Скандинавская Мифология
В самом начале не было ничего. Ни звёзд, ни неба, ни земли. Была только Мировая Бездна Гинунгагап. На юге в Муспелльсхейме всё время горело могучее пламя. На севере был вечный мороз – это место называлось Тёмный мир, Нифльхейм. Родник Кипящий котёл не поддавался морозу. Из него вытекали ядовитые реки: Свёль (холодная), Сюльг (глотающая), Ульг (волчица). Иней поднимался вверх, потом касался пламени, таял и стекал вниз.
Из этих капель появился первое существо – великан Имир. У него появились дети, от которых пошло всё племя инеистых великанов. Они были большими и злыми, так как были из яда. Вместе с Имиром появилась корова Аудумле, которая кормила его. Она лизала солёные камни и однажды вылизала новое существо – Бури, прародитель всех асов.
У Бури был сын Бор (рождённый). От одной из великанш у него появилось потомство – Один, Вили и Ве. Эти сыновья Бора сразились и убили злобного великана Имира. Тело его сбросили в бездну. Так появилась земля. Из крови Имира получились руки и озёра. Кости стали горами. Зубы – валунами. Из черепа сделали небосвод. Из мозга – грозные облака. Из искр пламени Муспелля Один, Вили и Ве сделали звёзды. В теле Имира, земле, завелись черви. Боги сделали их карликами, цвергами. Четырём карликам доверили держать небосвод: Аустри (восток), Нордри (север), Вестри (запад), Судри (юг). Получилась круглая земля, а вокруг него океан.
Из ясеня и ивы боги создали первых людей, чтобы они поклонялись асам: мужчину Аск (ясень) и женщину Эмбра (ива). От них произошли все люди.
Боги отгородили середину земли и назвали её Мидгардом. Великанам позволили жить вне этого мира в Йотунхейме или Утгарде (вне ограды). Свой мир боги сделали на небе и назвали его Асгард. Другие боги, из Ванов, стали жить в Ванахейме. Карлики взяли себе Свартальвхейм. Альвы взяли себе Юсальфхейм.
Итого в скандинавской мифологии девять миров: Мидгард для людей, Асгард для богов-асов, Ванахейм для богов-ванов, Йотунхейм для великанов, загадочный Нифльхейм, прародитель жизни, Хель для умерших, Муспельхейм, царство огня для турсов, Свартальфхейм для карликов, Юсальфхейм (Лайтальфхейм, Альфхейм, Альвхейм) для альвов, эльфов.
По небу проностися колесница с Ночью, на Инеистой Гриве. Днём ей сменяет Деньна Ясной Гриве. На Арваке и Альсвине перевозят днём солнце. А Месяц перевозит ночью Луну. Они день и ночь совершают свои шествия, потому что за ними всё время гонятся два волка из Железного Леса в Йотунхейме, Обман и Ненавистник.
Иггдрасиль – мировое древо ясень, посаженое богами. Оно прорастает через все миры. Именно по нему можно попасть во все царства. Посередине расположен Мидгард. В кроне верхушки – Асгард. Три корня у древа. Один ведёт в Асгард. Второй – в к инеистым великанам. Третий – в Нифльхейм. Три источника бьют из под корней. Всякий, кому удастся выпить воды из источника в Йотунхейме, обретёт величайшую мудрость. Норны черпают воду из источника, чтобы поливать ею древо.
Асгард, где живут боги, очень красив. Там находится множество чертогов – домов всех богов. У Идунн есть сад, где растут молодильные яблоки. Каждый раз к ней приходят боги, чтобы отведать эти фрукты – так они поддерживают свою вечную молодость. Также тут обитает коза Хейдрун, что питается листьями Иггдрасиля и кормит всех своим молоком.
В Асгарде есть прекрасный чертог Вальхалла. Там Один собирает лучших воинов, эйнхериев, для самого последнего сражения в рагнарёк. Они постоянно пируют и тренируются. Валькирии помогают Одину отбирать павших воинов после сражений в Мидгарде. Для любого воина попасть в Вальхаллу считается самым почётным.
Асгард и Мидгард соединяет мост Биврёст, радуга. Только по нему можно попасть в Асгард.
В Нифльхейме правит Хель, царица мёртвых. Именно туда попадают все умершие, включая богов. Для преступников и хороших людей уготованы разные обители. У Хель есть волк Гарм, что стережёт вход в царство.
Боги Асы и Ваны провели несколько кровопротлиных войн между собой. Но затем решили заключить мир. Ваны отдали заложниками Ньерда, Фрейра и Фрейу. Асы отдали мудреца Мимира и Хенира. Но Хенир оказался глуп и беспечен без Мимира. Тогда Ваны отослали назад к Асам голову мудреца.
В знак примирения все боги собрали и смешали слюну всех богов и сделал из него маленького человечка Квасира – он стал самым умным из всех. Но два злобных карлика Фьялар и Галар убили мудреца и, смешав его кровь с мёдом, сотворили Мёд поэзии. Кто сделает глоток из чаши с этим напитком – сразу становится скальдом.
Локи постоянно учинял своим сожителям в Асгарде много неприятностей. Из-за него богам пришлось лишиться многого. Из-за этого асы приковали Локи к скале до рагнарёка. Ядовита змея капает своим ядом на Локи. Но Сигюн, его верная жена всё время держит чашу над своим мужем, чтобы его обезопасить. Но когда чаша переполняется и Сигюн сливает яд, несколько капель всё-таки попадают на Локи и он содрогается от боли. В это время во всём мире происходят землетрясения.
