Зодчество Древней Руси
Русскому бревенчатому строительству в том виде, в каком оно сформировалось в недрах Древней Руси, нет на земле аналогов. Его памятники восхищают весь мир. А ведь это немногое, что сохранилось до наших дней.
Древнерусское деревянное зодчество - отражение красоты и правды русской жизни. Величественные ансамбли городов-крепостей с их благодатными церквями и часовнями, крестьянские усадьбы с множеством хозяйственных построек, таежные избушки и лабазы, - этот утраченный мир былой России, представленный на фоне "неизглаголенных" красот природы Русской земли.
Кижский погост, Преображенская церковь,
Спасо-Преображенская церковь
купола Преображенья
Покровская церковь.
Церковь Воскресения. Суздаль
Церковь Преображения Господня в Острове Ленинского района Московской области. Вид с юго-запада. На первом плане деревянная часовня Николая Чудотворца
Сретенская церковь. Заостровье. Приморский район Архангельской области
Сретено-Михайловская церковь. Красная Ляга. Каргопольский район Архангельской области
1Спас-Вежи 1682 г
Церковь Ризоположения в деревне Бородава - древнейший деревянный памятник на территории России, сооруженный в 1485 году.
Благовещение_ Фрагмент иконы. XV в
Жилая застройка Неревского конца. Новгород. Конец XIV в. Реконструкция Г.В. Борисевича
Мастерские избы
Острог в глухой тайге Тюменьской обл
Шатровый пятиглавый храм_Поставлено торговым человеком Московским
Терем на каменных сенях
Надвратная церковь над проездом к Святому Озеру
На прямохожей дорожке прямоезжей
Московский Кремль, 1156. Реконструкция Г.В. Борисевича, Н.С. Владимирской, А.Г. Векслера
Деревянный Кремль
С момента прихода к власти династии Романовых, Россия потеряла большую часть своей самобытной архитектуры. Уничтожалось все, что не вписывалось в происхождение рода Романовых. Уничтожались или перестраивались храмы, церкви, монастыри, терема знатных бояр. Менялись названия городов, исторические центры одних, переносились в другие. Строилось отличительное от старой русской стилистики на манер запада.
Глубинный смысл древнерусских бревенчатых теремов, церквей, часовен безжалостно искажался под видом их "благолепных обновлений". Это явление было также напрямую связано с гонениями на приверженцев старой веры, достигнув своего апогея во второй половине XIX века.
Новый виток разрушения исторических памятников, пришелся на момент революционных преобразований. Если поставить в пример храм Василия Блаженного, то за свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж. Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина "Лазарь, поставь на место!" и решение о сносе было отменено.
Остатки былого в виде архитектурно-духовной основы бревенчатых церквей и часовен искажается и поныне. На пути их реставрации и воскрешения всегда встают преграды; проблема заговаривается и обессмысливается, сориентированная на полузнание. Но все равно, все, что осталось - восхищает.
Был в истории России, надеюсь последний, самый разрушительный ее момент - это война 1941-45г. Враг не жалел никого и конечно оставшиеся древние строения приводили его в ярость. Фашисты взрывали и уничтожали все, что было связано с историей России. Но кончилась война, часть церквей и храмов была восстановлена или перестроена, а часть утрачена навсегда.
Ново-Иерусалимский монастырь до разрушения фашистами
Новый Иерусалим - святыня Православной Церкви - варварски взорванной немцами
Что осталось от собора в Новом Иерусалиме
Разрушенная немцами церковь в селе Маслове Тульской области
Разрушенный немецкими бомбами храм в г. Севастополе
Церковь Святых Жен-Мироносиц в г. Серпухове Московской области, разрушенная немцами
3 ноября 1941 года, немцами был взорван Успенский собор
В 2000 году Успенский собор был полностью восстановлен
Храм Христа Спасителя деревянный (Борки) первый_разобран в 1890-х
Храм Христа Спасителя (Борки) второй, построен на месте первого, уничтожен фашистами
Разобраный памятник Тысячилетия Руси в Новгороде. Фашисты хотели вывезти его в Германию
Храм Спаса-на-Нередице 1944 г_ Место съемки Новгород Великий
Вид разрушенной и сожженной гитлеровцами церкви в д. Безобразово
В наше время, сохранившиеся исторические архитектурные памятники древнего зодчества иногда сгорают в случайных и не очень пожарах.
В середине 19 века царским правительством и Синодом окончательно подавляется движение старообрядчества. Начинается многоплановое системное уничтожение старообрядческой архитектуры, к которой причисляются все древние деревянные церкви, воплощавшие в себе самобытные традиции народной культуры. Часто под предлогом ветхости уничтожалось огромное число старых часовен, церквей, монастырских ансамблей. Десятки и сотни скитов были разрушены до основания. А рядом со старыми деревянными церквами во второй половине 19 века повсеместно стали строить по типовым проектам новые каменные церкви. Притом большинство выдающихся памятников древнерусского деревянного зодчества были коренным образом перестроены. Даже каменные церкви и храмы уничтожались или перестраивались. Древние реликвии стали именоваться сделанными "в подлом вкусе", "топорной работы" и т.п., а их искажения - "благолепными обновлениями языческих и старообрядческих храмов". Подлинно народная архитектура, насыщенная искренностью и глубиной мысли, превращалась в безликий разностильный конгломерат с элементами ампира, классицизма, барокко, ново-византизма и т.п. Времена меняются и сейчас можно увидеть в строительстве церквей некую тягу к своим историческим корням.
Русский человек не представляет себе Родины без благоухающей лесом золотистой рубленой избы, без чудного и дивного храма, без сторожевой башни под шатром, без обетного креста у дороги. Счастье земной жизни связывал с их образами. В них - душа народа. Вместе с нею вплетаются старинные памятники в неразрывную цепь событий и явлений русской жизни, в неразрывную цепь истории.
В области церковного строительства России, внешние влияния меньше всего коснулись деревянных сооружений. Приемы их архитектурно-художественного и конструктивного построения сложились и утвердились еще в Древней Руси. А дошли они до нас благодаря, главным образом, приверженности старообрядцев русской старине.
Древнерусское деревянное зодчество как самобытная ветвь отечественной культуры сформировалось в те далекие времена, когда на Руси "и князья, и бояре, и духовенство, и народ, и дружина земская - все классы и все виды населения были проникнуты одним духом, одними убеждениями, однородными понятиями, одинаковою потребностью общего блага". Таково было духовное состояние русского народа в преддверии создания огромного самодержавного государства, постоянно расширявшего свои границы и ставшего в конечном итоге крупнейшей империей.
Божий храм о трех маковках. Монастырская надвратная башня с вышкой и всходами на гульбище
Девятиглавая шатровая церковь
Деревянная девятиглавая церковь с колокольней
Амбары у погоста Лядины XIX в
Мельница XIX века. Деревня Малое Токарево Костромской области
Мельница из села Борч. XIX в.
Жилой дом в деревне Васильево
Жилой дом в деревне Васильево-
Идеи христианства, принятые на Руси, проникали во все сферы ее бытия, обуславливая сознание народа и его сокровенные идеалы. Творения искусства, в том числе и архитектуры, были воистину самобытны.
В настоящее время в воскрешении образов древнерусского зодчества - осмысленном, глубинном, а не бездарно-подражательном - видится зримое единение Русской Православной Церкви с чарующей культурой Древней Руси, с незамутненными истоками отеческой веры-культуры. Именно теперь, РПЦ является приемницей русской древней стилистики.
"По вере вашей да будет вам" (Мф. 9, 29).
кружевная резьба
Это то, немногое, что сохранилось с домонгольской, ордынской Руси.
Георгиевский собор_1230г
Архитектурный пояс Дмитриевского собора во Владимире. Внутри фрагменты домонгольских фресок XII века, снаружи знаменитая белокаменная резьба - символ Владимиро-Суздальской Руси
Фрагмент декора фасада Дмитриевского собора во Владимире
Портал Георгиевского собора в Юрьеве-Польском Владимирской области
Фрагмент декора фасада церкви Покрова-на-Нерли близ посёлка Боголюбово Суздальского района Владимирской области.
Фрагмент резьбы фасада Георгиевского собора в Юрьеве-Польском Владимирской области
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь_1156г
Золотые ворота во Владимире, построены при Андрее Боголюбском в 1158-1164
Успенский кафедральный собор в Ростове Великом _991г
была построена в 1393-1394 гг. по заказу вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии,, в память Куликовской битвы
Софийский собор Киевской Руси_1017-1022 г
Новгородский Софийский собор старше собора Парижской Богоматери на 100 лет
Спасо-Преображенская церковь
купола Преображенья
Покровская церковь.
Церковь Воскресения. Суздаль
Церковь Преображения Господня в Острове Ленинского района Московской области. Вид с юго-запада. На первом плане деревянная часовня Николая Чудотворца
Сретенская церковь. Заостровье. Приморский район Архангельской области
Сретено-Михайловская церковь. Красная Ляга. Каргопольский район Архангельской области
1Спас-Вежи 1682 г
Церковь Ризоположения в деревне Бородава - древнейший деревянный памятник на территории России, сооруженный в 1485 году.
Благовещение_ Фрагмент иконы. XV в
Жилая застройка Неревского конца. Новгород. Конец XIV в. Реконструкция Г.В. Борисевича
Мастерские избы
Острог в глухой тайге Тюменьской обл
Шатровый пятиглавый храм_Поставлено торговым человеком Московским
Терем на каменных сенях
Надвратная церковь над проездом к Святому Озеру
На прямохожей дорожке прямоезжей
Московский Кремль, 1156. Реконструкция Г.В. Борисевича, Н.С. Владимирской, А.Г. Векслера
Деревянный Кремль
С момента прихода к власти династии Романовых, Россия потеряла большую часть своей самобытной архитектуры. Уничтожалось все, что не вписывалось в происхождение рода Романовых. Уничтожались или перестраивались храмы, церкви, монастыри, терема знатных бояр. Менялись названия городов, исторические центры одних, переносились в другие. Строилось отличительное от старой русской стилистики на манер запада.
Глубинный смысл древнерусских бревенчатых теремов, церквей, часовен безжалостно искажался под видом их "благолепных обновлений". Это явление было также напрямую связано с гонениями на приверженцев старой веры, достигнув своего апогея во второй половине XIX века.
Новый виток разрушения исторических памятников, пришелся на момент революционных преобразований. Если поставить в пример храм Василия Блаженного, то за свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж. Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина "Лазарь, поставь на место!" и решение о сносе было отменено.
Остатки былого в виде архитектурно-духовной основы бревенчатых церквей и часовен искажается и поныне. На пути их реставрации и воскрешения всегда встают преграды; проблема заговаривается и обессмысливается, сориентированная на полузнание. Но все равно, все, что осталось - восхищает.
Был в истории России, надеюсь последний, самый разрушительный ее момент - это война 1941-45г. Враг не жалел никого и конечно оставшиеся древние строения приводили его в ярость. Фашисты взрывали и уничтожали все, что было связано с историей России. Но кончилась война, часть церквей и храмов была восстановлена или перестроена, а часть утрачена навсегда.
Ново-Иерусалимский монастырь до разрушения фашистами
Новый Иерусалим - святыня Православной Церкви - варварски взорванной немцами
Что осталось от собора в Новом Иерусалиме
Разрушенная немцами церковь в селе Маслове Тульской области
Разрушенный немецкими бомбами храм в г. Севастополе
Церковь Святых Жен-Мироносиц в г. Серпухове Московской области, разрушенная немцами
3 ноября 1941 года, немцами был взорван Успенский собор
В 2000 году Успенский собор был полностью восстановлен
Храм Христа Спасителя деревянный (Борки) первый_разобран в 1890-х
Храм Христа Спасителя (Борки) второй, построен на месте первого, уничтожен фашистами
Разобраный памятник Тысячилетия Руси в Новгороде. Фашисты хотели вывезти его в Германию
Храм Спаса-на-Нередице 1944 г_ Место съемки Новгород Великий
Вид разрушенной и сожженной гитлеровцами церкви в д. Безобразово
В наше время, сохранившиеся исторические архитектурные памятники древнего зодчества иногда сгорают в случайных и не очень пожарах.
