ёжик в тумане
«Ёжик в тумане» признан лучшим мультипликационным фильмом планеты на «Мультипликационном фестивале Лапута», состоявшемся в Токио 26 мая 2003 года. Оргкомитет фестиваля обратился с просьбой к 140 мультипликаторам и кинокритикам из разных стран мира с просьбой назвать 20 мультфильмов, которые им больше всего нравятся, и на базе полученных ответов обнародовал список из 150 лучших анимационных лент.
Блуждая по Интернету наткнулся на довольно интересный комментарий к м/ф «Ёжик в тумане», думаю он будет интересен не только мне , ведь каждый из нас задумывался о бестолковости этого мультика.
Избранный комментарий автор текста - Евгений Канн
После четвертого просмотра подряд у меня возникли некоторые мысли по поводу "Ежика в Тумане". Я, конечно, не утверждаю, что то, что здесь будет описано - не полный бред, но я увидел "Ежика в Тумане" именно таким. Итак, впервые пишу рецензию на советский мультфильм.
"Ежик в Тумане" - мультфильм довольно странный и, на первый взгляд, ничем не примечательный. В нем, кажется, нет ничего такого, за что стоит его отмечать. Но завоевание абсолютного лидерства в звании "лучший мультфильм всех времен и народов" заставило меня призадуматься над этим мультфильмом. Я попробовал раскрыть внутренний смысл "Ежика". Никому не навязываю свою точку зрения, но ничего другого я в нем просто не увидел.
Давайте разберем все с самого начала. Попробуем осознать те образы, которые выдают нам создатели фильма. Шаг за шагом я попробую отследить все имеющиеся немногочисленные кадры, время от времени возвращаясь к прошлым моментам. Советую, читая статью, воспроизвести этот мультфильм и идти по ходу перемены его образов.
Начинается повествование с того, что нам рассказывается о Ежике, который по вечерам ходил к Медвежонку считать звезды. Казалось бы, это бесполезное занятие, при помощи которого Ежик преследует определенную цель. Он привык к этому пустому делу, он не заботится о том, что его жизнь безвозвратно уходит, пока он сидит с Медвежонком. Какую цель Ежик преследует, считая звезды, остается неясным. Тут каждый может выразить свое мнение. Думаю, что дело в следующем. Очень важно то, что Ежик понимает, что в итоге он ничего не добьется. Но его цель - быть рядом с другом. Он боится остаться один. Боится, что будет никому не нужен. Счет звезд - всего лишь предлог, чтобы быть со своим другом навечно. Призадумайтесь, когда вы пьете чай с лучшим другом в спокойной обстановке, и вы чувствуете, что абсолютно счастливы, что вам нужно еще для полного счастья? Только лишь время. Чтобы это мгновение никогда не кончалось. Но Ежик понимает, что этого невозможно сделать, поэтому он хочет, чтобы такие визиты происходили, как можно чаще. И он придумал решение данной проблемы - бесконечный счет звезд. Неважно, что его жизнь при этом уходит впустую. Он получает удовольствие от того, что находится с лучшим другом. А разве не для удовольствия мы живем в этом мире? Ежик осознал это уже давно.
Но вот в кадре появляется Сова. Мы тут же понимаем, что она символизирует опасность для Ежика. Кажется, что она легко может с ним расправиться. Но Ежик вдруг поднимает голову на небо, вновь осознавая бесполезность звезд. Он не акцентирует на этом внимания, также как и на луже, где эти звезды отражаются. Сова же тоже посмотрела на небо, пытаясь понять, зачем Ежику эти звезды. Зачем он на них смотрит? Заинтересовавшись Ежиком, Сова пытается выяснить его логику. Она смотрит в лужу, в которую заглянул Ежик. Но она не понимает, что Ежик смотрел не на лужу, а на отражение звезд в ней. То же самое и с колодцем.
