Шедевры фантастики: Роберт Шекли
Специально по просьбе Рустама
Нельзя обойти вниманием этого известнейшего писателя-фантаста. Этот пост из серии "Шедевры фантастики" посвещается ему. Смотрим...
Роберт Шекли родился в 1928 в Нью-Йорке. После службы в армии окончил Нью-Йоркский университет. Рано начал писать, а с 1951 г. оформился в профессионального писателя. Считается одним из ведущих представителей сатирической и юмористической НФ США.
Первая публикация датирована 1952 годом - "Последняя проверка". В конце 70-х работал редактором отдела прозы журнала "Омни". Долго вел "кочевой" образ жизни, постоянно менял место жительства в США и Европе. Что отрадно, недавно посетил Россию. И даже дал интервью (где-то в новостях это было).
Успех юмориста и сатирика принесли рассказы середины 50-х годов, представленные в сборниках - "Нетронуто руками человека", "Гражданин в космосе", "Лавка бесконечности". Более поздние рассказы объединены в сборники - "Ловушка для людей", "Что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?", "То же и вам - в двойном размере", "Удивительный мир Роберта Шекли".
Хотя большинство произведений Шекли насыщено задорным и искрометным юмором, в них отчетливо проглядывается тревога автора за способность человека совладать со своим внутренним миром (стремлением разрушать). В "Абсолютном оружии" наиболее четко выражена мысль, что человеческая агрессивность, может стать оружием, более сильным, чем самое совершенное техническое сверх-оружие. Более мягким юмором проникнуты многие рассказы, посвященные контакту и инопланетянам: "Не тронуто руками человека" (1952), "Запах мысли" (1953), "Пиявка" (19..).
Весьма разнообразно и интересно его творчество. Самый, вероятно, любопытный звездолет в НФ, члены экипажа которого одновременно являются так же и его "составными частями", образуя в совокупности исправный биомеханизм, нарисован в его рассказах - "Специалист" (1953), "Форма" (1953). Другой неиссякающий источник вдохновения Шекли-сатирика и юмориста - роботы, земные и инопланетные: "Мятеж шлюпки" (1955), "Особый старательский" (1959), "Мой двойник - робот" (1973), "Робот Рекс" (19..) и др. Кибернетическая антиутопия, в которой преступников ловят и карают с помощью электронного "стервятника", изображена в "Страж-птице" (1953). Проблемам криминологии будущего посвящен также рассказ "Вор во времени" (1952). В шутливой "Битве" (1954) Армагеддон представляет собой финальную битву кибердемонов против киберангелов. В отличие от традиционно фольклорных сверхъестественных существ в "Демонах" (1953), герой рассказа "Бухгалтер" (1953) - мальчик из семьи чародеев - мечтает, оказывается, о более прозаической профессии "нормальных" людей. С присущим Шекли блеском и остроумием деликатные проблемы секса и эротики решаются в рассказах: "Идеальная женщина" (1954), "Паломничество на Землю" (1956), "Язык любви" (1957), "И люди занимаются этим?" (1972), "Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?" (19..).
Также Роберт Шекли известен читателю благодаря соавторству с Роджером Желязны, вместе с которым они написали ироническую трилогию о молодом демоне Аззи. Трилогия насыщена обилием комических ситуаций, в которые попадает демон, постоянно пытающийся строить Великие пакости.
- "Известия" - это общенациональная ежедневная газета, которая позиционирует себя как...
- Я хорошо знаю "Известия", они есть в Америке. Пожалуйста, задавайте ваши вопросы.
- Вы уже третий раз в России. Скажите, меняется ли наша страна?
- Мне трудно судить обо всех серьезных изменениях, я еще мало успел увидеть. Но то, что уже видел, меня поразило. Екатеринбург - это другая планета. Живой, динамичный город. У вас сейчас гораздо менее напряженная обстановка, чем была раньше. Главное, что бросается в глаза, - люди в России стали заметно свободнее.
- С высоты вашего жизненного опыта наверняка можно судить и о том, как меняется мир. Скажите, чего больше стало на планете - добра, зла, прагматизма?
