Культ глупости
Вы любите смотреть телевизор? Нет? А зря. Сам телевизор, например – очень любит смотреть вас. Вы ощущаете, какое пристальное внимание обращено на вас с другой стороны экрана? Нет? Странно. А ведь телевидение работает не в одну, а именно в две стороны. Не только вы видите, но и вас видят. Не верите? Этот фильм вам подробно покажет, КАК работает современное телевидение и кино, и какая роль (самая главная!) в этом отведена НАМ, зрителям.
Позвони своей фокус-группе!
Год назад мои поиски интересной писательской работы привели меня к знакомству с некоторыми светскими личностями и в последствии к написанию серии сценариев для одного молодёжного музыкального телеканала. (Я не буду называть сам канал, скажу лишь, что в его названии всего два символа: одна буква и одна цифра. Ладно, первая буква – “М”…)
Всё шло очень интересно: на канале как создавалась новая программа, типа молодёжный интернет обзор, в котором ведущая должна в шутливом тоне освещать новости сети. Ведущая, надо сказать, была дама очень интересная и толковая. Поэтому текст для неё писался хоть и шутливый, но шутки, так сказать, чуть выше пояса. Ну, то есть, без сально-туалетного юмора. (Примерно, как “ОСП Студия” когда-то давно, до эпохи “камеди клаба”).
Начали снимать пилот, режиссёр был в восторге, все на волне, и тут… Внезапно вмешалось руководство канала. Оно сказало, что шутки “чрезмерно умны”, а им нужно что-нибудь… гораздо тупее. Да, они так и сказали, прямым текстом: “НАМ НУЖЕН ТУПОЙ, ИДИОТСКИЙ ЮМОР“. Я поинтересовался, почему именно тупой. Меня отослали к маркетинг-менеджеру канала, которая первым делом вывалила мне список маркетинг-тренингов, которые она прошла в разных странах, смысл которых сводился к одному: программы составляются строго для определённой аудитории, под определёную возрастную категорию, и пилотный контент всегда проверяется на “фокус-группах”.
Понятно, сказал я, и задумался. Выходит, канал провёл исследование, и выяснил, что большая часть зрителей его программ – это подростки, причём с уровнем интеллекта… Постойте. Секундочку. Поскольку от меня требовали “тупого, идиотского юмора”, то мой резонный вопрос был: “Значит, вы считаете, что ваша аудитория – тупые идиоты?” Я считал, что могу авторитетно судить об этом, ибо довольно долго работал с молодёжной аудиторией, и тупых идиотов там не так много, как, судя по всему, считает телеканал. Барышня-маркетолог прочла мне ещё одну расширенную лекцию о составлении телепрограмм, из которой я внезапно и чётко понял ещё одну, главную вещь, которая меня тогда сразила как телеграфный столб среди ясного неба: перед телеканалом стоит чёткая задача СДЕЛАТЬ свою аудиторию идиотами. Нет, это не моя параноидальная фантазия. То, что мы обычно говорим в шутку (”не делай из меня идиота!”), внезапно оказалось безжалостной, во всей своей абсурдности, правдой жизни. Подгонять молодых зрителей под уровень идиотов – это не случайная эстетическая прихоть создателей канала, нет, это именно задача, поставленная… А вот кем, я до сих пор не знаю.
Год назад мои поиски интересной писательской работы привели меня к знакомству с некоторыми светскими личностями и в последствии к написанию серии сценариев для одного молодёжного музыкального телеканала. (Я не буду называть сам канал, скажу лишь, что в его названии всего два символа: одна буква и одна цифра. Ладно, первая буква – “М”…)
Всё шло очень интересно: на канале как создавалась новая программа, типа молодёжный интернет обзор, в котором ведущая должна в шутливом тоне освещать новости сети. Ведущая, надо сказать, была дама очень интересная и толковая. Поэтому текст для неё писался хоть и шутливый, но шутки, так сказать, чуть выше пояса. Ну, то есть, без сально-туалетного юмора. (Примерно, как “ОСП Студия” когда-то давно, до эпохи “камеди клаба”).
Начали снимать пилот, режиссёр был в восторге, все на волне, и тут… Внезапно вмешалось руководство канала. Оно сказало, что шутки “чрезмерно умны”, а им нужно что-нибудь… гораздо тупее. Да, они так и сказали, прямым текстом: “НАМ НУЖЕН ТУПОЙ, ИДИОТСКИЙ ЮМОР“. Я поинтересовался, почему именно тупой. Меня отослали к маркетинг-менеджеру канала, которая первым делом вывалила мне список маркетинг-тренингов, которые она прошла в разных странах, смысл которых сводился к одному: программы составляются строго для определённой аудитории, под определёную возрастную категорию, и пилотный контент всегда проверяется на “фокус-группах”.
Понятно, сказал я, и задумался. Выходит, канал провёл исследование, и выяснил, что большая часть зрителей его программ – это подростки, причём с уровнем интеллекта… Постойте. Секундочку. Поскольку от меня требовали “тупого, идиотского юмора”, то мой резонный вопрос был: “Значит, вы считаете, что ваша аудитория – тупые идиоты?” Я считал, что могу авторитетно судить об этом, ибо довольно долго работал с молодёжной аудиторией, и тупых идиотов там не так много, как, судя по всему, считает телеканал. Барышня-маркетолог прочла мне ещё одну расширенную лекцию о составлении телепрограмм, из которой я внезапно и чётко понял ещё одну, главную вещь, которая меня тогда сразила как телеграфный столб среди ясного неба: перед телеканалом стоит чёткая задача СДЕЛАТЬ свою аудиторию идиотами. Нет, это не моя параноидальная фантазия. То, что мы обычно говорим в шутку (”не делай из меня идиота!”), внезапно оказалось безжалостной, во всей своей абсурдности, правдой жизни. Подгонять молодых зрителей под уровень идиотов – это не случайная эстетическая прихоть создателей канала, нет, это именно задача, поставленная… А вот кем, я до сих пор не знаю.
Комментарии2