Информация о Холме Крестов
Нашел инфу к этому посту
В 12 км от Шауляя возле шоссейной дороги Шауляй-Рига находится одна из наиболее известных ныне достопримечательностей Литвы – Крестовая гора. Не все знают, что Крестовая гора – это археологический памятник, овеянный легендами и преданиями холм Юргайчу, Доманту (Дауманта), ранее называемый холмом Пилес (Замковой горой) и Святой горой. В старинных Ливонских хрониках его называют Домантой. Для археологов и краеведов - это городище Юргяйчю (Юргайчу). На географических картах он отмечен как гора Пиляус. А народ окрестил его Святой горой, или Горой Крестов.
Неизвестно, когда и по какому поводу был установлен первый крест, но считается, что само место было священным издавна. По преданию, еще в дохристианскую пору на вершине горы горел негасимый огонь. 22 сентября 1236 г. недалеко отсюда шла Саулеская битва с рыцарями ордена Меченосцев (во время Первого крестового похода на Литву), в которой литовцы наголову разбили завоевателей. Памятник в честь этого события можно посмотреть тут
Некогда здесь возвышался деревянный замок, представлявший собой курган продолговатой формы, 8-10 м высотой, окруженный насыпью. Края отвесные, вершина овальной формы, напоминающая седло, площадь поверхности 25х20 м. В летописях это городище именуется Куле (Кулан, Куллен, Кула). Наименование укрепления происходило, по-видимому, от протекающей неподалеку речки Кульпе. При раскопках в 1991 и 1993 гг. археологи обнаружили остатки построек, тропу к реке Кульпе, очаги, медные украшения, оружие, керамику и предметы бытового обихода, что позволяет определить время возникновения этого городища – 14 век нашей эры. До сих пор от укрепления сохранились осыпавшиеся рвы. Когда-то их заполняла вода из огибающей холм речки Кульпе.
Городище вместе с другими крепостями в 1348 г. разрушил и сжег Ливонский орден. По разным пересказам утраченной Рифмованной хроники Ливонии Бартоломея Хонеке или Гёнеке (1315-1348 гг.) известно, что 14 февраля 1348 г. Магистр Ливонского ордена Госвин фон Герике отправился в поход на Жемайтию (волости Тракайская, Книтувская, Гайдгальская, Калвгальская в Жемайтии), а потом организовал другой поход на Шауляйскую землю, в котором уничтожил замки Дубиса (ныне городище Бубяй), Куляй (Куле, ныне городище Юргайчяй), Бусинне (наверное Булине на месте нынешнего г. Шауляй) и Шауляй (Ceila, Zela, наверное нынешний городок Шауленай и городище Кудинай). Городище Куле было сожжено рыцарями дотла, а местные жители и защитники деревянного замка подверглись истреблению. После карательного похода крестоносцев холм, усеянный костями литовцев, по преданию, стал местом всенародного поклонения.
После тайного захоронения участников восстания 1831 г. здесь начали ставить кресты и погибшим, и пропавшим без вести. Кресты впервые в письменных источниках упоминаются в 1850 г., хотя их появление и связывают с восстанием 1831 г. После подавления народного восстания 1863 г. количество крестов на горе увеличилось. Об этом местные жители рассказывали видному польскому ученому и известному исследователю истории Л. Кшивицкому (в др. источниках - Крживицкий) в 1895-1898 гг. Тогда же им на горе были констатированы 130 крестов (по др. сведениям - 180) и кирпичная часовенка. Он дал подробное описание горы в своей книге "Жемайтийская старина". Крестовая гора давно привлекала внимание ученых. Еще в 1885 г. известный русский археолог Покровский включил Крестовую гору в карту археологических памятников Каунасской губернии.