Ежик пытается найти новый смысл своей жизни, немного разнообразить ее хотя бы на то время, пока идет к Медвежонку. Его внимание привлекает колодец, точнее его эхо в нем. На мгновение Ежик думает, что там есть какая-то жизнь, но довольно быстро осознает, что колодец - это всего лишь пустая имитация жизни. Он сам понимает, что на его последнее "ого" никто, кроме эха, не откликнется. Это его последняя надежда, на которую он уже не расчитывает. С людьми такое тоже часто бывает. Надежда умирает для нас последней, но на самом деле последними умирают наши попытки возродить надежду, в которой мы уже разочаровались. Сова же находит этот факт забавным. Для нее звук остается пустым звуком, не более того. Она усиливает свое "угу", копируя Ежика и смеясь над его бесполезными поступками. Многие из нас делали что-то подобное в жизни. Мы склонны разрушать надежды других и издеваться над их попытками возродить то, чего нет. Особенно ярко это проявляется у детей.
Ежик продолжает свой путь, говоря себе, что вскоре доберется до Медвежонка, тогда он вновь будет счастлив. Он пытается забыть о случае с колодцем, поэтому идет все быстрее. Разочарование в чем-либо, неважно в чем, всегда приносит боль. Для Ежика разочарование в том, что только пустое эхо из колодца может ему сейчас ответить, это также боль - боль одиночества. Но он пытается погасить ее, внушая себе, что как только он доберется до Медвежонка, все будет хорошо. Он рисует себе картины счастливых мгновений и идет все быстрее. Люди подобным образом пытаются убежать от своих проблем, но, как правило, сколько бы ты от них не убегал, рано или поздно они вновь тебя настигнут. Но боль Ежика прерывает не его мысли о чаепитии, а Лошадь - очередной ключевой герой мультфильма.
Сознание Ежика переключается на Лошадь и на Туман. Он понимает, что самовнушение не помогает ему забыть о своих проблемах, об одиночестве. Поэтому его заинтересовывает Лошадь, стоящая в Тумане. Я не случайно пишу Туман с заглавной буквы. Туман здесь означает некое состояние забывчивости, уход от реального мира. Для Ежика Туман - место, где можно забыть обо всем, в том числе и о проблемах. Люди часто, подобно Ежику, входят в состояние забывчивости через Туман. Мы уходим от своих проблем при помощи алкоголя, наркотиков и тому подобного, и мультфильм показывает нам самих себя в этом Тумане, что мы чувствуем, что происходит вокруг. Эта сцена - одна из ключевых в мультфильме. Она говорит о том, как легко войти в Туман и не просто выйти.
Как и Ежик, мы обманываем самих себя, списывая наше пришествие в Туман на какой-то интересующий нас факт или на обычное любопытство. Даже сами себе мы не можем признаться в правде. Мы лишь хотим скрыться в Тумане от проблем, находя различные отговорки.
И вот, оказавшись в Тумане, Ежик пытается спросить Лошадь о том, не задохнется ли она, если ляжет спать. Но он сам не заметил, как "задохнулся" этим Туманом. Он "задохнулся" не физически, он впал в состояние безумия, когда кажется, что все вокруг смертельно опасно. Обычные образы в таком состоянии искажаются. Ежик берет упавший листок и понимает, что в нем нет ничего страшного. Но в Тумане многое кажется страшным. Многое, но не все. Все, что видит Ежик в Тумане, он может подразделить на страх, рисуемый Туманом, и на насмешливый взгляд на вещи. То, что его не пугает, Ежик воспринимает с сарказмом.
И здесь вновь появляется Сова. У нее уже нет цели нападать на Ежика. Она лишь смеется над ним. Высмеивает его действия. Порой люди входят в Туман не из-за отчаяния, не из-за того, что хотят забыть от своих проблемах, а от хорошей жизни. Сова - тому пример. У нее нет проблем. Ночная охота, дневной сон. Но от повседневности тоже устаешь, хочется разнообразить свою жизнь. В итоге, Сова оказалась в том же Тумане, что и Ежик. Но ее взгляд в этом Тумане скорее насмешливый, нежели полный страха. Повседневность усиливает в Тумане насмешливое отношение к другим, а проблемы усиливают страхи. Но между одними и другими в итоге немного различий. Ежик называет Сову "Психом", не осознавая при этом, что сам становится таким же чересчур восприимчивым. Различия постепенно стираются, но не для самих Ежика и Совы.
