Прогулка по российскому городу в Норвегии
Пишет автор:
Когда я слышу фразу «полярный поселок», перед глазами возникает полуразрушенное поселение-призрак, старые бараки с пустыми глазницами окон и вездесущий Ильич, протягивающий руку в сторону светлого будущего. Баренцбург – русский город на норвежском архипелаге Шпицберген, – полностью разорвал старый шаблон (хотя и Ленин там есть тоже). Дома, инфраструктура, улицы и городские объекты – всё на очень высоком уровне.
Под катом прогулка по Баренцбургу: полсотни снимков и мои комментарии…
Чтобы понимать географию архипелага, посмотрите на карту. Шпицберген заселен лишь в районе одного крупного фьорда Нордре Исфьорден. Именно на правом его берегу и расположились Лонгйир и Баренцбург. Выше по карте точка Пирамида – это законсервированный российский город. О нём поговорим отдельно. Свеагрува и Грумант – шахты:
Первое что бросается в глаза – Баренцбург стоит достаточно высоко над уровнем моря:
Город вытянут вдоль побережья. Ближе к воде расположены угольные склады, откуда полезные ископаемые забирают приходящие в Баренцбург баржи:
Вид на город с горы:
Центр города. Видно, что практически все здания отремонтированы и отреставрированы. Реконструкция Баренцбурга началась в 2008 году и даже по сравнению с фотографиями годичной давности изменения налицо:
Спустимся чуть ниже. Центральная улица посёлка. Пока ещё по ней ездят машины, но скоро её сделают полностью пешеходной, а дорогу перенесут выше. Хотя и сейчас автомобилей не встретишь чаще чем раз в час. Ездят главным образом грузовики с рудой:
Территория Баренцбурга называется «Зоной ноль» – другими словами, встретить медведя в городе практически невозможно. Если мишка вдруг появится на горизонте, его сразу же возьмут под контроль. Тем не менее, если вы соберетесь за город, то для спокойствия лучше взять с собой ружье. Это кстати Фёдор, наш гид:
Пройдемся по городу. Это здание компании Арктикуголь. Вообще, весь город, все постройки, шахты и т.д. принадлежат этой компании. Вход в шахту находится прямо в здании управления:
Хоть детей и немного, есть садик и школа. Стены расписаны мотивами из русских народных сказок. Это была дипломная работа кого-то студента (UPD. вот тут правильная история):
Красное здание справа – больница. Как и у норвежцев, здесь оказывают исключительно первую помощь. В случае сложных операций предписано лететь на Большую Землю. Оснащение стационара на хорошем уровне.
Слева отель. Давайте посмотрим что там внутри:
Гостиница сделана очень хорошо. Номера, сервис, питание – всё на уровне. Честно говоря, в некоторых городах, где счёт жителей идет на сотни тысяч такого не увидишь. Жить было очень комфортно, мои предположения, что придется тусоваться неделю в спартанских условиях не оправдались:
Ванная комната:
Культурный центр, объединенный со спортивным комплексом. Место, где под одной крышей находится музей, бассейн и спортзал. Поскольку развлечений в городе немного, в Центре кипит самодеятельность:
Ресторан и самая северная пивоварня в мире:
Зал ресторана «Красный медведь». Местные сюда не часто ходят, а вот у туристов это излюбленное место:
Раньше здесь была столовая, сейчас здание законсервировано. Скоро и из него сделают какой-нибудь объект инфраструктуры, и я надеюсь, сохранят расцветку фасада и банер со стихами Рождественского:
Памятник «поседевшему» Ленину. Даже сюда добрался:
Недавно нашли надпись советских времен. Вернее, она стояла и раньше, но на ней был другой слоган, который сделали после 1991 года. Всё уже забыли об оригинальном послании, как вдруг первые буквы отвалились и проступило «НА». Начали разбирать и «откопали» оригинальный слоган. Решили оставить её в исходном виде. Теперь это арт-объект.
На заднем плане жилые дома, они полностью отреставрированы. Раньше это была общага, а сейчас двухкомнатные квартиры для сотрудников Арктикугля. Жилье выдают всем. После первого полугодового контракта можно привезти с собой всю семью:
Часовня. Священник приезжает пару раз в год из норвежского отделения РПЦ. Своего священнослужителя на Шпицбергене нет:
Церковь все время открыта:
Те дома которые ещё недоделаны, активно ремонтируются. Сперва облагораживают фасад, потом делают капремонт внутри:
Детская площадка. Тоже в процессе реставрации:
Новые коммуникации:
Подъезд жилого дома:
В Баренцбург приезжает порядка 20 000 туристов в год. В основном это иностранцы с круизов или экскурсий. Для них есть сувенирный магазин:
Центральный парк поселка. До ландшафтного дизайна руки ещё не дошли, но, уверен, это вопрос времени:
Центральная площадь. В обычных городах на площадях стоят платные аттракционы, тут же – бесплатные машинки для детворы:
Катер установлен в качестве детской лазелки:
Набережная со смотровой площадкой и двумя скамеечками. Местные называют её «телевизором»: приходишь, садишься на лавку и смотришь круглосуточный «канал» Дискавери:
С площадки видны старые домики. По норвежскому законодательству реставрировать или сносить их запрещено – все что старше 50 лет представляет ценность для ученых:
Так выглядит набережная, площадки и домики со стороны моря:
Постройки уже вросли в землю по окна. Двери в них переодически заколачивают, однако местная молодежь всё равно вскрывает их для своих посиделок:
Есть в городе футбольное поле (полноразмерное), хотя по словам старожилов, последний раз на нём играли лет 10 назад:
В правой части города расположены здания научных университетов. Любопытно, что данное место называется «тупик Науки»:
Если в Лонгйире есть мусороперерабатыващий завод, у нас пока что строят мусоросортирующий:
Доска почета с советских времен:
Интересная особенность всего Шпицбергена – правило разуваться на входе. Даже в гостинице вас попросят разуться до ресепшена. Везде предлагают тапочки:
Единственный продуктовый магазин Баренцбурга:
По словам местных жителей, на еду уходит не больше 12-15 тысяч рублей в месяц. Больше здесь тратить некуда. Для понимания, зарплата на вакансию айтишника – 60 тысяч:
Цены в рублях:
Через город постоянно ездят угольные КрАЗы:
С каждым годом в Баренцбурге развиваться туризм, в город приходит много кораблей и яхт: