Мифические существа. Иллитиды.
Эта статья будет посвящена илитидам.
Итак...
Иллитиды.
Я повидал там много чудес. Огонь, который не жжет, воду, которая не утоляет жажды, нежить, довольную своей нежизнью, и добродушного иллитида.
Кайви Амбербартл, карлик-бард
Иллитид выглядит очень обаятельно... если вам нравятся лысые гуманоиды с синюшно-серой слизистой кожей, у которых лицо заканчивается пучком из четырех бородавчатых щупалец. Если не считать этих маленьких подробностей, они похожи на человека — ростом, телосложением (хотя из-за интенсивного умственного труда они обычно тщедушны), походкой. Пальцев на руках и ногах по пять, как и у нас, и они вовсе не оканчиваются когтями, как изображают некоторые в жизни их не видавшие художники:
иллитиды выше того, чтобы пользоваться такими грубыми средствами.
Еще хуже клевещут те, что изображают иллитидов полуголыми. Иллитид всегда опрятен и пристоен. Он наряжается в мантию-платье благородных темных цветов, с непременным стоячим воротником наподобие тех, что носила королева Елизавета Великая. Если ему предстоит общение с низшими существами, вроде нас с вами — то из уважения к гуманоидам он украшает свое платье стилизованным черепом.
Иллитиды чрезвычайно умны. С детства они упражняют свой мозг и достигают невероятных логических способностей, объема памяти и силы воли.
Известны иллитиды и под другим названием — mind flayers. Эти английские слова очень плохо переводятся на русский. Как только их не обзывали: «умственные живодеры», «мозгохлесты»... Все дело в том, что глагол to flay не имеет прямого аналога в русском: ближайший вариант — «сдирать шкуру», но в данном случае точнее будет что-нибудь вроде «бить и мучить с особым цинизмом».
Такое прозвище дано им потому, что они обладают очень полезной способностью: испускать шоковую волну неведомой природы (некоторые полагают, что магической, другие называют это «псионикой»), которая оглушает и порой даже подчиняет разумных существ.
У этой способности есть немало применений. Главные из них — три. Во-первых, иллитиды питаются мозгами разумных существ. Во-вторых, через них же они размножаются (об этом позже). В-третьих, было бы нелепо и неэффективно делать физическую работу силами столь высокоорганизованных существ — и потому для иллитидов ее делают наши сородичи. Подвергнутые обработке, которая делает подчинение постоянным.
Честь открытия иллитидов принадлежит Гари Гигаксу; впервые эти милые существа были описаны в 1975 году в одной из статей, посвященных Dungeons & Dragons. Но все же их история начинается несколько раньше. Одним из источников, на которые ссылался Гигакс, была обложка книги Брайна Ламли «Те, кто роет недра» (Burrowers Beneath). Эта книга вообще-то посвящена тематике Ктулху и иже с ним.
Кроме того, многое указывает на физическое родство между иллитидами и описанными Гербертом Уэллсом марсианами. Правда, те гораздо крупнее и несравненно дальше от человека? Но на самом деле главная разница — в размерах и в одной биологической особенности. Все остальное — чисто внешнее.
Как сказали бы ильфо-петровские «пикейные жилеты», иллитид — это голова. Они были бы куда ближе к истине, чем кажется. Дело в том, что собственно иллитид — это то, что у него на плечах, а все остальное.... сырьевой придаток.
Когда иллитид собирается размножиться (посторонняя помощь ему для этого не нужна — он гермафродит), он откладывает яйца, числом около сотни, в специальной камере с подходящим влажным и теплым микроклиматом.
Примерно десяток из них сумеет не только проклюнуться, но и вырастить до нужной кондиции личинку иллитида: на вид нечто вроде головастика, размером с грецкий орех.
Далее наступает самая сложная часть: пришло время папаше (он же мамаша) позаботиться о потомстве. Для чего необходимо изловить гуманоида, живого, относительно невредимого и не дебила, желательно — человека или эльфа, и запустить в него личинку через нос или ухо. Она проползает в мозг и постепенно срастается с ним в загадочный симбиоз. Пару месяцев тело лежит себе в анабиозе, пока на лице отрастают щупальца, а голова трансформируется в приличествующий иллитиду вид. В то же время личинка берет на себя контроль за всеми нервными центрами тела. Этот процесс научно именуется цереморфозом.
Иными словами, иллитид — это действительно только его голова; и неправильно называть его гуманоидом: по своей биологии он гораздо ближе к головоногим моллюскам. Как актиния катается верхом на раке-отшельнике, так и иллитид всю жизнь ездит на человеке — только использует своего «скакуна» куда разнообразнее, чем актиния. Правда, это заставляет его искренне привязаться к своему носителю: если носитель погибнет, иллитид его не переживет. Поэтому он всячески укрепляет свое тело и защищает его всеми доступными способами, а также при помощи своих сверхъестественных способностей продлевает его век.
