Ведьмы
Ведьма (от др.-рус. ведь — “знание”) — один из основных персонажей демонологии восточных и западных славян, сочетающий в себе черты реальной женщины и демона. По народным представлениям, обычная женщина становилась ведьмой, если в нее вселялся (по ее желанию или против воли) злой дух, дьявол, душа умершего; если она сожительствовала с чертом, бесом, змеем или заключала с ними сделку ради обогащения. Магическая ведовская сила могла быть как врожденной, доставшейся женщине по наследству от матери-ведьмы, так и приобретенной,— например, от умирающей Ведьмы, которая передала наследнице свои колдовские знания (“своего духа”). Считалось также, что способность женщины к ведовству могла быть вызвана неправильным поведением ее родителей: например, если мать кормила ее грудью “три Великие пятницы”, т.е. более двух лет; если ее мать и она сама были рождены вне брака.
Сосуществование в Ведьме человеческого и демонического начал могло пониматься как наличие у нее двух душ: обычной, человеческой, и злой, демонической, которая покидает по ночам тело спящей женщины и вредит людям.
Для облика Ведьмы характерны, по народным воззрениям, некоторые демонические черты или особые приметы: наличие хвостика, рожек, крыльев. Ведьма выдает себя необычным взглядом: у нее воспаленные, покрасневшие глаза или дикий, хмурый взгляд; ее отличает привычка не смотреть прямо в глаза, в зрачках Ведьмы можно увидеть перевернутое отражение человека. Обычно ведьму представляли себе старой и безобразной, с седыми растрепанными волосами, крючковатым носом, костлявыми руками, иногда с телесными недостатками (горбатость, хромота). Ведьмой часто считали одиноко живущую женщину, неприветливую, со странностями.
Особенно опасными становились Ведьмы в большие годовые праздники, в периоды полнолуния или новолуния, в грозовые ночи. У восточных славян временем их активности считались: ночь на Ивана Купалу, Юрьев день, Благовещение, Пасха, Троица, Рождество, а у западных славян — дни св. Яна, Люции, Петра и Павла, Зеленые святки, праздник Божьего Тела, а также канун 1 мая (Вальпургиева ночь). Нападая в такие дни на людей, пугая и преследуя их, Ведьма оборачивались жабой, кошкой, собакой, свиньей, коровой и др. животными; птицей (сорокой, вороной, совой, курицей, уткой); насекомыми (мухой, бабочкой, мотыльком, пауком): могли принимать вид предметов (колеса, решета, стога сена, клубка ниток, палки, ветки, корзины) или становиться невидимыми.
Главным вредным свойством Ведьмы считалась способность портить скот и отбирать у коров молоко. С этой целью Ведьма собирала росу на межах и пастбищах, волоча по траве полотно (фартук, платок, сорочку, цедилку, вожжи), затем выжимала ткань и поила водой свою корову или просто вешала намокшую ткань дома и с нее обильно текло молоко. Широко известны былички, в которых человек несознательно повторяет колдовские действия Ведьмы, отбирающей молоко, а затем не может избавиться от обилия молока у себя дома.
По восточнославянским поверьям, Ведьма могла “отнимать сало” у свиней (т.е. жир с чужих свиней переходил к свиньям Ведьмы, даже если она их не кормила); перенимала яйценоскость у чужих кур. В присутствии Ведьмы женщины никак не могли напрясть много пряжи, т.к. вся нить шла на веретено Ведьмы. Завязывая “завитки” (вид порчи - связанные или сломанные колосья) во ржи, в льняном поле, Ведьма отбирала урожай в свою пользу. Жители Костромского края считали, что в ночь на Ивана Купалу Ведьма идет в чужое поле и делает там “пережин”, т.е. выстригает во ржи узкую дорожку, собирая колоски, а вместе с ними “забирает” весь урожай с поля.
Ведьме приписывалась способность насылать порчу на людей, домашних животных, растения продукты и т.п., в результате чего люди и животные болеют, гибнут, новорожденные не спят по ночам, плачут, домочадцы ссорятся, свадьбы расстраиваются, продукты портятся, нитки рвутся, работа не удается. На Украине и в Карпатах верили, что Ведьмы могут наслать град ураганные ветры, наводнения, пожары, похитить небесные светила, вызвать засуху и др. бедствия.