В ноябре 1919 г. литовские войска вели здесь ожесточенные бои с бермонтовцами - немецкими и русскими военными частями, которые были вооружены Германией, содержались ею и пытались отстоять ее позиции в Прибалтике. Погибшие в боях похоронены на кладбище в Мяшкуйчяй. Гора крестов напоминает и об этих могилах также. В 1923 г. появляется новая традиция - храмовой праздник Крестовой горы, во время которого служится Святая Месса, освящаются кресты.
В начале 20 века гора стала сакральным местом, ее посещали паломники и здесь же проводились богослужения. Жители считали гору святым местом, поэтому ее называли Святой, Крестовой горой, горой Молитв. В конце 19 века здесь стояло около 200 крестов. В 1940 году – 400. В 1961-м власти снесли пять тысяч крестов, гора оголилась, однако вскоре снова стала «прорастать» крестами, и в 1975-м пришлось выкорчевать более 1000 крестов. Надо отметить, что в разных источниках указывается разное количество крестов в разные годы, поэтому цифры еще требуют проверки.
В советские времена гору хотели уничтожить. В 1961 г. ее разрушили впервые, всего было сделано около четырех таких попыток в течение почти двух десятилетий, но каждый раз гора возрождалась, пополняясь новыми крестами, несмотря на охрану горы военными и войсками КГБ. Есть сведения, что колхоз "Мяшкуйчяй" добывал на горе гравий. С наступлением Перестройки, в 1988 г. статус горы изменился, она стала достоянием Литвы. Гора превратилась в храм под открытым небом. Верующие приходят сюда, чтобы помолиться, попросить о заветном.
Папа римский Иоанн Павел II сказал 1 июля 1990 года в Риме, в часовне Св. Казимира: “Народ, который с такой выносливостью и верой идет на эту гору поставить новый крест, верит в жизнь, верит в воскресение”. Крест – символ не смерти и печали, а знак Веры, Любви и Надежды. 7 сентября 1993 г. папа Иоанн Павел II лично посетил Крестовую гору, провел на ней богослужение и благословил отсюда Литву и всю Европу; с тех пор это место стало известно всему миру. В тот раз папа установил на горе свой крест, на котором было закреплено его изображение на фарфоре. Через год здесь была воздвигнута скульптура распятого Христа, еще один подарок папы горе Крестов.
Ныне здесь насчитывается более 50 тысяч крестов, а также статуэток с изображениями святых и икон, четок. Каждый крест на холме имеет свою историю. По словам его преосвященства кардинала В. Сладкявичюса, эти кресты – средство общения с Господом, молитва и благодарность Всевышнему, это как бы открытое перед Всевышним сердце Литвы. На каждом кресте висят также десятки, сотни маленьких крестиков – нательных, небольших деревянных. Они вздрагивают на ветру, словно листики, каждый из них - обращение к Богу с незримой просьбой.
Гора издали кажется густо поросшей невиданным лесом, который составляют громадное количество самых разнообразных крестов. Это и высокие (до 9 метров) мемориальные деревянные кресты, и кресты с часовенками разных форм, и ажурные металлические кресты-солнышки (саулуте), подобные тем, что украшают башни костелов и верхушки памятных столбов-стогастульписов. В прошлые времена на западе Литвы было столько крестов, что, по свидетельству ксендза А.Юцявичюса, "расстояние между ними составляло лишь несколько десятков метров". Кресты ставили как защиту от нечистой силы, по поводу рождения ребенка, закладки усадьбы, как материализованную молитву, благодарность за помощь или мольбу о защите. Или просто для того, чтобы прохожий мог помолиться или покаяться.
