Дореволюционная свадьба в живописи и в жизни
Картин на свадебную тематику в российской живописи хватает, но чаще всего на них показаны приготовления к этому важному событию. Изображений венчаний или последующих праздников меньше. Примечательны такие картины как интересными сюжетами, так и деталями дореволюционного быта.
В. Пукирев «Неравный брак» (1862) Государственная Третьяковская галерея
Пожалуй, это самая известная свадьба в русской живописи. Думаю, многие слышали историю о том, что картина Василия Пукирева написана по мотивам реальных событий. По одной версии эта драма произошла с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Его любимую девушку выдали замуж за более богатого и влиятельного купца, который был старше невесты на 13 лет. Н. А. Варенцов в книге "Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое" писал: "Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню — дочку купца Рыбникова — и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.
Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды". В. А. Гиляровский утверждал, что аналогичная драма произошла с самим художником. Прасковья Матвеева Варенцова была выдана замуж за князя А. И. Щепина-Ростовского. Утверждают, что эта женщина старость встретила в богадельне.
Интересный штрих: считается, что на картине изображены и призраки двух предыдущих жен "молодожена". Об одной напоминает часть лица и фата позади священника, вторая - в фате и саване сердито смотрит на жениха. В течении жизни православный россиянин мог жениться максимум 3 раза. Две попытки мужчина уже израсходовал.
Вообще религия была неотделима от государства, и религиозная принадлежность человека фиксировалась в официальных документах. Соответственно, правила заключения брака исходили из этого, а не были едины для всех. Мусульманин по рождению, например, с Кавказа, мог официально завести себе 4 жены. А если крестьянин Тульской губернии заявил бы, что стал мусульманином, поэтому хочет завести вторую жену, он заработал бы букет неприятностей, ведь в его случае менять религию было противозаконно. Получить развод было очень сложно, а стать двоеженцем - уголовно наказуемо.
Как раз такая ситуация на другой картине художника. Свадьба была делом хлопотным. Сначала перед ней проводили так называемый брачный сыск. Он был направлен на выявление возможных препятствий к браку, в том числе биологическое или духовное родство, наличие живых супругов и т.д. Свидетели также официально подтверждали отсутствие помех. Речь шла об официальном документе. Если препятствия утаивались осознанно, виновных судили. У жениха на картине явно будут проблемы. Подробные посты о дореволюционных свадьбах и разводах у меня уже были.
Картина Матвеева - вероятно, дань моде. В то время тюремная тема в искусстве была популярна. При этом обычно ее увязывали с проблемами политзаключенных, борьбой с "режимом" и т.д. Арестант на картине по умолчанию воспринимался именно как борец за все хорошее и против всего плохого, а не как, например, потенциальный убийца или казнокрад. А девушка - по умолчанию как своего рода жена декабриста. Но это уже другая история. На этом полотне есть интересная деталь: пара стоит на куске розового атласа - забытая ныне традиция. Считалось, что тот, кто станет на него первым, будет в семье главным.
.
На самом венчании обычно присутствовало не так уж много людей. Обычно гости ждали молодоженов дома, где и проходили основные свадебные гулянья.
Молодоженов традиционно сажали на самое почетное место - в красном углу под иконами.
Пожалуй, одна из самых известных картин на тему крестьянских свадеб. Художник писал ее по мотивам реальных событий, когда на свадьбу его старшего брата пришел местный колдун. Пришлось заплатить, чтобы колдун ушел и не натворил бед, ведь крестьяне были очень суеверны.
На картине "Свадебный поезд" невеста выглядит довольно унылой. Причин могло быть несколько. Во-первых, не все девушки выходили за муж по любви, иногда их и не спрашивали (юношей тоже). Во-вторых, довольно часто было не принято выражать бурную радость по поводу свадьбы. Наоборот, в некоторых регионах предсвадебные песни, с которыми собирали невест, были весьма заунывными. Девушки оплакивали свою вольную жизнь, и это была именно дань традиции, даже если они ждали это событие с нетерпением.
Вот и на этой картине невеста радости не выражает. Можно увидеть интересную деталь: девушке туфли надевал либо мальчик, либо подросток, обычно из числа родственников. Перед отправкой в церковь будущих супругов традиционно благословляли родители. Иногда жених и невеста ехали в церковь поотдельности, и встречались уже перед самой церемонией.
Сразу три картины на тему свадьбы написал передвижник Фирс Журавлев, и на всех невесты одна другой несчастнее.
"Перед венцом" - самая известная. Купец насильно выдает дочь замуж. Невеста умоляет не принуждать ее, и в этот момент входит жених. В руках у купца икона для благословения молодых и, вероятно, кусок розового атласа.
Позже появился второй вариант картины, где входит не жених, а мать.
На картине "После венчания" перед невестой лежит ночная рубашка и чепец. Чепец носили замужние женщины. А за дверью девушку уже ждет молодожен, который совсем не молод.
