Ирано-иракская война 1980-1988 года
После иранской исламской революции 1979 года отношения между Тегераном и Багдадом заметно ухудшились.
В результате иранской революции поддерживавшийся Западом шах Реза Пехлеви был смещен; его место занял аятолла Рухолла Хомейни, представитель радикального шиитского движения. Аятолла решил распространить свою идеологию на другие страны региона, включая и Ирак, в котором правящая суннитская элита на протяжении длительного времени подавляла шиитское большинство.
В сентябре 1980 года, после ряда пограничных стычек, Ирак начал масштабное наземное наступление на богатую нефтью и населенную арабами иранскую провинцию Хузестан.
К концу месяца Ирак аннулировал подписанное в 1975 году соглашение и объявил своим все русло реки Шатт аль-Араб. Обе стороны начали массированные бомбардировки друг друга.
Немного не достигая Персидского залива, воды Тигра и Евфрата сливаются в реку Шатт-эль-Араб, восточный берег которой принадлежит Ирану, а западный – Ираку. Последний в течение всего двадцатого века претендовал на восточный берег, где расположены два крупных порта – Абадан и Хорремшехр. Иран же настаивал на демаркации в соответствии с принципом тральвега, по которому граница должна проходить посередине русла реки. Суть проблемы заключалась в том, что, хотя по руслу и не текло молоко, по его берегам текло нечто получше киселя – там раскинулись нефтяные поля. Наконец после долгих споров, 6 мая 1975 года, на конференции ОПЕК в Алжире шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви и вице-президент Ирака Саддам Хусейн подписали договор о границе по реке Шатт-эль-Араб, которая была проведена посередине русла.
Саддам Хусейн родился в городе Тикрит, расположенном недалеко от Багдада, в семье обеспеченных родителей. Будучи студентом, в 1959 году Хусейн принял участие в заговоре против президента Ирака генерала Абдель Керима Касема. Но переворот провалился. Саддама приговорили к смертной казни, и он был вынужден бежать сначала в Сирию, а затем в Египет. В Каире он поступил на юридический факультет местного университета и вступил в Баас – иракскую революционную группу арабских националистов. В 1963 году Хусейн смог вернуться на родину. После того как в 1968 году баасисты под руководством генерала Ахмеда Хасана эль-Бакра совершили военный переворот, Саддам Хусейн занял пост вице-президента и стал вторым человеком в государстве. Он быстро создал собственную тайную полицию, устранил всех конкурентов и вскоре сосредоточил в своих руках все рычаги управления Ираком. 16 июля 1979 года Саддам Хусейн принял власть из рук тяжелобольного Бакра.
Став президентом, он расстрелял 21 высшего государственного чиновника, в том числе и своего лучшего друга, занимавшего пост заместителя премьер-министра. Укрепив, таким образом, свою власть, Хусейн нарушил подписанный собственной рукой договор с Ираном и напал на соседа. 15 января 1979 года персидский шах навсегда покинул Тегеран, и власть в стране перешла к Революционному совету во главе с Хомейни, который 15 лет прожил в эмиграции. После революционной чистки армия Ирана, выполнявшая при шахе функции жандарма Персидского залива, сократилась с 240 до 180 тысяч. 250 генералов были заменены неопытными командирами младшего звена или священниками, склонными к военному делу. В итоге боеспособность армии была значительно снижена. В апреле 1980 года партизаны, поддерживавшие Хомейни, попытались убить заместителя премьер-министра Ирака Тарик Азиза. Это резко обострило отношения между двумя странами, и в сентябре Багдад предъявил Тегерану ультиматум. Хусейн потребовал от Ирана отвести войска с захваченных в 1971 году трех островов в Ор-музском проливе, пересмотреть договор 1975 года, предоставить автономию арабам в провинции Хузестан и не вмешиваться во внутренние дела арабских стран. Хомейни отверг этот ультиматум, и 17 сентября 1980 года Саддам Хусейн объявил восточный берег Шатт-эль-Араб территорией Ирака.
