сделать! Спрашивает ещё".
И вот я начинаю читать свою роль. Я читаю и чувствую, как внутри меня просыпается этот Гекльберри Финн. Парень десяти лет от роду. Ну, то есть я, но почему то посреди рабовладельческой Америки. Но это ж я. Десятилетний парень. Я начинаю смеяться, шутить, бегать по площадке. И тут Георгий Николаевич говорит: "Стоп! Снято!" Я смотрю на него и говорю: "А что, уже всё?" Он улыбается и говорит: "Да, всё. Ты был великолепен!"
С тех пор прошло много лет, но я до сих пор помню тот день. Я помню тот урок. Я - это я, и не важно какой костюм или какие декорации вокруг. Я - это я. Живи, а не играй.
На момент съемок «Совсем пропащего» Данелия был уже известным режиссером. К тому времени он снял картины «Я шагаю по Москве» , «Тридцать три» , «Не горюй» и другие. А впереди его ждали «Афоня» , «Мимино» , «Осенний марафон» , «Кин-дза-дза» (ку!).
Данелия никогда не расставался с любимыми актерами, приглашая их из фильма в фильм и пытаясь найти для них хотя бы эпизод. Так было с Евгением Леоновым, Вахтангом Кикабидзе и многими другими. Вот и с Романом Мадяновым режиссер продолжил сотрудничество в фильмах «Паспорт» (1990), «Настя» (1993) и «Орел и Решка» (1995).
На картине «Совсем пропащий» Георгий Данелия выступил также одним из авторов сценария; его соавтором была писательница Виктория Токарева. Ранее они уже работали вместе над сценарием фильма «Джентльмены удачи» (1971, реж. А. Серый), а впоследствии были соавторами сценария «Мимино».
На роль беглого раба Джима режиссер отыскал прекрасного исполнителя – нигерийца Феликса Имакуэдо, учившегося в Университете Дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Имакуэдо хорошо говорил по-русски, был артистичен и пластичен, это и стало решающим в его выборе. Но он был родом из капиталистической Нигерии, и это осложняло дело. Данелия придумал целую легенду для руководства о том, что родители Феликса коммунисты, живущие в бедности и нужде. Молодого человека утвердили на роль. А позднее выяснилось, что его отец – миллионер!
Как всем известно, негр может блестяще прыгать и на басу играть, а в воде плавать не может.
Так их и ловили белые американские угнетатели. На берегах рек.
Узнав о том, что сын собирается сниматься в кино, где предстоят съемки на реке, отец Макуэдо предложил купить для съемок супер прочное судно, чтобы не переживать за своего отпрыска. Режиссеру стоило немалых сил уговорить его не делать этого и пришлось зачитать целую лекцию про альтернативных белых с востока, для которых африканцы тоже люди. И никто никого не собирается топить.
Кстати, о реке!
«На речке, на речке, на том бережочке, мыла Марусенька белые ножки». Эту песню Леонов поёт во сех фильмах Данелия.
Ежу понятно, что в этой картине Данелия также занял своих любимцев Евгения Леонова и Вахтанга Кикабидзе, доверив им роли проходимцев Короля и Герцога, которые сопровождают Гека и Джима во время путешествия. Евгения Леонова Данелия считал своим талисманом и всегда находил для него работу в своих лентах.
О своей роли в фильме «Совсем пропащий» Евгений Леонов говорил:
«По-своему трагичен образ Короля. Во всяком случае, он не так прост и не столь однозначен, как это может показаться на первый взгляд. Король мерзкий и жалкий, умный и глупый, и ничтожный, но человек. Нет абсолютно плохих или абсолютно хороших людей.
Однажды я вышел подышать воздухом на палубу теплохода, который мы использовали для съёмок. Я стоял у борта и любовался видом на реку, когда мимо проплывал другой теплоход.
И вдруг я увидел, как пассажиры этого теплохода начали собираться у одного борта. Я сначала не понял, что происходит, но потом заметил, что они смотрят на меня. Это были мои поклонники!
Они увидели меня и начали бежать к борту, чтобы рассмотреть поближе. Теплоход, конечно, не был рассчитан на такое количество людей у одного борта, и он начал крениться.
Тут я услышал крик режиссёра: «Леонов, уходи из кадра!»
Я быстро сообразил, что нужно делать, и скрылся в каюте. А теплоход тем временем выровнялся и уплыл дальше.
Так спаслись и теплоходы, и его пассажиры от возможной аварии. А люди хотели просто посмотреть на любимое лицо из телевизора. Спасибо Данелия за смекалку!».
Финал фильма Данелия решил оставить открытым, предпочитая, чтобы зрители могли сами домыслить судьбы героев.
Судьба картины в прокате, мягко говоря, не задалась. Видимо, зрители просто не смогли смириться с тем, что «Приключения Гекльберри Финна» – это всё-таки детская книга, а фильм Данелии оказался совсем не детским. Представьте себе: Гекльберри Финн, Том Сойер и другие герои вдруг начинают рассуждать о свободе личности, бороться с внутренними и внешними ограничениями, да ещё и пытаются найти свой путь!
Марк Твен сатирик вам что ли какой?
Сегодня критики, наши и ихние, сходятся в одном мнении: Георгий Данелия создал одну из лучших экранизаций Марка Твена. Режиссёр искусно перенес на экран дух времени и атмосферу книги, создав киноленту, которая не только развлекает, но и заставляет задуматься...