Roblox — история успеха популярной у детей игровой платформы
В последние годы Roblox занимает место среди самых популярных игр наряду с Minecraft и многопользовательскими шутерами, такими как Counter-Strike и Fortnite. Хотя Roblox больше чем просто игра — это платформа с огромным количеством проектов, созданных пользователями. И она действительно добилась впечатляющих успехов. В начале осени разработчики Roblox объявили, что их новая цель — захватить 10% годовой выручки всей игровой индустрии. А в будущем они стремятся достичь миллиарда активных пользователей ежедневно.
Roblox — это онлайн-платформа, где можно найти миллионы игр. Ее часто сравнивают со Steam, так как здесь тоже есть обширный каталог проектов разных жанров с возможностью оценки от пользователей. Но, в отличие от магазина компании Valve, почти весь контент на Roblox создается не профессиональными разработчиками, а обычными игроками, и большинство проектов здесь бесплатны. Поэтому Roblox можно считать своего рода YouTube в мире игр.
Точное количество доступных игр на Roblox назвать сложно. По оценкам, их более 40 миллионов, но это число постоянно меняется: появляются новые проекты, а некоторые удаляются. Удаление может происходить из-за нарушений правил платформы, претензий правообладателей или по инициативе самих авторов, которые больше не могут поддерживать свои игры.
Сразу стоит сказать, что проекты из каталога Roblox вряд ли привлекут внимание тех, кто привык к играм от профессиональных студий. Многие из них довольно простые (а некоторые даже примитивные), с несложной графикой, и, скорее всего, не смогут надолго удержать у экрана взрослую аудиторию. По статистике, ежедневно в Roblox заходят почти 90 миллионов активных пользователей, и более трети из них — дети младше 13 лет.
Разработчики отмечают, что аудитория Roblox постепенно взрослеет. В прошлом году самым быстрорастущим сегментом стали пользователи в возрасте от 17 до 24 лет, которые к четвертому кварталу 2022 года составляли почти четверть сообщества.
Для создания игр используется специальное приложение Roblox Studio. В нем можно выбрать готовый тематический шаблон и изменить его или начать проект с нуля. Скрипты пишутся на языке Luau, который является вариантом языка Lua. Уже есть специальные курсы, где дети могут учиться создавать код для Roblox-проектов, а некоторые все чаще обращаются за помощью к искусственному интеллекту.
Roblox Studio
На платформе нет жанровых ограничений — можно создавать почти любые игры. Наибольшей популярностью пользуются симуляторы жизни, гонки и obby — игры, где нужно преодолевать препятствия и находить правильный путь.
Несмотря на то, что Roblox появилась на пять лет раньше, ее иногда называют «вторым Minecraft», возможно, из-за того, что успех пришел к платформе не сразу. Выделить одну причину популярности Roblox сложно — скорее, это результат сочетания нескольких особенностей, идеально подходящих для её аудитории.
Копия Sims в Roblox
Разумеется, такие проекты мало похожи на оригинальные игры — хорошо, если персонажи и окружение хотя бы слегка напоминают их. Но для детей этого минимального сходства зачастую достаточно. В конце концов, ответственные родители вряд ли купят ему дорогую и не соответствующую возрасту GTA, а Roblox позволяет почувствовать себя частью популярной серии, о которой говорят в школе.
В отличие от Minecraft, в Roblox заметно сильнее ощущается разрыв между поколениями. Если в проекте от Mojang взрослые еще могут найти смысл, то в Roblox они сталкиваются с хаосом: неудобный интерфейс, непонятные звуки и постоянная суета, создаваемая другими игроками. Нередко сложно понять, что вообще нужно делать, и хочется поскорее переключиться на другую игру, надеясь, что она окажется лучше. Но чаще всего и там ситуация оказывается такой же.
Аналог GTA в Roblox
В начале октября 2024 года инвестиционная фирма Hindenburg Research опубликовала отчет, в котором утверждает, что Roblox Corporation вводит в заблуждение инвесторов, регуляторов и рекламодателей. В частности, сообщается, что компания завышает данные об активных пользователях на 25-42%.
В 2023 году Roblox Corporation заявила Комиссии по ценным бумагам и биржам США, что не может точно определить количество учетных записей, принадлежащих одному пользователю. Однако авторы отчета называют это «откровенной ложью», полагая, что платформа намеренно преувеличивает показатели, чтобы увеличить свою стоимость. Поскольку компания пока не приносит прибыль, цена ее акций во многом зависит от представленных данных о росте аудитории.
Hindenburg Research также охарактеризовала платформу как «педофильский ад», утверждая, что Roblox Corporation передала модерацию сторонним азиатским компаниям. Модераторам, которые получают лишь 12 долларов в час, предоставлены ограниченные инструменты и нет возможности навсегда заблокировать пользователей, замеченных в груминге и травле детей.
