Памятная медаль "280 лет масонства в России"
РОО "Академия русской символики "МАРС" разработала памятную медаль "280-летие масонства в России"
Читаем, смотрим, оцениваем! :thumbup:
Считается, что масонство в России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения. Первое достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г, когда гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим Мастером для России.
В целом все они символизировали святость труда. В их число входили:
циркуль, раскрытый на 60°, - главный масонский знак голубого масонства; символ высшего разума, которым надо соразмерять свои действия; символ довольства своей долей, а также эмблема единения всех масонских кружков, лиц своего масонского круга;
угольник (угломер) - символ закона и совести, эмблема части земного шара, освещенной солнцем;
24-дюймовая масштабная линейка - масштаб для проверки того, соответствуют ли деяния масонов вечным истинам. 24 деления символизировали 24 часа суток;
отвес (уровень, ватерпас) символизировал равенство всех масонов, невзирая на титулы и общественное положение;
чертежная доска символизировала планомерность в работе, умения или мастерства;
молоток - символ инструмента, обрабатывающего дикий камень, отсекающего ненужное, вредное, а в высоком смысле - символ совести, искры божьей в человеке;
лопаточка (мастерок) для штукатурных работ, для сглаживания неровностей кладки - символ строгости к себе и снисходительности к чужим слабостям и ошибкам, которые следует терпеливо исправлять; знак Мастера;
дикий, необработанный камень - символ грубой нравственности, хаоса;
камень строгой кубической формы, полированный - символ обработанной нравственности, культуры.
Библия символизировала «свет во тьме». Она лежала на алтаре, освещалась и была всегда раскрыта, что символизировало «открытое слово божье». Библия раскрывалась для голубых масонов всегда на первой главе Евангелия от Иоанна, для других масонских орденов, для высшего масонства (золото-розового и красного) - на тех местах, которые так или иначе отвечали духу и смыслу того или иного заседания масонской ложи в данный момент;
жертвенник внешне, формой и окраской (цветом), повторял древнееврейские жертвенники, символизировал необходимость жертвы во имя общества, отказа от «гордыни», «преимуществ» и т. п.;
светильник, светильники. Употреблялись семисвечники, троесвечники, отдельные одинарные подсвечники и свечи. Наиболее частым было употребление трех свечей, а также утроение трех по три, девяти по три и более, вплоть до девяти по девять, то есть до 81 свечи (самое большое число масонских свечей, зажигаемых в самых исключительных и торжественных случаях). Свечи символизировали свет, ясность, истину;
песочные часы ставили вместе с Библией и черепом с костями на покрытый черным покрывалом стол. Они символизировали вечность времени и кратковременность, и бренность человека и его существования;
ветвь акации могла быть либо изготовленной из золота, либо натуральной. Символизировала Солнце, жизненную силу, бессмертие (масоны смешивали акацию с терновником;
гроб, череп и кости, скелет - атрибуты смерти должны вызывать бесстрашие, презрение к смерти и одновременно демонстрировать бренность человеческого существования.
обнаженный меч и шпаги символизировали карающий закон: наказание предателей и защиту невинных;
круглые шляпы - символ вольности;
кафинские узлы - украшения, изготовленные из золотого шнура и игравшие роль талисманов; иногда они были унизаны жемчугом. Завязывались в виде бантов, напоминавших вензеля. Эти «кафинские узлы», иными словами, «генуэзские узлы» (от Кафы - колонии Генуи в средние века в Крыму) символизировали единение (неразрывное единство) всех масонов мира;
треугольные пластины («треугольники»), изготовленные из золота. В центре их было написано на древнееврейском языке имя либо Иёго (для голубых масонов), либо Адонаи (другое зашифрованное имя Иеговы - для красных масонов), либо око Провидения. Эти «треугольники» символизировали высшее совершенство духа, божественное начало;
два прямых столба посреди масонских зал - символы силы и стойкости, жизни и смерти, добра и зла.
Солнце, Луна, пламенеющая звезда, мозаичный пол, звезды и др.:
Солнце означало истину, мужество, правосудие;
Луна - чистую любовь, воздержание, природу;
пламенеющая (или лучезарная) звезда - «Дух», наполняющий всю природу, жизненную силу, ум, указывающий путь к истине;
мозаичный пол - богатство творений Бога и переменчивый ход жизни;
семь звезд - семь даров святого духа: премудрость, разум, совесть, крепость, наука, страх божий и любовь;
пятиконечная звезда, в центре которой нередко изображалась фигурка человека, означала пять чувств, которые должны совершенствоваться: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Одновременно пятиконечные звезды означали охранный знак, то есть употреблялись в их древнейшем исконном значении;
«золотые слезы», вышиваемые на коврах, лентах, запонах, символизировали смятение человека, что трактовалось как начало премудрости, ибо смятение, пробиваясь сквозь нашу чувственность, возрождает падшие духовные силы;
три столба с разными капителями: тосканский стиль - мудрость, дорический - сила, коринфский - красота;
улей символизировал трудолюбие, неустанность масонской работы.