22 сентября иракская армия форсировала Шатт-эль-Араб и вошла в Хузестан. Одновременно ВВС Ирака начали бомбить крупные иранские города, включая Тегеран. Планируя этот блицкриг, иракское командование надеялось быстро разгромить ослабленного революцией соседа. Действительно, в первые недели войны армия Саддама Хусейна добилась определенного успеха. Нефтяные терминалы в портах Абадан, Хорремшехр и на острове Харк были разрушены. Иракские войска углубились в территорию Ирана почти на 50 миль, заняли северо-запад Хузестана и вели бои за города Ахваз и Дизфуль. Багдад поддержали почти все страны арабского мира, в то время как исламская республика за весьма недолгое время своего существования успела испортить отношения со всем белым светом. Иранская армия была оснащена американской техникой и вооружением, которые Вашингтон с удовольствием продавал своему союзнику шаху. Но после того, как в Тегеране было захвачено посольство США, ни о каких поставках оружия и запасных частей не могло быть и речи.
Правда, это обстоятельство попытался использовать Советский Союз. 5 октября посол СССР в Тегеране Виноградов встретился с премьер-министром Ирана и предложил ему военную помощь. По словам посла, Москва крайне недовольна поведением Ирака. Секретарь ЦК КПСС Борис Пономарев уже беседовал с Тарик Азизом и потребовал немедленно прекратить боевые действия. Но данная информация не произвела на главу иранского правительства никакого впечатления. Он заявил, что СССР вооружил Ирак и оккупировал Афганистан, поэтому Тегеран не может принять советскую помощь. Вдруг где-то высоко вверху раздался рев. Через несколько секунд вокруг загрохотали взрывы, и пол под ногами посла начал ходить ходуном. – Что это? – поинтересовался Виноградов. – Это ваши Миги, – ответил премьер.
Иран поддержали только Ливия и Сирия, которая была смертельным врагом Саддама Хусейна, что, впрочем, не мешало Дамаску, как и Багдаду, получать оружие и военных советников из Советского Союза. СССР и страны Запада официально заняли нейтральную позицию. Тем не менее расчеты иракских стратегов не оправдались. Иран довольно быстро оправился от первого шока и остановил продвижение противника. К началу 1981 года иракские войска оккупировали часть Хузестана и удерживали плацдарм в восточной части Абадана. Несмотря на то, что город был почти полностью разрушен бомбами и артиллерией, взять его иракцы не смогли.
Число беженцев из районов боевых действий перевалило за полтора миллиона. В январе авиация Ирана нанесла удар по нефтехранилищам в Басре и Киркуке. Бомбы посыпались и на столицу страны Багдад. Взаимные бомбардировки продолжались до осени 81-го года, когда иракская армия предприняла новое наступление в Хузестане. Но в конце месяца иранская армия оттеснила противника на исходные позиции. Развивая наступление, иранские войска выбили иракцев из восточной части Абадана и прорвали линию фронта в районе Сесендеджа. В этом же году Ирак получил неожиданный удар с запада. 7 июня израильские истребители-бомбардировщики F-16 разбомбили ядерный центр, расположенный в нескольких километрах от Багдада.
В 1979 году Хусейн купил ядерный реактор у Франции за 260 миллионов долларов. Но за два дня до его отправки в Багдад агенты Моссада проникли на завод в Ля Сейен-сюр-Мер близ Тулона и подорвали корпус реактора. Повреждения оборудования были столь значительны, что Хусейн смог получить свой реактор только через два года. Кроме того, израильтяне предупредили французских атомщиков, что не гарантируют их безопасность на территории Ирака. В том, что эти угрозы не пустой звук, французы смогли убедиться уже в 1980 году, когда 14 июля руководитель иракской ядерной программы египетский профессор эль-Мешад был застрелен в вестибюле отеля почти в самом центре Париже. Убийц так и не нашли, но французские спецслужбы не сомневались, что это дело рук Моссада. Начиная с сентября 1980 года израильские самолеты-разведчики систематически летали над местом установки реактора, собирая необходимые сведения. Тель-Авив твердо решил не допустить появления у Ирака атомного оружия. В течение трех последних месяцев перед атакой наиболее талантливые летчики ВВС Израиля тренировались в пустыне на Синайском полуострове.