Кроме того, в отчете говорится, что Roblox показывает детям младше 13 лет неподобающий контент, чтобы повысить показатели платформы, такие как время, проведенное в играх. Это якобы позволяет компании демонстрировать инвесторам более привлекательные цифры.
Представители Roblox Corporation отвергли все обвинения, отметив, что Hindenburg Research известна тем, что зарабатывавет на падениях стоимости акций компаний, чего и добивается подобным отчетом.
Этот скандал — не первый, связанный с безопасностью детей на платформе. В конце 2023 года группа родителей в США подала иск против Roblox, обвиняя компанию в том, что из-за недостаточной защиты детям демонстрировался контент для взрослых и существовала угроза груминга.
В июле 2024 года журналисты сообщили, что с 2018 года в США было арестовано не менее двадцати человек, обвиненных в похищении или злоупотреблении детьми, с которыми они познакомились через Roblox. Вскоре после этого власти Турции заблокировали платформу, объяснив это заботой о детской безопасности.
Эти события побудили разработчиков ужесточить правила для пользователей младше 13 лет. Однако многие издания считают, что Roblox не опаснее других онлайн-игр и требует, как и любые подобные развлечения, родительского контроля.
Несмотря на скандалы, Roblox Corporation строит амбициозные планы на будущее. Недавно Дэвид Базуки, основатель Roblox, заявил, что стремится к тому, чтобы платформа генерировала 10% от годового дохода всей игровой индустрии — около 18 миллиардов долларов, что в шесть раз больше текущих показателей компании.
Для достижения этой цели Roblox должна привлекать примерно 300 миллионов пользователей ежедневно, а мечта Базуки — достичь одного миллиарда. Если первая цель кажется выполнимой, то собрать такую масштабную аудиторию еще не удавалось ни одной платформе.
Точное количество доступных игр на Roblox назвать сложно. По оценкам, их более 40 миллионов, но это число постоянно меняется: появляются новые проекты, а некоторые удаляются. Удаление может происходить из-за нарушений правил платформы, претензий правообладателей или по инициативе самих авторов, которые больше не могут поддерживать свои игры.
Сразу стоит сказать, что проекты из каталога Roblox вряд ли привлекут внимание тех, кто привык к играм от профессиональных студий. Многие из них довольно простые (а некоторые даже примитивные), с несложной графикой, и, скорее всего, не смогут надолго удержать у экрана взрослую аудиторию. По статистике, ежедневно в Roblox заходят почти 90 миллионов активных пользователей, и более трети из них — дети младше 13 лет.
Разработчики отмечают, что аудитория Roblox постепенно взрослеет. В прошлом году самым быстрорастущим сегментом стали пользователи в возрасте от 17 до 24 лет, которые к четвертому кварталу 2022 года составляли почти четверть сообщества.
Для создания игр используется специальное приложение Roblox Studio. В нем можно выбрать готовый тематический шаблон и изменить его или начать проект с нуля. Скрипты пишутся на языке Luau, который является вариантом языка Lua. Уже есть специальные курсы, где дети могут учиться создавать код для Roblox-проектов, а некоторые все чаще обращаются за помощью к искусственному интеллекту.
Roblox Studio
На платформе нет жанровых ограничений — можно создавать почти любые игры. Наибольшей популярностью пользуются симуляторы жизни, гонки и obby — игры, где нужно преодолевать препятствия и находить правильный путь.
Платформа бесплатна, что делает её особенно популярной среди детей. Однако для взрослых играть в Roblox может быть довольно утомительно.
Несмотря на то, что Roblox появилась на пять лет раньше, ее иногда называют «вторым Minecraft», возможно, из-за того, что успех пришел к платформе не сразу. Выделить одну причину популярности Roblox сложно — скорее, это результат сочетания нескольких особенностей, идеально подходящих для её аудитории.
- Бесплатность Roblox не требует платы за саму платформу и большинство игр. Хотя почти в каждом проекте можно приобрести внутриигровой контент, это остается необязательным.
- Огромное разнообразие игр. Если предложить ребенку выбор между покупкой одной качественной игры в месяц или доступом к 40 миллионам проектов разных жанров, несмотря на их качество, выбор очевиден. Единственная купленная игра может не понравиться, а в Roblox всегда можно найти что-то новое, переключаясь с одной игры на другую.
- Поддержка на любом устройстве. Roblox не требует дорогой консоли или мощного компьютера — она доступна практически на любом устройстве, включая бюджетные планшеты, и это не снижает качества игр.
- Мультиплеер. В большинстве игр Roblox всегда можно встретить других игроков. Здесь можно общаться, добавлять друзей и объединяться в команды, делая игру более увлекательной.