Для защиты от Ведьм использовались обереги. Чтобы не дать Ведьме проникнуть во двор и в дом, на воротах укрепляли свечу, освященную на Сретение, или метлу на длинной палке; в столбы ворот втыкали зубья бороны. колючие растения, затыкали в дверные щели крапиву или ветку осины, березы, клена; возле двери хлева ставили борону зубьями вперед или вилы, ухват; на порог клали нож, топор, косу и др. режущие и колющие предметы. Производили магические действия, символизирующие возведение преграды: осыпали дом и хлев маком, обводили косой по земле круг, очерчивали мелом стены, рисовали на дверях кресты и т.п.
Способы распознавания Ведьмы составляют одну из наиболее характерных особенностей всего круга поверий о Ведьмах. Поскольку реальная живущая среди людей женщина, изменив свой облик, причиняла вред односельчанам, то главной целью обычаев и ритуалов, приуроченных к опасным дням календаря, было стремление распознать ее, выследить, уличить и обезвредить. Считалось, например, что купальский костер притягивает к себе Ведьму, вызывая у нее физические страдания, и что она вынуждена прийти к костру, чтобы прекратить свои мучения. Существовали также специальные приемы, призванные привлечь Ведьм к купальскому костру: кипятили цедилку с воткнутыми в нее иглами или осиновыми колышками, лили молоко испорченной ведьмой коровы в огонь или на раскаленный серп. Старались также подкараулить Ведьму в хлеву, куда она пыталась проникнуть в облике жабы или какого-либо животного. Обнаружив возле коровы лягушку, хозяева пробивали ей лапу или глаз, и на следующий день оказывалось, что одна из соседок ходит с перевязанной рукой, хромает или окривела — ее и считали Ведьмой. Иногда пойманное в хлеву животное убивали или бросали в воду, полагая, что от этого Ведьма должна умереть или утопиться. Ведьму можно было опознать во время церковной службы (особенно пасхальной или рождественской): она старается дотронуться до иконы, хоругви, рясы священника, не хочет выходить с крестным ходом, держит на голове подойник, стоит спиной к алтарю и т.п. На Украине говорят, что стоит только, проходя мимо группы женщин, сложить пальцами правой руки “дулю” и засунуть ее под мышку левой руки, как Ведьма тут же начнет браниться и ругать проходящего.
Считалось также, что Ведьма не тонет в воде: во время засухи женщин загоняли в воду в поисках Ведьмы.
Один из стержневых мотивов быличек о Ведьмах — полеты Ведьм на шабаш. По западнославянским поверьям, накануне Вальпургиевой ночи Ведьма мажется жиром крота и вылетает через дымоход со словами: “Выезжаю, выезжаю, ни за что не задеваю”.
Она летит на “ведьмину гору” верхом на метле, лопате, кочерге, косе, вилах, в ступе, на плуге, палке, лошадином черепе, на сороке или на животных. На шабаше слетевшиеся Ведьмы танцуют вместе с чертями, поклоняются козлу, пируют, затевают козни против людей.
В восточнославянских быличках более подробно описываются эпизоды ночных колдовских действий Ведьмы перед полетом, за которыми скрытно наблюдает очевидец. Местом сборищ всех Ведьм оказываются перекрестки дорог, межи, горы, но чаще всего — деревья (дуб, груша, сосна, тополь, береза), где они веселятся, пируют, танцуют, дерутся между собой, сбивают масло и т.п. Обнаружив следующего за ней человека, Ведьма отправляет его обратно, наградив чудесным конем, который на самом деле оказывается помелом, палкой, кривой березой.
Считалось, что за свою связь с нечистой силой Ведьма наказывается трудной смертью: она не может умереть, пока не передаст своего знания; во время агонии Ведьмы поднимается буря или появляется черная собака, не исчезающая до самых похорон. В Полесье говорили, что Ведьма не может умереть, пока не разберут потолок дома или пока ее не накроют телячьей шкурой. Верили, что после смерти Ведьма по ночам навещает свой дом; чтобы предотвратить такое посмертное “хождение”, Ведьму хоронят лицом вниз или пробивают ее гроб осиновым колышком.
Отличия в представлениях о ведьмах у славянских и западноевропейских народов
В свое время проф. В. Антонович обратил внимание на отличия в отношении к ведьмам у славян, и в Западной Европе, где ведьм очень остро преследовали и сжигали — первая ведьма сожжена в Тулузе в 1275 году. На западе главным основанием для преследования ведьм было подозрение в отношениях с нечистой силой, отступлении от правдивой религии, то есть в т. н. апостазия. У славян, вместе с тем, все процессы против ведьм были построены на жалобах о каком-то конкретном вреде, который будто бы причинила ведьма. И если на западе привлекали ведьму к ответственности государственные, а чаще церковные учреждения, то у славян, как правило, подобные процессы начинали только за иском частных лиц, при наличии обиженной стороны. Примечательно, что церковная иерархия вообще не интересовалась этими делами. И на левобережной, и на правобережной Украине систематического преследования ведьм не было. Тем более нельзя говорить о массовом характере приследований, который оно приобрело на долгое время в Западной Европе.
