Прогулка по четырем соборам Вероны
Верона — город, в основном известный благодаря «Ромео и Джульетте», ведь именно здесь происходят описываемые Шекспиром события. Однако, во дворик Джульетты я так и не попал и ни разу не жалею, ведь в Вероне огромное количество других, гораздо более примечательных памятников.
В этом посте я расскажу о четырех соборах города: Дуомо, Сан Дзено, Сан Фермо и Сант’Анастасья. Это огромный пост с кучей фотографий и букв.
Начну, пожалуй, с Дуомо — кафедрального собора, построенного в XII в. в романском стиле. Заметная реконструкция XIV-XV вв. придала собору готические черты.
Дошедшая до наших дней кампанила строилась в несколько этапов — фундамент и первые несколько метров — романские, середина — начала XVI в. (проект Микеле Санмикели), а верхняя часть была построена лишь в XX в. Однако, кампанила так и не была завершена. Из-за отсутствия финансирования уже долгое время проект достройки остается лишь на бумаге.
От романского собора сохранились некоторые каменные украшения фасадов. Во-первых это потрясающий портал главного фасада с портиком.
Портик создавался местным мастером Никколо. На фото рельефный люнет над входом — по центру «Богородица с младенцем», слева — «Поклонение пастухов», справа — «Поклонение волхвов».
Один из двух грифонов.
На откосах за колоннами изображены апостолы.
Ещё детали главного фасада (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).
На южном, боковом фасаде, также сохранились скульптурные группы, но выполненные позднее, в «ломбардском стиле». Особенно примечательны львы
Заходим внутрь. Интерьер преимущественно XV-XVI вв.
Главные художественные ценности это «Поклонение волхвов» Либерале да Верона…
… и «Вознесение Богородицы» Тициана. Последний получил заказ после того, как написал для венецианской Фрари алтарный образ на тот же сюжет. Капелла, в которой представлена картина, построена по проекту Якопо Сансовино.
Колонны центрального нефа выполнены из красного веронского мрамора. Центральный алтарь — проект Микеле Санмикели.
Гробница Святой Агаты — работа ломбардских мастеров Кампионе. Почему тут гробница Святой Агаты — не знаю, её мощи хранятся, насколько я знаю, в Катании, где она и приняла мученическую смерть. Возможно, тут частичка.
Внутри алтаря вот такие фрески авторства Франческо Торбидо (ученик Джорджоне и Либерале да Верона).
К Дуомо пристроена церковь Сан Джованни ин Фонте, ранее выполнявшая функции соборного баптистерия.
Главное, на что тут стоит обратить внимание — восьмигранная купель конца XII в., вырезанная из единого куска красного веронского мрамора мастером Бриолото.
На каждой из восьми граней — рельеф с евангельским сюжетом.
На стенах вокруг купели — фрески конца XV — начала XVI вв., приписываемые Фальконетто, Паоло Фаринати и Джован Франческо Карото.
Но это ещё не все. К Дуомо также пристроена церковь Святой Елены. Вот её интерьер.
Примечательна она тем, что в конце XX в. здесь провели археологические раскопки и обнаружили фундамент и мозаичный пол алтаря и пресвитерия самого первого храма Вероны IV в.(!)
Перенесемся теперь в другую часть города, к собору Сан Дзено Маджоре.
Собор построен для хранения мощей Святого Зенона Веронского (почитаемого как в католической, так и в православной церквях). Существующее романское здание гораздо старше Дуомо — его построили в середине X в. на месте первых двух церквей V и VIII вв.
На следующей фотографии слева от собора — башня ныне не существующего бенедиктинского монастыря (XIII в.), а справа — кампанила (XI в.).
Входной портал, как и у кафедрального собора, создан мастером Никколо в XII в.
В центре люнета Святой Зенон, он благословляет представителей знати (они верхом) и народа (они с флагом города). Снизу сцены из жития святого.
Лев
Портал выглядит гораздо более навороченным, чем портал Дуомо за счет 18 боковых панелей. Сюжеты, в основном, библейские, но есть также легендарные и бытовые, посвященные жизни Теодориха Великого. Те, что справа — работа того же мастера Никколо.
Те, что слева приписывают мастеру Джульермо, известному также работой в соборах Пизы и Кальяри.
На следующих фотках другие фигуры рельефного оформления портала.
С трудом различимые рельефы на фасаде (не на портале) — работа мастера Бриолото (того же, что сделал купель в Сан Джованни ин Фонте).
Его же авторству приписывается окно-роза «Руота делла фортуна» (‘Колесо Фортуны’) и шесть окружающих его фигур, изображающих непостоянство человеческих успехов и неудач. Это один из первых примеров такого окна в романской архитектуре, в последствии такие окна стали неотъемлемым элементом готических соборов.
Уже изнутри можно подойти к центральному порталу и посмотреть на фантастические двери XI в., составленные из 48 бронзовых панелей. Известно, что над панелями работали как местные мастера, так и приглашенные из Саксонии. На панелях изображены святые, добродетели, музыкальные алегории, донаторы собора и прочее.
Рядом с собором сохранился клуатр ранее упомянутого бенедиктинского монастыря.
Остальные постройки монастыря уничтожены в ходе завоевания Италии Наполеоном.
Интерьер.
В южном нефе — распятие Лоренцо Венециано.