Тело, на котором паразитирует иллитид, биологически живо, но юридически можно считать его мертвым. Вернуть разум и душу прежнего хозяина способно разве что чудо.
Вот за что иллитидов так не любят.
Как ни странно, магов среди иллитидов немного. С их точки зрения, волшебство слишком сильно завязано на всяческие компоненты, на хаотичные факторы и прочие случайности; настоящее же могущество должно работать на принципе «все мое ношу с собой». Поэтому они предпочитают магии другую, таинственную силу, именуемую обычно псионикой.
Псионика — это материализованная энергия мысли, которая может двигать предметы (телекинез), предвидеть будущее и создавать порталы, но лучше всего она справляется с командованием менее организованными разумами. С телепатией.
Каждый иллитид, доросший до взрослого состояния,
способен управляться с грубой формой телепатии — тем самым mind flay, псионическим ударом. Многие пошли значительно дальше — освоили контроль, пси-атаки на большие расстояния и так далее; немало из них справилось с телекинезом, телепортацией и другими дисциплинами. Псионическая сила, излучаемая ими, так велика, что порой представители других рас, живущих по соседству, обнаруживают у себя зачатки параспособностей.
К слову, в земных недрах (где и квартирует большинство иллитидов — для темных дел нужна темнота!) обитает еще несколько народов, не чуждых псионики. В том числе упоминавшиеся в прошлом выпуске Красной книги серые гномы — дуэргары. По некоторым данным, они когда-то поголовно были в рабстве у иллитидов, но впоследствии их хозяев уничтожили в кровопролитной войне то ли драу, то ли кто-то еще.
Считать ли псионику магией? На этот счет единого мнения нет. Раньше предполагалось, что это совершенно разные виды энергии, которые никак не связаны. Сейчас все больше считают, что обнаружение, развеяние, преграда магии работают и с псионикой. Но никто не спорит с главным ее достоинством: она не требует компонентов, жестов, слов. Пси-способности можно применить даже в... парализованном состоянии.
Конечно, есть у псионики и недостатки по сравнению с магией. Хотя для большинства эффектов волшебства у нее есть свои замены (психометаболическое лечение, психокинетическая дезинтеграция, ну а существ можно призывать, строя телепорталы в иные миры и подчиняя тех, кто оттуда явится) — все же полностью игнорировать такую важную силу они не могут. И некоторые иллитиды сочетают псионику с магией: признак воистину могучей воли, потому что большинство смертных на такое неспособны в принципе.
Всякий иллитид в совершенстве владеет собственным разумом; и жестоко ошибся великий маг Морденкайнен, когда сгоряча причислил его к неразумным тварям. Ум иллитида крайне последователен, логичен и дисциплинирован.
Всевозможные пристрастия, причуды, привязанности рассматриваются этой расой даже не как слабости — как ошибки в нейронной структуре мозга. Сбои, баги, если угодно. Идеалы иллитида — прагматизм и законопослушность, возведенные в абсолют. Законопослушность — это, кстати, тоже частный случай прагматизма. И вот почему.
Главой сообщества иллитидов служит существо принципиально иное: Старший мозг. Это — просто гигантская пара полушарий, покрытых извилинами и снабженных несколькими нервными отростками. Старший мозг покоится в специальной ванне и требует себе особо изысканной пищи — то есть мозгов самых разумных существ. Иллитидов. Правда, согласен на неживых и на личинки (камеры для размножения иллитиды строят как раз вокруг пещеры со старшим мозгом, чтобы, если тот проголодается... Вот и получается так, что до цереморфоза доживают немногие). Его обслуживают самые лучшие, самые ловкие подчиненные рабы; в Подземье Забытых Королевств, например, для этой цели обычно используют отловленных драу.
Старший мозг может в любой момент прочитать мысли любого иллитида на разумном расстоянии, и те из них, кто проявляет признаки слабоумия, в частности — своеволия, идут на поддержание его жизни. А значит, для иллитида следование законам — жизненная необходимость, никак не менее того.
Кое-кто даже считает из-за такой «телепатархии» иллитидов чем-то вроде улья, как пчел или муравьев, но это, конечно, зря. Каждый из них разумен, и каждый — самостоятельная единица. Просто очень четко осознающая свое место среди себе подобных.
Концепции «добра», «любви» или «милосердия» иллитидам неизвестны. Но следует ли из этого, что с иллитидом нельзя договориться? Нет, нет и еще раз нет. Если вы убедите его, что иметь с вами дело выгодно — соглашение вполне возможно. Как, например, договорились с их городом драу Мензоберранзана, родины Дзирта До'Урдена.
