Булатных дел мастер
Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал,
Наследье бранного востока.
М.Ю. Лермонтов «Поэт»
Илья Куликов – известный в кругах оружейников ярославский кузнец. В наше время кузнецом удивить кого-либо трудно, но чтобы вам было интересней, я скажу, что он необычный кузнец. Это не ремесленник, а настоящий Мастер, шутя делающий потрясающие по красоте вещи из булатной и дамасской стали.
И булат, и дамаск это очень близкие по духу неоднородные красивые стали. Дамаск получается за счет сковывания нескольких пластин различных металлов. Берутся несколько тонких пластин и многократно проковываются, металлы смешиваются и получается дамаск. Булатную сталь варят. В составе и пропорциях сплава и состоит один из секретов этого металла. На фото как раз слитки булата, можно сказать, только что из тигля.
Во время варки важна любая мелочь, сплав должен свариться, но не быть передержаным на огне, соль и перец по вкусу. Дальнейшие действия зависят от предпочтения мастера. Кто-то предпочитает расковывать весь слиток, кто-то режет его вдоль или поперек, от этого будет зависеть будущий рисунок и прочность клинка. Илья предпочитает резать на четыре части, как апельсин.
В слитке рисунок металла напоминает срез дерева, просто круги. Такой рисунок мало кому интересен, поэтому от правильности расковки зависит не только прочность, но и будущий рисунок прожилок.
Вы думаете, Илья покажет нам какие-то секреты? Конечно нет, тренироваться будем на водопроводных трубах! Это, конечно, шутка. Труба приваривается на первоначальном этапе для удобства хвата.
Булатная сталь пришла к нам из Индии, где люди десятилетиями могут медитировать или годами делать один меч. У старых индусских кузнецов и молоты больше на молоточки походили, и времени видимо больше было.
Наши кузнецы активно использовали труд подмастерьев. Мастер знал куда бить, ученик умел держать кувалду. Такой дедовский способ значительно сокращал время изготовления, но все равно был не очень-то быстрым.
На помощь современным кузнецам приходит кузнечный молот. Во времена Аносова, крестного отца российского булата, это были огромные паровые махины. Почти как паровозы, только громче. Сейчас у кузнецов в почете оставшиеся после ликвидации советских заводов пневматические молоты. Не так будоражащие воображение, как паровые, но не менее производительные.
Несколько нагревов, несколько подходов и четвертинка булата превращается в прямоугольную пластину-заготовку. Вручную на это действо уйдет полдня, механизированным способом минут десять-пятнадцать. А у древних индусов не один день.
Чем мне понравился Илья, так это юмором и работой с деталями. Многие кузнецы мягко говоря, халтурят, не проковывая невидные глазу места, а то и вовсе “экономя” металл, приваривая вместо хвостовика болты и гвозди. А чего, он же все равно в рукоятке, никто не увидит.
Тут все по-честному. Будте уверены, что нож от Куликова сделан на совесть и потаенных “косяков” в нем нет. Кстати говоря, спасибо Илье за ликбез, когда я недавно был на производстве ножей в Златоусте, то некоторыми вопросами все же поставил людей в тупик
Про златоустовских ремесленников я еще расскажу, именно там в начале XIX века Павел Петрович Аносов развернул промышленное производство литого булата для нужд российской армии.
При расковке кузнец точно знает, какая сторона будет режущей, а какая станет обухом. Острием делают ту сторону, которая была внешней в слитке. Обратите внимание: вдоль клинка идет как-бы трещинка. На самом деле это “схлопнувшаяся” внешняя стенка слитка.
Один из вопросов, который возникает, почему же булат, который еще в начале прошлого века производили сотнями тонн и про который сложено столько стихов и сказок, почему он стал такой редкостью в современном мире? Дело в том, что сейчас существует огромное количество узкоспециализированных сплавов, более простых в изготовлении, более дешевых и менее капризных. Но по совокупности свойств, ценящихся при изготовлении холодного оружия, булатная сталь по сей день остается одним из лидеров.
Кроме того, при изготовлении клинка из такой “самоварной” стали кузнец вкладывает в изделие не только умение, но и немного души, а клинок, в свою очередь, может удивлять даже своего создателя
Почему же у булата и дамаска такие уникальные свойства? Все дело в неоднородности сплава. Металл с низким содержанием углерода более мягок, высокоуглеродистый наоборот, более тверд и лучше затачивается. При расковке булата и дамаска эти виды металлов смешиваются и сохраняют красивейший узор из линий. После закалки клинок приобретает и прочность, и гибкость одновременно. Кроме того такая сталь отлично держит заточку – мягкий металл стачивается, а высокоуглеродистый создает режущую кромку из мелких, не различимых глазу, зубчиков.
Конечно же мифы о волшебной силе булатной стали не более чем мифы. Булатный меч не был мечом-кладенцом, режущим доспехи как масло. Более того, многие историки сомневаются в правильности названия дамасской стали.
Город Дамаск никогда не был кузнечным или металлургическим центром. Это был огромный рынок, куда свозились товары с востока для продажи на запад. Булат и дамаск производился в Сирии, Персии и Индии, а в Дамаске просто продавались.
Да и качество средневековых изделий, по словам Ильи, не очень впечатляет. Есть единичные экземпляры, которые и выставлены в музеях, а в запасниках лежат тонны булатного ширпотреба, которым собственно и воевали.
Понятное дело, что такой трудоемкий процесс с помощью ручного труда не мог не отразиться на качестве. Ведь требовались огромные объемы относительно недорогого и надежного оружия и на мелкие недочеты глаза закрывали.
Илья ножи делает не спеша, как я уже говорил, с вниманием к деталям и по-хорошему дотошно. В последнее время очень редко берется за эксклюзивные вещи, чаще делает уже проверенные модели.
Такой подход объясняет очень просто. Чтобы сделать эксклюзивный надежный и удовлетворяющий требованиям булатный нож сил и времени надо затратить столько же, как и на изготовление нескольких проверенных моделей.
Конечно же это не значит, что Илья делает два-три вида ножей и все. У него постоянно какие-то идеи, какие-то новые виды клинков в работе, какие-то у знакомых в “тест-драйве”. При таком подходе про каждый клинок он может сказать, что гарантирует его качество.
Пока свежевыкованный клинок остывает и ждет дальнейшей обработки, посмотрим дамаск. И дамаск, и булат это не название какого-то конкретного сплава, а скорее название процесса, с помощью которого этот сплав получен. Брусок слева это дамаск из трех мягких металлов, который используется при изготовлении рукоятей. Кстати, рукояти Илья тоже делает сам. Раньше этим занимался краснодеревщик, но “хочешь хорошо – сделай сам”.
А справа брусок из метеоритного металла. Это действительно когда-то был метеорит, очень редкий и трудный в плавке и обработке металл.
Единственный в мире метеоритный нож. Внутренний слой из булата, а внешние слои из метеорита. Вид пока что страшненький, ну да на то он и экспериментальный
Следующим этапом является обдирка и грубая шлифовка на наждачной ленте. Чисто теоретически клинок можно выковать практически идеально, останется только отшлифовать, но это слишком долго. Кроме того снятие слоя металла с боков добавляет оригинальности рисунку булата.
Хоть в кузнице и нет главного инженера, но охране здоровья уделяется должное внимание. Еще бы, оно одно и свое, а кузнечное дело считается для легких одним из самых вредных.
Вот так, с шутками и прибаутками, почти что родился новый нож. Мы не посмотрели процесс варки булата, и не посмотрим процесс закалки, но тут уж лучше Мастеру не мешать.
Вот вкратце то, что мы видели: слиток булата, четвертушки, пластина-заготовка, откованный клинок, клинок после первичной грубой обдирки и клинок, подготовленный к закалке и шлифовке.
Как говорит Илья, заказчику полуфабрикат лучше не показывать, а отдать сразу готовый нож. В чем-то я с ним соглашусь
Но даже без закалки его можно использовать в качестве стеклореза. Гусары?
Моя дочка получила настоящий оберег из рук настоящего кузнеца – настоящий кованый гвоздь! Лисычу подарок понравился
Наш клинок все еще является заготовкой, ему еще предстоит закалка, шлифовка, травление, заточка. Конечно же будет красивая функциональная рукоять и ножны. И любящий, ценящий хозяин. А иначе зачем?
Если вы захотите купить хороший нож или почитать интересные статьи о кузнечном деле и булатной стали, добро пожаловать на сайт Ильи Куликова bestbulat.ru. А еще там есть фотографии его лучших работ, например вот этой “Бухары”.
Во время варки важна любая мелочь, сплав должен свариться, но не быть передержаным на огне, соль и перец по вкусу. Дальнейшие действия зависят от предпочтения мастера. Кто-то предпочитает расковывать весь слиток, кто-то режет его вдоль или поперек, от этого будет зависеть будущий рисунок и прочность клинка. Илья предпочитает резать на четыре части, как апельсин.
В слитке рисунок металла напоминает срез дерева, просто круги. Такой рисунок мало кому интересен, поэтому от правильности расковки зависит не только прочность, но и будущий рисунок прожилок.
Вы думаете, Илья покажет нам какие-то секреты? Конечно нет, тренироваться будем на водопроводных трубах! Это, конечно, шутка. Труба приваривается на первоначальном этапе для удобства хвата.
Булатная сталь пришла к нам из Индии, где люди десятилетиями могут медитировать или годами делать один меч. У старых индусских кузнецов и молоты больше на молоточки походили, и времени видимо больше было.
Наши кузнецы активно использовали труд подмастерьев. Мастер знал куда бить, ученик умел держать кувалду. Такой дедовский способ значительно сокращал время изготовления, но все равно был не очень-то быстрым.
На помощь современным кузнецам приходит кузнечный молот. Во времена Аносова, крестного отца российского булата, это были огромные паровые махины. Почти как паровозы, только громче. Сейчас у кузнецов в почете оставшиеся после ликвидации советских заводов пневматические молоты. Не так будоражащие воображение, как паровые, но не менее производительные.
Несколько нагревов, несколько подходов и четвертинка булата превращается в прямоугольную пластину-заготовку. Вручную на это действо уйдет полдня, механизированным способом минут десять-пятнадцать. А у древних индусов не один день.
Чем мне понравился Илья, так это юмором и работой с деталями. Многие кузнецы мягко говоря, халтурят, не проковывая невидные глазу места, а то и вовсе “экономя” металл, приваривая вместо хвостовика болты и гвозди. А чего, он же все равно в рукоятке, никто не увидит.
Тут все по-честному. Будте уверены, что нож от Куликова сделан на совесть и потаенных “косяков” в нем нет. Кстати говоря, спасибо Илье за ликбез, когда я недавно был на производстве ножей в Златоусте, то некоторыми вопросами все же поставил людей в тупик
Про златоустовских ремесленников я еще расскажу, именно там в начале XIX века Павел Петрович Аносов развернул промышленное производство литого булата для нужд российской армии.
При расковке кузнец точно знает, какая сторона будет режущей, а какая станет обухом. Острием делают ту сторону, которая была внешней в слитке. Обратите внимание: вдоль клинка идет как-бы трещинка. На самом деле это “схлопнувшаяся” внешняя стенка слитка.
Один из вопросов, который возникает, почему же булат, который еще в начале прошлого века производили сотнями тонн и про который сложено столько стихов и сказок, почему он стал такой редкостью в современном мире? Дело в том, что сейчас существует огромное количество узкоспециализированных сплавов, более простых в изготовлении, более дешевых и менее капризных. Но по совокупности свойств, ценящихся при изготовлении холодного оружия, булатная сталь по сей день остается одним из лидеров.
Кроме того, при изготовлении клинка из такой “самоварной” стали кузнец вкладывает в изделие не только умение, но и немного души, а клинок, в свою очередь, может удивлять даже своего создателя
Почему же у булата и дамаска такие уникальные свойства? Все дело в неоднородности сплава. Металл с низким содержанием углерода более мягок, высокоуглеродистый наоборот, более тверд и лучше затачивается. При расковке булата и дамаска эти виды металлов смешиваются и сохраняют красивейший узор из линий. После закалки клинок приобретает и прочность, и гибкость одновременно. Кроме того такая сталь отлично держит заточку – мягкий металл стачивается, а высокоуглеродистый создает режущую кромку из мелких, не различимых глазу, зубчиков.
Конечно же мифы о волшебной силе булатной стали не более чем мифы. Булатный меч не был мечом-кладенцом, режущим доспехи как масло. Более того, многие историки сомневаются в правильности названия дамасской стали.
Город Дамаск никогда не был кузнечным или металлургическим центром. Это был огромный рынок, куда свозились товары с востока для продажи на запад. Булат и дамаск производился в Сирии, Персии и Индии, а в Дамаске просто продавались.
Да и качество средневековых изделий, по словам Ильи, не очень впечатляет. Есть единичные экземпляры, которые и выставлены в музеях, а в запасниках лежат тонны булатного ширпотреба, которым собственно и воевали.
Понятное дело, что такой трудоемкий процесс с помощью ручного труда не мог не отразиться на качестве. Ведь требовались огромные объемы относительно недорогого и надежного оружия и на мелкие недочеты глаза закрывали.
Илья ножи делает не спеша, как я уже говорил, с вниманием к деталям и по-хорошему дотошно. В последнее время очень редко берется за эксклюзивные вещи, чаще делает уже проверенные модели.
Такой подход объясняет очень просто. Чтобы сделать эксклюзивный надежный и удовлетворяющий требованиям булатный нож сил и времени надо затратить столько же, как и на изготовление нескольких проверенных моделей.
Конечно же это не значит, что Илья делает два-три вида ножей и все. У него постоянно какие-то идеи, какие-то новые виды клинков в работе, какие-то у знакомых в “тест-драйве”. При таком подходе про каждый клинок он может сказать, что гарантирует его качество.
Пока свежевыкованный клинок остывает и ждет дальнейшей обработки, посмотрим дамаск. И дамаск, и булат это не название какого-то конкретного сплава, а скорее название процесса, с помощью которого этот сплав получен. Брусок слева это дамаск из трех мягких металлов, который используется при изготовлении рукоятей. Кстати, рукояти Илья тоже делает сам. Раньше этим занимался краснодеревщик, но “хочешь хорошо – сделай сам”.
А справа брусок из метеоритного металла. Это действительно когда-то был метеорит, очень редкий и трудный в плавке и обработке металл.
Единственный в мире метеоритный нож. Внутренний слой из булата, а внешние слои из метеорита. Вид пока что страшненький, ну да на то он и экспериментальный
Следующим этапом является обдирка и грубая шлифовка на наждачной ленте. Чисто теоретически клинок можно выковать практически идеально, останется только отшлифовать, но это слишком долго. Кроме того снятие слоя металла с боков добавляет оригинальности рисунку булата.
Хоть в кузнице и нет главного инженера, но охране здоровья уделяется должное внимание. Еще бы, оно одно и свое, а кузнечное дело считается для легких одним из самых вредных.
Вот так, с шутками и прибаутками, почти что родился новый нож. Мы не посмотрели процесс варки булата, и не посмотрим процесс закалки, но тут уж лучше Мастеру не мешать.
Вот вкратце то, что мы видели: слиток булата, четвертушки, пластина-заготовка, откованный клинок, клинок после первичной грубой обдирки и клинок, подготовленный к закалке и шлифовке.
Как говорит Илья, заказчику полуфабрикат лучше не показывать, а отдать сразу готовый нож. В чем-то я с ним соглашусь
Но даже без закалки его можно использовать в качестве стеклореза. Гусары?
Моя дочка получила настоящий оберег из рук настоящего кузнеца – настоящий кованый гвоздь! Лисычу подарок понравился
Наш клинок все еще является заготовкой, ему еще предстоит закалка, шлифовка, травление, заточка. Конечно же будет красивая функциональная рукоять и ножны. И любящий, ценящий хозяин. А иначе зачем?
Если вы захотите купить хороший нож или почитать интересные статьи о кузнечном деле и булатной стали, добро пожаловать на сайт Ильи Куликова bestbulat.ru. А еще там есть фотографии его лучших работ, например вот этой “Бухары”.
Комментарии10