Как ведут себя на дорогах в разных странах
Хамство на российских дорогах стало таким же обычным явлением, как ямы, плохая разметка и разбитый асфальт. Мы поговорили с жителями Венгрии, США, Австралии, Турции, Израиля и Таиланда о местной культуре вождения.
Брисбен, Австралия
«В Австралии довольно напряжённый трафик, особенно в утренние часы (хотя это ничто по сравнению с Филиппинами или Россией). Кажется, тут каждый пытается тебя подрезать или заглянуть в твоё окно и наорать прямо в лицо. Я стараюсь не реагировать на выпады, хотя иногда не выходит. У нас никто не помогает „сломавшемуся“ водителю на дороге. Он сам вызывает специальную службу, которая вывозит машину или помогает что-то починить на месте. Тут и пешеходы такие же. Правил не знают, лезут везде, а ты ещё потом и виноватым окажешься. Но и не пропустить ты его не можешь: себе дороже. В пробках я просто слушаю музыку и представляю, что я на дискотеке, на которой могут танцевать только пальцы ног.
Все правила тут созданы таким образом, чтобы людям не легче было, а сложнее: тогда они скорее эти правила нарушат, и государство получит доход. На дорогах, где максимальная скорость должна быть 100 км/ч, они ставят 80. Но и нарушить ты их не можешь: штрафы тут огромные, а полицейские суровые, поэтому лучше уж быть прилежным водителем. После долгих лет вождения я вообще понял одну вещь: дешевле ездить на общественном транспорте».
Донован Нуфабл, геронтолог
Стамбул, Турция
«Движение в Турции и особенно в Стамбуле напоминает море и лавирующие в нём корабли. Поэтому и обращение к водителям и капитанам кораблей по-турецки одинаковое — „каптан“.
Пешеходы перебегают дорогу толпами в неположенных местах по принципу „все побежали — и я побежал“. Туристам нужно быть осторожными на зебрах: они нарисованы для красоты. До сих пор иногда я одна стою на светофоре и жду зелёного света, пока все остальные бегают между машинами.
Гудки используются не для предупреждения, а для разговора — это полноценный язык общения водителей. В Турции любят посигналить по поводу и без, но при этом на улице с одной полосой, когда машина останавливается, чтобы кого-то высадить или забрать, десятки машин сзади будут терпеливо ждать, не сигналя.
Однако если движение перекрывается кем-то из его участников необоснованно — будут сигналить все и сразу, и ещё посылать проклятия, активно махая рукой через водительское окно».
Василиса Дребушкова, переводчик, гид
Тель-Авив, Израиль
«В Тель-Авиве нет таких пробок, как в Москве, но зато есть длинные очереди за светофорами, уходящие за следующий перекрёсток. Чаще всего пробки образуются так: прямо на проезжей части из двух полос, вдоль одной из которых припаркованы автомобили, останавливается грузовик, из него выскакивает рабочий, кричащий позади стоящим автомобилистам „Рэга! Дака!“, что означает „Минутку!“, и начинает его разгружать, что продолжается в среднем минуты три или пять.
Мопеды, мотоциклы и велосипеды, которых в городе очень много, потому что сезон сухих дорог тут длится примерно 11 месяцев в году, объезжают грузовик, а вот машины вынуждены покорно стоять или же лезть на встречную полосу, образуя пробку с обеих сторон. Так же (останавливаясь посреди дороги) себя иногда ведут таксисты, о чём-то споря с выходящими пассажирами или выбивая им чек.
Иметь машину в Тель-Авиве очень непросто из-за проблем с парковкой: найти бесплатное место в центре города практически невозможно. Приходится ставить на платное, которое стоит обычно от 100 рублей в час (после первого-второго уже меньше, но всё равно неприятно). Поэтому чаще всего машины имеют те, кто живут в ближайших пригородах, городах-спутниках или просто на окраинах. А жители даунтауна выбирают двухколёсный транспорт — я сама рассекаю на мопеде и считаю, что гораздо проще и дешевле брать по случаю такси или машину напрокат, чем содержать автомобиль, заправлять его дорогущим бензином и ежедневно выкладывать рублей по 500 за парковки. Кстати, будьте осторожны: израильтяне часто забывают включать поворотники! Особенно если им кажется, что „сзади никого нет“, хотя это и не всегда так.
Если, не дай бог, вы попали в аварию, упали с велосипеда или мотоцикла, вступает одно из важнейших для израильтян понятий — о взаимопомощи. Мимо никто не пройдёт: кто-то позвонит в скорую, кто-то сам окажет первую медицинскую помощь, а кто-то поддержит морально».