Основой мифологии Северной Европы послужили традиции народов, принадлежащих к германо-скандинавской этнической группе — голландцев, датчан, германцев, исландцев, норвежцев и шведов; причем мифология скандинавов представлена достаточно полно благодаря литературным памятникам, созданным в дохристианский период и бережно сохраненным в Исландии. Немалый и весьма своеобразный вклад в мифологию региона внесли финны, относящиеся к финно-угорской этнической группе, но издавна проживающие на Скандинавском полуострове. В настоящее время все эти традиции обычно объединяют общим названием Северная мифология.
Следует признать, что мифология Западной Европы счастливо избежала печальной участи мифологии балтийских славян только тем, что была зафиксирована в рукописях. Известно, что после захвата германцами западных провинций Римской империи классическое мифологическое наследие греков и римлян хранилось в монастырских библиотеках вместе с кельтскими литературными памятниками. А бесценное наследие северной мифологии не затерялось в веках только благодаря самоотверженным энтузиастам наподобие исландского скальда, ученого и государственного деятеля Снорри Стурлусона (1178 — 1241).
Стурлусон собрал саги периода викингов, примерно с 750 по 1050 год, когда сформировалась мощная традиция, связанная с подвигами главных богов — бога войны и покровителя дружин Одина и бога Тора, который беспощадно крушил врагов своим волшебным молотом-бумерангом Мьёлльниром. Все еще свободные от влияния христианства, предприимчивые и отважные скандинавы — предки современных датчан, исландцев, норвежцев и шведов — уходили в море на поиски добычи и новых земель. Неудивительно, что воинственные викинги любили слушать предания о подвигах одноглазого Одина. Верховный бог привлекал скандинавов репутацией "отца доблестно павших в бою" и тем, что ему удавалось доводить до экстаза неистовых берсеркеров, которые в неудержимой ярости грызли щиты и бросались на врага обнаженными. Согласно одному из мифов, когда старый датский король Харальд Синезубый (X в.) посетовал на Одина, то дарующего, то отбирающего удачу в бою, бог войны загадочно произнес: "Серый волк наблюдает за обителью богов".
Чтобы понять смысл его слов, следует вспомнить одну из главных тем скандинавских мифов — нависшей над богами и всем миром угрозе гибели — Рагнарёк. Один во что бы это ни стало стремился собрать дружину эйнхериев, павших в бою отважных воинов, для решающей битвы богов с великанами и чудовищами в долине Вигрид, где почти всем им суждено было погибнуть. Самого Одина ждала неминуемая смерть в пасти гигантского волка Фенрира, отвратительного отпрыска бога огня Локи и великанши Ангрбоды. Был ли удовлетворен Харальд Синезубый ответом бога, сказать трудно, поскольку миф заканчивается тем, что Один, правивший королевской колесницей, сбросил старика на землю и пронзил несчастного его же собственным мечом.
"Век топора, век меча", который завершался катастрофой Рагнарек, возможно, казался суровым морским волкам идеалом жизни настоящих мужчин. Но те из них, кто предпочел осесть в колониях и стать крестьянином или торговцем, все же больше почитали сына Одина, бога грома и плодородия Тора. Вера в Тора помогала людям в решении земных проблем, будь то нападения местных конунгов на крестьян или не в меру усердных христианских миссионеров на языческие храмы. Особой популярностью Тор пользовался у исландских колонистов, которых бежать из Южной Норвегии заставили подобные Одину жестокие правители вроде Эрика Кровавая Секира (X в.). Приверженность поселенцев к культу Тора была столь велика, что фамилии Торстен и Торолф до сих пор считаются самыми распространенными в Исландии. Поэтому вполне понятно, почему к концу эпохи викингов Тор в пантеоне богов занял более высокое положение, чем Один, и оставался верховным богом на протяжении примерно столетия, после чего Скандинавия была обращена в христианство.
Пантеон германцев и скандинавов. Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. От их взаимодействия появились великан Имир и мировая корова Аудумла. Корова лизала соляные камни и создала таким образом первого бога – Бури; от него пошел род небесных богов – асов, главным из которых почитался Один, бог Солнца. Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом Мьелльниром, Тюр, бог войны, Видар, бог ремесленников-башмачников, Хед, слепой бог судьбы, Локи, бог огня. Асы во главе с Одином напали на великана Имира, убили его и из его тела создали Землю: кости стали горами, жилы – реками, живот – морем, волосы – лесом, череп – небесным сводом, мозг – облаками. Затем боги создали первых людей: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей город – Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов – Етунов и от карликов – цвергов, гномов и пр. Локи научил людей счету, рунам, изготавливать оружие, плести сети. На небесах боги решили построить город для себя – Асгард, для чего они вступили в договор с одним великаном; было решено вознаградить великана, если он построит Асгард за 1 год; ему были обещаны Солнце, Луна и жена Одина – Фрея. Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Боги испугались, созвали собрание и на нем обвинили Локи в неудачном договоре. Локи заставили сделать все, чтобы не дать выполнить договор. Локи превратился в кобылицу и увел великанского коня. Великан не выполнил условий договора, не закончил строительства к концу года. Локи же тем временем трижды беременел и родил трех хтонических существ: мирового волка Фенрира, мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира. Быстроногий конь был взят Одином, который стал совершать на нем ежедневные поездки по небу; однажды в год, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, Один вместе с Фреей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками, а люди, со своей стороны, благодарили бога жертвами, развешивавшимися на вечнозеленых елях. От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года. Ермунганд опутал всю землю и кусал свой собственный хвост. В этом образе германцы метафорически предвосхитили идею сферичности Земли.
