Путешествие по кордонам Телецкого озера на Алтае
Целый день мы провели на кордонах вдоль Телецкого озера. Мы встретились с инспекторами, посмотрели жизнь работников заповедника и познакомились с женщиной, прожившей пять лет с Агафьей Лыковой в «Таежном тупике»…
После бани накануне вечером Леха спал как младенец:
Гостевой дом, где мы жили, находится на берегу Телецкого озера. Сам же кордон Беле расположен в паре километров выше. Жизнь поселения проста и неприхотлива. Канализации нет, все те же скворечники в огородах:
Зато есть название единственной улицы в деревне – Садовая. На кордон приезжает около 700 человек в год и для каждого туриста проводят небольшую экскурсию. На заборе висит табличка «Регистрация посетителей»:
На кордоне живут семьи с детьми, для них есть детская площадка:
В каждой деревне имеется ростелекомовский телефон. Им почти никто не пользуется, так как есть мобильная связь:
Куда здесь можно особенно ездить на машине – я не понял. Единственная дорога ведет к берегу. Собачка в кадре постоянно бегала с нами всю экскурсию. Вообще, собак в деревне много, на случай визита медведя. Псы первыми чувствуют его приближение и поднимают лай:
Часовню построили после случая, когда на воде едва не погибли люди:
Есть тракторы, видимо, на кордоне пытаются что-то пахать:
В 2011 году тут установили комплекс ветроустановок и теперь, вкупе с источником бесперебойного питания, у жителей есть запас энергии на сутки вперед:
Есть яблоневый сад. В 1940-е годы тут прошел первый эксперимент по выращиванию яблок в местных условиях. Как мы видим, опыт оказался успешен:
Каменные воины:
Дом, густо поросший плющом:
Грецкие орехи:
Женщина, которая проводила для нас экскурсию оказалась очень приятной и гостеприимной. Она сшила для себя специальную форму (по своей инициативе), чтобы привнести в мероприятия для редких туристов долью торжественности и официоза:
В экскурсию включен обед, но так как для обеда было рано, она приготовила завтрак: блины, творог с малиной и чай. Все было безумно вкусно:
Жители кордона. Женщина в зеленом тут родилась и дальше Горно-Алтайска не выезжала:
Один мужчина очень обрадовался, увидев нас в деревне, и пригласил в гости. Оказалось, он делает сувениры из плывуна (деревьев, которых приносит течением) – вырезает всякие поделки и продает туристам. Правда, одна беда – у сувенирной лавки пять посетителей в месяц.
Передвигались между кордонами на небольшом катере: мой сын, оператор Леша и девушка Юля, которая готовила нам еду:
А это Игорь Калмыков, директор заповедника и ваш покорный слуга:
Кордон Челюш – его я запомню надолго. Тут я случайно наступил на мокрый камень и здорово упал на спину. Мало того, между спиной и камнями оказалась камера с навернутым объективом 24-70. Получил огромный синяк на всю поясницу и несколько дней еле-еле ходил. В Москве первым делом сделал рентген, КТ и сходил к травматологу. Вроде обошлось… Но вот камера с объективом пострадали. Второй раз за все мои путешествия повредил фототехнику. Первый раз залил камеру в Марокко:
Инспектор Михаил рассказал про свой кордон: дважды в месяц он уходит на 3-4 дня в лес, чистит тропы, смотрит за поголовьем животных и охраняет заповедник от браконьеров. Он показал несколько последних находок: вот, например, мушкет 19-го века, очень тяжелый:
А это камень. Если присмотреться, видно, что он расчерчен как прописи, и на нем написано целое письмо на древнеалтайском:
Так живет инспектор Михаил. Комната 3 на 3 метра. Справа его кровать, слева кровать жены:
На следующем кордоне Кокши живет семья – Сергей и Надежда Усики. У них большой хозяйский дом. Сергей увлекается фотографией. Надежда работала государственным инспектором охраны и специалистом отдела экологического просвещения:
В гостях у семьи оказался батюшка:
Кабинет Сергея. Есть компьютер, принтер – все что нужно для фотографии. За неделю до меня к нему приезжал Игорь Шпиленок:
Сразу же сообразили стол. Было очень душевно, даже батюшка присоединился к нам за трапезой:
Оказалось, Надежда жила пять лет с Агафьей Лыковой – знаменитой отшельницей из семьи староверов. В 1930-е годы Лыковы бежали от сталинских репрессий в тайгу и много лет жили в строгой изоляции. Известность семье принесли статьи Василия Пескова, который с 1982 года часто приезжал к Лыковым. Каждому, кто жил в то время известна книга «Таёжный тупик», неоднократно переиздававшаяся и вышедшая на нескольких иностранных языках:
Надежда достала фотоальбом и показала несколько фотографий Агафьи:
А это Надежда, в гостях у которой мы были:
У фотографа Игоря Шпиленка недавно вышел пост про Агафью. В нем есть фотографии женщины и места, где она живет. Очень интересно. А нам тем временем удалось поговорить в Надеждой, которая подробно рассказала, какого было жить в Агафьей.