Как уже говорилось, живут иллитиды преимущественно под землей. Почему бы и нет? Свет им не нужен — они отлично видят в полном мраке, и глупо не пользоваться таким преимуществом. Сырость только на пользу Загорать они не любят, в растительной пище не нуждаются. Жизненное пространство им отвоюют рабы — карлики, гномы, драу и другие существа. Самые умелые иллитиды подчиняют себе элементальных существ — они отлично строят новые пещеры.
Город обычно устроен по радиальной схеме — кольца, радиусы, иногда за внешнее кольцо выползают отдельные «щупальца». Да-да, примерно как Москва. Только вот кольца обычно несколько смещены к одной из сторон круга; причина этой странной асимметрии неизвестна. В центре наименьшего кольца — пещера Старшего мозга. А в геометрическом центре расположена другая важная точка —
храм Илзенсина, иллитидского бога (надо ли говорить, что его воплощение тоже выглядит как гигантский мозг?).
Илзенсин покровительствует планированию и прагматизму — а храм его, в сущности, представляет собой гигантское устройство для связи с этим «надмозгом». Увы, работает достаточно редко: виной всему козни других богов, изо всех сил старающихся отрезать Илзенсина от его паствы. Религия эта по меньшей мере необычна — например, не предлагает своим последователям жизни после смерти. Вместо этого — слияние со Старшим мозгом, а в перспективе — с самим Илзенсином. Соблазнительная перспектива, правда?
Выглядит поселение выглядит куда менее презентабельно, чем город свирфнеблинов или драу. Гладкие стены, шлифовка и никакого декора.
Впрочем, иллитиды не чужды искусства. Но у них есть для того свои средства: так называемые резонансные камни. В них силами псионики вмонтированы чувства и различные их комбинации — камни передают их любому, кто проходит мимо. Разумеется, это можно использовать и как оружие — и в случае глобальных войн иллитиды выставляют камни страха, отчаяния и так далее на передовые рубежи.
Впрочем, войны на их территории бывают нечасто. Начнем с того, что города иллитидов неплохо маскируются. Обычно верхний их уровень — поселение дуэргаров ели еще какого-нибудь подобного племени (ферма мозгов, так называют их между собой иллитиды). И только очень-очень секретный путь ведет собственно к обители мозгоедов.
Да и на поверхности они воюют редко. Зачем? Обладателям такой мыслительной силы проще внедриться в человеческую или гномью политику, прочесть мысли кого следует, кому-то вложить в голову собственные идеи — и любоваться результатом. И немало королей, царей, наместников и бургомистров следовали гениальным озарениям, пришедшим напрямую из серой слизистой головы.
Кстати, если кто-то заявит вам, что знаком с языком иллитидов — знайте, он бессовестно лжет. Иллитиды не говорят! При развитой телепатии нелепое общение с помощью звуковых волн, издаваемых горлом и языком — это все равно что мы бы в век телефона и электронной почты перешли на связь с помощью тамтамов.
Если помните, в статье о троллях я рассказывал о «трех волшебных войнах»;
последней из них должна была стать война разума с жизнью — то, что мы видим сейчас вокруг себя. Техника и страсть к контролю над миром подавляют природу и отдаляют человека от «естественного» образа жизни.
Так вот, подобные же проблемы случились в мире иллитидов. Точнее, случатся: это будет примерно через шесть тысяч лет. А после того, как они доведут свой мир до ручки, придут к полному и окончательному экологическому краху — они построят машину времени, и самые ценные члены их сообщества (на всех не хватит энергии) пожалуют в гости к нам и в другие доступные им миры. Разумеется, в прошлое — в настоящем они уже все завоевали и все... цивилизовали (некоторые называют это «загадили»).
Злые языки даже утверждают, что иллитид — конечная стадия развития человека разумного, поддавшегося на искушение построить свою жизнь по принципам максимальной эффективности и отказа от всех и всяческих предрассудков. Точнее — конечная стадия развития правителей, чиновников и глав корпораций. Но те, кому приятнее считать, что иллитиды придут из дальнего космоса и нас завоюют, разумеется, вправе полагать именно так.
Несмотря на жесткую отрегулированность иллитидского сообщества, в нем тоже встречаются разные странности — особенно среди оторванных от старшего мозга (все-таки дальность его телепатии не бесконечна, да и бывает так, что старший мозг уничтожат враги). Вот некоторые из них...
Альхуун
Внешне он — иллитид как иллитид, но отличается тем, что активно практикует магию. Настолько активно, насколько иллитиду не разрешено — под страхом не-соединения со Старшим мозгом в посмертии.
Чаще всего такие альхууны — это как раз редчайшие «оппозиционеры» среди иллитидов, которые не стремятся занять свое место в сообществе. А поскольку слиться со Старшим мозгом они все равно не могут — то стремятся либо самостоятельно превратиться в Старший мозг, либо избрать более скромную долю живого мертвеца-лича.