Ложное ощущение, что опасность стоит за твоей спиной, начинает одолевать Ежика. Он ищет выход, пытается защититься тем, что ему попадается под руку. В Тумане начинает слабеть память. Ежик мгновенно забывает, что он оставил варенье. Также Ежик становится менее восприимчивым. Страхи уходят, и у него разгорается любопытство и желание исследовать неизвестность, которую скрывает Туман. На него уже не действует зов Медвежонка, который был единственным, ради кого жил Ежик. Это место уже не кажется ему таким плохим, как раньше. И он даже думает здесь остаться. Он начинает искать того, кто мог бы быть ему другом в таком месте. Но никого не найдя среди деревьев, его вновь одолевает мысль об одиночестве. Естественно, тут же он вспоминает о Медвежонке, к которому шел. Эта цепочка напоминает ему о варенье.
Ежик тщетно начинает искать варенье в Тумане. Затем на мгновение осознает, что результат будет не лучше, если он будет искать, закрыв глаза. Но Ежик не теряет надежды. Эту надежду подкрепляют светлячки, дающие ему на время шанс выбраться из Тумана. Но этот огонек быстро угасает, и Ежик вновь оказывается в Тумане, который рисует ему его страхи. У него возникает чувство безъысходности и паники. Лишь на мгновение голос друга стирает их, но не более того.
Ежик вдруг видит собаку, которую поначалу тоже воспринимает, как образ, рисуемый его воображением. Но когда собака приносит ему варенье, он осознает реальность сего персонажа. Люди, оказавшиеся в Тумане, нуждаются в помощи независимо от того, осознают ли они сами эту необходимость. В данном случае, помощь олицетворяет собака. Она выглядит случайным прохожим, погрузившимся в Туман и помогающим другим выбраться из него. Это один из двух персонажей мультфильма, способный на бескорыстную помощь.
Ежик идет на голос друга и попадает в воду. Он наконец выходит из Тумана, но это неизбежно ведет к очередной неприятности, но на этот раз - физической. После выхода из Тумана человек, как и Ежик, ощущает себя плывущим по течению реки. Река - предвестник смерти. Фактически Ежик плывет по поверхности смерти. Вскоре он просто умрет, утонув в этой реке. Теперь он полагается только на судьбу. Он отдает себе отчет в том, что долго так плыть он не сможет. И вдруг Кто-то, узнав как Ежик оказался в таком положении, предлагает бескорыстную помощь. Это второй персонаж, помогающий Ежику. Без них Ежик бы не смог выбраться из Тумана и реки.
Далее мы видим удивленное лицо Ежика. Он поражен той бескорыстной помощью, что предложили ему Собака и Кто-то. Он понял, что одиночество - не самое худшее в этом мире. Главное преодолеть свои проблемы, а не скрываться от них в Тумане. Особенно, если у тебя есть друг. И не стоит его обманывать, чтобы искать повод постоянно быть с ним. Иначе это превратится в повседневность. А повседневность тоже не несет в себе ничего хорошего. Повседневная дружба - пустая дружба. Она должна быть ценна не только другом, но и редкими моментами. Тогда дружба не будет повседневным фактором, и не надо будет искать какого-то разнообразия в жизни. Ведь можно жить в ожидании моментов настоящей дружбы.
В конце Ежик беспокоится о Лошади. Но он так и не понял, что Лошадь стоит выше Тумана, она способна преодолеть те проблемы, которые не могут преодолеть другие. Для нее одиночество не является проблемой. Она в любом случае останется выше Тумана и выше тех, кто находится в нем. Ей любопытно следить за судьбами тех, кто оказался здесь, но это любопытство не несет в себе помощь. Она погружается в Туман для того, чтобы следить за теми, кто погружен в него полностью. Туман не действует на Лошадь, потому что она контролирует себя. Она не погружается в него полностью, ей движет лишь любопытство.
Итог: Без сомнения, "Ежик в Тумане" не зря получил звание лучшего мультфильма всех времен и народов. Но оценить его по-настоящему сможет далеко не каждый. Также, как и далеко не каждый сможет его понять. Этот мульфильм скрывает в себе философские вопросы, связанные с личностью человека. Дети вряд ли поймут весь смысл этого мультфильма. Для них это не будет шедевром мультипликации. Но для по-настоящему вдумчивого зрителя "Ежик в Тумане" оставит неизгладимое впечатление. При каждом просмотре этого мультфильма всегда можно отметить что-то новое, подумать над проблемами личностного характера, сравнить себя с одним из персонажей.
