Исполнилось 30 лет произведению Джорджа Лукаса.
В Лос-Анжелесе, 25 мая, спустя ровно 30 лет после выхода на экраны США фильма "Звездные войны", состоялся юбилейный ( и очередной) фестиваль-парад фэнов этой звездной мега-империи.
Немножко истории и фактов:
Фильм, которому суждено было не только произвести революцию в современном кинематографе, но и создать целый мир, успешная эксплуатация героев и образов которого продолжается по сей день. Само понятие "Звездные войны" стало давно нарицательным, а вера в светлую сторону Силы переродилась в реальности в новую и вполне серьезную религию. А начиналось все с... "Властелина колец".
Джордж Лукас неоднократно признавал в различных интервью, что знаменитое произведение Толкиена оказало огромное влияние на процесс создания мифологии "Звездных войн" не только в смысле детализации мотиваций и историй героев саги, но и буквальных заимствований. Так, Гендальф стал прообразом Оби-Вана Кеноби, а ангмарский Король-колдун воплотился в Дарта Вейдера.
Еще одни источником вдохновения для Лукаса стали ранние самурайские фильмы Акиры Куросавы. Поединки на мечах, верность своему сегуну, даже само обличие Вейдера однозначно свидетельствует об увлечении режиссера японской традицией. Но все остальное принадлежит Лукасу и никому другому.
Изначально он планировал снять четвертый, пятый и шестой эпизоды, как наиболее важные для всей саги, и лишь затем обратиться к первым трем. Он начал работу над сюжетом четвертой части еще в 1973 году. Согласно одному из вариантов сценария, главным действующим лицом должен был стать 60-летний генерал Скайуокер, в другой версии его звали Старкиллер, и родной планетой его являлась Утапау, фигурировавшая в дальнейшем лишь в "Мести Ситха".
Еще больше отличался от привычного зрителям образ капитана "Тысячелетнего Сокола" Хана Соло. По задумке Лукаса он должен был стать зеленокожей амфибией с одной из далеких планет.
Единственным персонажем, который неизменно присутствовал во всех версиях сценария, был Дарт Вейдер. Его знаменитая маска появилась на свет совершенно случайно. Лукас предложил художнику Ральфу Маккуори сделать несколько эскизов для представления главе кинокомпании Twentieth Century Fox Алану Лэдду.
Перед тем как сесть за работу, Маккуори прочел фрагмент сценария, описывающего захват имперцами корабля принцессы Леи, и изобразил Вейдера в респираторе во время перехода в шлюзовую камеру. Именно этот рисунок и убедил Лэдда в необходимости выделить на проект... 10 миллионов долларов.
Примечательно, что в первую очередь Лукас обратился за финансированием в кинокомпанию Universal Studios, для которой он снял очень успешный в коммерческом плане фильм "Американские графитти". Но руководство студии посчитало идею глупой и отказалось от сотрудничества. После этого режиссер и был вынужден обратиться в Twentieth Century Fox.
Однако и там неверие в перспективы проекта было столь велико, что боссы студии не согласились дать на производство фильма более 10 миллионов, но оставили за Лукасом все права на персонажей картины, последующие сиквелы и 40 процентов от мирового проката. Вероятно, это был один из крупнейших просчетов в истории Голливуда, который в дальнейшем сделал Лукаса миллиардером и единоличным владельцем вселенной под названием "Звездные войны".
Что касается подбора актеров на главные роли, то большую помощь в этом Лукасу оказали его друзья Фрэнсис Форд Коппола и Брайан де Пальма, проводивший ранее кастинги для картины "Крестный отец". Последний организовал прослушивания для сотен актеров, среди которых были и Берт Рейнольдс, и Джоди Фостер, но Лукас остановил свой выбор на никому неизвестных Марке Хэмилле и Кэрри Фишер.
С утверждением исполнителя роли Хана Соло связан еще один примечательный эпизод. Лукас не планировал снимать Харрисона Форда, игравшего у него ранее в "Американских графитти", а лишь пригласил его, случайно оказавшегося на студии, почитать текст Соло во время кинопроб. Однако во время одного из прослушиваний, по его собственному признанию, Лукас вдруг понял, что перед ним сидит живой Соло, и никому другому доверить эту роль просто невозможно.
Роль Оби-Вана досталась обладателю премии "Оскар" Алеку Гиннессу, партнера Хана Соло Чубаку предстояло сыграть двухметровому санитару одной из лондонских клиник Питеру Мейхью, роли персонажей, которые появляются во всех частях саги, - дроидов C-3PO и R2-D2 - были закреплены за Энтони Дэниелсом и Кенни Бейкером, костюм Дарта Вейдера надел на себя Дэвид Проуз, однако голос последнего был недостаточно низок, поэтому озвучивать Вейдера было поручено Джеймсу Эрлу Джонсу.
В начале 1976 года Лукас приступил к съемкам.