Но самая мрачная роль в будущем отводилась мировому волку Фенриру. Прорицательницы предсказали богам, что придет день, когда волк поглотит их всех. Боги устрашились и решили защититься от этого бедствия. Тор выковал прочную цепь, и боги пришли к волку, заявляя, что хотят испытать его силу и просят надеть на него цепь. Волк согласился, цепь была наброшена на него, но волк с легкостью разорвал ее. Боги пришли в еще больший страх. Тор выковал еще более толстую и прочную цепь. Но во втором испытании Фенрир снова порвал ее. Боги были в панике, и им помогла Фрея, жена Одина. Она сплела веревку из всего, что есть на земле – из волос, жил, древесного лыка и пр. С этой веревкой боги в третий раз пришли к волку, раззадоривали его, уговаривая подвергнуться третьему испытанию. Волк отказывался, но потом согласился на условии, что Тюр в качестве гарантии положит ему в пасть правую руку. Веревка была надета на шею Фенрира, он пытался ее порвать, но тщетно, и тогда Фенрир откусил руку Тюра. Волк был привязан к скале, и боги на какое-то время обезопасили себя. У Одина и Фреи был сын по имени Бальдр. Еще при рождении мать взяла клятвы у всего живого на земле, чтобы ничто не причинило вреда ее ребенку. Правда, Фрея не взяла клятвы у слабого растения омелы, паразитирующего на дубе. Бальдр отличался статью, умом, рассудительностью. Однажды боги собрались на площади и до начала собрания развлекались метанием копий, стрельбой из луков в Бальдра, стоявшего по пояс раздетым и демонстрирующего неуязвимость. И здесь обо всем ведающий Локи сделал почти невесомое копье из омелы и вложил его в руку слепого бога Хеда. Тот наугад метнул копье, оно пронзило насквозь Бальдра, и сын Одина умер. Боги набросились на Локи, после долгой погони поймали его и привязали к скале; над головой Локи прикрепили ядовитых змей, от которых он должен был умереть медленной, мучительной смертью. Жена Локи пыталась облегчить страдания супруга, она собирала яд в чашу, но когда она отворачивалась, чтобы вылить из полной чаши яд, ядовитые капли падали на лицо Локи, он содрогался, и вместе с ним содрогалась земля. Однажды Локи содрогнулся так сильно, что земля раскололась, выполз мировой змей Ермунганд, который стал все сжигать огнем своего дыхания и отравлять ядом. Спали путы с мирового волка Фенрира, он открыл свою гигантскую пасть и стал проглатывать одного бога за другим. Фенрир не смог проглотить лишь Видара, бога-башмачника. Видар наступил башмаком с толстой подошвой на нижнюю челюсть волка, а руками уперся в верхнюю и порвал пасть. Были исторгнуты назад проглоченные волком Один, Тор, Тюр и другие боги.
Таким образом, после конца света, гибели богов наступило воскресение. Затем последовал последний суд, и все праведные последовали в Муспельгейм, а все грешные – в Нифльгейм. Идеи эсхатологии, воскресения и загробного суда древних германцев предвосхитили христианские идеи, и это обстоятельство объясняет предрасположенность германцев к христианству.
Скандинавские Боги
Сначала необходимо представить главных героев мифологических сказаний - скандинавских богов. Они являются центральными для нас лицами, значимыми фигурами в этом древнем мире.
В разное время в Древней Скандинавии (в прочем как и мнения в настоящем) существовали различные предпочтения к тем или иным богам. Однако можно выделить главную тройку божественного пантеона, как по интересу, так и по значимости: Один, Тор и Локи.
Один – верховный Бог в скандинавской мифологии. Центральная фигура. Кроме главного, имеет ещё несколько имён. Вот некоторые из них: Всеотец, Херран (Херьян), Никар (Хникар), Никуц (Хникунд), Фёльнир, Оски, Оми, Бивлиди (Бивлинди), Свидар, Свирдир, Видрир, Яльг (Яльк).
Одно из самых мудрых существ. За это свойство отдал свой левый глаз – тогда он испил знаний у источника Мимира. Но и этих знаний ему не хватало. Тогда он повесил себя на суку мирового древа Иггдрасиля и проткнул себя копьём. Провисев 9 дней, он прошёл через смерть и познал бесконечную мудрость. После этого он получил ещё одно имя: бог повешанных.
На голове тёмная шляпа. На плечах сидят два ворона: Хугин и Мунин (Думающий и Помнящий). Они летают по миру, а затем возвращаются и рассказывают обо всех новостях своему хозяину. В ногах у Одина две собаки: Гери и Фреки (Жадный и Прожорливый). Имеет личный артифакт: копьё Гунгнир выкованное карликами. Семиногий конь Слейпнир быстро доставляет своего бога куда только Один не пожелает.
Практически ни одно событие не происходит без этого бога. Он либо источник появления каждого эпизода, события, либо непосредственный участник. Глобально роль неоднозначна. Он коварен, умён. Великий волшебник. Способен превращаться в любое существо.
Тор – главный защитник Асгарда, Мидгарда (см. мифический мир), сын Одина. Самый сильный из богов. Прямой и добродушный. Участвует во всех грандиозных сражениях. Повергает самых грозных существ. Главный артифакт: Мьёллнир – молот, оружие выкованное карликами. Иногда он разогревается до бела. Поэтому Тор носит перчатки. Во лбу торчат осколки большого камня-точила - напоминание о битве с великаном Хрунгниром. Бог молний. Разъезжает по небу в колеснице, запряжённой козлами.
Локи – само олицетворение двойственности. Являясь всё-таки асом, умудряется натворить столько же бед своим сожителям, сколько и врагам. Существует предположение, что он является самим многоликим злом под различными масками. Многие бедствия совершаются по его инициативе. Волшебник, способный менять обличья. Однако всё же он остаётся асом, высшим богом. Может это указание, что корень зла всегда внутри самих нас?
У Локи жена Сигюн и сыновья Нари и Наври. От великанши Ангрбода (Сулящая горе) у него дети: ужасный волк Фенрир (Лунный пёс), мировой змей Йормунганд и правительница царства мёртвых Хель. Будучи кобылой (скандинавская мифология пестрит сказочными событиями и невообразимыми поворотами событий) породил коня Слейпнира.
Хеймдалль или Риг – сын Одина. «Белый Ас». Охраняет мост Биврёст - вход во Вальхаллу, жилище асов. Путешествовал по земле и помогал людям – самый близкий к ним бог. У него есть конь Золотая чёлка и рог Гьяллархорн – его слышно во всех девяти мирах. Риг – родоначальник сословий людей: коннунгов, бондов и треллей (рабов).
Фрейя – самая красивая богиня – богиня любви. Дочь Ньёрда. Ездит в колеснице, запряжённой двумя кошками. Часто ездит вместе с Одином на поля сражений. Половину павших забирает себе Один, а половину – Фрейя. Владеет орлиным опереньем, позволяющим владельцу обратиться птицей. Брисингамен – её чудодейственное ожерелье-пояс выкованное карликами.
Фрейр – бог плодородия, природы. Брат Фрейи. Ездит на вепре Золотая Щетина. Владеет самым быстрым и искусным кораблём Скидбладнир сделанным карликами.
Сив – жена Тора. Сыновья – Моди и Магни. В семеь есть многообещающий пасынок Улль. У неё золотые волосы, сделанные карликами после того, как Локи обрезал настоящие.
Браги – сын Одина. Бог скалдического икусства. Первый скальд.
Бальдр – сын Одина. Светлый бог плодородия, мира и красоты.
Хед – сын Одина, слепой бог. Убил своего брата Бальдра по наставлениям Локи.
Видар – сын Одина. Бог войны.
Хенир – простодушный брат Одина.
Улль – пасынок Тора и Сив. Бог охоты и стрельбы из лука.
Форсети – сын Бальдра. Бог справедливости и правосудия.
Вали – сын Одина. Мститель.
Велунд – кузнец. Покровитель путников. Также считается верховным богом цвергов, карликов, выковываюующих прекрасные вещи.
Фригг – жена Одина. Покровительница брака и супружеской верности.
Сага – богиня прорицания.
Эйр заведует врачеванием.
Гевьон – богиня целомудрия.
Фулла – богиня изобилия. Символизирует девственность.
Съевн – богиня любви.
Ловн – богиня милосердия.
Вар – богиня верности и любовных клятв.
Хлин – богиня-покровительница.
Снотра – богиня сдержанности-рассудительности.
Гна – богиня-вестница.
Соль – богиня солнца.
Биль – богиня луны.
Йорд (Фьергюн) – богиня земли, мать Тора.
Ринд – мать Вали.
Скади – богиня охоты. Лучше всех ездит на лыжах.
Идунн – жена Браги. Хранит молодильные яблоки.
Нанна – жена Бальюра.
Сигрюн – супруга Локи.
Хермот – брат Бальдра.
Вилли и Ве – братья Одина. Вместе с братом создавали мир.
Рагнарёк
Подобно тому, что представление смерти неизбежно в нашей жизни, рагнарёк (гибель мира) является неким кульминационным моментом скандинавского мифологического мира, мира викингов.
Когда накопится всё мировое зло, ложь и обман. Когда брат станет предавать брата, и даже боги нарушат клятвы, наступит судный час. Три года будет длиться великая зима Фимбульветр. И в один роковой день пропоют знаковые петухи, и прогремит рог Гьяллахорн, известив все девять миров о сборе тинга богов, наступлении Рагнарёка.
Ужасный Фенрир вырвется из своих вечных оков. Йормунганд змей выползет из мирового океана на сушу, отравляя её своим ядовитым дыханием. Хелль достигнет Асгарда на своём корабле. Страж ворот Хелль Гарм вырвется из пут. Великаны в предводительстве Сурта выйдут на бой. Локи сбросит оковы. Фенрир проглотит небесные светила.
Все боги соберутся, чтобы сразиться с мировым злом. Эйнхерии наконец-то покинут свой чертог Вальхаллу для последнего сражения.
Первым сразится Один с Фенриром, но падёт, будучи проглоченным чудовищем. Видар, сын Одина, отомстит за отца. Тор поразит Йормунганда своим молотом, но сам падёт от страшного яда из пасти змея. Тюр и Гарм поражают друг друга. Локи и Хеймдалль уничтожат друг друга также в бою. Фрейр будет убит Суртом. Но великан также падёт от ран, успев залить огнём все девять миров…
Так произойдёт битва между богами, так наступит конец все мирам, Рагнарёк.
Кто знает, было это или нет. Рождение и конец мира в Скандинавской Мифологии звучат как предостережение. Ничто не вечно, также как и боги, также как и сам мир. Нордический, суровый характер севера превращает сказ в трагедию.
И только Вёльва, предсказательница знает, что это не конец. Такой чудесный и искусно созданный мир не может быть уничтожен. Пройдёт время и он возродится. А как – это уже не важно…
Из этих капель появился первое существо – великан Имир. У него появились дети, от которых пошло всё племя инеистых великанов. Они были большими и злыми, так как были из яда. Вместе с Имиром появилась корова Аудумле, которая кормила его. Она лизала солёные камни и однажды вылизала новое существо – Бури, прародитель всех асов.
У Бури был сын Бор (рождённый). От одной из великанш у него появилось потомство – Один, Вили и Ве. Эти сыновья Бора сразились и убили злобного великана Имира. Тело его сбросили в бездну. Так появилась земля. Из крови Имира получились руки и озёра. Кости стали горами. Зубы – валунами. Из черепа сделали небосвод. Из мозга – грозные облака. Из искр пламени Муспелля Один, Вили и Ве сделали звёзды. В теле Имира, земле, завелись черви. Боги сделали их карликами, цвергами. Четырём карликам доверили держать небосвод: Аустри (восток), Нордри (север), Вестри (запад), Судри (юг). Получилась круглая земля, а вокруг него океан.
Из ясеня и ивы боги создали первых людей, чтобы они поклонялись асам: мужчину Аск (ясень) и женщину Эмбра (ива). От них произошли все люди.
Боги отгородили середину земли и назвали её Мидгардом. Великанам позволили жить вне этого мира в Йотунхейме или Утгарде (вне ограды). Свой мир боги сделали на небе и назвали его Асгард. Другие боги, из Ванов, стали жить в Ванахейме. Карлики взяли себе Свартальвхейм. Альвы взяли себе Юсальфхейм.
Итого в скандинавской мифологии девять миров: Мидгард для людей, Асгард для богов-асов, Ванахейм для богов-ванов, Йотунхейм для великанов, загадочный Нифльхейм, прародитель жизни, Хель для умерших, Муспельхейм, царство огня для турсов, Свартальфхейм для карликов, Юсальфхейм (Лайтальфхейм, Альфхейм, Альвхейм) для альвов, эльфов.
По небу проностися колесница с Ночью, на Инеистой Гриве. Днём ей сменяет Деньна Ясной Гриве. На Арваке и Альсвине перевозят днём солнце. А Месяц перевозит ночью Луну. Они день и ночь совершают свои шествия, потому что за ними всё время гонятся два волка из Железного Леса в Йотунхейме, Обман и Ненавистник.
Иггдрасиль – мировое древо ясень, посаженое богами. Оно прорастает через все миры. Именно по нему можно попасть во все царства. Посередине расположен Мидгард. В кроне верхушки – Асгард. Три корня у древа. Один ведёт в Асгард. Второй – в к инеистым великанам. Третий – в Нифльхейм. Три источника бьют из под корней. Всякий, кому удастся выпить воды из источника в Йотунхейме, обретёт величайшую мудрость. Норны черпают воду из источника, чтобы поливать ею древо.
Асгард, где живут боги, очень красив. Там находится множество чертогов – домов всех богов. У Идунн есть сад, где растут молодильные яблоки. Каждый раз к ней приходят боги, чтобы отведать эти фрукты – так они поддерживают свою вечную молодость. Также тут обитает коза Хейдрун, что питается листьями Иггдрасиля и кормит всех своим молоком.
В Асгарде есть прекрасный чертог Вальхалла. Там Один собирает лучших воинов, эйнхериев, для самого последнего сражения в рагнарёк. Они постоянно пируют и тренируются. Валькирии помогают Одину отбирать павших воинов после сражений в Мидгарде. Для любого воина попасть в Вальхаллу считается самым почётным.
Асгард и Мидгард соединяет мост Биврёст, радуга. Только по нему можно попасть в Асгард.
В Нифльхейме правит Хель, царица мёртвых. Именно туда попадают все умершие, включая богов. Для преступников и хороших людей уготованы разные обители. У Хель есть волк Гарм, что стережёт вход в царство.
Боги Асы и Ваны провели несколько кровопротлиных войн между собой. Но затем решили заключить мир. Ваны отдали заложниками Ньерда, Фрейра и Фрейу. Асы отдали мудреца Мимира и Хенира. Но Хенир оказался глуп и беспечен без Мимира. Тогда Ваны отослали назад к Асам голову мудреца.
В знак примирения все боги собрали и смешали слюну всех богов и сделал из него маленького человечка Квасира – он стал самым умным из всех. Но два злобных карлика Фьялар и Галар убили мудреца и, смешав его кровь с мёдом, сотворили Мёд поэзии. Кто сделает глоток из чаши с этим напитком – сразу становится скальдом.
Локи постоянно учинял своим сожителям в Асгарде много неприятностей. Из-за него богам пришлось лишиться многого. Из-за этого асы приковали Локи к скале до рагнарёка. Ядовита змея капает своим ядом на Локи. Но Сигюн, его верная жена всё время держит чашу над своим мужем, чтобы его обезопасить. Но когда чаша переполняется и Сигюн сливает яд, несколько капель всё-таки попадают на Локи и он содрогается от боли. В это время во всём мире происходят землетрясения.
Основой мифологии Северной Европы послужили традиции народов, принадлежащих к германо-скандинавской этнической группе — голландцев, датчан, германцев, исландцев, норвежцев и шведов; причем мифология скандинавов представлена достаточно полно благодаря литературным памятникам, созданным в дохристианский период и бережно сохраненным в Исландии. Немалый и весьма своеобразный вклад в мифологию региона внесли финны, относящиеся к финно-угорской этнической группе, но издавна проживающие на Скандинавском полуострове. В настоящее время все эти традиции обычно объединяют общим названием Северная мифология.
Следует признать, что мифология Западной Европы счастливо избежала печальной участи мифологии балтийских славян только тем, что была зафиксирована в рукописях. Известно, что после захвата германцами западных провинций Римской империи классическое мифологическое наследие греков и римлян хранилось в монастырских библиотеках вместе с кельтскими литературными памятниками. А бесценное наследие северной мифологии не затерялось в веках только благодаря самоотверженным энтузиастам наподобие исландского скальда, ученого и государственного деятеля Снорри Стурлусона (1178 — 1241).
Стурлусон собрал саги периода викингов, примерно с 750 по 1050 год, когда сформировалась мощная традиция, связанная с подвигами главных богов — бога войны и покровителя дружин Одина и бога Тора, который беспощадно крушил врагов своим волшебным молотом-бумерангом Мьёлльниром. Все еще свободные от влияния христианства, предприимчивые и отважные скандинавы — предки современных датчан, исландцев, норвежцев и шведов — уходили в море на поиски добычи и новых земель. Неудивительно, что воинственные викинги любили слушать предания о подвигах одноглазого Одина. Верховный бог привлекал скандинавов репутацией "отца доблестно павших в бою" и тем, что ему удавалось доводить до экстаза неистовых берсеркеров, которые в неудержимой ярости грызли щиты и бросались на врага обнаженными. Согласно одному из мифов, когда старый датский король Харальд Синезубый (X в.) посетовал на Одина, то дарующего, то отбирающего удачу в бою, бог войны загадочно произнес: "Серый волк наблюдает за обителью богов".
Чтобы понять смысл его слов, следует вспомнить одну из главных тем скандинавских мифов — нависшей над богами и всем миром угрозе гибели — Рагнарёк. Один во что бы это ни стало стремился собрать дружину эйнхериев, павших в бою отважных воинов, для решающей битвы богов с великанами и чудовищами в долине Вигрид, где почти всем им суждено было погибнуть. Самого Одина ждала неминуемая смерть в пасти гигантского волка Фенрира, отвратительного отпрыска бога огня Локи и великанши Ангрбоды. Был ли удовлетворен Харальд Синезубый ответом бога, сказать трудно, поскольку миф заканчивается тем, что Один, правивший королевской колесницей, сбросил старика на землю и пронзил несчастного его же собственным мечом.
"Век топора, век меча", который завершался катастрофой Рагнарек, возможно, казался суровым морским волкам идеалом жизни настоящих мужчин. Но те из них, кто предпочел осесть в колониях и стать крестьянином или торговцем, все же больше почитали сына Одина, бога грома и плодородия Тора. Вера в Тора помогала людям в решении земных проблем, будь то нападения местных конунгов на крестьян или не в меру усердных христианских миссионеров на языческие храмы. Особой популярностью Тор пользовался у исландских колонистов, которых бежать из Южной Норвегии заставили подобные Одину жестокие правители вроде Эрика Кровавая Секира (X в.). Приверженность поселенцев к культу Тора была столь велика, что фамилии Торстен и Торолф до сих пор считаются самыми распространенными в Исландии. Поэтому вполне понятно, почему к концу эпохи викингов Тор в пантеоне богов занял более высокое положение, чем Один, и оставался верховным богом на протяжении примерно столетия, после чего Скандинавия была обращена в христианство.
Пантеон германцев и скандинавов. Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. От их взаимодействия появились великан Имир и мировая корова Аудумла. Корова лизала соляные камни и создала таким образом первого бога – Бури; от него пошел род небесных богов – асов, главным из которых почитался Один, бог Солнца. Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом Мьелльниром, Тюр, бог войны, Видар, бог ремесленников-башмачников, Хед, слепой бог судьбы, Локи, бог огня. Асы во главе с Одином напали на великана Имира, убили его и из его тела создали Землю: кости стали горами, жилы – реками, живот – морем, волосы – лесом, череп – небесным сводом, мозг – облаками. Затем боги создали первых людей: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей город – Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов – Етунов и от карликов – цвергов, гномов и пр. Локи научил людей счету, рунам, изготавливать оружие, плести сети. На небесах боги решили построить город для себя – Асгард, для чего они вступили в договор с одним великаном; было решено вознаградить великана, если он построит Асгард за 1 год; ему были обещаны Солнце, Луна и жена Одина – Фрея. Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Боги испугались, созвали собрание и на нем обвинили Локи в неудачном договоре. Локи заставили сделать все, чтобы не дать выполнить договор. Локи превратился в кобылицу и увел великанского коня. Великан не выполнил условий договора, не закончил строительства к концу года. Локи же тем временем трижды беременел и родил трех хтонических существ: мирового волка Фенрира, мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира. Быстроногий конь был взят Одином, который стал совершать на нем ежедневные поездки по небу; однажды в год, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, Один вместе с Фреей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками, а люди, со своей стороны, благодарили бога жертвами, развешивавшимися на вечнозеленых елях. От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года. Ермунганд опутал всю землю и кусал свой собственный хвост. В этом образе германцы метафорически предвосхитили идею сферичности Земли.