"Ежик в Тумане" - шедевр мировой мультипликации.
Избранный комментарий автор текста - Евгений Канн
После четвертого просмотра подряд у меня возникли некоторые мысли по поводу "Ежика в Тумане". Я, конечно, не утверждаю, что то, что здесь будет описано - не полный бред, но я увидел "Ежика в Тумане" именно таким. Итак, впервые пишу рецензию на советский мультфильм.
"Ежик в Тумане" - мультфильм довольно странный и, на первый взгляд, ничем не примечательный. В нем, кажется, нет ничего такого, за что стоит его отмечать. Но завоевание абсолютного лидерства в звании "лучший мультфильм всех времен и народов" заставило меня призадуматься над этим мультфильмом. Я попробовал раскрыть внутренний смысл "Ежика". Никому не навязываю свою точку зрения, но ничего другого я в нем просто не увидел.
Давайте разберем все с самого начала. Попробуем осознать те образы, которые выдают нам создатели фильма. Шаг за шагом я попробую отследить все имеющиеся немногочисленные кадры, время от времени возвращаясь к прошлым моментам. Советую, читая статью, воспроизвести этот мультфильм и идти по ходу перемены его образов.
Начинается повествование с того, что нам рассказывается о Ежике, который по вечерам ходил к Медвежонку считать звезды. Казалось бы, это бесполезное занятие, при помощи которого Ежик преследует определенную цель. Он привык к этому пустому делу, он не заботится о том, что его жизнь безвозвратно уходит, пока он сидит с Медвежонком. Какую цель Ежик преследует, считая звезды, остается неясным. Тут каждый может выразить свое мнение. Думаю, что дело в следующем. Очень важно то, что Ежик понимает, что в итоге он ничего не добьется. Но его цель - быть рядом с другом. Он боится остаться один. Боится, что будет никому не нужен. Счет звезд - всего лишь предлог, чтобы быть со своим другом навечно. Призадумайтесь, когда вы пьете чай с лучшим другом в спокойной обстановке, и вы чувствуете, что абсолютно счастливы, что вам нужно еще для полного счастья? Только лишь время. Чтобы это мгновение никогда не кончалось. Но Ежик понимает, что этого невозможно сделать, поэтому он хочет, чтобы такие визиты происходили, как можно чаще. И он придумал решение данной проблемы - бесконечный счет звезд. Неважно, что его жизнь при этом уходит впустую. Он получает удовольствие от того, что находится с лучшим другом. А разве не для удовольствия мы живем в этом мире? Ежик осознал это уже давно.
Но вот в кадре появляется Сова. Мы тут же понимаем, что она символизирует опасность для Ежика. Кажется, что она легко может с ним расправиться. Но Ежик вдруг поднимает голову на небо, вновь осознавая бесполезность звезд. Он не акцентирует на этом внимания, также как и на луже, где эти звезды отражаются. Сова же тоже посмотрела на небо, пытаясь понять, зачем Ежику эти звезды. Зачем он на них смотрит? Заинтересовавшись Ежиком, Сова пытается выяснить его логику. Она смотрит в лужу, в которую заглянул Ежик. Но она не понимает, что Ежик смотрел не на лужу, а на отражение звезд в ней. То же самое и с колодцем.
Ежик пытается найти новый смысл своей жизни, немного разнообразить ее хотя бы на то время, пока идет к Медвежонку. Его внимание привлекает колодец, точнее его эхо в нем. На мгновение Ежик думает, что там есть какая-то жизнь, но довольно быстро осознает, что колодец - это всего лишь пустая имитация жизни. Он сам понимает, что на его последнее "ого" никто, кроме эха, не откликнется. Это его последняя надежда, на которую он уже не расчитывает. С людьми такое тоже часто бывает. Надежда умирает для нас последней, но на самом деле последними умирают наши попытки возродить надежду, в которой мы уже разочаровались. Сова же находит этот факт забавным. Для нее звук остается пустым звуком, не более того. Она усиливает свое "угу", копируя Ежика и смеясь над его бесполезными поступками. Многие из нас делали что-то подобное в жизни. Мы склонны разрушать надежды других и издеваться над их попытками возродить то, чего нет. Особенно ярко это проявляется у детей.
