Афоризмы Никколо Макиавелли
Считаю его самым великим мыслителем человечества...
В наши времена уже очевидно, что те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность.
Войны начинают, когда хотят, но кончают - когда могут.
Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.
Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле.
Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.
Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале.
Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.
Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами.
Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.
Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.
Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать.
Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах.
Кому неведомо всегдашнее несоответствие между тем, что человек ищет и что находит?
Кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников.
Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.
Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне.
Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием.
Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
Люди не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
Люди по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.
Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.
Можно, думается мне, полагать истинным, что судьба распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим.
Не следует никому давать советы и пользоваться чужими советами, кроме общего совета - правила каждому - следовать велениям души и действовать смело.
Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно - требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным.
Неразумие людей таково, что они часто не замечают яда внутри того, что хорошо с виду.
Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.
Нрав людей непостоянен, и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно.
Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает.
Основой власти во всех государствах - как унаследованных, так и смешанных и новых - хорошие законы и хорошее войско.
Победа никогда не бывает полной в такой степени, чтобы победитель мог ни с чем не считаться и в особенности - мог поправить справедливость.
После смерти я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами.
Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно.
Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое - ты только себе вредишь. Ничто другое не истощает себя так, как щедрость: выказывая ее, одновременно теряешь самую возможность ее выказывать и либо впадаешь в бедность, возбуждая презрение, либо разоряешь других, чем навлекаешь на себя ненависть.
С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю.
Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что избегнув одной неприятности, попадаешь в другую.
Следует остерегаться злоупотребл*ть милосердием.
Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий - сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может.
Хотя новые порядки и изменяют сознание людей, надлежит стараться, чтобы в своем изменении порядки сохраняли как можно больше от старого.
Человек не может заставить себя свернуть с пути, на котором он до сих пор неизменно преуспевал.
Человек осмотрительный, не умеющий сделаться отважным, когда это необходимо, становится причиной своей гибели.
Человек, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто не добродетелен.
Человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми, и подражать наидостойнейшим, чтобы если не сравниться с ними в доблести, то хотя бы исполниться ее духа.
Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.
Чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки.
Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами.
Комментарии12