~Evil~
Дьявол, сатана, тот, кто не испугался перечить Богу, первый бунтовщик, вот уже 2000 лет, если не больше, завораживает умы людей. Можно даже сказать, что популярность дьявола усилиями кинематографистов и писателей выросла до неимоверных высот. Свидетельством этому, например, является, созданная ЛаВеем Церковь Сатаны да и само течение сатанизма.
Интерес к фигуре дьявола, порожденный в свое время самой церковью, обусловлен и поддерживается интересом ко злу (или, как назвал его Мюссе в начале 19 века в "Исповеди сына века", "любопытством ко злу") как к катастрофе, катаклизму, - зрелищу поистине грандиозному, что их можно поставить на уровень творения мира.
В самом Апокалипсисе, если его прочитать, красота творения противопоставлена красоте вселенского разрушения - это библейское "Бытие" наоборот. Человек же перед лицом мира - зритель, его натура всегда жаждет зрелищ, и Дьявол удовлетворяет эту жажду сполна.
Знаменитость Дьявола также поддерживается еще одним человеческим качеством, а именно желанием переложить на кого-то или что-то собственную вину, отыскать (или создать) образ внешнего врага, который во всем и виноват. Дьявол, отвечающий за все мировое зло, подходил к этому лучше всего. Подобно тому, как Христос принял на себя человеческие грехи, дьявол принял на себя
все творимое человеческое зло.
Также стоит остановиться на неоднозначности самой натуры дьявола - с одной стороны, разрушителя и противника Бога-творца, антидемиурга и подстрекателя ко злу, а с другой - карателя за грехи человеческие и в этом смысле как бы помощника Бога, его своеобразное орудие возмездия.
Двойственность главной антагонистической фигуры религии предоставила в дальнейшем возможность смены самой ее полюсности в паре "Дьявол - Бог". Начатая с "Потерянного рая" Мильтона, традиция оправдания первого бунта против тирании и наделения дьявола положительными чертами (с соответствующим наделением Бога чертами отрицательными) пройдет через всю романтическую и постромантическую литературу ("Каин", "Небо и Земля" Байрона, "Пророческие книги" Блейка, "Ода Сатане" Кардуччи, "Восстание ангелов" А. Франса, "Литургии Сатане" Бодлера) и своеобразным образом преломится в творчестве русских мыслителей ("Демон" Лермонтова, "Братья Карамазовы" Достоевского, "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Дневник Сатаны" Л. Андреева и т.д. и т.п.). П. Шелли по поводу влияния, оказанного поэмой Мильтона на мировой культурный процесс, писал: "Потерянный рай" привел в систему современную мифологию… Что касается Дьявола, то он всем обязан Мильтону… Мильтон убрал копыта и рога; наделил величием прекрасного и грозного духа - и возвратил обществу".
Вот в этом то создании отрицательного героя и следует искать корни современного сатанизма и истоки позитивной трактовки основной фигуры демонологии как единственного борца за человечество, давно оставленное Богом.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии12