Готическая архитектура
Готическое искусство зародилось около 1440 года в Иль-де-Франс.
Первоначально оно прослеживается только в строительстве соборов и наиболее важных аббатских церквей этой области. Но довольно скоро готика распространилась по всей Франции, а затем по Европе. Не ограничиваясь сферой сакральной архитектуры, мастера готики активно распространяли новый стиль на область светского строительства. Готика это первый в истории архитектурный стиль, от которого до наших дней дошли произведения всех жанров. Среди этих выдающихся построек особое место занимают чрезвычайно разнообразные в стилистическом плане соборы, аббатские и городские церкви. Они богато украшены скульптурой, витражами и настенной росписью, а в их убранстве видное место занимают произведения ювелирного искусства и роскошно иллюстрированные книги. Наряду с готическими храмами современного зрителя до сих пор продолжают очаровывать разнообразные городские постройки, замки и дворцы, украшенные не менее искусно, чем шедевры религиозной архитектуры.
“Архитектура западноевропейских храмов изначально резко отличалась от архитектуры храмов восточных христиан. На Востоке в Византийской империи был разработан тип крестово-купольных храмов (в плане - равноконечный греческий крест, купол на средокрестии). На Западе, на территории Римской империи первые христианские общины, выйдя из катакомб, для общих молений вначале приспосабливали общественные римские здания. Языческие храмы им не годились, ведь там обитали языческие боги, т. е. демоны. Они их разрушали вместе со скульптурой, а колонны, архитектурные профилированные детали, тесаный камень использовали для строительства своих новых храмов, часто на месте языческих. Общественные римские здания, имеющие форму базилики, оказались очень удобными для церковных служб. Базилики (прямоугольные трехпролетные здания, разделенные внутри продольными рядами колонн или столпов) стали основным типом церковных зданий в Западной Европе на многие столетия.
Первые христиане Запада строили храмы-базилики из камня, а перекрытия были деревянными. Окна были арочными, а апсиды замечательно подошли для устройства алтарей. Постепенно в католических храмах появляется поперечный неф или трансепт, храм приобретает в плане форму латинского креста, т.е. креста с удлиненной вертикальной ветвью. От апсиды до трансепта пространство отводилось для священнослужителей, от трансепта до входа - для молящихся мирян.
В странах Западной Европы, после захвата Римской империи германцами, состояние относительного культурного застоя длилось около пяти столетий, и когда в X-XI веках наметился новый, хотя и медленный, подъем городской жизни и культуры, стали разрабатываться новые формы храмовой жизни, и соответственно, новые формы храмовой архитектуры. Возникает романский стиль. Он характерен строгостью, суровой простотой и массивностью.
Романский стиль возник и угас в разных странах Европы в разное время. Очень приблизительно можно отнести его начало на Х столетие, а конец - на ХII-ХIII вв.
Итак, с древних времен до романского периода включительно архитектура развивалась плавно, эволюционным путем. Здания устойчиво, надежно стояли на земле, были прочны, массивны, иногда очень массивны, то есть вполне материальны.
И вдруг... готика! Это был взрыв, революция в строительстве храмов. Здания как бы теряют материальность, кажутся невесомыми, хрупкими. От легких на вид, очень высоких башен до фундаментов они сплошь покрыты ажурными каменными кружевами. Размеры громадны, поражают воображение. Храмы как бы в сильнейшем экстатическом порыве неистово, дерзко рвутся к небесам, подобно библейской Вавилонской башне. Вместо стен в готических соборах появляются стеклянные окна с витражами шириной от пилона до пилона и высотой до самых сводов. Узорчатые переплеты витражей - это хрупкие и легкие на вид кружева, самого разнообразного рисунка с преобладанием стрельчатой арки и растительного орнамента (однако, вытесанные из очень прочного камня со сложной профилировкой). Витражи из разноцветных дорогих стекол соединены в очень пышные растительные и геометрические орнаменты; в них нередки сюжетные композиции, картины на библейские темы и изображения множества святых. Круглое окно - “роза” (обязательный элемент главного фасада, над перспективным порталом) -также заполнялось живописными витражами. В соборе Шартра во Франции, например, роза имеет диаметр 13,5 метра. Соборы населяют тысячи скульптур: святых, ангелов, королей и ужасных чудищ-химер. Лучи солнца окрашиваются в цветных стеклах и заполняют интерьер летающими радужными пятнами, а высокие своды тонут в темноте. На вошедшего человека сверху обрушиваются мощные звуки органа. Синтез искусств оказывает даже на неверующего человека громадное воздействие. Глядя на цветные витражи знаменитого Шартрского собора вполне можно впасть в экстаз.
Готическая архитектура формируется под сильнейшим влиянием мистицизма, который достигает апогея в ХII-ХIII вв. И непонятно, то ли поворот римлян к внешнему, чувственному, к экзальтации породил готику, то ли из-за влияния готики в дальнейшем католическое вероисповедание стало отличаться экзальтированностью? Экстатические состояния, особые видения, особый мистицизм католических святых (Терезы Авильской, блаженной Анжелы, Маргариты-Марии Алакок и других) повергали в смущение даже некоторых католических богословов, а с точки зрения православного святоотеческого опыта они просто кощунственны.
Сами же конструкции гигантских готических соборов XII, XIII, XIV веков поражают совершенством, они гениальны, смелы и дерзки. Инженеры средневековья не знали теории, не умели делать расчетов конструкций методами статистики сооружений, как их далекие потомки в XX веке. Но кружевные храмы стоят столетия. Их могла разрушить только рука человека, например, бомбардировки в Первой и Второй мировых войнах. Однако их еще сотни стоят во Франции, Германии, Чехословакии, Италии. В Польше, например, до сих пор сохранились около 800 готических костелов.
Готические церкви строились очень долго. Почти все знаменитые соборы несут на себе наслоения трех-четырех, а иногда и шести- семи веков. Почему? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся окунуться в западноевропейскую атмосферу тех времен.
Напомним, что в католической Европе войны практически никогда не прекращались; воевали королевства, воевали мелкие и крупные светские и церковные феодалы между собой. Осады городов, резня населения, вытоптанные и выжженные войсками поля, непосильные налоги и поборы, частые эпидемии, неурожаи, голод, стихийные бедствия приносили простому люду неисчислимые страдания. Бедным людям оставалось уповать только на Господа.
“Архитектура западноевропейских храмов изначально резко отличалась от архитектуры храмов восточных христиан. На Востоке в Византийской империи был разработан тип крестово-купольных храмов (в плане - равноконечный греческий крест, купол на средокрестии). На Западе, на территории Римской империи первые христианские общины, выйдя из катакомб, для общих молений вначале приспосабливали общественные римские здания. Языческие храмы им не годились, ведь там обитали языческие боги, т. е. демоны. Они их разрушали вместе со скульптурой, а колонны, архитектурные профилированные детали, тесаный камень использовали для строительства своих новых храмов, часто на месте языческих. Общественные римские здания, имеющие форму базилики, оказались очень удобными для церковных служб. Базилики (прямоугольные трехпролетные здания, разделенные внутри продольными рядами колонн или столпов) стали основным типом церковных зданий в Западной Европе на многие столетия.
Первые христиане Запада строили храмы-базилики из камня, а перекрытия были деревянными. Окна были арочными, а апсиды замечательно подошли для устройства алтарей. Постепенно в католических храмах появляется поперечный неф или трансепт, храм приобретает в плане форму латинского креста, т.е. креста с удлиненной вертикальной ветвью. От апсиды до трансепта пространство отводилось для священнослужителей, от трансепта до входа - для молящихся мирян.
