Ад, собственными руками
Сегодня мне довелось услышать такие слова: "Если бы эти отношения не распались, я знаю, это был бы все тот же ад, что и был до сих пор, но сама я ни за что не прекратила бы его..."
Говорила это молодая женщина, моя подруга, прекрасно образованная, привлекательная, с живой речью и выразительными глазами. Время от времени она начинала плакать, но старательно сдерживала себя. Во многом ее страдания были вызваны уходом ее молодого человека, однако, я пркрастно знаю, что переживания негативного характера уже давно терзали не только ее душу, но и тело – неоднократные посещения врачей, свидетельствуют о серьёзных психоматических нарушениях, происходящих, как известно, от неврозов.
Проанализировав всю ситуацию, наш разговор, мне пришла в голову мысль: в положении, подобно этому, что высказала моя подруга, оказываются многие и многие люди. Испытывая изо дня в день неудовлетворенность, душевный дискомфорт и даже остро страдая, они принимают свою жизнь как данность, с большей или меньшей стойкостью переносят выпавшие на их долю переживания и избегают шагов, способных что-то изменить.
Особенно рельефно это проявлено в сфере личных, интимных отношений. Здесь часто можно услышать слова «это судьба», «он послан мне свыше», «таков мой крест». Но если для верующего человека это закономерный ход мыслей,и верующий человек использует это понимание для развития себя и своих отношений, то в большинстве случаев обыденной, светской жизни эти «формулы» служат оправданию взаиморазрушающих союзов. Страдания при таком подходе могут даже переоцениваться как знаки «подлинности» собственного отношения к избранному человеку, служить доказательством отсутствия корыстного интереса, а все это вторичным образом убеждает в особенной природе установленных отношений, которые – в силу своей исключительности – уже не могут быть названы иначе, кроме как «любовь». А слово любовь в нашей культуре имеет силу заколдованного: то, что осеняется им, выводится за пределы обычной, практической логики, и тогда - буквально - «возможно все!».
Давайте представим, что купленная на распродаже, второпях обувь при ближайшем рассмотрении оказалась тесноватой, неудобной и не вполне соответствующей вашему вкусу. Вернуть ее нельзя (купленный со скидкой товар возврату и обмену не подлежит), носить невозможно. Придется найти кого-то из родственников или знакомых, кому эта покупка доставит хоть какое-то удовольствие. Неудачная покупка, неприятность, но не повод подвергать себя длительным истязаниям. А теперь представьте, что эта же пара подарена вам самым дорогим и бесценным человеком. И вот вы уже шагаете в обновке, держа под руку избранника, довольного удачно сделанным подарком. Вам неудобно шагать, вам не нравится фасон, но еще неудобнее сказать об этом прямо – ведь подарок сделан любимым человеком и сделан с такой любовью! А, неудобно, не модно, но носить-то можно, - скажете вы себе и будете «костылять» во имя этого волшебства под названием «любовь» (еще раз доказавшего свое всемогущество).
Может, этот пример не столь удачен и правдоподобен? Увы, жизнь «удачливее» и не пример правдоподобнее в еще более шокирующих обстоятельствах и историях. А, если и не прибегать к крайним проявлениям, каждый из нас без особого труда найдет в своей жизни примеры парадоксальной терпимости к дискомфорту, неудовольствию, страданию. Все это ситуации более или менее закономерные, естественные – жизнь по природе своей парадоксальна, противоречива, ориентирована на компромиссы. Но не слишком ли часто мы избавляем себя от труда провести известную грань – между тем, что необходимо принять, и тем, что в наших силах изменить?
Проанализировав всю ситуацию, наш разговор, мне пришла в голову мысль: в положении, подобно этому, что высказала моя подруга, оказываются многие и многие люди. Испытывая изо дня в день неудовлетворенность, душевный дискомфорт и даже остро страдая, они принимают свою жизнь как данность, с большей или меньшей стойкостью переносят выпавшие на их долю переживания и избегают шагов, способных что-то изменить.
Особенно рельефно это проявлено в сфере личных, интимных отношений. Здесь часто можно услышать слова «это судьба», «он послан мне свыше», «таков мой крест». Но если для верующего человека это закономерный ход мыслей,и верующий человек использует это понимание для развития себя и своих отношений, то в большинстве случаев обыденной, светской жизни эти «формулы» служат оправданию взаиморазрушающих союзов. Страдания при таком подходе могут даже переоцениваться как знаки «подлинности» собственного отношения к избранному человеку, служить доказательством отсутствия корыстного интереса, а все это вторичным образом убеждает в особенной природе установленных отношений, которые – в силу своей исключительности – уже не могут быть названы иначе, кроме как «любовь». А слово любовь в нашей культуре имеет силу заколдованного: то, что осеняется им, выводится за пределы обычной, практической логики, и тогда - буквально - «возможно все!».
Давайте представим, что купленная на распродаже, второпях обувь при ближайшем рассмотрении оказалась тесноватой, неудобной и не вполне соответствующей вашему вкусу. Вернуть ее нельзя (купленный со скидкой товар возврату и обмену не подлежит), носить невозможно. Придется найти кого-то из родственников или знакомых, кому эта покупка доставит хоть какое-то удовольствие. Неудачная покупка, неприятность, но не повод подвергать себя длительным истязаниям. А теперь представьте, что эта же пара подарена вам самым дорогим и бесценным человеком. И вот вы уже шагаете в обновке, держа под руку избранника, довольного удачно сделанным подарком. Вам неудобно шагать, вам не нравится фасон, но еще неудобнее сказать об этом прямо – ведь подарок сделан любимым человеком и сделан с такой любовью! А, неудобно, не модно, но носить-то можно, - скажете вы себе и будете «костылять» во имя этого волшебства под названием «любовь» (еще раз доказавшего свое всемогущество).
Может, этот пример не столь удачен и правдоподобен? Увы, жизнь «удачливее» и не пример правдоподобнее в еще более шокирующих обстоятельствах и историях. А, если и не прибегать к крайним проявлениям, каждый из нас без особого труда найдет в своей жизни примеры парадоксальной терпимости к дискомфорту, неудовольствию, страданию. Все это ситуации более или менее закономерные, естественные – жизнь по природе своей парадоксальна, противоречива, ориентирована на компромиссы. Но не слишком ли часто мы избавляем себя от труда провести известную грань – между тем, что необходимо принять, и тем, что в наших силах изменить?
Комментарии24