Лия Гельдман, журналист, редактор
Бангкок, Таиланд
«Едва ли в каше из грузовиков, малолитражек, автобусов, мотоциклов и слонов, гуляющих вдоль дорог Таиланда, можно усмотреть какую-то закономерность и уж тем более этикет. Однако некоторые правила всё же есть. Скажем, если вы собираетесь ехать на перекрёстке прямо, включите аварийку, так принято обозначать траекторию движения. Если вы пропускаете кого-то при перестроении или выезде на главную дорогу — гудните. Гудеть нужно и возле храмов дорожных богов. Религия и ПДД тут вообще довольно плотно переплелись, в любой пробке вы можете купить за 20 батов венок из цветов жасмина, который можно повесить на зеркало на удачу».
Янис Дзенис, PR-менеджер туристического поисковика
Будапешт, Венгрия
«В Будапеште, если стоишь больше пяти минут на светофоре, местные уже стонут: пробка! В час пик можно потерять максимум 20–25 минут. Разве что подъезды к Будапешту где-то с 7 до 9 утра стоят на много километров: из всех деревень едут на работу по двухполосным дорогам. Это можно сравнить с Рублёво-Успенским шоссе, только без хамства — презренных мигалок и нервных водителей. Все абсолютно спокойны. Венгры— самая вежливая нация, какая мне встречалась. Они всегда готовы уступить. Поэтому на дороге не нервничаешь: за счёт всеобщего дружелюбия ты очень мобилен: нужно будет перестроиться, если ты делаешь это заранее и аккуратно, тебя пропустят абсолютно всегда.
Проблема только в таксистах — они водят ужасно. И в Москве и в Будапеште я стараюсь быть вежливым и невозмутимым. Здесь это получается без проблем. Даже с пешеходами получается без нервов. Я сам пешеход и в машине себя существом высшего порядка не чувствую. С ними я прежде всего руководствуюсь принципом безопасности. Иногда, если есть выбор и пешеход ещё не ступил на зебру, безопаснее не тормозить: нельзя по пустякам испытывать на прочность внимательность водителя сзади. Во всех остальных случаях, конечно, пропускаю. Если случается пробка, то я начинаю лихорадочно просматривать карту, чтобы понять, как ловчее проехать.
Я никогда не нарушаю правила в городе и на автобанах, но к просёлочным дорогам отношусь более творчески. Хотя штрафа ещё ни разу не платил. Тут вообще мало полиции, наверное, из-за того, что все прилично водят, а в проблемных местах стоят камеры».
Алексей Зеленский, композитор
Милан, Италия
«По утрам в Милане полно машин, а я ненавижу сидеть столько времени, поэтому мне часто приходится орать на тормознутых водителей, обгонять их и вообще нарушать правила. Хотя в основном водители ведут себя как благородные девицы, такие, как я, не так уж часто встречаются. Есть те, кто часто сигналит в пробке, эти меня бесят больше всего. Но из-за того, что я сам нарушаю правила, даже без машины, я более лояльно отношусь к пешеходам: всегда пропускаю их, даже если и не должен. В Милане большие штрафы, но слишком мало полиции, которая могла бы засечь мои проделки. А для камер, контролирующих движение, у нас есть свои внутренние сигналы, чтобы другой водитель понял, что стоит снизить скорость. Если я и попадаюсь на каком-то нарушении, то в ход идёт мой актёрский талант и меня быстро отпускают».
Эрмано Ауджелли, студент
Дубай, ОАЭ
«Дубай — город водителей, не пешеходов. Без машины здесь трудно. В городе нет такой системы общественного транспорта, к которой мы привыкли, например, в Москве. До открытия метрополитена в 2009-м ходили только автобусы и такси. Надо отметить, что власти Дубая активно развивают общественный транспорт, прокладывая трамвайные пути, запуская монорельсовые поезда, организуя новые автобусные маршруты.
Автомобиль в Дубае — больше, чем средство передвижения, это показатель статуса, почти как дорогая сумка. Если вы водите Jeep Wrangler, то, скорее, всего вы любите проводить время в пустыне, гоняя по барханам. Если вы за рулём Ford Mustang, скорее всего вы молоды, любите скорость и производить впечатление. Если на дороге вы встретите розовый Hammer со стразами или обтянутый блестящей фиолетовой плёнкой Chevrolet Camaro, то будьте уверены, там не блондинка, а брутальный арабский красавец, скорее всего уроженец Дубая.
Особенное удовольствие местным автолюбителем доставляет владение дорогим номером. Интересные номера, например D 7373, будут стоить как небольшой автомобиль. Распродаются они на специальном аукционе, деньги отправляются в благотворительные фонды. И чем короче номер, тем круче его владелец. Номер 1 и белый Gelandewagen принадлежат его высочеству шейху Мохаммеду Аль Мактуму, правителю Дубая, кортеж из двух машин которого можно спокойно встретить в любом месте города.