В целом символика масонов отличалась склонностью к мистицизму. Масонская символика включала и свою своеобразную символику цвета.
Наиболее употребительными были голубой (лазурный) и красный цвета, наряду с которыми применялись серебряный (белый), золотой, черный, пурпурный, розовый, кроваво-красный - в целом либо символы смерти, печали, крови или, наоборот, неба и чистоты. Редко встречались сочетания зеленого с красным и зеленого с белым.
Обряд принятия в масоны (символизировал убиение и воскресение).
Хоровое пение гимна «Коль славен наш Господь в Сионе».
Составление так называемой цепи (каждый подавал свою правую руку стоявшему слева от него, а левую - стоявшему справа). Братская цепь была символом неразрывного единения всех членов общества масонов.
Масонские трапезы делились на два приема: вначале подавались зелень, печеный агнец, хлеб, соль и вино, затем все переходили в другую залу, где стол покрывался багрового цвета сукном с нашитым на скатерть белым крестом Иоанна Иерусалимского. На золотом блюде - хлеб, прикрытый белым полотном. В хрустальной чаше - красное вино, также прикрытое полотном. Никаких кушаний не было.
Эти трапезы устраивались раз в год - в Великий четверг на Страстной неделе, то есть в канун Пасхи, в 12 часов ночи.
Кроме этой торжественной трапезы существовали еще общие обеды и ужины масонов, называемые столовыми ложами. На них в зависимости от случая и значения употреблялись днем - 7 блюд, вечером 5 или 3 (в самых обычных случаях), а число здравиц за трапезой должно было достигать 9.
Неофициальный гимн российского масонства "Коль славен наш Господь в Сионе"
Слова М. М. Хераскова. Музыка Д. С. Бортнянского
Исполненяет мужской хор "Валаам" под управлением И. Ушакова
Андрей Богданов - Великий мастер масонской Великой Ложи России
Информация о массонах, их знаках и ритуалах
I. Инструменты строительного ремесла:
В целом все они символизировали святость труда. В их число входили:
циркуль, раскрытый на 60°, - главный масонский знак голубого масонства; символ высшего разума, которым надо соразмерять свои действия; символ довольства своей долей, а также эмблема единения всех масонских кружков, лиц своего масонского круга;
угольник (угломер) - символ закона и совести, эмблема части земного шара, освещенной солнцем;
24-дюймовая масштабная линейка - масштаб для проверки того, соответствуют ли деяния масонов вечным истинам. 24 деления символизировали 24 часа суток;
отвес (уровень, ватерпас) символизировал равенство всех масонов, невзирая на титулы и общественное положение;
чертежная доска символизировала планомерность в работе, умения или мастерства;
молоток - символ инструмента, обрабатывающего дикий камень, отсекающего ненужное, вредное, а в высоком смысле - символ совести, искры божьей в человеке;
лопаточка (мастерок) для штукатурных работ, для сглаживания неровностей кладки - символ строгости к себе и снисходительности к чужим слабостям и ошибкам, которые следует терпеливо исправлять; знак Мастера;
дикий, необработанный камень - символ грубой нравственности, хаоса;
камень строгой кубической формы, полированный - символ обработанной нравственности, культуры.
II. Предметы света и тьмы в жизни человека, высоты духа и бренности человеческого существования (символы бессмертия и смерти):
Библия символизировала «свет во тьме». Она лежала на алтаре, освещалась и была всегда раскрыта, что символизировало «открытое слово божье». Библия раскрывалась для голубых масонов всегда на первой главе Евангелия от Иоанна, для других масонских орденов, для высшего масонства (золото-розового и красного) - на тех местах, которые так или иначе отвечали духу и смыслу того или иного заседания масонской ложи в данный момент;
жертвенник внешне, формой и окраской (цветом), повторял древнееврейские жертвенники, символизировал необходимость жертвы во имя общества, отказа от «гордыни», «преимуществ» и т. п.;
светильник, светильники. Употреблялись семисвечники, троесвечники, отдельные одинарные подсвечники и свечи. Наиболее частым было употребление трех свечей, а также утроение трех по три, девяти по три и более, вплоть до девяти по девять, то есть до 81 свечи (самое большое число масонских свечей, зажигаемых в самых исключительных и торжественных случаях). Свечи символизировали свет, ясность, истину;
песочные часы ставили вместе с Библией и черепом с костями на покрытый черным покрывалом стол. Они символизировали вечность времени и кратковременность, и бренность человека и его существования;
ветвь акации могла быть либо изготовленной из золота, либо натуральной. Символизировала Солнце, жизненную силу, бессмертие (масоны смешивали акацию с терновником;
гроб, череп и кости, скелет - атрибуты смерти должны вызывать бесстрашие, презрение к смерти и одновременно демонстрировать бренность человеческого существования.
III. Другие масонские предметы:
обнаженный меч и шпаги символизировали карающий закон: наказание предателей и защиту невинных;
круглые шляпы - символ вольности;
кафинские узлы - украшения, изготовленные из золотого шнура и игравшие роль талисманов; иногда они были унизаны жемчугом. Завязывались в виде бантов, напоминавших вензеля. Эти «кафинские узлы», иными словами, «генуэзские узлы» (от Кафы - колонии Генуи в средние века в Крыму) символизировали единение (неразрывное единство) всех масонов мира;
треугольные пластины («треугольники»), изготовленные из золота. В центре их было написано на древнееврейском языке имя либо Иёго (для голубых масонов), либо Адонаи (другое зашифрованное имя Иеговы - для красных масонов), либо око Провидения. Эти «треугольники» символизировали высшее совершенство духа, божественное начало;
два прямых столба посреди масонских зал - символы силы и стойкости, жизни и смерти, добра и зла.
IV. Масонские изображения - помимо предметов, у масонов существовали символические изображения:
Солнце, Луна, пламенеющая звезда, мозаичный пол, звезды и др.:
Солнце означало истину, мужество, правосудие;
Луна - чистую любовь, воздержание, природу;
пламенеющая (или лучезарная) звезда - «Дух», наполняющий всю природу, жизненную силу, ум, указывающий путь к истине;
мозаичный пол - богатство творений Бога и переменчивый ход жизни;
семь звезд - семь даров святого духа: премудрость, разум, совесть, крепость, наука, страх божий и любовь;
пятиконечная звезда, в центре которой нередко изображалась фигурка человека, означала пять чувств, которые должны совершенствоваться: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Одновременно пятиконечные звезды означали охранный знак, то есть употреблялись в их древнейшем исконном значении;
«золотые слезы», вышиваемые на коврах, лентах, запонах, символизировали смятение человека, что трактовалось как начало премудрости, ибо смятение, пробиваясь сквозь нашу чувственность, возрождает падшие духовные силы;
три столба с разными капителями: тосканский стиль - мудрость, дорический - сила, коринфский - красота;
улей символизировал трудолюбие, неустанность масонской работы.
В целом символика масонов отличалась склонностью к мистицизму. Масонская символика включала и свою своеобразную символику цвета.
Наиболее употребительными были голубой (лазурный) и красный цвета, наряду с которыми применялись серебряный (белый), золотой, черный, пурпурный, розовый, кроваво-красный - в целом либо символы смерти, печали, крови или, наоборот, неба и чистоты. Редко встречались сочетания зеленого с красным и зеленого с белым.
V. В систему масонской символики входили и некоторые ритуальные действия:
Обряд принятия в масоны (символизировал убиение и воскресение).
Хоровое пение гимна «Коль славен наш Господь в Сионе».
Составление так называемой цепи (каждый подавал свою правую руку стоявшему слева от него, а левую - стоявшему справа). Братская цепь была символом неразрывного единения всех членов общества масонов.
Масонские трапезы делились на два приема: вначале подавались зелень, печеный агнец, хлеб, соль и вино, затем все переходили в другую залу, где стол покрывался багрового цвета сукном с нашитым на скатерть белым крестом Иоанна Иерусалимского. На золотом блюде - хлеб, прикрытый белым полотном. В хрустальной чаше - красное вино, также прикрытое полотном. Никаких кушаний не было.
Эти трапезы устраивались раз в год - в Великий четверг на Страстной неделе, то есть в канун Пасхи, в 12 часов ночи.
Кроме этой торжественной трапезы существовали еще общие обеды и ужины масонов, называемые столовыми ложами. На них в зависимости от случая и значения употреблялись днем - 7 блюд, вечером 5 или 3 (в самых обычных случаях), а число здравиц за трапезой должно было достигать 9.
Комментарии12