Ежик продолжает свой путь, говоря себе, что вскоре доберется до Медвежонка, тогда он вновь будет счастлив. Он пытается забыть о случае с колодцем, поэтому идет все быстрее. Разочарование в чем-либо, неважно в чем, всегда приносит боль. Для Ежика разочарование в том, что только пустое эхо из колодца может ему сейчас ответить, это также боль - боль одиночества. Но он пытается погасить ее, внушая себе, что как только он доберется до Медвежонка, все будет хорошо. Он рисует себе картины счастливых мгновений и идет все быстрее. Люди подобным образом пытаются убежать от своих проблем, но, как правило, сколько бы ты от них не убегал, рано или поздно они вновь тебя настигнут. Но боль Ежика прерывает не его мысли о чаепитии, а Лошадь - очередной ключевой герой мультфильма.
Сознание Ежика переключается на Лошадь и на Туман. Он понимает, что самовнушение не помогает ему забыть о своих проблемах, об одиночестве. Поэтому его заинтересовывает Лошадь, стоящая в Тумане. Я не случайно пишу Туман с заглавной буквы. Туман здесь означает некое состояние забывчивости, уход от реального мира. Для Ежика Туман - место, где можно забыть обо всем, в том числе и о проблемах. Люди часто, подобно Ежику, входят в состояние забывчивости через Туман. Мы уходим от своих проблем при помощи алкоголя, наркотиков и тому подобного, и мультфильм показывает нам самих себя в этом Тумане, что мы чувствуем, что происходит вокруг. Эта сцена - одна из ключевых в мультфильме. Она говорит о том, как легко войти в Туман и не просто выйти.
Как и Ежик, мы обманываем самих себя, списывая наше пришествие в Туман на какой-то интересующий нас факт или на обычное любопытство. Даже сами себе мы не можем признаться в правде. Мы лишь хотим скрыться в Тумане от проблем, находя различные отговорки.
И вот, оказавшись в Тумане, Ежик пытается спросить Лошадь о том, не задохнется ли она, если ляжет спать. Но он сам не заметил, как "задохнулся" этим Туманом. Он "задохнулся" не физически, он впал в состояние безумия, когда кажется, что все вокруг смертельно опасно. Обычные образы в таком состоянии искажаются. Ежик берет упавший листок и понимает, что в нем нет ничего страшного. Но в Тумане многое кажется страшным. Многое, но не все. Все, что видит Ежик в Тумане, он может подразделить на страх, рисуемый Туманом, и на насмешливый взгляд на вещи. То, что его не пугает, Ежик воспринимает с сарказмом.
И здесь вновь появляется Сова. У нее уже нет цели нападать на Ежика. Она лишь смеется над ним. Высмеивает его действия. Порой люди входят в Туман не из-за отчаяния, не из-за того, что хотят забыть от своих проблемах, а от хорошей жизни. Сова - тому пример. У нее нет проблем. Ночная охота, дневной сон. Но от повседневности тоже устаешь, хочется разнообразить свою жизнь. В итоге, Сова оказалась в том же Тумане, что и Ежик. Но ее взгляд в этом Тумане скорее насмешливый, нежели полный страха. Повседневность усиливает в Тумане насмешливое отношение к другим, а проблемы усиливают страхи. Но между одними и другими в итоге немного различий. Ежик называет Сову "Психом", не осознавая при этом, что сам становится таким же чересчур восприимчивым. Различия постепенно стираются, но не для самих Ежика и Совы.
Ложное ощущение, что опасность стоит за твоей спиной, начинает одолевать Ежика. Он ищет выход, пытается защититься тем, что ему попадается под руку. В Тумане начинает слабеть память. Ежик мгновенно забывает, что он оставил варенье. Также Ежик становится менее восприимчивым. Страхи уходят, и у него разгорается любопытство и желание исследовать неизвестность, которую скрывает Туман. На него уже не действует зов Медвежонка, который был единственным, ради кого жил Ежик. Это место уже не кажется ему таким плохим, как раньше. И он даже думает здесь остаться. Он начинает искать того, кто мог бы быть ему другом в таком месте. Но никого не найдя среди деревьев, его вновь одолевает мысль об одиночестве. Естественно, тут же он вспоминает о Медвежонке, к которому шел. Эта цепочка напоминает ему о варенье.
