5 популярных мифов об авиакатастрофах из кино
Люди, часто путешествующие на самолётах, воспринимают передвижение человека по воздуху как нечто обыденное, забывая о том, что за этим стоят многочисленные уникальные технологии и виртуозное использование физических законов.
Мнение людей об авиакатастрофах искажается многочисленными фильмами и выпусками новостей. Вот несколько популярных заблуждений о крушениях летательных аппаратов.
Бытует мнение, подкрепляемое эпизодами некоторых кинофильмов (например, «Железного человека 3», «Полтергейста» или «Пассажира 57»), что любая пробоина в обшивке неминуемо расширяется, и через брешь людей тут же высасывает наружу. Однако факты говорят о другом — разгерметизация не всегда становится причиной разрушения самолёта.
Например, в 2011-м году во время одного из регулярных рейсов авиакомпании «Southwest Airlines» в обшивке лайнера, летящего на высоте более 11 тыс метров, из-за разницы между давлением в салоне и атмосферным появилось отверстие величиной около 0,5 м², но никого из пассажиров не вытянуло наружу, и дыра не увеличивалась в размерах — ничего подобного тому, что вам показывают в блокбастерах, и таких случаев достаточно много.
Чтобы человека высосало наружу, пробоина в корпусе самолёта должна быть достаточно большой и находиться в непосредственной близости от пассажира. К тому же, если человек надёжно пристёгнут ремнём безопасности, его может вытянуть только вместе с креслом, а конструкция пассажирского места современного авиалайнера рассчитана на очень большие перегрузки, так что за всю историю коммерческих перелётов известно лишь несколько случаев, когда пассажиры вылетали за пределы салона через огромную брешь.
Также, если в первые несколько секунд, когда сжатый воздух из самолёта вырывается в разреженные слои атмосферы, обшивка не начала разрушаться, скорее всего, отверстие не будет расти вообще, так как явление перепада давления, называемое взрывной декомпрессией, очень непродолжительно, а обшивка способна сохранять свою прочность даже после разгерметизации.
Если верить таким фильмам, как «Люди Икс», «Команда „А“» или «День Независимости», человеку ничего не стоит просто взять и полететь на самолёте, независимо от его размера и типа. Персонажи боевиков занимают место пилота и, ничуть не сомневаясь, поднимают в воздух любой летательный аппарат, будь то огромный авиалайнер или вертолёт.
Однако в действительности даже квалифицированный лётчик не может просто так оторвать крылатую машину от земли: например, каждый член экипажа «Boeing 747» должен пройти через 123 проверки, прежде чем получит право на вылет.
Кстати, когда пилоты истребителей находятся на боевом дежурстве, они обязаны постоянно быть в 15-минутной готовности к вылету, в то же время многие пассажиры недовольны, когда, например, у авиалайнера столько же времени уходит на взлёт.
После атаки на «башни-близнецы» многие утверждали, что неясно, почему военно-воздушные силы Соединённых Штатов не смогли быстро отреагировать на захват злополучных лайнеров, но расследование показало, что в этом нет ничего странного. На тот момент во всей континентальной части США нашлось только 14 истребителей, готовых незамедлительно подняться в воздух, что и они сделали за рекордные восемь минут благодаря слаженной работе экипажа боевых машин и личного состава авиабаз, однако им ещё необходимо было пролететь значительное расстояние, чтобы перехватить самолёты со «смертниками» за штурвалом.
Так или, иначе, готовность самолёта к вылету зависит от множества факторов технического характера и состояния экипажа, поэтому, когда вы видите, как киногерой залезает в кабину и моментально взмывает с взлётной полосы, не стоит этому верить — такое вряд ли возможно даже в самых экстренных ситуациях.
Одни из самых популярных кинокартин, в которых присутствуют сцены авиакатастроф, «Авиатор», «Полёт», «Изгой» и другие, однозначно дают зрителю понять: когда возникает внештатная ситуация, кабина экипажа переполняется какофонией звуков различных приборов и датчиков, и в целом в ней царит хаос — пилоты громко выясняют отношения, вырывая друг у друга штурвал.
На самом деле, пилот должен быть полностью сосредоточен, чтобы понять, когда обстановка может выйти из-под контроля, поэтому, как правило, никаких шумных претензий и взаимных обвинений в такие моменты не возникает — экипажи крылатых машин специально обучены в любой ситуации действовать хладнокровно, профессионально и не допускать нарушения субординации.
На авиалайнерах существует система голосового предупреждения, например, о резкой потере высоты или угрозе столкновения, но порой развитие событий можно предсказать только по некоторым особенностям показания приборов, а их замечают далеко не всегда, так что экипаж даже не успевает ничего понять.
Опытные лётчики предпочитают в экстренных случаях опираться на собственный опыт, а не на подсказки электронных «помощников», которые могут отвлечь в самый неподходящий момент, а если опыта не хватает, всегда поможет инструкция по пилотированию.
Если вы видели фильмы «Последний бойскаут» или «28 дней спустя» и при этом далеки от вертолётостроения, то наверняка считаете, что у человека практически нет шансов выжить при крушении вертолёта — лопасти винта, скорее всего, с ним расправятся.
Фактически аварии вертолётов не так опасны, как авиакатастрофы, потому что происходят, как правило, на небольшой высоте. К тому же стоит вспомнить, что одно из названий вертолёта — винтокрылый летательный аппарат, то есть, по сути, лопасти винта — это те же крылья, а не остро заточенные «мечи», способные легко разрубить человека.
В производстве винтов для современных вертолётов используются лёгкие и гибкие материалы, в конструкции присутствует защита из нержавеющей стали, предохраняющая лопасти от воздействия песка и грязи. Металл на удивление легко деформируется при столкновении, и из-за специфической формы лопасти человека не режет, а скорее наносит ему сильный удар, поэтому в случае возникновения экстренных ситуаций стоит всё же держаться подальше от ротора (несущего винта вертолёта).
В большинстве фильмов падение самолёта становится для пассажиров фатальным: если некоторым и удаётся спастись, то только чудом или ценой неимоверных усилий. Обычная «киношная» авиакатастрофа выглядит примерно так: в какой-то момент полёта лайнер начинает сильно трясти, с полок падает багаж, пассажиры хватают кислородные маски, а кинозвёзды демонстрируют своё актёрское мастерство. Затем некоторых пассажиров обязательно выбрасывает за борт через дыру в корпусе, а в финале мощный взрыв разрывает воздушное судно и ещё живых людей на куски.
Такие сценарии воздушных катастроф в жизни встречаются не так часто: по статистике, около 80% аварий происходят при взлёте и посадке, поэтому почти всегда они обходятся без жертв.
Пожалуй, самый плохой пример создатели фильмов подают зрителям, когда показывают, что киногерои ведут себя совершенно непредсказуемо, не подчиняясь никаким требованиям инструкции по безопасности, например, покидают кресла и ходят по салону, пытаются помешать действиям бортпроводников, а иногда и норовят занять место командира экипажа.
Как показывает практика, 95% пассажиров лайнеров, потерпевших крушение, выживают именно благодаря тому, что внимательно слушают и выполняют то, что им говорят стюардессы.
Даже когда на огромной высоте у самолёта отказывают все двигатели, у пилотов остаётся шанс избежать жертв — аэродинамика лайнера позволяет ему планировать, постепенно снижаясь, а не падая камнем вниз. Коэффициент скольжения составляет 15:1, то есть пока воздушное судно теряет один метр высоты, оно успевает пролететь 15 метров, что позволяет пилотам сохранять контроль над управлением. Планируя, пилоты иногда вынуждены были пролетать до нескольких сотен км, выбирая время и место для безопасной посадки.