Кресты были воплощением боли и надежды и в Горе Крестов эта литовская традиция получила свое завершение, свой апофеоз. Для прохода на горе оставлены лишь узкие дорожки, а остальное пространство занимают кресты. Кресты, вырезанные знаменитыми мастерами и простыми крестьянами. Кресты высотой в 3-4 человеческих роста, и между ними кресты поменьше. К большим крестам, памятным столбам, деревьям прикреплены распятия, с них свешиваются нательные крестики. Кресты отовсюду: из Жемайтии и из Аукштайтии, Дзукии и Судувы, от литовских эмигрантов из Америки и Европы. Чем-то гора действительно притягивает: здесь встречаются символы и других религиозных конфессий. В этом храме под открытым небом исламский полумесяц мирно соседствует с шестиконечной звездой Давида. На белых полотнах чернеют иероглифы, чуть поодаль стелы от узников фашистских концлагерей. Среди католических крестов можно увидеть и православные. На Крестовой горе стоит и крест Андрея Миронова. Установили его мать актера Мария Владимировна и артисты Шауляйского театра 16 августа 1988 года.
В последние годы вопрос о том, кому "принадлежит" холм Юргайчю, как называется Гора Крестов на географических картах, вызывает бурные споры между католиками и сторонниками этнической религии. Однако ныне гора - признанная во всем мире католическая святыня. Рядом с горой не так давно прошел "палаточный капитул" монахов-францисканцев из США, Канады и Литвы - так называют с XIII века общие собрания членов этого ордена.
24 февраля 2006 года на горе произошел акт вандализма: торчащие на снежных откосах обломанные колья, погнутые металлические кресты, разбросанные на подступах к сакральному месту сувенирные крестики и обломки деревянных крестов - так выглядела знаменитая литовская Крестовая гора. В советские времена не раз распахиваемый холм в годы независимости Литвы мишенью вандалов оказался впервые. По данным полиции, злоумышленники, которых, по предварительным данным, было двое, выворотили и сломали 21 крест. В позапрошлом году преступники разорили установленную у горы урну для пожертвований - на этот раз урна осталась нетронутой.
Раньше Крестовую гору охраняла полиция, но после того как 26 сентября 1995 года дежурившего здесь полицейского застрелил психически неуравновешенный житель Шяуляя, эта достопримечательность больше не охраняется. В 2003 году было подсчитано, что на Крестовой горе стоит около 200 тысяч крестов высотой от одного до семи метров. 52 креста занесены в Регистр культурных ценностей страны. Осмотревшая оскверненное сакральное место главный специалист отдела культуры администрации Шяуляйского районного самоуправления Сигита Таутерене сказала, что ни один из этих охраняемых государством крестов вандалы не тронули.
Неизвестно, когда и по какому поводу был установлен первый крест, но считается, что само место было священным издавна. По преданию, еще в дохристианскую пору на вершине горы горел негасимый огонь. 22 сентября 1236 г. недалеко отсюда шла Саулеская битва с рыцарями ордена Меченосцев (во время Первого крестового похода на Литву), в которой литовцы наголову разбили завоевателей. Памятник в честь этого события можно посмотреть тут
Некогда здесь возвышался деревянный замок, представлявший собой курган продолговатой формы, 8-10 м высотой, окруженный насыпью. Края отвесные, вершина овальной формы, напоминающая седло, площадь поверхности 25х20 м. В летописях это городище именуется Куле (Кулан, Куллен, Кула). Наименование укрепления происходило, по-видимому, от протекающей неподалеку речки Кульпе. При раскопках в 1991 и 1993 гг. археологи обнаружили остатки построек, тропу к реке Кульпе, очаги, медные украшения, оружие, керамику и предметы бытового обихода, что позволяет определить время возникновения этого городища – 14 век нашей эры. До сих пор от укрепления сохранились осыпавшиеся рвы. Когда-то их заполняла вода из огибающей холм речки Кульпе.