Причина мягкости судебных приговоров относительно ведьм у славян и вообще отличного от западного трактования ведьм заключалась, как писал В. Антонович — «не столько в гуманном расположении духа судей, как в отсутствии на Украине тех демонологических представлений, которые вызвали на западе жестокое преследование волшебников. Допуская возможность волшебного таинственного влияния на бытовые, повседневные обстоятельства жизни, не видели взаимосвязи этих влияний со злым духом; демонология не только не была развита, как стройно упорядоченная система представлений, но до конца XVIII в., насколько можно судить, совсем не существовала в народном воображении. Народный взгляд на волшебство был не демонологический, а исключительно пантеистический. Допуская существование в природе сил и законов, вообще неизвестных, народ считал, что многие из этих законов известны лицам, которые сумели тем или иным способом их познать. Итак, само по себе познание тайны природы не считалось за что-то греховное, противоречащее религиозному обучению…»
Рассматривая и дополняя этот взгляд исследователя «Чары на Украине», К. Штепа в киевском «Перв. Гражданстве» (1928, кн. II) в свою очередь отмечал, что «не отсутствие демонологии, как думал Антонович, а особый, отличный от Западной Европы характер её был причиной и особого отношения нашей общины к её адептам» (ст. 73). «Сами волшебники и ведьмы у нас в большинстве своём были не такие как на западе. Анализируя представления связанные с верой в ведьм и волшебников у славянских народов, мы не видим там никаких следов той волны антично-западного чернокнижья, которая прокатилось по Западной Европе и была там главным поводом для преследования ведьм. Демонологии, в понимании законченной теории, у славян не появилось, так же, как не докатились и элементы вульгарной демонологии античных народов. Примитивная демонология сохранялась в своих пережитках у славянских народов, но с верой в ведьм не была связанная, по крайней мере, мы не видим нигде её ярких следов. Кое-где замечается влияние демонологии догматической, то есть догматических представлений официальной Церкви — в представлениях о Сатане и его участии в чародейских актах. Дуалистический мотив вообще, оказывается, здесь очень слаб, хотя и не совсем отсутствующий, — возможно здесь состоялись последние волны большого дуалистического течения, которое прошло по Европе».
Ведьма в соитии с демоном.
Сосуществование в Ведьме человеческого и демонического начал могло пониматься как наличие у нее двух душ: обычной, человеческой, и злой, демонической, которая покидает по ночам тело спящей женщины и вредит людям.
Для облика Ведьмы характерны, по народным воззрениям, некоторые демонические черты или особые приметы: наличие хвостика, рожек, крыльев. Ведьма выдает себя необычным взглядом: у нее воспаленные, покрасневшие глаза или дикий, хмурый взгляд; ее отличает привычка не смотреть прямо в глаза, в зрачках Ведьмы можно увидеть перевернутое отражение человека. Обычно ведьму представляли себе старой и безобразной, с седыми растрепанными волосами, крючковатым носом, костлявыми руками, иногда с телесными недостатками (горбатость, хромота). Ведьмой часто считали одиноко живущую женщину, неприветливую, со странностями.
Особенно опасными становились Ведьмы в большие годовые праздники, в периоды полнолуния или новолуния, в грозовые ночи. У восточных славян временем их активности считались: ночь на Ивана Купалу, Юрьев день, Благовещение, Пасха, Троица, Рождество, а у западных славян — дни св. Яна, Люции, Петра и Павла, Зеленые святки, праздник Божьего Тела, а также канун 1 мая (Вальпургиева ночь). Нападая в такие дни на людей, пугая и преследуя их, Ведьма оборачивались жабой, кошкой, собакой, свиньей, коровой и др. животными; птицей (сорокой, вороной, совой, курицей, уткой); насекомыми (мухой, бабочкой, мотыльком, пауком): могли принимать вид предметов (колеса, решета, стога сена, клубка ниток, палки, ветки, корзины) или становиться невидимыми.