Скончавшись, такой альхуун почти неотличим от живого — только слизи на коже нет.
Пойдя по магической дорожке, альхуун обычно доходит далеко — иначе личом не стать. Способностей к научной магии иллитидам не занимать. Поэтому, встретив «сухого» иллитида, готовьте самую сильную антимагию — заклятья высших кругов другими способами отразить проблематично.
Неотелид
Что будет, если не дать личинке проникнуть в мозг гуманоида? Иллитиды о таком даже думать не хотят, но — допустим, гнездо иллитидов разрушено, и некому доставить рабов? Такая личинка может вырасти и потерять способность к паразитизму — сделаться неотелидом.
Полученное существо похоже на гибрид отдельно взятой головы иллитида — с пожирателем интеллекта (intellect devourer). А еще — на уэллсовских марсиан. Наверное, на Марсе иллитиды крупнее и разучились проходить цереморфоз...
Подросшая личинка уже не способна к этой трансформации и обречена остаться неотелидом навеки. Поскольку ее никто не воспитывал, она только условно разумна — не способна пользоваться орудиями, учиться новым пси-возможностям и, главное, нормально общаться. Неотелид — бродячий хищник, питающийся мозгами. Жертв он добывает при помощи грубой псионики.
Урофион
Хотя традиции иллитидов это глубоко осуждают, в определенных обстоятельствах приходится имплантировать личинку в негуманоидный, хоть и разумный мозг. Лучшим среди подобных экспериментов, по-видимому, стало вживление личинки в мозг хлыстника — загадочного подземного существа, по виду напоминающего сталагмит с тонкими щупальцами-хлыстами. Снабженный личинкой, хлыстник (точнее, уже урофион) неотличим от обычного... пока не стукнет вдруг псионикой.
Такую практику крайне осуждают и драу: на их взгляд, это насмешка над посланницей их богини Ллос — йололь, которая выглядит почти как хлыстник, но наделена магией.
Наутилоид
В точности неизвестно, как появилось это существо: то ли это результат имплантации в моллюска-наутилуса (снабженного раковиной родича кальмара и каракатицы), то ли естественная трансформация личинки в воде, наподобие неотелида. Но наутилоид — вполне разумное (и даже немного слишком) существо, господин и властитель водных глубин. К счастью, наутилоиды крайне редки.
Одно из лучших описаний иллитидского города можно прочитать во второй части похождений Дзирта, описанных Робертом Сальваторе, — «Воин». Дзирту там пришлось не только познакомиться с ними, но даже приобщиться к уходу за Старшим мозгом.
Кстати, там же можно пронаблюдать слабость иллитидов, которой порой пользуются их противники: нежить иммунна к большинству псионических воздействий...
Брюс Корделл написал о них игровую книгу — «Иллитиада».
Еще одна — «Властители безумия», вышедшая сравнительно недавно, говорит о них и еще нескольких видах чудовищ. Но обе эти книги на русский не переведены.
Можно еще порекомендовать художественную серию книг Spelljammer (также непереведенную). В этой серии речь идет о кораблях, бороздящих эфир — и среди эфирных «мореходов» иллитиды занимают далеко не последнее место. Во многих других книгах о Забытых Королевствах, Перекрестке Измерений (Planescape) и некоторых других мирах иллитиды встречаются эпизодически.
Будучи одним из самых популярных монстров D&D, иллитид может быть обнаружен в нескольких десятках ролевых игр. Но я хотел бы особо выделить Neverwinter Nights: Hordes of Underdark. На то есть целых две причины.
Во-первых, в этой игре вы сможете войти в город иллитидов, полюбоваться на Старший мозг (и договориться с ним или попробовать уничтожить), посмотреть на всевозможные милые обычаи этой расы (например, гладиаторские бои), а также немалое их количество истребить.
А во-вторых... там, и только там, вы сможете сами побывать в иллитидской шкуре. Для этого надо избрать престиж-класс «превращенца» (shifter) и дорасти в нем до 10 уровня. После этого вы сможете превращаться в иллитида и даже опробовать знаменитый псионический удар.
Ну а в стратегиях это существо пока что редкий гость. Но и тут есть приятное исключение: Dominions 2 (скоро, кстати, ожидается и третья часть). Подводная раса р'лиех возглавляется ими (а пушечное мясо этой расы — подчиненные псионикой, лишенные разума рабы lobo guards, которые никогда не бегут с поля боя). К сожалению, полюбоваться на иллитида в этой игре затруднительно — очень уж мелкие там картинки.
Напоследок хочется порекомендовать: если в ваших краях завелись иллитиды — непременно приобретите шлем защиты от телепатии. И не скупитесь. Не скажу, что иначе пожалеете: возможность пожалеть может уже и не представиться...