Ежик тщетно начинает искать варенье в Тумане. Затем на мгновение осознает, что результат будет не лучше, если он будет искать, закрыв глаза. Но Ежик не теряет надежды. Эту надежду подкрепляют светлячки, дающие ему на время шанс выбраться из Тумана. Но этот огонек быстро угасает, и Ежик вновь оказывается в Тумане, который рисует ему его страхи. У него возникает чувство безъысходности и паники. Лишь на мгновение голос друга стирает их, но не более того.
Ежик вдруг видит собаку, которую поначалу тоже воспринимает, как образ, рисуемый его воображением. Но когда собака приносит ему варенье, он осознает реальность сего персонажа. Люди, оказавшиеся в Тумане, нуждаются в помощи независимо от того, осознают ли они сами эту необходимость. В данном случае, помощь олицетворяет собака. Она выглядит случайным прохожим, погрузившимся в Туман и помогающим другим выбраться из него. Это один из двух персонажей мультфильма, способный на бескорыстную помощь.
Ежик идет на голос друга и попадает в воду. Он наконец выходит из Тумана, но это неизбежно ведет к очередной неприятности, но на этот раз - физической. После выхода из Тумана человек, как и Ежик, ощущает себя плывущим по течению реки. Река - предвестник смерти. Фактически Ежик плывет по поверхности смерти. Вскоре он просто умрет, утонув в этой реке. Теперь он полагается только на судьбу. Он отдает себе отчет в том, что долго так плыть он не сможет. И вдруг Кто-то, узнав как Ежик оказался в таком положении, предлагает бескорыстную помощь. Это второй персонаж, помогающий Ежику. Без них Ежик бы не смог выбраться из Тумана и реки.
Далее мы видим удивленное лицо Ежика. Он поражен той бескорыстной помощью, что предложили ему Собака и Кто-то. Он понял, что одиночество - не самое худшее в этом мире. Главное преодолеть свои проблемы, а не скрываться от них в Тумане. Особенно, если у тебя есть друг. И не стоит его обманывать, чтобы искать повод постоянно быть с ним. Иначе это превратится в повседневность. А повседневность тоже не несет в себе ничего хорошего. Повседневная дружба - пустая дружба. Она должна быть ценна не только другом, но и редкими моментами. Тогда дружба не будет повседневным фактором, и не надо будет искать какого-то разнообразия в жизни. Ведь можно жить в ожидании моментов настоящей дружбы.
В конце Ежик беспокоится о Лошади. Но он так и не понял, что Лошадь стоит выше Тумана, она способна преодолеть те проблемы, которые не могут преодолеть другие. Для нее одиночество не является проблемой. Она в любом случае останется выше Тумана и выше тех, кто находится в нем. Ей любопытно следить за судьбами тех, кто оказался здесь, но это любопытство не несет в себе помощь. Она погружается в Туман для того, чтобы следить за теми, кто погружен в него полностью. Туман не действует на Лошадь, потому что она контролирует себя. Она не погружается в него полностью, ей движет лишь любопытство.
Итог: Без сомнения, "Ежик в Тумане" не зря получил звание лучшего мультфильма всех времен и народов. Но оценить его по-настоящему сможет далеко не каждый. Также, как и далеко не каждый сможет его понять. Этот мульфильм скрывает в себе философские вопросы, связанные с личностью человека. Дети вряд ли поймут весь смысл этого мультфильма. Для них это не будет шедевром мультипликации. Но для по-настоящему вдумчивого зрителя "Ежик в Тумане" оставит неизгладимое впечатление. При каждом просмотре этого мультфильма всегда можно отметить что-то новое, подумать над проблемами личностного характера, сравнить себя с одним из персонажей.
"Ежик в Тумане" - шедевр мировой мультипликации.
Комментарии9