Городище вместе с другими крепостями в 1348 г. разрушил и сжег Ливонский орден. По разным пересказам утраченной Рифмованной хроники Ливонии Бартоломея Хонеке или Гёнеке (1315-1348 гг.) известно, что 14 февраля 1348 г. Магистр Ливонского ордена Госвин фон Герике отправился в поход на Жемайтию (волости Тракайская, Книтувская, Гайдгальская, Калвгальская в Жемайтии), а потом организовал другой поход на Шауляйскую землю, в котором уничтожил замки Дубиса (ныне городище Бубяй), Куляй (Куле, ныне городище Юргайчяй), Бусинне (наверное Булине на месте нынешнего г. Шауляй) и Шауляй (Ceila, Zela, наверное нынешний городок Шауленай и городище Кудинай). Городище Куле было сожжено рыцарями дотла, а местные жители и защитники деревянного замка подверглись истреблению. После карательного похода крестоносцев холм, усеянный костями литовцев, по преданию, стал местом всенародного поклонения.
После тайного захоронения участников восстания 1831 г. здесь начали ставить кресты и погибшим, и пропавшим без вести. Кресты впервые в письменных источниках упоминаются в 1850 г., хотя их появление и связывают с восстанием 1831 г. После подавления народного восстания 1863 г. количество крестов на горе увеличилось. Об этом местные жители рассказывали видному польскому ученому и известному исследователю истории Л. Кшивицкому (в др. источниках - Крживицкий) в 1895-1898 гг. Тогда же им на горе были констатированы 130 крестов (по др. сведениям - 180) и кирпичная часовенка. Он дал подробное описание горы в своей книге "Жемайтийская старина". Крестовая гора давно привлекала внимание ученых. Еще в 1885 г. известный русский археолог Покровский включил Крестовую гору в карту археологических памятников Каунасской губернии.
В ноябре 1919 г. литовские войска вели здесь ожесточенные бои с бермонтовцами - немецкими и русскими военными частями, которые были вооружены Германией, содержались ею и пытались отстоять ее позиции в Прибалтике. Погибшие в боях похоронены на кладбище в Мяшкуйчяй. Гора крестов напоминает и об этих могилах также. В 1923 г. появляется новая традиция - храмовой праздник Крестовой горы, во время которого служится Святая Месса, освящаются кресты.
В начале 20 века гора стала сакральным местом, ее посещали паломники и здесь же проводились богослужения. Жители считали гору святым местом, поэтому ее называли Святой, Крестовой горой, горой Молитв. В конце 19 века здесь стояло около 200 крестов. В 1940 году – 400. В 1961-м власти снесли пять тысяч крестов, гора оголилась, однако вскоре снова стала «прорастать» крестами, и в 1975-м пришлось выкорчевать более 1000 крестов. Надо отметить, что в разных источниках указывается разное количество крестов в разные годы, поэтому цифры еще требуют проверки.
В советские времена гору хотели уничтожить. В 1961 г. ее разрушили впервые, всего было сделано около четырех таких попыток в течение почти двух десятилетий, но каждый раз гора возрождалась, пополняясь новыми крестами, несмотря на охрану горы военными и войсками КГБ. Есть сведения, что колхоз "Мяшкуйчяй" добывал на горе гравий. С наступлением Перестройки, в 1988 г. статус горы изменился, она стала достоянием Литвы. Гора превратилась в храм под открытым небом. Верующие приходят сюда, чтобы помолиться, попросить о заветном.
Папа римский Иоанн Павел II сказал 1 июля 1990 года в Риме, в часовне Св. Казимира: “Народ, который с такой выносливостью и верой идет на эту гору поставить новый крест, верит в жизнь, верит в воскресение”. Крест – символ не смерти и печали, а знак Веры, Любви и Надежды. 7 сентября 1993 г. папа Иоанн Павел II лично посетил Крестовую гору, провел на ней богослужение и благословил отсюда Литву и всю Европу; с тех пор это место стало известно всему миру. В тот раз папа установил на горе свой крест, на котором было закреплено его изображение на фарфоре. Через год здесь была воздвигнута скульптура распятого Христа, еще один подарок папы горе Крестов.