Кайви Амбербартл, карлик-бард
Кто такой иллитид
Иллитид выглядит очень обаятельно... если вам нравятся лысые гуманоиды с синюшно-серой слизистой кожей, у которых лицо заканчивается пучком из четырех бородавчатых щупалец. Если не считать этих маленьких подробностей, они похожи на человека — ростом, телосложением (хотя из-за интенсивного умственного труда они обычно тщедушны), походкой. Пальцев на руках и ногах по пять, как и у нас, и они вовсе не оканчиваются когтями, как изображают некоторые в жизни их не видавшие художники:
иллитиды выше того, чтобы пользоваться такими грубыми средствами.
Еще хуже клевещут те, что изображают иллитидов полуголыми. Иллитид всегда опрятен и пристоен. Он наряжается в мантию-платье благородных темных цветов, с непременным стоячим воротником наподобие тех, что носила королева Елизавета Великая. Если ему предстоит общение с низшими существами, вроде нас с вами — то из уважения к гуманоидам он украшает свое платье стилизованным черепом.
Иллитиды чрезвычайно умны. С детства они упражняют свой мозг и достигают невероятных логических способностей, объема памяти и силы воли.
Известны иллитиды и под другим названием — mind flayers. Эти английские слова очень плохо переводятся на русский. Как только их не обзывали: «умственные живодеры», «мозгохлесты»... Все дело в том, что глагол to flay не имеет прямого аналога в русском: ближайший вариант — «сдирать шкуру», но в данном случае точнее будет что-нибудь вроде «бить и мучить с особым цинизмом».
Такое прозвище дано им потому, что они обладают очень полезной способностью: испускать шоковую волну неведомой природы (некоторые полагают, что магической, другие называют это «псионикой»), которая оглушает и порой даже подчиняет разумных существ.
У этой способности есть немало применений. Главные из них — три. Во-первых, иллитиды питаются мозгами разумных существ. Во-вторых, через них же они размножаются (об этом позже). В-третьих, было бы нелепо и неэффективно делать физическую работу силами столь высокоорганизованных существ — и потому для иллитидов ее делают наши сородичи. Подвергнутые обработке, которая делает подчинение постоянным.
Первые известия о новой расе
Честь открытия иллитидов принадлежит Гари Гигаксу; впервые эти милые существа были описаны в 1975 году в одной из статей, посвященных Dungeons & Dragons. Но все же их история начинается несколько раньше. Одним из источников, на которые ссылался Гигакс, была обложка книги Брайна Ламли «Те, кто роет недра» (Burrowers Beneath). Эта книга вообще-то посвящена тематике Ктулху и иже с ним.
Кроме того, многое указывает на физическое родство между иллитидами и описанными Гербертом Уэллсом марсианами. Правда, те гораздо крупнее и несравненно дальше от человека? Но на самом деле главная разница — в размерах и в одной биологической особенности. Все остальное — чисто внешнее.
Источник вдохновения Гигакса.
Как размножаются иллитиды
Как сказали бы ильфо-петровские «пикейные жилеты», иллитид — это голова. Они были бы куда ближе к истине, чем кажется. Дело в том, что собственно иллитид — это то, что у него на плечах, а все остальное.... сырьевой придаток.
Когда иллитид собирается размножиться (посторонняя помощь ему для этого не нужна — он гермафродит), он откладывает яйца, числом около сотни, в специальной камере с подходящим влажным и теплым микроклиматом.
Примерно десяток из них сумеет не только проклюнуться, но и вырастить до нужной кондиции личинку иллитида: на вид нечто вроде головастика, размером с грецкий орех.
Далее наступает самая сложная часть: пришло время папаше (он же мамаша) позаботиться о потомстве. Для чего необходимо изловить гуманоида, живого, относительно невредимого и не дебила, желательно — человека или эльфа, и запустить в него личинку через нос или ухо. Она проползает в мозг и постепенно срастается с ним в загадочный симбиоз. Пару месяцев тело лежит себе в анабиозе, пока на лице отрастают щупальца, а голова трансформируется в приличествующий иллитиду вид. В то же время личинка берет на себя контроль за всеми нервными центрами тела. Этот процесс научно именуется цереморфозом.
Иными словами, иллитид — это действительно только его голова; и неправильно называть его гуманоидом: по своей биологии он гораздо ближе к головоногим моллюскам. Как актиния катается верхом на раке-отшельнике, так и иллитид всю жизнь ездит на человеке — только использует своего «скакуна» куда разнообразнее, чем актиния. Правда, это заставляет его искренне привязаться к своему носителю: если носитель погибнет, иллитид его не переживет. Поэтому он всячески укрепляет свое тело и защищает его всеми доступными способами, а также при помощи своих сверхъестественных способностей продлевает его век.
Тело, на котором паразитирует иллитид, биологически живо, но юридически можно считать его мертвым. Вернуть разум и душу прежнего хозяина способно разве что чудо.