Наконец 7 июня 1981 года в 4.40 утра бомбардировщики F-16 поднялись с аэродрома на Синае и под прикрытием эскадрильи истребителей F-15 направились в сторону Багдада. Через несколько часов командование в Тель-Авиве получило кодовый сигнал «желтый бархан» – Саддам Хусейн остался без ядерной бомбы. В первой половине 1982 года иранская армия продолжала наступать. 22 марта иракские войска были вынуждены начать отступление по всей линии фронта в Хузестане. Через неделю иранцы форсировали реку Карун и смогли закрепиться на противоположном берегу, а в мае армия Ирака оставила Хорремшехр. Положение иракских войск было настольно серьезным, что Багдад объявил о намерении прекратить войну и обратился за посредничеством в организацию «Исламская конференция». 14 июля иранское командование начало операцию «Рамадан». Воины ислама проломили оборону противника и устремились к Басре. В это время на другом участке фронта иранская армия пробивалась к городу Мандали на багдадском направлении.
С большими потерями армии Ирака удалось остановить продвижение противника. Теперь Тегеран мог диктовать собственные условия мира. Аятолла Хомейни потребовал отставки Хусейна, создания независимой комиссии по расследованию причин начала войны и выплаты Ираком репараций. Саддам Хусейн отказался подписать такой мирный договор, и война разгорелась с новой силой. 6 февраля 1983 года 200 тысяч иранских военнослужащих перешли в наступление на участке фронта всего в 25 милях от Багдада. Столицу Ирака спасли только закупленные у СССР боевые самолеты, которые, уничтожая по 6 тысяч солдат противника, остановили его продвижение на Багдад.
Но Тегеран повторял подобные операции в апреле, июле и октябре. Стратегия иранского командования была предельно проста – наступление максимально большим количеством солдат на широком участке фронта. Однако иракским войскам, имевшим превосходство в танках и авиации, всегда удавалось остановить войска противника. Кроме того, Советский Союз поставил Ираку большое количество техники для строительства фортификационных сооружений. В результате к концу года Иран потерял 120 тысяч человек убитыми и 30 тысяч пленными.
27 февраля 1984 года иранское командование начало новую крупномасштабную наступательную операцию «Рассвет-5». Более полумиллиона иранцев вновь устремились к Басре. В течение четырех недель в заросших камышом болотах Хавизах у места, где сливаются Тигр и Евфрат, шли упорные бои. Иракские войска уничтожили 40 тысяч солдат противника, потеряв только 9 тысяч. В этом сражении армия Ирака применила горчичный газ, произведенный по технологии, предоставленной США.
В 1984 году Соединенные Штаты восстановили дипломатические отношения с Ираком. Более того, вице-президент Джордж Буш заявил, что победа Ирана в этой войне полностью дестабилизирует обстановку в Персидском заливе. Еще одно наступление иранской армии началось 18 октября. Целью операции «Финал» был захват высот, господствующих над долиной Тигра. Поначалу иранцы смогли продвинуться вперед, но через два дня иракская контратака отбросила их обратно на исходные позиции. Все эти неудачи заставили иранское командование призадуматься. Генерал Газземали Захир Неяд разработал новую стратегическую линию, которая сводилась к следующему: по-прежнему угрожая Ираку с юга, главное направление удара сместить на 150 миль к северу в направлении Багдада. Тегеран отказался от мыслей о скорой победе. Война должны вестись на истощение, поскольку ресурсы Ирана во много раз превышают резервы Ирака.