Но самая мрачная роль в будущем отводилась мировому волку Фенриру. Прорицательницы предсказали богам, что придет день, когда волк поглотит их всех. Боги устрашились и решили защититься от этого бедствия. Тор выковал прочную цепь, и боги пришли к волку, заявляя, что хотят испытать его силу и просят надеть на него цепь. Волк согласился, цепь была наброшена на него, но волк с легкостью разорвал ее. Боги пришли в еще больший страх. Тор выковал еще более толстую и прочную цепь. Но во втором испытании Фенрир снова порвал ее. Боги были в панике, и им помогла Фрея, жена Одина. Она сплела веревку из всего, что есть на земле – из волос, жил, древесного лыка и пр. С этой веревкой боги в третий раз пришли к волку, раззадоривали его, уговаривая подвергнуться третьему испытанию. Волк отказывался, но потом согласился на условии, что Тюр в качестве гарантии положит ему в пасть правую руку. Веревка была надета на шею Фенрира, он пытался ее порвать, но тщетно, и тогда Фенрир откусил руку Тюра. Волк был привязан к скале, и боги на какое-то время обезопасили себя. У Одина и Фреи был сын по имени Бальдр. Еще при рождении мать взяла клятвы у всего живого на земле, чтобы ничто не причинило вреда ее ребенку. Правда, Фрея не взяла клятвы у слабого растения омелы, паразитирующего на дубе. Бальдр отличался статью, умом, рассудительностью. Однажды боги собрались на площади и до начала собрания развлекались метанием копий, стрельбой из луков в Бальдра, стоявшего по пояс раздетым и демонстрирующего неуязвимость. И здесь обо всем ведающий Локи сделал почти невесомое копье из омелы и вложил его в руку слепого бога Хеда. Тот наугад метнул копье, оно пронзило насквозь Бальдра, и сын Одина умер. Боги набросились на Локи, после долгой погони поймали его и привязали к скале; над головой Локи прикрепили ядовитых змей, от которых он должен был умереть медленной, мучительной смертью. Жена Локи пыталась облегчить страдания супруга, она собирала яд в чашу, но когда она отворачивалась, чтобы вылить из полной чаши яд, ядовитые капли падали на лицо Локи, он содрогался, и вместе с ним содрогалась земля. Однажды Локи содрогнулся так сильно, что земля раскололась, выполз мировой змей Ермунганд, который стал все сжигать огнем своего дыхания и отравлять ядом. Спали путы с мирового волка Фенрира, он открыл свою гигантскую пасть и стал проглатывать одного бога за другим. Фенрир не смог проглотить лишь Видара, бога-башмачника. Видар наступил башмаком с толстой подошвой на нижнюю челюсть волка, а руками уперся в верхнюю и порвал пасть. Были исторгнуты назад проглоченные волком Один, Тор, Тюр и другие боги.
Таким образом, после конца света, гибели богов наступило воскресение. Затем последовал последний суд, и все праведные последовали в Муспельгейм, а все грешные – в Нифльгейм. Идеи эсхатологии, воскресения и загробного суда древних германцев предвосхитили христианские идеи, и это обстоятельство объясняет предрасположенность германцев к христианству.
Скандинавские Боги
Сначала необходимо представить главных героев мифологических сказаний - скандинавских богов. Они являются центральными для нас лицами, значимыми фигурами в этом древнем мире.
В разное время в Древней Скандинавии (в прочем как и мнения в настоящем) существовали различные предпочтения к тем или иным богам. Однако можно выделить главную тройку божественного пантеона, как по интересу, так и по значимости: Один, Тор и Локи.
Один – верховный Бог в скандинавской мифологии. Центральная фигура. Кроме главного, имеет ещё несколько имён. Вот некоторые из них: Всеотец, Херран (Херьян), Никар (Хникар), Никуц (Хникунд), Фёльнир, Оски, Оми, Бивлиди (Бивлинди), Свидар, Свирдир, Видрир, Яльг (Яльк).
Одно из самых мудрых существ. За это свойство отдал свой левый глаз – тогда он испил знаний у источника Мимира. Но и этих знаний ему не хватало. Тогда он повесил себя на суку мирового древа Иггдрасиля и проткнул себя копьём. Провисев 9 дней, он прошёл через смерть и познал бесконечную мудрость. После этого он получил ещё одно имя: бог повешанных.
На голове тёмная шляпа. На плечах сидят два ворона: Хугин и Мунин (Думающий и Помнящий). Они летают по миру, а затем возвращаются и рассказывают обо всех новостях своему хозяину. В ногах у Одина две собаки: Гери и Фреки (Жадный и Прожорливый). Имеет личный артифакт: копьё Гунгнир выкованное карликами. Семиногий конь Слейпнир быстро доставляет своего бога куда только Один не пожелает.
Практически ни одно событие не происходит без этого бога. Он либо источник появления каждого эпизода, события, либо непосредственный участник. Глобально роль неоднозначна. Он коварен, умён. Великий волшебник. Способен превращаться в любое существо.
Тор – главный защитник Асгарда, Мидгарда (см. мифический мир), сын Одина. Самый сильный из богов. Прямой и добродушный. Участвует во всех грандиозных сражениях. Повергает самых грозных существ. Главный артифакт: Мьёллнир – молот, оружие выкованное карликами. Иногда он разогревается до бела. Поэтому Тор носит перчатки. Во лбу торчат осколки большого камня-точила - напоминание о битве с великаном Хрунгниром. Бог молний. Разъезжает по небу в колеснице, запряжённой козлами.