В странах Западной Европы, после захвата Римской империи германцами, состояние относительного культурного застоя длилось около пяти столетий, и когда в X-XI веках наметился новый, хотя и медленный, подъем городской жизни и культуры, стали разрабатываться новые формы храмовой жизни, и соответственно, новые формы храмовой архитектуры. Возникает романский стиль. Он характерен строгостью, суровой простотой и массивностью.
Романский стиль возник и угас в разных странах Европы в разное время. Очень приблизительно можно отнести его начало на Х столетие, а конец - на ХII-ХIII вв.
Итак, с древних времен до романского периода включительно архитектура развивалась плавно, эволюционным путем. Здания устойчиво, надежно стояли на земле, были прочны, массивны, иногда очень массивны, то есть вполне материальны.
И вдруг... готика! Это был взрыв, революция в строительстве храмов. Здания как бы теряют материальность, кажутся невесомыми, хрупкими. От легких на вид, очень высоких башен до фундаментов они сплошь покрыты ажурными каменными кружевами. Размеры громадны, поражают воображение. Храмы как бы в сильнейшем экстатическом порыве неистово, дерзко рвутся к небесам, подобно библейской Вавилонской башне. Вместо стен в готических соборах появляются стеклянные окна с витражами шириной от пилона до пилона и высотой до самых сводов. Узорчатые переплеты витражей - это хрупкие и легкие на вид кружева, самого разнообразного рисунка с преобладанием стрельчатой арки и растительного орнамента (однако, вытесанные из очень прочного камня со сложной профилировкой). Витражи из разноцветных дорогих стекол соединены в очень пышные растительные и геометрические орнаменты; в них нередки сюжетные композиции, картины на библейские темы и изображения множества святых. Круглое окно - “роза” (обязательный элемент главного фасада, над перспективным порталом) -также заполнялось живописными витражами. В соборе Шартра во Франции, например, роза имеет диаметр 13,5 метра. Соборы населяют тысячи скульптур: святых, ангелов, королей и ужасных чудищ-химер. Лучи солнца окрашиваются в цветных стеклах и заполняют интерьер летающими радужными пятнами, а высокие своды тонут в темноте. На вошедшего человека сверху обрушиваются мощные звуки органа. Синтез искусств оказывает даже на неверующего человека громадное воздействие. Глядя на цветные витражи знаменитого Шартрского собора вполне можно впасть в экстаз.
Готическая архитектура формируется под сильнейшим влиянием мистицизма, который достигает апогея в ХII-ХIII вв. И непонятно, то ли поворот римлян к внешнему, чувственному, к экзальтации породил готику, то ли из-за влияния готики в дальнейшем католическое вероисповедание стало отличаться экзальтированностью? Экстатические состояния, особые видения, особый мистицизм католических святых (Терезы Авильской, блаженной Анжелы, Маргариты-Марии Алакок и других) повергали в смущение даже некоторых католических богословов, а с точки зрения православного святоотеческого опыта они просто кощунственны.
Сами же конструкции гигантских готических соборов XII, XIII, XIV веков поражают совершенством, они гениальны, смелы и дерзки. Инженеры средневековья не знали теории, не умели делать расчетов конструкций методами статистики сооружений, как их далекие потомки в XX веке. Но кружевные храмы стоят столетия. Их могла разрушить только рука человека, например, бомбардировки в Первой и Второй мировых войнах. Однако их еще сотни стоят во Франции, Германии, Чехословакии, Италии. В Польше, например, до сих пор сохранились около 800 готических костелов.
Готические церкви строились очень долго. Почти все знаменитые соборы несут на себе наслоения трех-четырех, а иногда и шести- семи веков. Почему? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся окунуться в западноевропейскую атмосферу тех времен.
Напомним, что в католической Европе войны практически никогда не прекращались; воевали королевства, воевали мелкие и крупные светские и церковные феодалы между собой. Осады городов, резня населения, вытоптанные и выжженные войсками поля, непосильные налоги и поборы, частые эпидемии, неурожаи, голод, стихийные бедствия приносили простому люду неисчислимые страдания. Бедным людям оставалось уповать только на Господа.
Комментарии18