Сейчас уже трудно это себе представить, но в то время, когда рождалась идея съемок "Звездных войн", фантастическое кино считалось в Голливуде делом бесперспективным. Не существовало в принципе компаний, специализирующихся на создании спецэффектов, поэтому помимо решения творческих и финансовых вопросов, создателям саги пришлось преодолевать и чисто технические преграды.
Оформлением видеоряда должна была заведовать созданная Лукасом компания Industrial Light and Magic. Красноречивой характеристикой уровня развития спецэффектов того времени служит высказывание одного из признанных ныне мастеров Джо Джонстона, участвовавшего в съемках "Звездных войн". "Чтобы снять впечатляющие космические взрывы, мы экспериментировали с ацетиленовым газом, наполняя им пластмассовые модели "Боинга 747". Но в дальнейшем мы решили использовать стандартную петарду в качестве детонатора смеси бензина и нафталиновых шариков. Это дало довольно хороший эффект".
Изначально планировалось, что фильм выйдет на экраны к Рождеству 1976 года, но Лукас, отсмотрев варианты монтажа, остался разочарован качеством конечного продукта и решил за свой счет переснять некоторые сцены и придумать принципиально новые спецэффекты. Это вызвало раздражение у директоров Twentieth Century Fox, и главе компании Алану Лэдду было рекомендовано закрыть этот "детский проект".
Последнему удалось убедить своих коллег в необходимости дать Лукасу еще несколько недель для окончательной доводки материала, и премьеру было решено перенести на 25 мая 1977 года. Окончательный вариант фильма без звука и музыкального сопровождения Лукас продемонстрировал своим друзьям, но никто из них, кроме Стивена Спилберга не оценил масштабность замысла. К слову, именно Спилберг посоветовал Лукасу заключить контракт с композитором Джоном Уильямсом, сочинившим саундтрэк к его блокбастеру "Челюсти".
Лукас последовал совету друга, и много позже Американский институт кинематографии признал музыку к "Звездным войнам" лучшим саундтрэком в истории кино.
Премьера картины состоялась всего лишь в нескольких кинотеатрах, но уже через месяц фильм шел на всех экранах США. Общие кассовые сборы "Звездных войн", которые лишь в 1981 году обрели свое нынешнее название "Звездные войны. Новая надежда", составили 775 миллионов долларов. Картина была номинирована на 10 "Оскаров", в том числе и как лучший фильм года. Джордж Лукас стал одной из самых влиятельных персон в Голливуде, а вселенная "Звездных войн" зажила своей жизнью, зачастую уже полностью независимой от ее творца.
Фильм, которому суждено было не только произвести революцию в современном кинематографе, но и создать целый мир, успешная эксплуатация героев и образов которого продолжается по сей день. Само понятие "Звездные войны" стало давно нарицательным, а вера в светлую сторону Силы переродилась в реальности в новую и вполне серьезную религию. А начиналось все с... "Властелина колец".
Джордж Лукас неоднократно признавал в различных интервью, что знаменитое произведение Толкиена оказало огромное влияние на процесс создания мифологии "Звездных войн" не только в смысле детализации мотиваций и историй героев саги, но и буквальных заимствований. Так, Гендальф стал прообразом Оби-Вана Кеноби, а ангмарский Король-колдун воплотился в Дарта Вейдера.
Еще одни источником вдохновения для Лукаса стали ранние самурайские фильмы Акиры Куросавы. Поединки на мечах, верность своему сегуну, даже само обличие Вейдера однозначно свидетельствует об увлечении режиссера японской традицией. Но все остальное принадлежит Лукасу и никому другому.
Изначально он планировал снять четвертый, пятый и шестой эпизоды, как наиболее важные для всей саги, и лишь затем обратиться к первым трем. Он начал работу над сюжетом четвертой части еще в 1973 году. Согласно одному из вариантов сценария, главным действующим лицом должен был стать 60-летний генерал Скайуокер, в другой версии его звали Старкиллер, и родной планетой его являлась Утапау, фигурировавшая в дальнейшем лишь в "Мести Ситха".
Еще больше отличался от привычного зрителям образ капитана "Тысячелетнего Сокола" Хана Соло. По задумке Лукаса он должен был стать зеленокожей амфибией с одной из далеких планет.
Единственным персонажем, который неизменно присутствовал во всех версиях сценария, был Дарт Вейдер. Его знаменитая маска появилась на свет совершенно случайно. Лукас предложил художнику Ральфу Маккуори сделать несколько эскизов для представления главе кинокомпании Twentieth Century Fox Алану Лэдду.
Перед тем как сесть за работу, Маккуори прочел фрагмент сценария, описывающего захват имперцами корабля принцессы Леи, и изобразил Вейдера в респираторе во время перехода в шлюзовую камеру. Именно этот рисунок и убедил Лэдда в необходимости выделить на проект... 10 миллионов долларов.