- Простота и доступность игр. На Roblox сложно найти сложные проекты с продуманными механиками и глубокой историей. Большинство игр — это простые «таймкиллеры», которые выглядят скромно даже по стандартам мобильных игр. Но для детей, не стремящихся к сложному управлению и длинным сюжетам, это вполне достаточно.
- Игры, созданные детьми для детей. Еще одна важная причина популярности Roblox — множество игр созданы юными разработчиками, которые ориентируются на собственные интересы. Здесь полно отсылок к детским мемам и фразам, которые взрослым непонятны без помощи «переводчика» (обычного ребенка 🤣).
- Клоны популярных игр. На платформе часто встречаются неофициальные аналоги известных игр вроде GTA, Final Fantasy и Minecraft — достаточно ввести название оригинала в поиск, чтобы найти такие проекты.
Копия Sims в Roblox
Разумеется, такие проекты мало похожи на оригинальные игры — хорошо, если персонажи и окружение хотя бы слегка напоминают их. Но для детей этого минимального сходства зачастую достаточно. В конце концов, ответственные родители вряд ли купят ему дорогую и не соответствующую возрасту GTA, а Roblox позволяет почувствовать себя частью популярной серии, о которой говорят в школе.
В отличие от Minecraft, в Roblox заметно сильнее ощущается разрыв между поколениями. Если в проекте от Mojang взрослые еще могут найти смысл, то в Roblox они сталкиваются с хаосом: неудобный интерфейс, непонятные звуки и постоянная суета, создаваемая другими игроками. Нередко сложно понять, что вообще нужно делать, и хочется поскорее переключиться на другую игру, надеясь, что она окажется лучше. Но чаще всего и там ситуация оказывается такой же.
Аналог GTA в Roblox
Roblox часто оказывается в центре скандалов, но разработчиков это не останавливает — их цель создать самый прибыльный проект в игровой индустрии
В начале октября 2024 года инвестиционная фирма Hindenburg Research опубликовала отчет, в котором утверждает, что Roblox Corporation вводит в заблуждение инвесторов, регуляторов и рекламодателей. В частности, сообщается, что компания завышает данные об активных пользователях на 25-42%.
В 2023 году Roblox Corporation заявила Комиссии по ценным бумагам и биржам США, что не может точно определить количество учетных записей, принадлежащих одному пользователю. Однако авторы отчета называют это «откровенной ложью», полагая, что платформа намеренно преувеличивает показатели, чтобы увеличить свою стоимость. Поскольку компания пока не приносит прибыль, цена ее акций во многом зависит от представленных данных о росте аудитории.
Hindenburg Research также охарактеризовала платформу как «педофильский ад», утверждая, что Roblox Corporation передала модерацию сторонним азиатским компаниям. Модераторам, которые получают лишь 12 долларов в час, предоставлены ограниченные инструменты и нет возможности навсегда заблокировать пользователей, замеченных в груминге и травле детей.
Кроме того, в отчете говорится, что Roblox показывает детям младше 13 лет неподобающий контент, чтобы повысить показатели платформы, такие как время, проведенное в играх. Это якобы позволяет компании демонстрировать инвесторам более привлекательные цифры.
Представители Roblox Corporation отвергли все обвинения, отметив, что Hindenburg Research известна тем, что зарабатывавет на падениях стоимости акций компаний, чего и добивается подобным отчетом.
Этот скандал — не первый, связанный с безопасностью детей на платформе. В конце 2023 года группа родителей в США подала иск против Roblox, обвиняя компанию в том, что из-за недостаточной защиты детям демонстрировался контент для взрослых и существовала угроза груминга.
В июле 2024 года журналисты сообщили, что с 2018 года в США было арестовано не менее двадцати человек, обвиненных в похищении или злоупотреблении детьми, с которыми они познакомились через Roblox. Вскоре после этого власти Турции заблокировали платформу, объяснив это заботой о детской безопасности.
Эти события побудили разработчиков ужесточить правила для пользователей младше 13 лет. Однако многие издания считают, что Roblox не опаснее других онлайн-игр и требует, как и любые подобные развлечения, родительского контроля.
Несмотря на скандалы, Roblox Corporation строит амбициозные планы на будущее. Недавно Дэвид Базуки, основатель Roblox, заявил, что стремится к тому, чтобы платформа генерировала 10% от годового дохода всей игровой индустрии — около 18 миллиардов долларов, что в шесть раз больше текущих показателей компании.
Для достижения этой цели Roblox должна привлекать примерно 300 миллионов пользователей ежедневно, а мечта Базуки — достичь одного миллиарда. Если первая цель кажется выполнимой, то собрать такую масштабную аудиторию еще не удавалось ни одной платформе.
Комментарии1