Главным вредным свойством Ведьмы считалась способность портить скот и отбирать у коров молоко. С этой целью Ведьма собирала росу на межах и пастбищах, волоча по траве полотно (фартук, платок, сорочку, цедилку, вожжи), затем выжимала ткань и поила водой свою корову или просто вешала намокшую ткань дома и с нее обильно текло молоко. Широко известны былички, в которых человек несознательно повторяет колдовские действия Ведьмы, отбирающей молоко, а затем не может избавиться от обилия молока у себя дома.
По восточнославянским поверьям, Ведьма могла “отнимать сало” у свиней (т.е. жир с чужих свиней переходил к свиньям Ведьмы, даже если она их не кормила); перенимала яйценоскость у чужих кур. В присутствии Ведьмы женщины никак не могли напрясть много пряжи, т.к. вся нить шла на веретено Ведьмы. Завязывая “завитки” (вид порчи - связанные или сломанные колосья) во ржи, в льняном поле, Ведьма отбирала урожай в свою пользу. Жители Костромского края считали, что в ночь на Ивана Купалу Ведьма идет в чужое поле и делает там “пережин”, т.е. выстригает во ржи узкую дорожку, собирая колоски, а вместе с ними “забирает” весь урожай с поля.
Ведьме приписывалась способность насылать порчу на людей, домашних животных, растения продукты и т.п., в результате чего люди и животные болеют, гибнут, новорожденные не спят по ночам, плачут, домочадцы ссорятся, свадьбы расстраиваются, продукты портятся, нитки рвутся, работа не удается. На Украине и в Карпатах верили, что Ведьмы могут наслать град ураганные ветры, наводнения, пожары, похитить небесные светила, вызвать засуху и др. бедствия.
Для защиты от Ведьм использовались обереги. Чтобы не дать Ведьме проникнуть во двор и в дом, на воротах укрепляли свечу, освященную на Сретение, или метлу на длинной палке; в столбы ворот втыкали зубья бороны. колючие растения, затыкали в дверные щели крапиву или ветку осины, березы, клена; возле двери хлева ставили борону зубьями вперед или вилы, ухват; на порог клали нож, топор, косу и др. режущие и колющие предметы. Производили магические действия, символизирующие возведение преграды: осыпали дом и хлев маком, обводили косой по земле круг, очерчивали мелом стены, рисовали на дверях кресты и т.п.
Способы распознавания Ведьмы составляют одну из наиболее характерных особенностей всего круга поверий о Ведьмах. Поскольку реальная живущая среди людей женщина, изменив свой облик, причиняла вред односельчанам, то главной целью обычаев и ритуалов, приуроченных к опасным дням календаря, было стремление распознать ее, выследить, уличить и обезвредить. Считалось, например, что купальский костер притягивает к себе Ведьму, вызывая у нее физические страдания, и что она вынуждена прийти к костру, чтобы прекратить свои мучения. Существовали также специальные приемы, призванные привлечь Ведьм к купальскому костру: кипятили цедилку с воткнутыми в нее иглами или осиновыми колышками, лили молоко испорченной ведьмой коровы в огонь или на раскаленный серп. Старались также подкараулить Ведьму в хлеву, куда она пыталась проникнуть в облике жабы или какого-либо животного. Обнаружив возле коровы лягушку, хозяева пробивали ей лапу или глаз, и на следующий день оказывалось, что одна из соседок ходит с перевязанной рукой, хромает или окривела — ее и считали Ведьмой. Иногда пойманное в хлеву животное убивали или бросали в воду, полагая, что от этого Ведьма должна умереть или утопиться. Ведьму можно было опознать во время церковной службы (особенно пасхальной или рождественской): она старается дотронуться до иконы, хоругви, рясы священника, не хочет выходить с крестным ходом, держит на голове подойник, стоит спиной к алтарю и т.п. На Украине говорят, что стоит только, проходя мимо группы женщин, сложить пальцами правой руки “дулю” и засунуть ее под мышку левой руки, как Ведьма тут же начнет браниться и ругать проходящего.
Считалось также, что Ведьма не тонет в воде: во время засухи женщин загоняли в воду в поисках Ведьмы.
Один из стержневых мотивов быличек о Ведьмах — полеты Ведьм на шабаш. По западнославянским поверьям, накануне Вальпургиевой ночи Ведьма мажется жиром крота и вылетает через дымоход со словами: “Выезжаю, выезжаю, ни за что не задеваю”.
Она летит на “ведьмину гору” верхом на метле, лопате, кочерге, косе, вилах, в ступе, на плуге, палке, лошадином черепе, на сороке или на животных. На шабаше слетевшиеся Ведьмы танцуют вместе с чертями, поклоняются козлу, пируют, затевают козни против людей.