8 марте 1985 года иранские войска попытались перерезать шоссе, соединяющее Багдад с Басрой. В ответ на это Ирак нанес массированный бомбовый удар по территории Ирана. Запылали 30 крупных иранских городов, в том числе Тегеран, Исфахан, Тебриз и Шираз. Реакция Ирана не заставила себя долго ждать, и 1985 год вошел в историю этого конфликта как «война городов». Обе стороны бомбили жилые кварталы крупнейших городов противника. В течение всего апреля иранская авиация методично уничтожала Багдад и Басру. А в июне иракские самолеты засыпали бомбами Тегеран. В конце июня ВВС Ирана переключились с городов на расположения армии противника и стали наносить удары на всем протяжении фронта. Иракская же авиация с середины июля и до конца года бомбардировала нефтяные терминалы на острове Харк. Общие потери армии Ирана уже составили 170 тысяч человек, то есть почти 100 процентов регулярного состава. Более 40 тысяч иранских солдат находились в плену. Ирак же потерял 65 тысяч человек убитыми и 11 тысяч пленными. 9 февраля 1986 года пять иранских дивизий в рамках операции «Рассвет-8» в нескольких местах форсировали Шатт-эль-Араб юго-восточнее Басры и штурмом взяли город Фао на одноименном полуострове. Командующий иракскими войсками на полуострове Фао генерал-майор Шавкат Ата был вызван в Багдад и расстрелян.
Сразу за «Рассветом-8» последовал «Рассвет-9». 24 февраля иранские войска, пользуясь данными курдских партизан, ударили северо-вос-точнее Сулеймании в направлении иракского нефтяного района Кирку к. Иранцы захватили 200 квадратных миль территории Ирака, где были расположены 60 курдских деревень, но Багдад вновь применил химическое оружие. Наряду с горчичным газом иракские войска использовали нервно-паралитический газ табун и цианид.
Два «Рассвета» нанесли значительный урон иракской армии. Иранские войска захватили высоты Маимак, что всего в 70 милях от столицы Ирака. Кроме того, в болотах Хавизах они перерезали железную дорогу Багдад–Басра и удерживали полуостров Фао. Однако, имея шестикратное превосходство над противником, иракская авиация по-прежнему господствовала в небе над полем боя, что делало дальнейшие успехи Ирана весьма сомнительными. Хусейн не мог примириться в потерей стратегически важного полуострова Фао и приказал выбить оттуда противника любой ценой. В бой были введены элитные войска – моторизованная бригада Президентской гвардии, но только в марте 1986 года иракские части смогли прорвать оборону иранцев. Правда, армия Ирана смогла удержать город Фао.
Чтобы как-то сгладить свое поражение, президент Ирака приказал захватить какой-либо населенный пункт на территории Ирана. В середине мая 1986 года 25-тысячный 2-й армейский корпус пересек иранскую границу в районе города Мехран. Этот район не имел стратегического значения, но здесь был расположен 5-тысячный гарнизон. Подтянув еще две дивизии и артиллерию, иракцы сломили сопротивление иранского гарнизона и взяли 400 пленных.
Эта незначительная операция, никоим образом не повлиявшая на общий ход боевых действий, была раздута в Багдаде до масштабов великой победы, ставшей поворотным пунктом в войне. Но 40 тысяч иранских солдат стояли на позициях в Фао, и ни один из них не собирался защищать Мехран, за которым в глубь территории Ирана простирались почти непроходимые горы. Однако не вся иранская армия собралась на Фао. Вскоре иранцы перерезали коммуникации иракского гарнизона в Мехране, а затем и разгромили его. При этом погибли более 500 иракских военнослужащих, в том числе бригадир Хирд Али.
