Фотограф Александр Родченко – гений советской пропаганды
Вообще с фотографией происходит странная штука. Это, наверное, один из немногих видов искусства, где нет народных героев. Подойди на улице к случайному прохожему и попроси назвать фамилии любимых фотографов. Скорее всего, вы не услышите вразумительного ответа. Музыкантов знают, актеров знают, художников знают, архитекторов скорее всего припомнят, поэтому и писателей – сколько угодно, а вот фотографов нет.
Не знаю, почему так вышло, но фотограф обычно всегда остается по ту сторону объектива. Вспомните, когда вы последний раз интересовались автором понравившегося снимка в журнале или интернете? А даже если захотите узнать автора, то будет это нелегко. Скорее всего в титрах вас ждем безликое название агентства, на которое работал фотограф.
Сегодня я хочу поговорить об Александре Родченко. Конечно, это больше чем фотограф. Родченко – гений советской пропаганды, он стоял у истоков русского авангарда, он задал новый стандарты дизайна и рекламы в СССР, он разломал все представления о фотографии, плакате, графике, которые были до него и задал новый курс. Родченко, наверное, самый известный отечественный фотограф, если не имя, то фотографии его знают все.
Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката
Узнали? Не говорите, что никогда не видели этот кадр. И десятки других кадров Родченко.
«Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?… Все старо… Так нас приучили, воспитывая тысячелетия на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей видеть со всех точек и при всяком освещении.»
А.Родченко. Записная книжка ЛЕФа. 1927 г.
Именно Родченко принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев».
Колонна физкультурников, 1935 год
Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов
Москва 1925-1930 гг.
Мороженщик на пляже 1926
Угол Кузнецкого и Петровки. Вид в сторону Театральной площади и магазина Мюр и Мерилиз 1926
Папиросница. Страстная площадь 1926
Извозчик 1926
Монтер на столбе. Из серии Парк Культуры. 1929
Памятник Пушкину, 1930
Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом.
Портреты:
Владимир Маяковский
Варвара Степанова
Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция
Кинорежиссер Эсфирь Шуб
Лиля и Осип Брики. Двойная экспозиция
Портрет матери
«Девушка с лейкой», 1933 год.
Для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии.
Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы.
Сбор на демонстрацию 1928 г.
Утренняя зарядка
Родченко как фотограф много пробовал и экспериментировал.
Ракурсные снимки стали его коньком. Он пробовал ракурсы, которые искажали фотографию, но делали ее живой и динамичной. До него так никто не снимал. Все что снимали после него – было подражанием.
Трамвайчик
Электрозавод
Сам он говорил: «Хочется сделать фото, каких не делал раньше, чтоб это была сама жизнь, и самая настоящая, чтобы они были простые и сложные одновременно, чтоб они удивляли и поражали».
Фотография, по мнению Родченко, должна была стать тем единственно правдивым искусством, которое максимально точно отображает жизнь, в моментах, составляющих ее движение. Он стремился «ловить» и раскрывать содержание предмета, и, возможно, даже целого социального явления. Строящийся Советский Союз был отличным полем для его деятельности.
Александр Родченко. Фабрика-кухня. Репортаж. 1931 г.
В Москве и Питере пущены в ход фабрики-кухни предназначенные полностью освободить трудящегося человека от готовки дома. 8 часов работа, 8 часов отдых, 8 часов сон. В Питере было построено несколько жилищных массивов в квартирах которых вообще нет кухни (плит), ванных комнат. Зато в этих жил массивах есть фабрики-кухни , бани с бассейнами, фабрики-прачечные, дома быта.
Он высоко ценил документальность фотографии как средство отображения жизни людей. Родченко стал первым делать серию снимков, из которых потом можно было сложить единую картину движения.
В 30-х его стал привлекать мир спорта и цирка.
«Фотография – это запись фактов, и так же, как в очерке нельзя выдумывать факты, нельзя и в фотографии снимать в неестественных позах. Каждый снятый факт – это вклад в культурные ценности страны. Факт, снятый и записанный (когда, где и что снято), может иметь как современный, так и будущий интерес.»
А.Родченко. Фото и студенчество. 1928 г
Его «нестандартное» творчество вызывало в официальных кругах определенные сомнения. Закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.