Большинство фресок центрального нефа датируются XIII-XIV вв. Мастера неизвестны.
Особенно выделяется огромное изображение Святого Христофора.
А также распятие, приписываемое мастерской Альтикьеро да Дзевио.
Деревянный потолок центрального нефа в виде усеченного трилистника также сохранился с XIII в.
Алтарь расписан ранее упомянутым Франческо Торбидо в XVI в.
Самое главное сокровище собора алтарный полиптих — «Пала ди Сан Дзено» Андреа Мантеньи. Нижние панели — копии, оригиналы были украдены войсками Наполеона и до сих пор хранятся во Франции.
А вот и крипта с саркофагом Св. Зенона.
Третий собор Вероны — Сан Фермо Маджоре.
Именно на этом месте святой Фермо и святой Рустико приняли мученическую смерть в III в. Существующий верхний храм построен францисканцами в XIII-XIV вв. Под ним частично сохранился старый храм, выстроенный бенедиктинцами в XI в. Апсида и боковые фасады церкви украшены в XV в.
Детали главного фасада (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).
Портал бокового фасада.
Интерьер.
Справа от входа — амвон XIV в. из белого и красного мрамора, окруженный фресками местного художника Мартина ди Верона.
Детали амвона (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).
Слева от входа — монумент Никколо Брензони — шедевр флорентийского скульптора Нанни ди Бартоло и полюбившегося мне художника Пизанелло (это самая ранняя подписанная работа мастера). Увы, подойти и как следует рассмотреть живопись нет возможности, стоят какие-то перегородки. Детали смотрите тут: 1, 2, 3, 4, изображены Благовещение и архангелы Рафаил и Михаил.
Над на контрфасаде, прямо над входным порталом, видна фреска XIV в. «Распятие» — шедевр Туроне ди Максио, учителя Альтикьеро да Дзевио.
Центральный алтарь с фресками XIV-XVIII вв.
Над боковым порталом также «Распятие», мастерская Турионе ди Максио.
И, конечно, невозможно не обратить внимание на потрясающей формы деревянный свод единственного нефа.
А теперь — нижний храм.
Фрески на колоннах датируются XII-XIV вв. Стоит обратить внимание на «Крещение Христа» XII в.
Алтарь с деревянным распятием XIV в.
На лестнице между старым и новым храмом можно посмотреть на гробницу адвоката Антонио Пелакани, также XIV в. Фреска изображает Богородицу с младенцем и святыми, а рельеф — самого Антонио и его учеников.
И, наконец, последний из четырех и самый крупный собор Вероны — Сант’Анастасья. Этот собор изначально строили в готическом стиле, с XIII по XIV вв. Церковь строилась одновременно с Занниполо в Венеции, их фасады очень похожи.
Колокольня высотой в 72 метра.
Слева от фасада — гробница кондотьера и мэра Вероны — Джульельмо да Кастельбарко начала XIV в. Это первый пример подобного расположения гробниц (балдахин). Насколько я знаю, характерно только для Вероны. По примеру этой построены расположенные неподалеку более известные «Арки Скалигеров»
Центральный портал.
Что ж, заходим внутрь. Интерьер невероятно красочный и уютный.
При входе сразу обращаешь внимание на двух «горбунов», поддерживающий чаши со святой водой. Тот, что слева — авторства Габриеле Калиаре, отца Паоло Веронезе.
А тот, что справа приписывается скульптору Паоло Орефиче.
Как и остальные соборы Вероны — этот богат живописью. Начнем с трансепта. В алтаре на правой стене — фреска «Страшный суд» Турионе ди Максио, уже знакомого по Сан Фермо.
На левой же стене алтаря — гробница Кортезиа Середжо XV в. Скульптурную составляющую приписывают тосканцу Пьетро ди Николо Ламберти (либо Нанни ди Бартоло), а живопись — венецианцу Микеле Джамбоно.
Справа от алтаря — капелла Пеллегрини. Основной её шедевр спрятался под самыми сводами трансепта — это фреска «Святой Георгий и принцесса» работы Пизанелло. Рассмотреть ее без бинокля или телевика очень трудно. Но это того стоит!
На фреске изображен Георгий Победоносец перед его отправлением для сражения со змием (змий в левой части фрески, сохранился лишь частично). Справа от святого стоит принцесса Трапезунда, которую как раз пришел черед отдавать змею на съедение. Обратите внимание на лошадок, вы видели ещё хотя бы одну картину или фреску того периода (XV в.) с такими ракурсами?
Сама капелла украшена терракотовыми панелями, также XV в. Алтарный образ — «Богородица Смирение» XIV в.
В капелле Кавалии, на правой стене, рядом с гробницей Федерико Кавалии XV в. — единственная в Вероне фреска Альтикьеро да Дзевио конца XIV в. — «Поклонение семейства Кавалии Богородице».
Фрески левой стены трансепта.
В боковых нефах также немало красивейших капелл. Вот, например, алтарь семейства Пидемонте, украшенный картиной «Святой Мартин» Франческо Карото.
Капелла распятия.
Капелла Фомы Аквинского.
Капелла Девы Марии. В люнете фреска «Снятие с креста» Либерале да Верона.
Ну и напоследок ещё несколько видов прекрасного интерьера Сант’Анастасьи.