Локи – само олицетворение двойственности. Являясь всё-таки асом, умудряется натворить столько же бед своим сожителям, сколько и врагам. Существует предположение, что он является самим многоликим злом под различными масками. Многие бедствия совершаются по его инициативе. Волшебник, способный менять обличья. Однако всё же он остаётся асом, высшим богом. Может это указание, что корень зла всегда внутри самих нас?
У Локи жена Сигюн и сыновья Нари и Наври. От великанши Ангрбода (Сулящая горе) у него дети: ужасный волк Фенрир (Лунный пёс), мировой змей Йормунганд и правительница царства мёртвых Хель. Будучи кобылой (скандинавская мифология пестрит сказочными событиями и невообразимыми поворотами событий) породил коня Слейпнира.
Хеймдалль или Риг – сын Одина. «Белый Ас». Охраняет мост Биврёст - вход во Вальхаллу, жилище асов. Путешествовал по земле и помогал людям – самый близкий к ним бог. У него есть конь Золотая чёлка и рог Гьяллархорн – его слышно во всех девяти мирах. Риг – родоначальник сословий людей: коннунгов, бондов и треллей (рабов).
Фрейя – самая красивая богиня – богиня любви. Дочь Ньёрда. Ездит в колеснице, запряжённой двумя кошками. Часто ездит вместе с Одином на поля сражений. Половину павших забирает себе Один, а половину – Фрейя. Владеет орлиным опереньем, позволяющим владельцу обратиться птицей. Брисингамен – её чудодейственное ожерелье-пояс выкованное карликами.
Фрейр – бог плодородия, природы. Брат Фрейи. Ездит на вепре Золотая Щетина. Владеет самым быстрым и искусным кораблём Скидбладнир сделанным карликами.
Сив – жена Тора. Сыновья – Моди и Магни. В семеь есть многообещающий пасынок Улль. У неё золотые волосы, сделанные карликами после того, как Локи обрезал настоящие.
Браги – сын Одина. Бог скалдического икусства. Первый скальд.
Бальдр – сын Одина. Светлый бог плодородия, мира и красоты.
Хед – сын Одина, слепой бог. Убил своего брата Бальдра по наставлениям Локи.
Видар – сын Одина. Бог войны.
Хенир – простодушный брат Одина.
Улль – пасынок Тора и Сив. Бог охоты и стрельбы из лука.
Форсети – сын Бальдра. Бог справедливости и правосудия.
Вали – сын Одина. Мститель.
Велунд – кузнец. Покровитель путников. Также считается верховным богом цвергов, карликов, выковываюующих прекрасные вещи.
Фригг – жена Одина. Покровительница брака и супружеской верности.
Сага – богиня прорицания.
Эйр заведует врачеванием.
Гевьон – богиня целомудрия.
Фулла – богиня изобилия. Символизирует девственность.
Съевн – богиня любви.
Ловн – богиня милосердия.
Вар – богиня верности и любовных клятв.
Хлин – богиня-покровительница.
Снотра – богиня сдержанности-рассудительности.
Гна – богиня-вестница.
Соль – богиня солнца.
Биль – богиня луны.
Йорд (Фьергюн) – богиня земли, мать Тора.
Ринд – мать Вали.
Скади – богиня охоты. Лучше всех ездит на лыжах.
Идунн – жена Браги. Хранит молодильные яблоки.
Нанна – жена Бальюра.
Сигрюн – супруга Локи.
Хермот – брат Бальдра.
Вилли и Ве – братья Одина. Вместе с братом создавали мир.
Рагнарёк
Подобно тому, что представление смерти неизбежно в нашей жизни, рагнарёк (гибель мира) является неким кульминационным моментом скандинавского мифологического мира, мира викингов.
Когда накопится всё мировое зло, ложь и обман. Когда брат станет предавать брата, и даже боги нарушат клятвы, наступит судный час. Три года будет длиться великая зима Фимбульветр. И в один роковой день пропоют знаковые петухи, и прогремит рог Гьяллахорн, известив все девять миров о сборе тинга богов, наступлении Рагнарёка.
Ужасный Фенрир вырвется из своих вечных оков. Йормунганд змей выползет из мирового океана на сушу, отравляя её своим ядовитым дыханием. Хелль достигнет Асгарда на своём корабле. Страж ворот Хелль Гарм вырвется из пут. Великаны в предводительстве Сурта выйдут на бой. Локи сбросит оковы. Фенрир проглотит небесные светила.
Все боги соберутся, чтобы сразиться с мировым злом. Эйнхерии наконец-то покинут свой чертог Вальхаллу для последнего сражения.
Первым сразится Один с Фенриром, но падёт, будучи проглоченным чудовищем. Видар, сын Одина, отомстит за отца. Тор поразит Йормунганда своим молотом, но сам падёт от страшного яда из пасти змея. Тюр и Гарм поражают друг друга. Локи и Хеймдалль уничтожат друг друга также в бою. Фрейр будет убит Суртом. Но великан также падёт от ран, успев залить огнём все девять миров…
Так произойдёт битва между богами, так наступит конец все мирам, Рагнарёк.
Кто знает, было это или нет. Рождение и конец мира в Скандинавской Мифологии звучат как предостережение. Ничто не вечно, также как и боги, также как и сам мир. Нордический, суровый характер севера превращает сказ в трагедию.
И только Вёльва, предсказательница знает, что это не конец. Такой чудесный и искусно созданный мир не может быть уничтожен. Пройдёт время и он возродится. А как – это уже не важно…
Комментарии20