Вот за что иллитидов так не любят.
Сила мысли
Как ни странно, магов среди иллитидов немного. С их точки зрения, волшебство слишком сильно завязано на всяческие компоненты, на хаотичные факторы и прочие случайности; настоящее же могущество должно работать на принципе «все мое ношу с собой». Поэтому они предпочитают магии другую, таинственную силу, именуемую обычно псионикой.
Псионика — это материализованная энергия мысли, которая может двигать предметы (телекинез), предвидеть будущее и создавать порталы, но лучше всего она справляется с командованием менее организованными разумами. С телепатией.
Каждый иллитид, доросший до взрослого состояния,
способен управляться с грубой формой телепатии — тем самым mind flay, псионическим ударом. Многие пошли значительно дальше — освоили контроль, пси-атаки на большие расстояния и так далее; немало из них справилось с телекинезом, телепортацией и другими дисциплинами. Псионическая сила, излучаемая ими, так велика, что порой представители других рас, живущих по соседству, обнаруживают у себя зачатки параспособностей.
К слову, в земных недрах (где и квартирует большинство иллитидов — для темных дел нужна темнота!) обитает еще несколько народов, не чуждых псионики. В том числе упоминавшиеся в прошлом выпуске Красной книги серые гномы — дуэргары. По некоторым данным, они когда-то поголовно были в рабстве у иллитидов, но впоследствии их хозяев уничтожили в кровопролитной войне то ли драу, то ли кто-то еще.
Считать ли псионику магией? На этот счет единого мнения нет. Раньше предполагалось, что это совершенно разные виды энергии, которые никак не связаны. Сейчас все больше считают, что обнаружение, развеяние, преграда магии работают и с псионикой. Но никто не спорит с главным ее достоинством: она не требует компонентов, жестов, слов. Пси-способности можно применить даже в... парализованном состоянии.
Конечно, есть у псионики и недостатки по сравнению с магией. Хотя для большинства эффектов волшебства у нее есть свои замены (психометаболическое лечение, психокинетическая дезинтеграция, ну а существ можно призывать, строя телепорталы в иные миры и подчиняя тех, кто оттуда явится) — все же полностью игнорировать такую важную силу они не могут. И некоторые иллитиды сочетают псионику с магией: признак воистину могучей воли, потому что большинство смертных на такое неспособны в принципе.
NWN: Псионический удар «отключает» сразу пять противников.
Образ мысли
Всякий иллитид в совершенстве владеет собственным разумом; и жестоко ошибся великий маг Морденкайнен, когда сгоряча причислил его к неразумным тварям. Ум иллитида крайне последователен, логичен и дисциплинирован.
Всевозможные пристрастия, причуды, привязанности рассматриваются этой расой даже не как слабости — как ошибки в нейронной структуре мозга. Сбои, баги, если угодно. Идеалы иллитида — прагматизм и законопослушность, возведенные в абсолют. Законопослушность — это, кстати, тоже частный случай прагматизма. И вот почему.
Главой сообщества иллитидов служит существо принципиально иное: Старший мозг. Это — просто гигантская пара полушарий, покрытых извилинами и снабженных несколькими нервными отростками. Старший мозг покоится в специальной ванне и требует себе особо изысканной пищи — то есть мозгов самых разумных существ. Иллитидов. Правда, согласен на неживых и на личинки (камеры для размножения иллитиды строят как раз вокруг пещеры со старшим мозгом, чтобы, если тот проголодается... Вот и получается так, что до цереморфоза доживают немногие). Его обслуживают самые лучшие, самые ловкие подчиненные рабы; в Подземье Забытых Королевств, например, для этой цели обычно используют отловленных драу.
Старший мозг может в любой момент прочитать мысли любого иллитида на разумном расстоянии, и те из них, кто проявляет признаки слабоумия, в частности — своеволия, идут на поддержание его жизни. А значит, для иллитида следование законам — жизненная необходимость, никак не менее того.
Кое-кто даже считает из-за такой «телепатархии» иллитидов чем-то вроде улья, как пчел или муравьев, но это, конечно, зря. Каждый из них разумен, и каждый — самостоятельная единица. Просто очень четко осознающая свое место среди себе подобных.
Концепции «добра», «любви» или «милосердия» иллитидам неизвестны. Но следует ли из этого, что с иллитидом нельзя договориться? Нет, нет и еще раз нет. Если вы убедите его, что иметь с вами дело выгодно — соглашение вполне возможно. Как, например, договорились с их городом драу Мензоберранзана, родины Дзирта До'Урдена.
NWN: Старший мозг во всей его красе.
Подземные города
Как уже говорилось, живут иллитиды преимущественно под землей. Почему бы и нет? Свет им не нужен — они отлично видят в полном мраке, и глупо не пользоваться таким преимуществом. Сырость только на пользу Загорать они не любят, в растительной пище не нуждаются. Жизненное пространство им отвоюют рабы — карлики, гномы, драу и другие существа. Самые умелые иллитиды подчиняют себе элементальных существ — они отлично строят новые пещеры.
Город обычно устроен по радиальной схеме — кольца, радиусы, иногда за внешнее кольцо выползают отдельные «щупальца». Да-да, примерно как Москва. Только вот кольца обычно несколько смещены к одной из сторон круга; причина этой странной асимметрии неизвестна. В центре наименьшего кольца — пещера Старшего мозга. А в геометрическом центре расположена другая важная точка —
храм Илзенсина, иллитидского бога (надо ли говорить, что его воплощение тоже выглядит как гигантский мозг?).
Илзенсин покровительствует планированию и прагматизму — а храм его, в сущности, представляет собой гигантское устройство для связи с этим «надмозгом». Увы, работает достаточно редко: виной всему козни других богов, изо всех сил старающихся отрезать Илзенсина от его паствы. Религия эта по меньшей мере необычна — например, не предлагает своим последователям жизни после смерти. Вместо этого — слияние со Старшим мозгом, а в перспективе — с самим Илзенсином. Соблазнительная перспектива, правда?
Выглядит поселение выглядит куда менее презентабельно, чем город свирфнеблинов или драу. Гладкие стены, шлифовка и никакого декора.
Впрочем, иллитиды не чужды искусства. Но у них есть для того свои средства: так называемые резонансные камни. В них силами псионики вмонтированы чувства и различные их комбинации — камни передают их любому, кто проходит мимо. Разумеется, это можно использовать и как оружие — и в случае глобальных войн иллитиды выставляют камни страха, отчаяния и так далее на передовые рубежи.
Впрочем, войны на их территории бывают нечасто. Начнем с того, что города иллитидов неплохо маскируются. Обычно верхний их уровень — поселение дуэргаров ели еще какого-нибудь подобного племени (ферма мозгов, так называют их между собой иллитиды). И только очень-очень секретный путь ведет собственно к обители мозгоедов.
Да и на поверхности они воюют редко. Зачем? Обладателям такой мыслительной силы проще внедриться в человеческую или гномью политику, прочесть мысли кого следует, кому-то вложить в голову собственные идеи — и любоваться результатом. И немало королей, царей, наместников и бургомистров следовали гениальным озарениям, пришедшим напрямую из серой слизистой головы.
Кстати, если кто-то заявит вам, что знаком с языком иллитидов — знайте, он бессовестно лжет. Иллитиды не говорят! При развитой телепатии нелепое общение с помощью звуковых волн, издаваемых горлом и языком — это все равно что мы бы в век телефона и электронной почты перешли на связь с помощью тамтамов.
Откуда они взялись
Если помните, в статье о троллях я рассказывал о «трех волшебных войнах»;
последней из них должна была стать война разума с жизнью — то, что мы видим сейчас вокруг себя. Техника и страсть к контролю над миром подавляют природу и отдаляют человека от «естественного» образа жизни.
Так вот, подобные же проблемы случились в мире иллитидов. Точнее, случатся: это будет примерно через шесть тысяч лет. А после того, как они доведут свой мир до ручки, придут к полному и окончательному экологическому краху — они построят машину времени, и самые ценные члены их сообщества (на всех не хватит энергии) пожалуют в гости к нам и в другие доступные им миры. Разумеется, в прошлое — в настоящем они уже все завоевали и все... цивилизовали (некоторые называют это «загадили»).
Злые языки даже утверждают, что иллитид — конечная стадия развития человека разумного, поддавшегося на искушение построить свою жизнь по принципам максимальной эффективности и отказа от всех и всяческих предрассудков. Точнее — конечная стадия развития правителей, чиновников и глав корпораций. Но те, кому приятнее считать, что иллитиды придут из дальнего космоса и нас завоюют, разумеется, вправе полагать именно так.
Отклонения от нормы
Несмотря на жесткую отрегулированность иллитидского сообщества, в нем тоже встречаются разные странности — особенно среди оторванных от старшего мозга (все-таки дальность его телепатии не бесконечна, да и бывает так, что старший мозг уничтожат враги). Вот некоторые из них...
Альхуун
Внешне он — иллитид как иллитид, но отличается тем, что активно практикует магию. Настолько активно, насколько иллитиду не разрешено — под страхом не-соединения со Старшим мозгом в посмертии.
Чаще всего такие альхууны — это как раз редчайшие «оппозиционеры» среди иллитидов, которые не стремятся занять свое место в сообществе. А поскольку слиться со Старшим мозгом они все равно не могут — то стремятся либо самостоятельно превратиться в Старший мозг, либо избрать более скромную долю живого мертвеца-лича.