В восточнославянских быличках более подробно описываются эпизоды ночных колдовских действий Ведьмы перед полетом, за которыми скрытно наблюдает очевидец. Местом сборищ всех Ведьм оказываются перекрестки дорог, межи, горы, но чаще всего — деревья (дуб, груша, сосна, тополь, береза), где они веселятся, пируют, танцуют, дерутся между собой, сбивают масло и т.п. Обнаружив следующего за ней человека, Ведьма отправляет его обратно, наградив чудесным конем, который на самом деле оказывается помелом, палкой, кривой березой.
Считалось, что за свою связь с нечистой силой Ведьма наказывается трудной смертью: она не может умереть, пока не передаст своего знания; во время агонии Ведьмы поднимается буря или появляется черная собака, не исчезающая до самых похорон. В Полесье говорили, что Ведьма не может умереть, пока не разберут потолок дома или пока ее не накроют телячьей шкурой. Верили, что после смерти Ведьма по ночам навещает свой дом; чтобы предотвратить такое посмертное “хождение”, Ведьму хоронят лицом вниз или пробивают ее гроб осиновым колышком.
Отличия в представлениях о ведьмах у славянских и западноевропейских народов
Немецкие ведьмы. 1700
В свое время проф. В. Антонович обратил внимание на отличия в отношении к ведьмам у славян, и в Западной Европе, где ведьм очень остро преследовали и сжигали — первая ведьма сожжена в Тулузе в 1275 году. На западе главным основанием для преследования ведьм было подозрение в отношениях с нечистой силой, отступлении от правдивой религии, то есть в т. н. апостазия. У славян, вместе с тем, все процессы против ведьм были построены на жалобах о каком-то конкретном вреде, который будто бы причинила ведьма. И если на западе привлекали ведьму к ответственности государственные, а чаще церковные учреждения, то у славян, как правило, подобные процессы начинали только за иском частных лиц, при наличии обиженной стороны. Примечательно, что церковная иерархия вообще не интересовалась этими делами. И на левобережной, и на правобережной Украине систематического преследования ведьм не было. Тем более нельзя говорить о массовом характере приследований, который оно приобрело на долгое время в Западной Европе.
Причина мягкости судебных приговоров относительно ведьм у славян и вообще отличного от западного трактования ведьм заключалась, как писал В. Антонович — «не столько в гуманном расположении духа судей, как в отсутствии на Украине тех демонологических представлений, которые вызвали на западе жестокое преследование волшебников. Допуская возможность волшебного таинственного влияния на бытовые, повседневные обстоятельства жизни, не видели взаимосвязи этих влияний со злым духом; демонология не только не была развита, как стройно упорядоченная система представлений, но до конца XVIII в., насколько можно судить, совсем не существовала в народном воображении. Народный взгляд на волшебство был не демонологический, а исключительно пантеистический. Допуская существование в природе сил и законов, вообще неизвестных, народ считал, что многие из этих законов известны лицам, которые сумели тем или иным способом их познать. Итак, само по себе познание тайны природы не считалось за что-то греховное, противоречащее религиозному обучению…»
Рассматривая и дополняя этот взгляд исследователя «Чары на Украине», К. Штепа в киевском «Перв. Гражданстве» (1928, кн. II) в свою очередь отмечал, что «не отсутствие демонологии, как думал Антонович, а особый, отличный от Западной Европы характер её был причиной и особого отношения нашей общины к её адептам» (ст. 73). «Сами волшебники и ведьмы у нас в большинстве своём были не такие как на западе. Анализируя представления связанные с верой в ведьм и волшебников у славянских народов, мы не видим там никаких следов той волны антично-западного чернокнижья, которая прокатилось по Западной Европе и была там главным поводом для преследования ведьм. Демонологии, в понимании законченной теории, у славян не появилось, так же, как не докатились и элементы вульгарной демонологии античных народов. Примитивная демонология сохранялась в своих пережитках у славянских народов, но с верой в ведьм не была связанная, по крайней мере, мы не видим нигде её ярких следов. Кое-где замечается влияние демонологии догматической, то есть догматических представлений официальной Церкви — в представлениях о Сатане и его участии в чародейских актах. Дуалистический мотив вообще, оказывается, здесь очень слаб, хотя и не совсем отсутствующий, — возможно здесь состоялись последние волны большого дуалистического течения, которое прошло по Европе».
Сожжение ведьмы. 1662
Комментарии6