В середине 19 века царским правительством и Синодом окончательно подавляется движение старообрядчества. Начинается многоплановое системное уничтожение старообрядческой архитектуры, к которой причисляются все древние деревянные церкви, воплощавшие в себе самобытные традиции народной культуры. Часто под предлогом ветхости уничтожалось огромное число старых часовен, церквей, монастырских ансамблей. Десятки и сотни скитов были разрушены до основания. А рядом со старыми деревянными церквами во второй половине 19 века повсеместно стали строить по типовым проектам новые каменные церкви. Притом большинство выдающихся памятников древнерусского деревянного зодчества были коренным образом перестроены. Даже каменные церкви и храмы уничтожались или перестраивались. Древние реликвии стали именоваться сделанными "в подлом вкусе", "топорной работы" и т.п., а их искажения - "благолепными обновлениями языческих и старообрядческих храмов". Подлинно народная архитектура, насыщенная искренностью и глубиной мысли, превращалась в безликий разностильный конгломерат с элементами ампира, классицизма, барокко, ново-византизма и т.п. Времена меняются и сейчас можно увидеть в строительстве церквей некую тягу к своим историческим корням.
Русский человек не представляет себе Родины без благоухающей лесом золотистой рубленой избы, без чудного и дивного храма, без сторожевой башни под шатром, без обетного креста у дороги. Счастье земной жизни связывал с их образами. В них - душа народа. Вместе с нею вплетаются старинные памятники в неразрывную цепь событий и явлений русской жизни, в неразрывную цепь истории.
В области церковного строительства России, внешние влияния меньше всего коснулись деревянных сооружений. Приемы их архитектурно-художественного и конструктивного построения сложились и утвердились еще в Древней Руси. А дошли они до нас благодаря, главным образом, приверженности старообрядцев русской старине.
Древнерусское деревянное зодчество как самобытная ветвь отечественной культуры сформировалось в те далекие времена, когда на Руси "и князья, и бояре, и духовенство, и народ, и дружина земская - все классы и все виды населения были проникнуты одним духом, одними убеждениями, однородными понятиями, одинаковою потребностью общего блага". Таково было духовное состояние русского народа в преддверии создания огромного самодержавного государства, постоянно расширявшего свои границы и ставшего в конечном итоге крупнейшей империей.
Божий храм о трех маковках. Монастырская надвратная башня с вышкой и всходами на гульбище
Девятиглавая шатровая церковь
Деревянная девятиглавая церковь с колокольней
Амбары у погоста Лядины XIX в
Мельница XIX века. Деревня Малое Токарево Костромской области
Мельница из села Борч. XIX в.
Жилой дом в деревне Васильево
Жилой дом в деревне Васильево-
Идеи христианства, принятые на Руси, проникали во все сферы ее бытия, обуславливая сознание народа и его сокровенные идеалы. Творения искусства, в том числе и архитектуры, были воистину самобытны.
В настоящее время в воскрешении образов древнерусского зодчества - осмысленном, глубинном, а не бездарно-подражательном - видится зримое единение Русской Православной Церкви с чарующей культурой Древней Руси, с незамутненными истоками отеческой веры-культуры. Именно теперь, РПЦ является приемницей русской древней стилистики.
"По вере вашей да будет вам" (Мф. 9, 29).
кружевная резьба
Это то, немногое, что сохранилось с домонгольской, ордынской Руси.
Георгиевский собор_1230г
Архитектурный пояс Дмитриевского собора во Владимире. Внутри фрагменты домонгольских фресок XII века, снаружи знаменитая белокаменная резьба - символ Владимиро-Суздальской Руси
Фрагмент декора фасада Дмитриевского собора во Владимире
Портал Георгиевского собора в Юрьеве-Польском Владимирской области
Фрагмент декора фасада церкви Покрова-на-Нерли близ посёлка Боголюбово Суздальского района Владимирской области.
Фрагмент резьбы фасада Георгиевского собора в Юрьеве-Польском Владимирской области
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь_1156г
Золотые ворота во Владимире, построены при Андрее Боголюбском в 1158-1164
Успенский кафедральный собор в Ростове Великом _991г
была построена в 1393-1394 гг. по заказу вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии,, в память Куликовской битвы
Софийский собор Киевской Руси_1017-1022 г
Новгородский Софийский собор старше собора Парижской Богоматери на 100 лет
Комментарии6