В целом водители вежливы друг с другом. Даже если вам нужно непременно оказаться в час пик первым перед светофором и вы, нарушая все правила, нагло лезете вперёд, вас, скорее всего, пустят, мол, пожалуйста, проезжайте, „если вы спешите ещё сильнее, чем я“. По дубайским ПДД, полицейский, заметив, что автомобиль опасно перестраивается из ряда в ряд, подрезает и всячески дерзит на дороге, выписывает штраф в размере 150 долларов, даже не останавливая лихача, а просто записывая номер его авто. Штрафы очень высоки, это всех „бодрит“: за превышение скорости снимут от 200 долларов и выше. Проезд по обочине, по которой имеют право передвигаться только полиция и скорая, обойдётся в 300 долларов. Так что ПДД пользуются большим уважением и вниманием автолюбителей. Лихачить на дорогах можно, но дорого.
Отдельный разговор о проезде по крайнему левому (скоростному) ряду. Если вы спешите или просто решили прокатиться с ветерком по центральной городской трассе Шейх Заед Роад, с максимально разрешённой скоростью 100 км/ч, то будьте уверены, что уже через несколько секунд вам на хвост сядет какой-то гонщик и начнёт вас сталкивать, нервно подмигивая дальним светом. Обычно их пропускают, но вот если настроение плохое или сам сильно спешишь, тогда можно сопротивляться. В этом случае вас, скорее всего, агрессивно обгонят справа».
Ольга Кириченко, гид
Верона, штат Миссури
«Я живу в небольшом городе, но часто езжу в мегаполисы, и стоит буквально пересечь границу, как ты оказываешься в другом мире. У нас хотя и встречаются иногда грубые водители, подавляющее большинство ведут себя порядочно. В больших городах ситуация в корне меняется: количество агрессивных автомобилистов растёт в геометрической прогрессии, а вместе с ними увеличивается число полицейских. Но лично я всегда стараюсь быть вежливой и соблюдать все правила, особенно с тех пор как в моей жизни появился ребёнок. Тогда я перестала говорить по телефону за рулём и стала внимательнее относиться к машинам, едущим рядом. По радио всегда рассказывают об авариях, произошедших в городе, и, я скажу, их достаточно, чтобы стать более осторожной.
Я мысленно делю автомобилистов на три типа. Водители старой закалки, которые помнят былые времена, когда отговориться от штрафа было гораздо проще, — они превышают скорость, но немного, просто, чтобы почувствовать озорной привкус свободы. Есть праведники, никогда не заходящие за действующий лимит. А есть совершенно сумасшедшие водители, которые, кажется, даже правил не знают. А в последнее время к этим трём стандартным типам добавился ещё один — защитники природы. Теперь даже в моём маленьком городке каждый десятый покупает себе гибридный автомобиль. Они, кстати, не такие шумные, как и электрические, хотя и стоят дороже. Но правительство поощряет такие покупки: в конце года оно выплачивает определённую сумму, если ты продолжаешь ездить на гибридной машине».
Эйприс Томас, домохозяйка
Гент, Бельгия
«Пешеходы и велосипедисты — самые властные существа на дороге в Бельгии: не существует такого правила, которое мог бы нарушить первый, а просто коснувшись второго, ты рискуешь попасть в тюрьму. А велосипедистов тут очень много, поэтому редко можно встретить безбашенного водителя: все ездят аккуратно, как будто ожидая, что вот-вот из угла вынырнет очередной студент на велике. Максимум, что я могу себе позволить, — это разогнаться на автостраде на 15–20 км/ч больше, чем это положено, но и тогда нужно быт осторожным: полицейских тут не умолить. По крайней мере я не знаю ни одного случая, когда кому-то удавалось отвертеться от штрафа.
У нас нельзя быть невежливым на дороге: это, скажем так, одно из правил. Хотя нельзя сказать, что вежливые тут исключительно из-за дисциплинирующе огромных штрафов, повсюду расставленных незаметных камер и зорких полицейских. С этим мы давно научились бороться: у нас есть специальные программы на радио и сайты, посвящённые местоположениям и тех и других. Эту информацию присылают сами водители, хотя я сам так ни разу не делал. Раньше мы ещё предупреждали друг друга о полиции с помощью двойного мигания дальним светом, но контрольные службы узнали об этом и теперь за такие проделки можно получить немалый штраф.
Почему-то так случается, что многие наши внутренние правила, которые нигде не зафиксированы (но известны всем водителям), через годы становятся действительными и закреплёнными в законодательстве. Так, например, произошло с правилом молнии: когда две полосы становятся одной, машины слева должны как бы застегнуться в правую линию. У нас было внутреннее правило: каждая машина справа должна уступить машине слева. А в марте этого года это действительно ввели в законодательство и стало обязательным для всех водителей».
Михил Клас, студент