Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре
Закономерности джазовой гармонии и их иллюстрации
в прогрессивных аккордовых формах
в прогрессивных аккордовых формах
В гармонии под классом понимают группу аккордов, имеющих определенные общие признаки. Классификация септаккордов облегчает анализ гармонии и позволяет установить закономерности взаимодействия аккордов.
Таблица септаккордов
Прогрессивная аппликатура аккордов
Изложение аккордов минимальным количеством звуков в широком расположении называется прогрессивными аккордовыми формами. Аккорды звучат более объемно и выпукло благодаря большему числу обертонов. В них отсутствуют удвоения, а зачастую и основные ступени, звучание приобретает большую выразительность.
Аккорды в открытой позиции
Основные аппликатуры септаккордов пяти классов, верхние с тоникой на шестой струне, нижние - с тоникой на пятой струне
Очень важно освоить аппликатуры аккордов, добиться чистого их звучания при игре, как пальцами, так и медиатором. Изучение материала бесполезно, если нет автоматизма в постановке нужного аккорда, если он звучит грязно-с призвуками от заглушенных струн. Только поначалу аппликатуры кажутся неудобными, в зависимости от анатомии руки надо тщательно подобрать положения пальцев.
Септаккорды на ступенях мажорного ряда
В джазе часто употребляются аккорды, построенные на основных ступенях лада. Семь септаккордов, построенных на ступенях мажорного ряда, называются диатонической шкалой
Нетрудно заметить, что в мажорной гамме встречаются септаккорды четырех различных классов.
Способы игры мажорной гаммы септаккордами
Игра гамм септаккордами - одна из самых важных форм развития гитариста.
Способ игры гаммы фа мажор, движение тоники идет по шестой струне. Черточка - V лад грифа
Способ игры гаммы си бемоль мажор, движение тоники идет по пятой струне.
Учить надо в медленном темпе отдельными отрезками в восходящем и нисходящем движении. Для удобства вначале можно изучить аппликатуры на определенном участке грифа, как показано ниже
Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах
В джазовом аккомпанементе часто встречаются типичные последовательности - гармонические модели. Они обозначаются в виде цифрового баса и являются формулой, применимой в любой тональности. Различают три типа моделей - 1. диатонические, 2. хроматические. 3. альтерированные.
Диатонические модели строятся на основных ступенях лада
Предлагаемые модели встречаются наиболее часто. Каждую надо выучить наизусть и играть в разных тональностях. Очень важно с первых же упражнений усвоить отрезок модели целиком, запоминая аппликатурную связь аккордов - это придает игре осмысленность.
Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах
В хроматических моделях встречается движение септаккордов по полутонам. Аппликатура одного из вариантов в тональностях фа и си-бемоль мажор в пределах октавы приведена ниже. Мелодическое движение гаммы в первом случае начинается на шестой и продолжается на пятой струне, а во втором - наоборот, вначале происходит на пятой, а потом - на шестой.
Полутоновые интервалы диатонической гаммы при движении септаккордов, как правило, заполняется уменьшенными септаккордами, хотя встречаются и другие варианты. Аппликатурные варианты нескольких моделей показаны ниже. Разучивать их надо последовательно, в постоянном темпе и различных тональностях.
Существуют также модели, основанные на квинтовом круге. В теории музыки квинтовый круг используют для наглядного показа соотношения тональностей. Строго говоря, это не круг, а спираль, на которой по часовой стрелке последовательно обозначены тональности одного лада. По этому принципу, то есть по квинтам, можно расположить септаккорды, встречающиеся на ступенях данного лада. В моделях квинтового круга могут встретиться аккорды, заимствованные из одноименной минорной тональности: в до мажоре на II ступени вместо Dm7 появится Dm7b5, что является одной из важных закономерностей диатонической гармонии. Таким образом любой диатонический аккорд, построенный на основных ступенях минорной тональности, может быть использован в одноименной мажорной тональности. Ниже приведены аппликатурные варианты наиболее типичных гармонических моделей, основанных на квинтовом круге.
Комментарии3