Еще несколько картин
Дурацкая и дожившая до наших дней традиция с выкупом всего, что только можно
Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды". В. А. Гиляровский утверждал, что аналогичная драма произошла с самим художником. Прасковья Матвеева Варенцова была выдана замуж за князя А. И. Щепина-Ростовского. Утверждают, что эта женщина старость встретила в богадельне.
Интересный штрих: считается, что на картине изображены и призраки двух предыдущих жен "молодожена". Об одной напоминает часть лица и фата позади священника, вторая - в фате и саване сердито смотрит на жениха. В течении жизни православный россиянин мог жениться максимум 3 раза. Две попытки мужчина уже израсходовал.
Вообще религия была неотделима от государства, и религиозная принадлежность человека фиксировалась в официальных документах. Соответственно, правила заключения брака исходили из этого, а не были едины для всех. Мусульманин по рождению, например, с Кавказа, мог официально завести себе 4 жены. А если крестьянин Тульской губернии заявил бы, что стал мусульманином, поэтому хочет завести вторую жену, он заработал бы букет неприятностей, ведь в его случае менять религию было противозаконно. Получить развод было очень сложно, а стать двоеженцем - уголовно наказуемо.
«Двоеженец, или Прерванное венчание» (1877) Государственный художественный музей Азербайджана
Как раз такая ситуация на другой картине художника. Свадьба была делом хлопотным. Сначала перед ней проводили так называемый брачный сыск. Он был направлен на выявление возможных препятствий к браку, в том числе биологическое или духовное родство, наличие живых супругов и т.д. Свидетели также официально подтверждали отсутствие помех. Речь шла об официальном документе. Если препятствия утаивались осознанно, виновных судили. У жениха на картине явно будут проблемы. Подробные посты о дореволюционных свадьбах и разводах у меня уже были.
Н. С. Матвеев «Свадьба в тюрьме» 1897 год, холст, масло, Пермская картинная галерея
Картина Матвеева - вероятно, дань моде. В то время тюремная тема в искусстве была популярна. При этом обычно ее увязывали с проблемами политзаключенных, борьбой с "режимом" и т.д. Арестант на картине по умолчанию воспринимался именно как борец за все хорошее и против всего плохого, а не как, например, потенциальный убийца или казнокрад. А девушка - по умолчанию как своего рода жена декабриста. Но это уже другая история. На этом полотне есть интересная деталь: пара стоит на куске розового атласа - забытая ныне традиция. Считалось, что тот, кто станет на него первым, будет в семье главным.
.
А. П. Рябушкин "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии"
На самом венчании обычно присутствовало не так уж много людей. Обычно гости ждали молодоженов дома, где и проходили основные свадебные гулянья.
А. Рябушкин "Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии"
Молодоженов традиционно сажали на самое почетное место - в красном углу под иконами.
В. М. Максимов "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу"
Пожалуй, одна из самых известных картин на тему крестьянских свадеб. Художник писал ее по мотивам реальных событий, когда на свадьбу его старшего брата пришел местный колдун. Пришлось заплатить, чтобы колдун ушел и не натворил бед, ведь крестьяне были очень суеверны.
А. А. Бучкури "Свадебный поезд"
На картине "Свадебный поезд" невеста выглядит довольно унылой. Причин могло быть несколько. Во-первых, не все девушки выходили за муж по любви, иногда их и не спрашивали (юношей тоже). Во-вторых, довольно часто было не принято выражать бурную радость по поводу свадьбы. Наоборот, в некоторых регионах предсвадебные песни, с которыми собирали невест, были весьма заунывными. Девушки оплакивали свою вольную жизнь, и это была именно дань традиции, даже если они ждали это событие с нетерпением.
Аким Карнеев "Сборы к венцу" (1858) Воронежский областной музей изобразительного искусства
Вот и на этой картине невеста радости не выражает. Можно увидеть интересную деталь: девушке туфли надевал либо мальчик, либо подросток, обычно из числа родственников. Перед отправкой в церковь будущих супругов традиционно благословляли родители. Иногда жених и невеста ехали в церковь поотдельности, и встречались уже перед самой церемонией.
Сразу три картины на тему свадьбы написал передвижник Фирс Журавлев, и на всех невесты одна другой несчастнее.
Фирс Журавлева «Перед венцом»
"Перед венцом" - самая известная. Купец насильно выдает дочь замуж. Невеста умоляет не принуждать ее, и в этот момент входит жених. В руках у купца икона для благословения молодых и, вероятно, кусок розового атласа.
Позже появился второй вариант картины, где входит не жених, а мать.
На картине "После венчания" перед невестой лежит ночная рубашка и чепец. Чепец носили замужние женщины. А за дверью девушку уже ждет молодожен, который совсем не молод.
Еще несколько картин
Николай Богданов-Бельский "Венчание"
И.Львов "Выкуп дороги"
Дурацкая и дожившая до наших дней традиция с выкупом всего, что только можно
И.Львов "Приезд молодого от родителей в дом тестя за свадебный пир"
М. Теребенев "Крестьянская свадьба"
Комментариев пока нет