- Я не ожидаю, что люди когда-нибудь станут святыми. Но мне кажется, что цивилизация постепенно приведет людей к тому, что они станут менее эгоистичными и более щедрыми. Я надеюсь, вместо того чтобы говорить "дай", они все чаще будут говорить "возьми". Мне сложно судить о России, но что касается сегодняшних США, исламских государств, Африки - здесь пока прослеживается лишь усиление конфронтации. Люди, к сожалению, здесь более агрессивно настроены.
- А что определяет направление движения мира: уровень развития экономики, культура и наука, политика или объективные обстоятельства?
- Я об этом всегда думаю. В Америке издана книга под названием "Быстрей!". В ней автор пишет, что человечество, пытаясь получить от жизни больше удовольствий, придумывает все более различных новшеств. И вот оно несется к полному удовлетворению своих потребностей, по крайней мере, в Америке. Да и в большей части мира. Но я думаю, направление развитие общества определяет все-таки дух, который царит в нем. Очень много значат и объективные обстоятельства, но в их субъективном исполнении.
- Американцы обожают свою демократию. А в России многие с благодарностью вспоминают времена коммунистов. По-вашему, действительно ли неизбежен один для всех исторический путь: от тоталитарных режимов - к демократии?
- Я не политик и не теоретик. Но уверен: в принципе, людей очень сложно повернуть в ту или иную сторону. Существует постоянное противоречие между тем, чего хотят люди, и тем, что им пытаются предложить. Общество сегодня разделилось на две половины. Одна бежит за Америкой, пытаясь ее догнать, другая бежит за арабским миром. Но очень многие традиционные арабы пытаются замедлить скорость своей жизни, как-то уйти от быстрой цивилизации. Коммунизм и социализм в принципе - очень неплохие идеи. Но проблема коммунистов в том, что они патологически страдали манией преследования. Пытаясь всеми способами защитить себя от какого-то другого влияния, они забыли о реализации самой социалистической доктрины. Потому их поиски не увенчались успехом.
В своем творчестве Роберт Шекли всегда старался как только возможно ярко описывать примитивность социальной модели и стереотипов, которыми так полон человек. Вероятно именно поэтому на родине его произведения широкой популярностью пользоваться не стали. Чего нельзя сказать про постсоветское пространство - здесь его всегда любили и много раз переиздавали. В последние годы жизни - именно благодаря читателям из СНГ у него были хоть какие-то деньги.
Роберт Шекли умер 9 декабря 2006 года в Покипсис (штат Нью-Йорк) от последствий инсульта.
Но его произведения будет читать еще не одно поколение...
Первая публикация датирована 1952 годом - "Последняя проверка". В конце 70-х работал редактором отдела прозы журнала "Омни". Долго вел "кочевой" образ жизни, постоянно менял место жительства в США и Европе. Что отрадно, недавно посетил Россию. И даже дал интервью (где-то в новостях это было).
Успех юмориста и сатирика принесли рассказы середины 50-х годов, представленные в сборниках - "Нетронуто руками человека", "Гражданин в космосе", "Лавка бесконечности". Более поздние рассказы объединены в сборники - "Ловушка для людей", "Что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?", "То же и вам - в двойном размере", "Удивительный мир Роберта Шекли".
Хотя большинство произведений Шекли насыщено задорным и искрометным юмором, в них отчетливо проглядывается тревога автора за способность человека совладать со своим внутренним миром (стремлением разрушать). В "Абсолютном оружии" наиболее четко выражена мысль, что человеческая агрессивность, может стать оружием, более сильным, чем самое совершенное техническое сверх-оружие. Более мягким юмором проникнуты многие рассказы, посвященные контакту и инопланетянам: "Не тронуто руками человека" (1952), "Запах мысли" (1953), "Пиявка" (19..).
Весьма разнообразно и интересно его творчество. Самый, вероятно, любопытный звездолет в НФ, члены экипажа которого одновременно являются так же и его "составными частями", образуя в совокупности исправный биомеханизм, нарисован в его рассказах - "Специалист" (1953), "Форма" (1953). Другой неиссякающий источник вдохновения Шекли-сатирика и юмориста - роботы, земные и инопланетные: "Мятеж шлюпки" (1955), "Особый старательский" (1959), "Мой двойник - робот" (1973), "Робот Рекс" (19..) и др. Кибернетическая антиутопия, в которой преступников ловят и карают с помощью электронного "стервятника", изображена в "Страж-птице" (1953). Проблемам криминологии будущего посвящен также рассказ "Вор во времени" (1952). В шутливой "Битве" (1954) Армагеддон представляет собой финальную битву кибердемонов против киберангелов. В отличие от традиционно фольклорных сверхъестественных существ в "Демонах" (1953), герой рассказа "Бухгалтер" (1953) - мальчик из семьи чародеев - мечтает, оказывается, о более прозаической профессии "нормальных" людей. С присущим Шекли блеском и остроумием деликатные проблемы секса и эротики решаются в рассказах: "Идеальная женщина" (1954), "Паломничество на Землю" (1956), "Язык любви" (1957), "И люди занимаются этим?" (1972), "Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?" (19..).