Примечательно, что в первую очередь Лукас обратился за финансированием в кинокомпанию Universal Studios, для которой он снял очень успешный в коммерческом плане фильм "Американские графитти". Но руководство студии посчитало идею глупой и отказалось от сотрудничества. После этого режиссер и был вынужден обратиться в Twentieth Century Fox.
Однако и там неверие в перспективы проекта было столь велико, что боссы студии не согласились дать на производство фильма более 10 миллионов, но оставили за Лукасом все права на персонажей картины, последующие сиквелы и 40 процентов от мирового проката. Вероятно, это был один из крупнейших просчетов в истории Голливуда, который в дальнейшем сделал Лукаса миллиардером и единоличным владельцем вселенной под названием "Звездные войны".
Что касается подбора актеров на главные роли, то большую помощь в этом Лукасу оказали его друзья Фрэнсис Форд Коппола и Брайан де Пальма, проводивший ранее кастинги для картины "Крестный отец". Последний организовал прослушивания для сотен актеров, среди которых были и Берт Рейнольдс, и Джоди Фостер, но Лукас остановил свой выбор на никому неизвестных Марке Хэмилле и Кэрри Фишер.
С утверждением исполнителя роли Хана Соло связан еще один примечательный эпизод. Лукас не планировал снимать Харрисона Форда, игравшего у него ранее в "Американских графитти", а лишь пригласил его, случайно оказавшегося на студии, почитать текст Соло во время кинопроб. Однако во время одного из прослушиваний, по его собственному признанию, Лукас вдруг понял, что перед ним сидит живой Соло, и никому другому доверить эту роль просто невозможно.
Роль Оби-Вана досталась обладателю премии "Оскар" Алеку Гиннессу, партнера Хана Соло Чубаку предстояло сыграть двухметровому санитару одной из лондонских клиник Питеру Мейхью, роли персонажей, которые появляются во всех частях саги, - дроидов C-3PO и R2-D2 - были закреплены за Энтони Дэниелсом и Кенни Бейкером, костюм Дарта Вейдера надел на себя Дэвид Проуз, однако голос последнего был недостаточно низок, поэтому озвучивать Вейдера было поручено Джеймсу Эрлу Джонсу.
В начале 1976 года Лукас приступил к съемкам.
Сейчас уже трудно это себе представить, но в то время, когда рождалась идея съемок "Звездных войн", фантастическое кино считалось в Голливуде делом бесперспективным. Не существовало в принципе компаний, специализирующихся на создании спецэффектов, поэтому помимо решения творческих и финансовых вопросов, создателям саги пришлось преодолевать и чисто технические преграды.
Оформлением видеоряда должна была заведовать созданная Лукасом компания Industrial Light and Magic. Красноречивой характеристикой уровня развития спецэффектов того времени служит высказывание одного из признанных ныне мастеров Джо Джонстона, участвовавшего в съемках "Звездных войн". "Чтобы снять впечатляющие космические взрывы, мы экспериментировали с ацетиленовым газом, наполняя им пластмассовые модели "Боинга 747". Но в дальнейшем мы решили использовать стандартную петарду в качестве детонатора смеси бензина и нафталиновых шариков. Это дало довольно хороший эффект".
Изначально планировалось, что фильм выйдет на экраны к Рождеству 1976 года, но Лукас, отсмотрев варианты монтажа, остался разочарован качеством конечного продукта и решил за свой счет переснять некоторые сцены и придумать принципиально новые спецэффекты. Это вызвало раздражение у директоров Twentieth Century Fox, и главе компании Алану Лэдду было рекомендовано закрыть этот "детский проект".
Последнему удалось убедить своих коллег в необходимости дать Лукасу еще несколько недель для окончательной доводки материала, и премьеру было решено перенести на 25 мая 1977 года. Окончательный вариант фильма без звука и музыкального сопровождения Лукас продемонстрировал своим друзьям, но никто из них, кроме Стивена Спилберга не оценил масштабность замысла. К слову, именно Спилберг посоветовал Лукасу заключить контракт с композитором Джоном Уильямсом, сочинившим саундтрэк к его блокбастеру "Челюсти".
Лукас последовал совету друга, и много позже Американский институт кинематографии признал музыку к "Звездным войнам" лучшим саундтрэком в истории кино.
Премьера картины состоялась всего лишь в нескольких кинотеатрах, но уже через месяц фильм шел на всех экранах США. Общие кассовые сборы "Звездных войн", которые лишь в 1981 году обрели свое нынешнее название "Звездные войны. Новая надежда", составили 775 миллионов долларов. Картина была номинирована на 10 "Оскаров", в том числе и как лучший фильм года. Джордж Лукас стал одной из самых влиятельных персон в Голливуде, а вселенная "Звездных войн" зажила своей жизнью, зачастую уже полностью независимой от ее творца.
И, конечно же, немножко фотографий с фестиваля
Комментарии13