Ныне здесь насчитывается более 50 тысяч крестов, а также статуэток с изображениями святых и икон, четок. Каждый крест на холме имеет свою историю. По словам его преосвященства кардинала В. Сладкявичюса, эти кресты – средство общения с Господом, молитва и благодарность Всевышнему, это как бы открытое перед Всевышним сердце Литвы. На каждом кресте висят также десятки, сотни маленьких крестиков – нательных, небольших деревянных. Они вздрагивают на ветру, словно листики, каждый из них - обращение к Богу с незримой просьбой.
Гора издали кажется густо поросшей невиданным лесом, который составляют громадное количество самых разнообразных крестов. Это и высокие (до 9 метров) мемориальные деревянные кресты, и кресты с часовенками разных форм, и ажурные металлические кресты-солнышки (саулуте), подобные тем, что украшают башни костелов и верхушки памятных столбов-стогастульписов. В прошлые времена на западе Литвы было столько крестов, что, по свидетельству ксендза А.Юцявичюса, "расстояние между ними составляло лишь несколько десятков метров". Кресты ставили как защиту от нечистой силы, по поводу рождения ребенка, закладки усадьбы, как материализованную молитву, благодарность за помощь или мольбу о защите. Или просто для того, чтобы прохожий мог помолиться или покаяться.
Кресты были воплощением боли и надежды и в Горе Крестов эта литовская традиция получила свое завершение, свой апофеоз. Для прохода на горе оставлены лишь узкие дорожки, а остальное пространство занимают кресты. Кресты, вырезанные знаменитыми мастерами и простыми крестьянами. Кресты высотой в 3-4 человеческих роста, и между ними кресты поменьше. К большим крестам, памятным столбам, деревьям прикреплены распятия, с них свешиваются нательные крестики. Кресты отовсюду: из Жемайтии и из Аукштайтии, Дзукии и Судувы, от литовских эмигрантов из Америки и Европы. Чем-то гора действительно притягивает: здесь встречаются символы и других религиозных конфессий. В этом храме под открытым небом исламский полумесяц мирно соседствует с шестиконечной звездой Давида. На белых полотнах чернеют иероглифы, чуть поодаль стелы от узников фашистских концлагерей. Среди католических крестов можно увидеть и православные. На Крестовой горе стоит и крест Андрея Миронова. Установили его мать актера Мария Владимировна и артисты Шауляйского театра 16 августа 1988 года.
В последние годы вопрос о том, кому "принадлежит" холм Юргайчю, как называется Гора Крестов на географических картах, вызывает бурные споры между католиками и сторонниками этнической религии. Однако ныне гора - признанная во всем мире католическая святыня. Рядом с горой не так давно прошел "палаточный капитул" монахов-францисканцев из США, Канады и Литвы - так называют с XIII века общие собрания членов этого ордена.
24 февраля 2006 года на горе произошел акт вандализма: торчащие на снежных откосах обломанные колья, погнутые металлические кресты, разбросанные на подступах к сакральному месту сувенирные крестики и обломки деревянных крестов - так выглядела знаменитая литовская Крестовая гора. В советские времена не раз распахиваемый холм в годы независимости Литвы мишенью вандалов оказался впервые. По данным полиции, злоумышленники, которых, по предварительным данным, было двое, выворотили и сломали 21 крест. В позапрошлом году преступники разорили установленную у горы урну для пожертвований - на этот раз урна осталась нетронутой.
Раньше Крестовую гору охраняла полиция, но после того как 26 сентября 1995 года дежурившего здесь полицейского застрелил психически неуравновешенный житель Шяуляя, эта достопримечательность больше не охраняется. В 2003 году было подсчитано, что на Крестовой горе стоит около 200 тысяч крестов высотой от одного до семи метров. 52 креста занесены в Регистр культурных ценностей страны. Осмотревшая оскверненное сакральное место главный специалист отдела культуры администрации Шяуляйского районного самоуправления Сигита Таутерене сказала, что ни один из этих охраняемых государством крестов вандалы не тронули.
Комментарии3