Правда о землятресении на Гаити
Неужели ад на Гаити - результат только стихийного бедствия?
Несколько дней назад в западном полушарии произошла масштабная катастрофа. Точнее, не сказать, чтобы землетрясение нечасто встречающейся силы, 7 баллов, но с катастрофическими результатами. Около 200 тысяч человек погибших по подсчетам на сегодняшний день, сотни тысяч раненых, миллионы оставшихся без крова. СМИ тиражируют кровавые кадры, врачи сообщают, что устали от ампутаций, местные жители не знают, куда девать мертвых. Власти страны, располагающейся в сейсмоопасной зоне, были предупреждены, но ничего не сделали для того, чтобы минимизировать последствия землетрясения.
Одновременно мир облетели шокирующие фотографии грабежей на улицах столицы Гаити, Порт-о-Пренса, почти полностью разрушенного землетрясением. Ступая чуть ли не по трупам, с ножами в руках жители города обирают магазины, причем ради самых ненужных теперь товаров. СМИ сообщают, что раненые брошены согражданами без помощи. Те, кто могут передвигаться и не занят мародерством, выстраивает баррикады из мертвецов, требуя поспешить с подвозом гуманитарной помощи и предоставив возможность разбирать завалы иностранным спасателям. Бульдозер варварски сгребает гору трупов, чтобы опрокинуть их в братскую могилу. Служители культа вуду искренне удивляются, что хоронить погибших нужно немедленно из санитарных соображений и называют братское захоронение оскорблением национального достоинства. Действующий президент не соизволил ни разу выступить перед согражданами и не проявляет никакого видимого участия в спасении страны. Полиция рассеялась. Спасатели не могут работать ночью из-за орудующих на улицах банд грабителей и убийц.
Неужели этот ад - только результат стихийного бедствия? Но и более серьезные землетрясения, например, в не самом богатом Перу, приводили к значительно меньшим разрушениям и жертвам, и с таким поведением людей, пострадавших в результате катаклизма, мы сталкиваемся впервые. Что это? Попробуем разобраться.
Что мы, собственно, знаем о Гаити? Обычно вспоминают вуду, анимистический культ, известный трансами, которые вызываются смесью галлюциногенов и веществ, парализующие работу внутренних органов. Приверженность культу вуду у местных жителей беспроблемно сочетается с католицизмом и различными протестантскими направлениями.
Далее - диктатор Франсуа Дювалье, папа Док и его тонтон-макуты, бежавший из страны с 300 миллионами долларов бейби Док, Дювалье-младший, "демократический" президент Аристид и его не менее "демократические" "ошейники", горящие шины, надевавшиеся на шеи оппозиционерам, свергнувшая его "армия каннибалов". Постоянные перевороты, бунты и микрореволюции, массовые драки за гуманитарную помощь со смертельным исходом и неспособность справиться с природными катаклизмами, которые здесь часты.
И, наконец, главное. Гаити - вторая обретшая самостоятельность страна западного полушария после США. В 1804 г. взбунтовавшимися чернокожими рабами здесь было провозглашено независимое государство. Белое французское население бывшими рабами было полностью вырезано или бежало. При черном расисте Дювалье, стороннике доктрины негритюда, негритянского превосходства и самодостаточности, из страны была выдавлена старая элита мулатов, недостаточно черная и слишком проевропейски ориентированная для новых хозяев страны.
Что представляет из себя Гаити сегодня? Это одна из самых нищих стран мира, 80% населения которой живет за чертой бедности. Объем иностранной помощи, бесследно исчезающей в карманах даже по меркам Латинской Америки запредельно коррумпированной элиты, непрерывно растет. В 2008 г. она составила 912 миллиона долларов, 13 % ВВП Гаити. Еще 25% дают денежные переводы мигрантов. На Гаити имеются залежи полезных ископаемых, но они не разрабатываются. Леса здесь почти полностью вырублены. Это, в свою очередь, привело к эрозии почвы, засухам и оползням. Гаити может также похвастаться самой высокой детской смертностью и самой низкой продолжительностью жизни в этом полушарии. Хотя страна имеет идеальные условия для развития туризма, она входит в мировую десятку самых опасных для приезжих. Сотрудники иностранных миссий, работающих на Гаити, обязаны держать коллег в курсе всех своих передвижений - на тот случай, если их похитят. Здесь это случается часто.
Хибары, в которых живет большая часть жителей Порт-о-Пренса, после первого же толчка сложились, как карточные домики, посреди оставшихся стоять колониальных построек, напоминающих о временах унизительной зависимости. Неспособность гаитянского новостроя выдержать подземные толчки и стала основной причиной гибели людей.
Колониализм - это зло, причем обоюдное, обернувшееся для европейцев массовым заселением их стран представителями самых экзотических народностей. Но, тем не менее, латиноамериканские государства, которые успели впитать культуру, в первую очередь политическую, колонизаторов, оказались устойчивей скоропалительно освободившегося Гаити. Пусть они, как и Гаити, втянуты в зону влияния США, они, в отличие от островной республики, способны жить самостоятельно.
"Свободная республика бывших рабов" же продемонстрировала хрупкость и поверхность своих структур и социальных связей и полную неспособность выжить самостоятельно. Еще один не самый впечатляющий удар стихии (а его предрекают сейсмологи) - и она исчезнет с карты мира. Государство здесь - лишь видимость, на деле власть исчезла с улиц гаитянских городов задолго до катастрофы, как метко сказал один из западных комментаторов.
Гаити сегодня - это страна-паразит, для которой, похоже, осталось два пути: погибнуть или окончательно потереть самостоятельность и пройти путь повторной колонизации, т.е. завершить незавершенное 200 лет назад ради обретения способности существовать в этом месте в этой обстановке. По крайней мере, так развиваются события.
Но это вопрос времени и он касается Гаити. Нас же должен волновать вопрос целесообразности оказания помощи Гаити и другим подобным регионам. Покрывает ли этико-дипломатический престиж участия в реанимации очередного геополитического трупа другие издержки?
Траты на имидж, которые сегодня практикует наше государство, выглядят безрассудными, учитывая, что влияния России в мире больше не становится, к тому же аморальными, поскольку деньги изымаются из экономики России, находящейся не в самом лучшем состоянии. Если СССР посредством своей внешней политики и экспорта революции создавал механизмы влияния, плацдармы для наступления в регионе, то власти РФ просто пускают деньги на ветер, словно ребенок, впервые попавший в магазин, торгующий какими-то полезными товарами, назначение которых ему неизвестно.
Поэтому смысла в отправке российской делегации на Гаити было не больше, чем в ставшем регулярным великодушном прощении долгов сомнительным внешнеполитическим партнерам. Разве что "было неудобно отказаться", но это плохой аргумент. Хорошо, что хоть на этот раз траты на адептов чужеземного культа оказались минимальными.
И еще одна проблема, ставшая очевидной благодаря катастрофе на Гаити. Есть ли выход из ловушки, в которую загнал себя Запад, поддерживая некоторые страны гуманитарными подачками, составившими значительную часть их ВВП? Шансы строительства устойчивых государств и экономик на территориях, заселенных местными или привезенными представителями первобытных племен с помощью Запада, мягко говоря, сомнительны.
Такая помощь полностью лишает их возможности создать что-то жизнеспособное, пройдя пусть тяжелый, но естественный путь развития. Имеет ли смысл и положительный выход вечная благотворительная кабала Запада в пользу политических фантомов, созданных самими же европейцами? Похоже, что нет. Так стоит ли нам продолжать заклинать живых мертвецов, пытаясь превратить очередного зомби в работающее государство? Не честнее было бы предоставить этих несчастных самим себе?
Игорь Изотов
Одновременно мир облетели шокирующие фотографии грабежей на улицах столицы Гаити, Порт-о-Пренса, почти полностью разрушенного землетрясением. Ступая чуть ли не по трупам, с ножами в руках жители города обирают магазины, причем ради самых ненужных теперь товаров. СМИ сообщают, что раненые брошены согражданами без помощи. Те, кто могут передвигаться и не занят мародерством, выстраивает баррикады из мертвецов, требуя поспешить с подвозом гуманитарной помощи и предоставив возможность разбирать завалы иностранным спасателям. Бульдозер варварски сгребает гору трупов, чтобы опрокинуть их в братскую могилу. Служители культа вуду искренне удивляются, что хоронить погибших нужно немедленно из санитарных соображений и называют братское захоронение оскорблением национального достоинства. Действующий президент не соизволил ни разу выступить перед согражданами и не проявляет никакого видимого участия в спасении страны. Полиция рассеялась. Спасатели не могут работать ночью из-за орудующих на улицах банд грабителей и убийц.
Неужели этот ад - только результат стихийного бедствия? Но и более серьезные землетрясения, например, в не самом богатом Перу, приводили к значительно меньшим разрушениям и жертвам, и с таким поведением людей, пострадавших в результате катаклизма, мы сталкиваемся впервые. Что это? Попробуем разобраться.
Что мы, собственно, знаем о Гаити? Обычно вспоминают вуду, анимистический культ, известный трансами, которые вызываются смесью галлюциногенов и веществ, парализующие работу внутренних органов. Приверженность культу вуду у местных жителей беспроблемно сочетается с католицизмом и различными протестантскими направлениями.
Далее - диктатор Франсуа Дювалье, папа Док и его тонтон-макуты, бежавший из страны с 300 миллионами долларов бейби Док, Дювалье-младший, "демократический" президент Аристид и его не менее "демократические" "ошейники", горящие шины, надевавшиеся на шеи оппозиционерам, свергнувшая его "армия каннибалов". Постоянные перевороты, бунты и микрореволюции, массовые драки за гуманитарную помощь со смертельным исходом и неспособность справиться с природными катаклизмами, которые здесь часты.
И, наконец, главное. Гаити - вторая обретшая самостоятельность страна западного полушария после США. В 1804 г. взбунтовавшимися чернокожими рабами здесь было провозглашено независимое государство. Белое французское население бывшими рабами было полностью вырезано или бежало. При черном расисте Дювалье, стороннике доктрины негритюда, негритянского превосходства и самодостаточности, из страны была выдавлена старая элита мулатов, недостаточно черная и слишком проевропейски ориентированная для новых хозяев страны.
Что представляет из себя Гаити сегодня? Это одна из самых нищих стран мира, 80% населения которой живет за чертой бедности. Объем иностранной помощи, бесследно исчезающей в карманах даже по меркам Латинской Америки запредельно коррумпированной элиты, непрерывно растет. В 2008 г. она составила 912 миллиона долларов, 13 % ВВП Гаити. Еще 25% дают денежные переводы мигрантов. На Гаити имеются залежи полезных ископаемых, но они не разрабатываются. Леса здесь почти полностью вырублены. Это, в свою очередь, привело к эрозии почвы, засухам и оползням. Гаити может также похвастаться самой высокой детской смертностью и самой низкой продолжительностью жизни в этом полушарии. Хотя страна имеет идеальные условия для развития туризма, она входит в мировую десятку самых опасных для приезжих. Сотрудники иностранных миссий, работающих на Гаити, обязаны держать коллег в курсе всех своих передвижений - на тот случай, если их похитят. Здесь это случается часто.
Хибары, в которых живет большая часть жителей Порт-о-Пренса, после первого же толчка сложились, как карточные домики, посреди оставшихся стоять колониальных построек, напоминающих о временах унизительной зависимости. Неспособность гаитянского новостроя выдержать подземные толчки и стала основной причиной гибели людей.
Колониализм - это зло, причем обоюдное, обернувшееся для европейцев массовым заселением их стран представителями самых экзотических народностей. Но, тем не менее, латиноамериканские государства, которые успели впитать культуру, в первую очередь политическую, колонизаторов, оказались устойчивей скоропалительно освободившегося Гаити. Пусть они, как и Гаити, втянуты в зону влияния США, они, в отличие от островной республики, способны жить самостоятельно.
"Свободная республика бывших рабов" же продемонстрировала хрупкость и поверхность своих структур и социальных связей и полную неспособность выжить самостоятельно. Еще один не самый впечатляющий удар стихии (а его предрекают сейсмологи) - и она исчезнет с карты мира. Государство здесь - лишь видимость, на деле власть исчезла с улиц гаитянских городов задолго до катастрофы, как метко сказал один из западных комментаторов.
Гаити сегодня - это страна-паразит, для которой, похоже, осталось два пути: погибнуть или окончательно потереть самостоятельность и пройти путь повторной колонизации, т.е. завершить незавершенное 200 лет назад ради обретения способности существовать в этом месте в этой обстановке. По крайней мере, так развиваются события.
Но это вопрос времени и он касается Гаити. Нас же должен волновать вопрос целесообразности оказания помощи Гаити и другим подобным регионам. Покрывает ли этико-дипломатический престиж участия в реанимации очередного геополитического трупа другие издержки?
Траты на имидж, которые сегодня практикует наше государство, выглядят безрассудными, учитывая, что влияния России в мире больше не становится, к тому же аморальными, поскольку деньги изымаются из экономики России, находящейся не в самом лучшем состоянии. Если СССР посредством своей внешней политики и экспорта революции создавал механизмы влияния, плацдармы для наступления в регионе, то власти РФ просто пускают деньги на ветер, словно ребенок, впервые попавший в магазин, торгующий какими-то полезными товарами, назначение которых ему неизвестно.
Поэтому смысла в отправке российской делегации на Гаити было не больше, чем в ставшем регулярным великодушном прощении долгов сомнительным внешнеполитическим партнерам. Разве что "было неудобно отказаться", но это плохой аргумент. Хорошо, что хоть на этот раз траты на адептов чужеземного культа оказались минимальными.
И еще одна проблема, ставшая очевидной благодаря катастрофе на Гаити. Есть ли выход из ловушки, в которую загнал себя Запад, поддерживая некоторые страны гуманитарными подачками, составившими значительную часть их ВВП? Шансы строительства устойчивых государств и экономик на территориях, заселенных местными или привезенными представителями первобытных племен с помощью Запада, мягко говоря, сомнительны.
Такая помощь полностью лишает их возможности создать что-то жизнеспособное, пройдя пусть тяжелый, но естественный путь развития. Имеет ли смысл и положительный выход вечная благотворительная кабала Запада в пользу политических фантомов, созданных самими же европейцами? Похоже, что нет. Так стоит ли нам продолжать заклинать живых мертвецов, пытаясь превратить очередного зомби в работающее государство? Не честнее было бы предоставить этих несчастных самим себе?
Игорь Изотов
Комментарии38