Также Роберт Шекли известен читателю благодаря соавторству с Роджером Желязны, вместе с которым они написали ироническую трилогию о молодом демоне Аззи. Трилогия насыщена обилием комических ситуаций, в которые попадает демон, постоянно пытающийся строить Великие пакости.
Интервью Р.Шекли газете “Известия”
- "Известия" - это общенациональная ежедневная газета, которая позиционирует себя как...
- Я хорошо знаю "Известия", они есть в Америке. Пожалуйста, задавайте ваши вопросы.
- Вы уже третий раз в России. Скажите, меняется ли наша страна?
- Мне трудно судить обо всех серьезных изменениях, я еще мало успел увидеть. Но то, что уже видел, меня поразило. Екатеринбург - это другая планета. Живой, динамичный город. У вас сейчас гораздо менее напряженная обстановка, чем была раньше. Главное, что бросается в глаза, - люди в России стали заметно свободнее.
- С высоты вашего жизненного опыта наверняка можно судить и о том, как меняется мир. Скажите, чего больше стало на планете - добра, зла, прагматизма?
- Я не ожидаю, что люди когда-нибудь станут святыми. Но мне кажется, что цивилизация постепенно приведет людей к тому, что они станут менее эгоистичными и более щедрыми. Я надеюсь, вместо того чтобы говорить "дай", они все чаще будут говорить "возьми". Мне сложно судить о России, но что касается сегодняшних США, исламских государств, Африки - здесь пока прослеживается лишь усиление конфронтации. Люди, к сожалению, здесь более агрессивно настроены.
- А что определяет направление движения мира: уровень развития экономики, культура и наука, политика или объективные обстоятельства?
- Я об этом всегда думаю. В Америке издана книга под названием "Быстрей!". В ней автор пишет, что человечество, пытаясь получить от жизни больше удовольствий, придумывает все более различных новшеств. И вот оно несется к полному удовлетворению своих потребностей, по крайней мере, в Америке. Да и в большей части мира. Но я думаю, направление развитие общества определяет все-таки дух, который царит в нем. Очень много значат и объективные обстоятельства, но в их субъективном исполнении.
- Американцы обожают свою демократию. А в России многие с благодарностью вспоминают времена коммунистов. По-вашему, действительно ли неизбежен один для всех исторический путь: от тоталитарных режимов - к демократии?
- Я не политик и не теоретик. Но уверен: в принципе, людей очень сложно повернуть в ту или иную сторону. Существует постоянное противоречие между тем, чего хотят люди, и тем, что им пытаются предложить. Общество сегодня разделилось на две половины. Одна бежит за Америкой, пытаясь ее догнать, другая бежит за арабским миром. Но очень многие традиционные арабы пытаются замедлить скорость своей жизни, как-то уйти от быстрой цивилизации. Коммунизм и социализм в принципе - очень неплохие идеи. Но проблема коммунистов в том, что они патологически страдали манией преследования. Пытаясь всеми способами защитить себя от какого-то другого влияния, они забыли о реализации самой социалистической доктрины. Потому их поиски не увенчались успехом.
Роберт Шекли - парадоксальность мастерства
В своем творчестве Роберт Шекли всегда старался как только возможно ярко описывать примитивность социальной модели и стереотипов, которыми так полон человек. Вероятно именно поэтому на родине его произведения широкой популярностью пользоваться не стали. Чего нельзя сказать про постсоветское пространство - здесь его всегда любили и много раз переиздавали. В последние годы жизни - именно благодаря читателям из СНГ у него были хоть какие-то деньги.
Роберт Шекли умер 9 декабря 2006 года в Покипсис (штат Нью-Йорк) от последствий инсульта.
Но его произведения будет читать еще не одно поколение...
Комментарии16