Скончавшись, такой альхуун почти неотличим от живого — только слизи на коже нет.
Пойдя по магической дорожке, альхуун обычно доходит далеко — иначе личом не стать. Способностей к научной магии иллитидам не занимать. Поэтому, встретив «сухого» иллитида, готовьте самую сильную антимагию — заклятья высших кругов другими способами отразить проблематично.
Неотелид
Что будет, если не дать личинке проникнуть в мозг гуманоида? Иллитиды о таком даже думать не хотят, но — допустим, гнездо иллитидов разрушено, и некому доставить рабов? Такая личинка может вырасти и потерять способность к паразитизму — сделаться неотелидом.
Полученное существо похоже на гибрид отдельно взятой головы иллитида — с пожирателем интеллекта (intellect devourer). А еще — на уэллсовских марсиан. Наверное, на Марсе иллитиды крупнее и разучились проходить цереморфоз...
Подросшая личинка уже не способна к этой трансформации и обречена остаться неотелидом навеки. Поскольку ее никто не воспитывал, она только условно разумна — не способна пользоваться орудиями, учиться новым пси-возможностям и, главное, нормально общаться. Неотелид — бродячий хищник, питающийся мозгами. Жертв он добывает при помощи грубой псионики.
Урофион
Хотя традиции иллитидов это глубоко осуждают, в определенных обстоятельствах приходится имплантировать личинку в негуманоидный, хоть и разумный мозг. Лучшим среди подобных экспериментов, по-видимому, стало вживление личинки в мозг хлыстника — загадочного подземного существа, по виду напоминающего сталагмит с тонкими щупальцами-хлыстами. Снабженный личинкой, хлыстник (точнее, уже урофион) неотличим от обычного... пока не стукнет вдруг псионикой.
Такую практику крайне осуждают и драу: на их взгляд, это насмешка над посланницей их богини Ллос — йололь, которая выглядит почти как хлыстник, но наделена магией.
Наутилоид
В точности неизвестно, как появилось это существо: то ли это результат имплантации в моллюска-наутилуса (снабженного раковиной родича кальмара и каракатицы), то ли естественная трансформация личинки в воде, наподобие неотелида. Но наутилоид — вполне разумное (и даже немного слишком) существо, господин и властитель водных глубин. К счастью, наутилоиды крайне редки.
Иллитиды в книгах
Одно из лучших описаний иллитидского города можно прочитать во второй части похождений Дзирта, описанных Робертом Сальваторе, — «Воин». Дзирту там пришлось не только познакомиться с ними, но даже приобщиться к уходу за Старшим мозгом.
Кстати, там же можно пронаблюдать слабость иллитидов, которой порой пользуются их противники: нежить иммунна к большинству псионических воздействий...
Брюс Корделл написал о них игровую книгу — «Иллитиада».
Еще одна — «Властители безумия», вышедшая сравнительно недавно, говорит о них и еще нескольких видах чудовищ. Но обе эти книги на русский не переведены.
Можно еще порекомендовать художественную серию книг Spelljammer (также непереведенную). В этой серии речь идет о кораблях, бороздящих эфир — и среди эфирных «мореходов» иллитиды занимают далеко не последнее место. Во многих других книгах о Забытых Королевствах, Перекрестке Измерений (Planescape) и некоторых других мирах иллитиды встречаются эпизодически.
Флот иллитидов в Spelljammer
Иллитиды в играх
Будучи одним из самых популярных монстров D&D, иллитид может быть обнаружен в нескольких десятках ролевых игр. Но я хотел бы особо выделить Neverwinter Nights: Hordes of Underdark. На то есть целых две причины.
Во-первых, в этой игре вы сможете войти в город иллитидов, полюбоваться на Старший мозг (и договориться с ним или попробовать уничтожить), посмотреть на всевозможные милые обычаи этой расы (например, гладиаторские бои), а также немалое их количество истребить.
А во-вторых... там, и только там, вы сможете сами побывать в иллитидской шкуре. Для этого надо избрать престиж-класс «превращенца» (shifter) и дорасти в нем до 10 уровня. После этого вы сможете превращаться в иллитида и даже опробовать знаменитый псионический удар.
Ну а в стратегиях это существо пока что редкий гость. Но и тут есть приятное исключение: Dominions 2 (скоро, кстати, ожидается и третья часть). Подводная раса р'лиех возглавляется ими (а пушечное мясо этой расы — подчиненные псионикой, лишенные разума рабы lobo guards, которые никогда не бегут с поля боя). К сожалению, полюбоваться на иллитида в этой игре затруднительно — очень уж мелкие там картинки.
***
Напоследок хочется порекомендовать: если в ваших краях завелись иллитиды — непременно приобретите шлем защиты от телепатии. И не скупитесь. Не скажу, что иначе пожалеете: возможность пожалеть может уже и не представиться...
Комментарии24