Генерал-майор Адин Тавфид, командовавший Мехранской операцией, был отозван в Багдад и расстрелян. Пытаясь защитить Басру от постоянных нападений противника, иракское командование построило свою «линию Мажино». Правда, сделана она была не из бетона, а из воды. В течение нескольких лет работы 15-мильный оросительный канал, расположенный между городом и иранской границей, был расширен и углублен до размеров озера, получившего название Рыбного. Этот водоем протянулся от болот Хавизах, питавших его воды, до порта Хорремшехр. Тем не менее вода, пусть и в очень большом количестве, не могла остановить иранскую армию. 24 декабря 1986 года началась новая операция – «Кербала-4».
60 тысяч иранских солдат перешли в наступление широким фронтом от Абу-аль-Хасиб, севернее Басры, до острова Умм-эль-Рассас, близ Абадана. Иранцы перешли Шатт-эль-Араб южнее Рыбного озера и вклинились в оборону противника. После 48-часового боя иракцы смогли сбросить иранских солдат в воду, но это стоило им 10 тысяч жизней. Однако иранское командование смогло довольно быстро оправиться от поражения. Перегруппировав свои силы, 8 января оно начало операцию «Кербала-5». Войска форсировали реку Джасим, соединяющую Рыбное озеро с Щатт-эль-Араб, и оказались в 6 милях от Басры. Чтобы не допустить переброски войск противника с севера, 13 января в рамках операции «Кербала-6» иранские войска ударили в направлении Эрбиля, уничтожив полторы тысячи солдат противника и штаб 5-го армейского корпуса. На юге, в месте основного удара, иранцы также успешно развивали наступление и к началу февраля вплотную подошли к Басре. В марте начался разлив Евфрата, и штурм Басры стал невозможен. Впрочем, Тегеран и не ставил перед собой такой задачи, его главной целью было максимальное ослабление противника.
Военные успехи иранской армии объяснялись прорывом дипломатической блокады. Поставки вооружения из США и Китая, в основном ракет класса «земля–земля», «земля–воздух» и «воздух–земля», сыграли решающую роль в победах Тегерана 1986–1987 годов. Кроме того, у Ирана появились советские комплексы СКАД, при помощи которых стало возможным обстреливать Багдад. В ходе операции «Кербала-5» иранские войска уничтожили 700 иракских танков, сбили 80 самолетов и 7 боевых вертолетов противника. Так при помощи тайно поставленных американских ракет было сломлено иракское превосходство в небе.
К 1987 году иранская стратегия войны на истощение начала приносить свои плоды. 50-миллионный Иран, ВНП которого равнялся 188 миллионам долларов, более легко переносил военные тяготы. Тегеран имел 654-тысячную армию, 1000 танков, 750 орудий и 60 боевых самолетов. Ирак же, население которого составляло всего 16,5 миллиона, а ВНП был равен 34 миллионам долларов, содержал миллионную армию, 4500 танков, 3000 орудий и 500 боевых самолетов. Если Ирану война обходилась всего в 12 процентов своего ВНП, то Ираку она стоила 50 процентов. В итоге наступательные операции иранской армии к началу 1987 года поставили Ирак на грань экономической катастрофы. Боевые действия между Ираном и Ираком на протяжении всей войны больно били по международной торговле нефтью. Стороны топили нефтеналивные танкеры нейтральных государств. Дело дошло до того, что США разрешили Кувейту поднять на своих судах американский флаг.
17 апреля 1988 года иракские войска наконец-то выбили противника из Фао. Одновременно США, Китай и СССР усилили давление на Тегеран и Багдад. Прекращение огня вступило в силу 20 августа, и в район боевых действий были направлены миротворцы ООН.
К концу войны ирано-иракская граница не претерпела значительных изменений, однако обе стороны понесли огромные человеческие и экономические потери.
[attachment=14310]
По неподтвержденным данным, в результате конфликта погибли в общей сложности 400 тысяч человек, еще 750 тысяч получили ранения. Останки погибших находили вплоть до 2001 года.По некоторым оценкам, война обошлась обеим сторонам более чем в 400 миллиардов долларов. В эту сумму входит не только непосредственный ущерб, но и недополученные нефтяные прибыли.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии35