Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
13
5
5
penrosa
На uCrazy 13 лет 3 месяца
Интересное

Охота на ведьм. Громкие процессы против ведьм...



Инквизиция и церковные суды еще более жестоко, чем с еретиками боролись с ведьмами и колдунами. Но если казни еретиков еще хоть как-то можно объяснить конкуренцией между различными течениями христианской Церкви, которая в идеологическом плане продолжается и по сей день, то массовые казни ведьм ныне кажутся просто каким-то сумасшествием, охватившим христианский мир в XV-XVII веках. На происки ведьм списывали все природные катаклизмы и неудачи в делах. И, кажется, что возникла идея – чем больше ведьм истребить, тем больше счастья привалит всем оставшимся людям. Сначала колдуний сжигали поодиночке, потом парами, а затем десятками и сотнями.
Первая сожженная ведьма


Дама Алиса Кителер происходила из Кителер-Хаус, в графстве Килкенни в Ирландии, и была единственным ребёнком в знатной семье нормандо-ирландского происхождения. Была замужем 4 раза. Её первым мужем был Уильям Аутлав, банкир; второй звался Адам ле Блонд, третий — Ричард де Валль. Четвёртый её супруг, сэр Джон ле Поэр, к моменту объявления обвинений в адрес его жены, страдал головокружениями и обмороками.

Дети сэра Джона считали, что Алиса отравила их отца. При обыске в доме родителя Алисы были обнаружены многочисленные "волшебные напитки и порошки", использовавшиеся при занятиях чёрной магией. В связи с этим сэр Джон ле Поэр и его дети обвинили Алису Кителер в том, что своим колдовством она умертвила трёх предыдущих мужей и "похитила здоровье" у четвёртого.

Охота на ведьм. Громкие процессы против ведьм...


Согласно обвинению, ведьма с помощью колдовских мазей, приготовленных из внутренностей принесённых в жертву сатане петухов и мозга некрещённых мальчиков, заколдовала до смерти и смертельных болезней всех своих мужей. Ей также вменялось в вину осквернение церквей , а также то, что она по ночам встречалась с дьяволом с тем, чтобы тот ей давал советы, как творить зло.

В 1324 году епископ Оссорийский Ричард де Ледреде начал судебный процесс, который дал следующий результат: дама Алиса Кителер является главой группы колдунов и еретиков, действующей в графстве Килкенни.

Кроме этого, персонально Алиса Кителер была обвинена в том, что колдовством принудила детей других её мужей передать все свои богатства её любимому сыну Уильяму Аутлаву и заколдовала сэра Джона де Поэра так, что у последнего выпали волосы и ногти.

Епископ Ледреде предъявил Алисе обвинение и попытался ее арестовать. Однако, ввиду высокого социального статуса дамы Кителер потребовалось особое постановление об аресте. В это время Алиса предпочла бежать в Дублин. Епископ неоднократно пытался схватить даму Кителер — правда, безуспешно. Заочно в Килкенни Алиса Кителер была осуждена за колдовство. Принадлежавшие ей в Ирландии земельные владения были конфискованы. Алиса бежит в Англию, где приговор ирландского суда не имел силы.

Не столь знатные "колдуны" были наказаны гораздо строже. Камеристка Кителер, Петронилла де Мит, после ареста была бита плетьми до тех пор, пока не подтвердила все обвинения в отношении своей госпожи. Затем она была лишена прав сословия и 3 ноября 1324 года заживо сожжена на костре.

Петронилла де Мит считается первой ведьмой сожженной на костре в Ирландии. С этого момента начинается период в истории, известный под названием "Охота на ведьм".

Большая охота на ведьм 1428-1447 гг.


В 1428 году герцогство Савойя было истерзано близким к гражданской войне состоянием. Люди, населявшие регион, разделились на сторонников и противников семьи Рарон (Raron), против которой восстали другие знатные кланы.

Обстановка в герцогстве стала крайне нестабильной. Никто не знает точно, кому пришла в голову мысль, что все проблемы были связаны с ведьмами, но 7 августа 1428 года делегаты из семи районов Вале потребовали от властей найти и наказать скрывающихся ведьм и колдунов.



Всякий, кого обвиняли в колдовстве как минимум три человека, должен был быть арестован. Если обвиняемый признавал свою вину, его сжигали на костре как еретика, и если нет, то пытали, пока не получали нужное признание.

События начались в южной франко-говорящей части Вале и распространялись на север в немецко-говорящие регионы. В течение полутора лет были казнены на костре более сотни человек.

C 1428 обвинения в ведовстве посыпались как из рога изобилия. Жизнь в Вале и близлежащих землях буквально замерла. Благонамеренные граждане, а особенно женщины, оцепенели от ужаса. Ведь любой мог по личным причинам обвинить соседа в гнусных деяниях, и закрутившаяся судебная машина перемолола бы нового подозреваемого без всякого снисхождения и сожаления. Люди стали покидать обжитые места и уезжать на север, куда еще не добралась эпидемия погони за ведьмами.

В общей сложности до 1447 года в Вале и его окрестностях было обвинено в ведовстве и сожжено на кострах несколько тысяч человек.

Многие представители элиты того времени — или же те, кто стремился разбогатеть, захватив имущество жертв инквизиции, — видели в этих обвинениях, судебных процессах и казнях удобный способ избавиться от врагов и разделаться со многими проблемами. Собственность казнённых отдавали их семье только в том случае, если они могли присягнуть в своей непричастности к колдовству; в противном случае собственность переходила к знати, которая платила за казнь своим вассалам.

Осуждённых привязывали к лестнице с деревянным распятием в руках и мешочком пороха, повешенным на шею. Лестница затем приставлялась к столбу, вокруг которого был разожжён костёр. Некоторых вместо этого обезглавливали перед сжиганием. Многие были запытаны до смерти, но их тела тоже сжигались.

К этому же времени можно отнести два известнейших политических процесса, в которых ведовство послужило предлогом для начала преследований, закончились сожжением Жанны д'Арк (1431) и Жиля де Рэ (1440).

Массовое сожжение ведьм 1589 года


Особенно интенсивными ведовские процессы были на территориях, затронутых Реформацией. Восприняв как догму демонологические построения своих политических противников, протестантские наставники стали своими силами бороться с "посланниками ада". "Колдуны и ведьмы, — писал Мартин Лютер, — суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели... понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола".

И вскоре в лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, более суровые законы о колдовстве (например, был отменен пересмотр судебных дел). Пытаясь расколдовать мир, протестантские теологи породили массовую паранойю.

За один только осенний день 1589 года в саксонском городе Кведлинбурге, находящемся на северной окраине горного массива Гарц / Harz, примерно в 60 км к юго-западу от Магдебурга, с населением в 12 тысяч человек на костер взошли 133 "ведьмы". А члены городского совета германского города Роттенбург, по сведениям из хроник, "чувствовали усталость" от бесконечных процессов и сетовали на то, что "скоро в городе не останется ни одной живой женщины".

Кстати, Гарц не раз был описан поэтами и прозаиками — в особенности упоминается этот массив в "Фаусте" Гете. Главная достопримечательность Гарца — самая высокая гора Брокен. Считается, что сюда в Вальпургиеву ночь на протяжении веков на шабаш слетаются ведьмы со всех континентов.



Дело о ядах 1679 года


Франция была одной из первых стран, где охота на ведьм началась уже в первой половине XIV века, при папе Иоанне XXII. В 1390 году состоялся первый светский процесс по обвинению в колдовстве. С начала XVI века суды становятся массовыми, а на период 1580—1620 годов приходится настоящая эпидемия колдовской истерии. В середине XVII века парламент Парижа начинает отклонять дела о колдовстве, но последний ведовской костер во французской столице горел и совсем незадолго до гильотин буржуазной революции конца XVIII века.



В 1679 году в Париже начался процесс, получивший название "Дело о ядах", в котором участвовали сотни обвиняемых. Расследование вел глава парижской полиции Николя ла Рейни, а курировал лично Людовик XIV.

Париж, словно выходящие из берегов мутные и грязные воды Сены, бурлил, переполненный ужасными слухами о ведьмах, колдуньях, невинно убиенных младенцах и черных мессах, где служили не Богу, а дьяволу. После подозрительной смерти в 1672 году офицера кавалерии Годена де Сент-Круа его люди нашли у покойного бумаги, компрометирующие его любовницу, маркизу де Бренвилье. Из них следовало, что ради получения наследства маркиза отравила отца, двух братьев и сестру.

В июле 1676 года маркиза была приговорена к "пытке питьём", после чего ей отрубили голову. Казнь маркизы вызвала смятение в высших рядах французской аристократии. Поползли слухи, что недавние смерти придворных также вызваны отравлениями. Король велел де ла Рейни разобраться, чем занимаются в Париже гадалки и алхимики — не приторговывают ли они "порошками для наследников". Все подававшиеся на стол монарха кушанья отныне должны были предварительно дегустироваться в его присутствии слугами.

В 1677 году де ла Рейни через некую Мари Босс вышел на отравительницу Монвуазен, которая продавала приворотные зелья и отравы жёнам версальских придворных. Среди клиентов Монвуазен фигурировали имена мадам де Вивон (золовки мадам де Монтеспан, официальной фаворитки короля), графини Суассонской (племянницы покойного кардинала Мазарини), её сестры герцогини Бульонской и даже маршала Люксембурга.

Для беспристрастного ведения расследования был учреждён особый трибунал, chambre ardente. Под пытками Монвуазен оговорила многих. В вину ей вменялись страшные преступления, включая убийство младенцев во время чёрных месс, которые творил её соучастник, аббат Гибур.



В процессе наряду с именами знатных придворных то и дело возникало имя маркизы де Монтеспан, официальной фаворитки короля. Из страшной паутины свидетельских показаний вырисовывалась картина, которую начальник полиции с содроганием был вынужден представить Людовику, — обращение маркизы к дьяволу посредством "ведьминского" искусства совпадало с кризисами в ее отношениях с королем.

В феврале 1680 года Монвуазен была сожжена на костре на Гревской площади; за этим последовало ещё три десятка смертных приговоров. Всего по делу проходило 400 человек. Маршала Люксембурга на время взяли под арест, а графиню Суассонскую выслали из Франции по подозрению в отравлении мужа и испанской королевы Марии-Луизы. Вслед за ней вскоре последует и её сын — Евгений Савойский, впоследствии опаснейший неприятель французов.

Мадам Монтеспан как мать своих младших детей король пощадил, но мимо её комнаты в Версальском дворце отныне проходил только по пути в покои новой пассии — мадам де Ментенон. После опалы, постигшей основных фигурантов, дело было велено замять, а ключевых свидетелей — заточить в отдалённых крепостях.

Салемская охота на ведьм 1692 года


Салем небольшой городок штата Массачусетс в Новой Англии был основан в 1629 году пуританами. Будучи религиозными людьми, пуритане объясняли потерю урожая, домашнего скота, смерть детей, землетрясения и плохую погоду гневом Бога.

Салемский процесс 1692 года не был единственным процессом над ведьмами в Новой Англии (США) 17 века. Убежденность в существовании ведьм и их способности причинять вред людям и их имуществу посредством сверхъестественных сил (именно так средневековое право определяет колдовство) колонисты-пуритане привезли с собой в Новую Англию из старой доброй Англии, где процессы над ведьмами были нередки.

Поэтому для колонистов колдовство было таким же реальным и серьезным преступлением, как кража или грабеж. В 1641 году в штате Массачусетс была установлена смертная казнь за колдовство.

Салем ведовская паника охватила в 1692—1693 годах в момент кризиса политической и судебной власти.

Группа девочек-подростков, собиравшаяся по вечерам слушать сказки рабыни Титубы и гадать о женихах, вдруг стала странно себя вести (они легко возбуждались и впадали в истерику), что было интерпретировано пастором и врачом как одержимость бесами (в ту эпоху это было привычное объяснение нервных болезней).



Под давлением священников и горожан, допытывающихся о причине болезни, дети обвинили в колдовстве служанку Титубу (которая, и правда рассказывала детям о вуду, дурных предзнаменованиях и языческих обычаях родного Барбадоса долгими зимними вечерами, а может кое-что им и показывала).

Также девочки указали на жившую в деревне нищенку Сару Гуд и на пожилую ворчливую соседку Паррисов Сару Осборн, которая не была в церкви более года. Семья Путнам подала жалобы магистратам и 29 февраля 1692 года обвиненные девочками женщины были арестованы и вскоре осмотрены (на их теле искали "ведьмины сосцы" - родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов).

Рассказам девочек о нападениях духов и корчам, которые происходили с девочками в присутствии обвиняемых поверили, и их соседи — селяне тоже начали припоминать, как у кого-то из них протухали сыр и масло после визитов обвиняемых, приплод скотины оказывался больным.

"Дело о ведьмах" начинало набирать обороты. Две девушки из "околдованных", увидев, что шутки их зашли далеко, попытались сознаться в обмане, но остальные, до смерти боясь разоблачения и наказания, пригрозили раскаявшимся объявить ведьмами и их, так что им ничего не оставалось, как взять свои слова обратно и снова вернуться в ряды обвинителей.

Одна из девочек — Анна Путнам, обвинила в колдовстве Марту Кори, а Эбигайль Вильямс винила еще Ребекку Нерс. Кори и Нерс также подверглись осмотру. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд — маленькая дочь Сары Гуд, (девочки заявляли, что их кусает ее дух). Четырехлетнюю малышку вместе с матерью продержали в тюрьме 8 месяцев, до тех пор, пока мать девочки не отправилась на виселицу.



Однако самой значительной жертвой этого процесса стал бывший священник деревни Салем преподобный Джордж Барроуз. 20 апреля 1692 г. двенадцатилетняя Анна Путнам под присягой показала, что ее "сильно испугал" призрак священника, который душил ее и заставлял писать в его книге. Анна Путнам заявила, что он околдовал солдат, во время военной кампании против индейцев в 1688-89 и был виновен в ряде неудач в войнах с индейцами.

Бэрроуза выставили зачинщиком и главой ведьмовского сообщества Салема, возглавлявшим ведовские шабаши. На основании показаний шести подростков и восьми раскаявшихся ведьм ему и вынесли приговор. 5 августа 1692 года он был приговорен к виселице, вместе с пятью другими обвиняемыми.

Всего во время этой истерии было арестовано 185 человек. Тридцать один человек был приговорен к смертной казни, девятнадцать (в том числе пятеро мужчин) повешены. Конец этой истории положил губернатор Фипс, который сначала запретил применять казнь к арестованным, а затем своим указом распустил суд.

Через несколько лет, в 1702 году, решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным. В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии.

В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал. Где на самом деле похоронены "салемские ведьмы" - неизвестно.

Последняя ведьма Европы


В 1782 году в Швейцарии зафиксирован последний известный случай казни за колдовство.

Анна Гельди, которая была негласно признана последней ведьмой Швейцарии и получила широкую известность, родилась 24 октября 1734 года в Зеннвальде. Всю свою сознательную жизнь женщина проработала служанкой в домах обеспеченных швейцарцев, а в возрасте 46 лет устроилась горничной в дом уважаемого человека, врача Иоганна Якоба Чуди.

Младшая дочь Чуди, восьмилетняя Анна-Мария, обладала несносным характером и постоянно издевалась над прислугой. В октябре 1781 года девочке внезапно стало плохо. У нее начались сильные судороги, и через некоторое время она выплюнула странные металлические осколки, которые впоследствии были идентифицированы как острые иглы. Анну Гельди тут же обвинили в том, что это именно она подсыпала ребенку иглы в еду и питье.

Далеко не все в этой истории было понятно большинству жителей Швейцарии. По стране упорно ходили слухи, что Гельди состояла в любовной связи с хозяином дома и ждала от него ребенка. Поговаривали, что Иоганн Чуди, который не имел никакого желания порочить собственное имя, придумал такой хитрый план избавления от любовницы для сохранения имиджа добропорядочного семьянина.

После увольнения Анну Гельди обвинили в колдовстве, арестовали и заставили подписать добровольное признание собственной вины. Женщина, которая подверглась жесточайшим пыткам, призналась в сговоре с дьяволом. По результатам рассмотрения дела Анна Гельди была осуждена за отравление ребенка и приговорена к смертной казни, а уже 13 июня 1782 года ее обезглавили на центральной площади города.



Нортбервикские ведьмы


Массовые процессы в Норт-Бервике в 1590-1592 гг. возникли из-за ряда неожиданных, едва ли не чудесных, исцелений, осуществленных служанкой, а также из-за того, что обвиняемые в своих признаниях называли сообщников, и со временем было обвинено 70 человек, включая графа Босуэлла, обвиненного в государственной измене.



Допросы обвиняемых проводились в присутствии суеверного короля Якова VI, стремившегося точно следовать французским демонологам, и, кроме того, признания извлекались под ужасными пытками.

Своим возникновением суды были обязаны любопытству Дэвида Ситона, выборного бейлифа Транента, небольшого городка в 10 милях от Эдинбурга, по поводу подозрительных ночных прогулок его молодой служанки, Джилли Дункан. Джилли быстро приобрела репутацию целительницы "всех тех, кого беспокоили или причиняли муки любого рода недомогания или немощь". Как показалось Ситону, ее искусство было противоестественным и дьявольским; чтобы выявить ее связь с Сатаной, он подверг ее пыткам: резко дергал ее голову веревкой, которой она была обвязана, раздрабливал пальцы тисками и обследовал ее на предмет клейма дьявола, которое, как он предполагал, было на ее горле. После этого она призналась ему в "преднамеренном обольщении и связи с дьяволом".

Вскоре после того, как хозяин передал ее властям, она была вынуждена назвать своих сообщников, тут же "арестованных один за другим". Среди указанных ей "бесчисленных" лиц, живших около Эдинбурга и Лейта, были пожилая и получившая хорошее образование Агнесс Семпсон, д-р Джон Файан, школьный учитель в Солтпенсе, и две женщины, Эвфемия Маклин и Барбара Напьер, "пользовавшиеся репутацией самых добропорядочных горожанок из когда-либо проживавших в городе Эдинбурге".



Агнесс Семпсон, превосходящая, "по положению и уровню развития обычный уровень, серьезная и точная в своих ответах", была допрошена самим королем Яковом в замке Холируд. "Она настойчиво отрицала все, что было выдвинуто в качестве ее обвинения". Поэтому "все ее волосы были обриты, в каждой части тела", она была грубо обыскана, и клеймо дьявола обнаружено на наружных половых органах. Она была прикована к стене ее камеры уздечкой ведьмы, железным инструментом с четырьмя острыми зубьями, вставленными ей в рот, так что два зуба сдавливали язык, а два других давили на щеки. Ей не давали спать. Кроме того, вокруг ее головы была обмотана веревка, причинявшая совершенно невыносимую боль. Только после подобных тяжелых испытаний Агнесс Семпсон признала 53 обвинения, выдвинутых против нее, в основном, связанных с лечением болезней с помощью заговоров.

Затем пришел черед предполагаемых историй о волшебных порошках, домашнем духе в виде собаки по имени Элва, жившей в колодце. Наконец, истощенная пытками и допросами, Агнес рассказала о собрании около 90 женщин (в "Новостях из Шотландии" говорится о 200) и 6 мужчин в день всех святых. Развеселившись от выпитых бутылей вина, они поплыли в "решетах или ситах" в Норт-Бервик. Здесь они высадились и танцевали в круге с Джилл Дункан, игравшей на еврейской арфе; мужчины поворачивались "шесть раз против солнца [движения часовой стрелки], и женщины шесть раз". Церковь была освещена черными свечами, и дьявол, в образе мужчины лежавший на перилах кафедры, приказал, "чтобы в знак преданности они поцеловали его в зад, причем каждый делал это как будто наслаждаясь". Затем они обсуждали способы причинения вреда королю и вызывания бури, которая могла бы уничтожить его корабль, плывущий в Данию.

Легковерный монарх был так очарован этой историей, что заставил Джилли Дункан сыграть "Gyllatripes" перед ним на арфе "к его большому удовольствию и удивлению". Продолжая допрос Агнесс, король решил, что все ведьмы "были исключительными лгуньями". Когда Агнесс шепотом пересказала ему слова, которые он говорил своей 15-летней королеве, Анне Датской, во время их свадебной ночи в Осло, Яков признал, "ее слова как самые правдивые и, следовательно, принял на веру все остальное, что было заявлено перед этим".

Следует напомнить, что единственным свидетелем подобного выходящего за пределы разумного представления был он сам; фанатика можно было легко убедить, особенно, когда все это выглядело как возможный заговор против его жизни.

Признания Агнесс Семпсон стали еще более удивительными: она якобы подвесила черную жабу на три дня и собрала ее яд в устричную раковину; она пыталась достать что-нибудь из белья короля, чтобы заколдовать его с помощью яда и заставить короля чувствовать, "как будто он лежит на острых зубьях и концах иголок". Агнесс Семпсон и другие ведьмы изготовили восковое подобие короля и расплавили его. Она получила саван и два сустава от трупа, чтобы сделать магический порошок. Она помогла вызвать самый известный шторм в истории колдовства, окрестив кота, привязав конечности мертвецов к его лапам и закинув его в море. Выдумки бедной Агнес так утомили ее палачей, что они прекратили пытку, но она была задушена и сожжена как ведьма.

Барбара Напье, золовка лейрда из Каршогхилла была обвинена в сотрудничестве с Агнесс Семпсон и Ричардом Грехемом, якобы известным чародеем. Прежде всего она была обвинена "во множестве предательских заговоров, предпринятых с помощью колдовства, чтобы уничтожить королевскую персону с помощью изображения из воска и чтобы утопить корабль, плывший из Лейта в Кин-хорн, когда шесть человек пропали без вести". Заслушав эти обвинения, судья сессии выездных присяжных прекратил дело. Этот поступок привел короля в такую ярость, что он заставил суд собраться снова и распорядился, чтобы Барбара Нипер была задушена и сожжена у позорного столба, ее собственность конфискована в его пользу. Те судьи, которые голосовали за ее освобождение, были затем подвергнуты пытке за "сознательно допущенную ошибку на сессии, оправдавшей ведьму", в связи с чем король Яков произнес свою Толбутскую речь. Миссис Напье молила о пощаде в связи с беременностью, и, спустя некоторое время, "поскольку никто не настаивал на ее преследовании, была освобождена".

Другой известной обвиняемой была Эвфе-мия Маклин, дочь лорда Клифтонхолла и жена Патрика Москропа, богатого и влиятельного человека. 6 адвокатов взяли на себя смелость защищать ее. Она отказалась признаться в чем-либо (основными обвинениями были знахарство и околдовывайте).

Судья размышлял всю ночь, и старшина присяжных был вынужден распустить суд, прежде чем был возвращен обвинительный вердикт. Возможно, потому что Эвфемия была подругой графа Босуэлла и католичкой, король Яков VI настоял на том, чтобы она была "заживо сожжена дотла" 25 июля 1591 г. Граф Босуэлл, несмотря на то, что его содержали в Эдинбургском замке, смог убежать без вреда. Позже Ричард Грэхем был обвинен вместе с Барбарой Напье в том, что он якобы помогал Босуэллу околдовывать короля. После допросов, проведенных лично Яковом, Грэхем был сожжен в феврале 1592 г. вместе с другими обвиненными "в колдовстве и чародействе".

Процессы в Вюрцбурге


Епархия Вюрцбурга соперничала в жестокости преследования ведовства с епархией Бамберга. В этих епархиях правили двоюродные братья, епископ Филипп Адольф фон Эренберг Вюрцбургский и епископ Готфрид Иоганн Георг II Фукс фон Дорнхайм Бамбергский.

В 1626 г. одного крестьянина на основании обычных сплетен обвинили в порче; под пыткой он обвинил еще семерых. Всех сожгли, одного предварительно растерзали раскаленными докрасна щипцами. В январе 1628 г. трое детей, старшей девочке было 13, младшей 8 лет, сознались в сношениях с дьяволом; двоих сожгли, самую маленькую передали для исправления отцу. В октябре того же года допрашивали школьника по имени Иоганн Филипп Шук; после 46 ударов кнутом он все еще продолжал отпираться, но когда ему дали еще 77, он сознался в том, что посещал шабаши, и назвал всех своих сообщников. Его казнили 9 ноября. Другой школьник, Якоб Русс, 12 лет, после нескольких порок сделал аналогичное признание и обвинил в участии в шабашах священников. Его казнили 10 ноября.



Сохранился датированный 16 февраля 1629 г. список 29 массовых казней в Вюрцбурге, общим числом 157 жертв. В списке мужчин почти столько же, сколько и женщин, многие из них были богатыми и высокопоставленными людьми, присутствуют и дети, тринадцать из них в возрасте 12 лет и еще моложе.

Примерно в это же время юного родственника епископа Вюрцбургского обезглавили по обвинению в ведовстве. Юноша был единственным наследником своего могущественного родича, и останься он в живых, то унаследовал бы значительное состояние. Инцидент описан иезуитом, одним из советников, которые, судя по всему, и были ответственны за это происшествие. Эрнест фон Эренберг был образцовым студентом с блестящими перспективами, но, как о нем говорили, забросил вдруг свои занятия и принялся бегать за женщиной старше себя. Начал пить и кутить. Иезуиты ловко расспросили его и пришли к выводу, что он знаком со всеми пороками, включая и посещения шабашей. Эрнесту вынесли обвинение, а потом, без его ведома, судили и нашли виновным. Однажды в семь часов утра молодого человека разбудили и сообщили ему, что отныне он будет вести лучшую жизнь. Ничего не подозревая, молодой человек позволил привести себя в замок, в задрапированную черным пыточную камеру. При виде ее ужасов Эрнест упал в обморок. Некоторые из судей были так тронуты, что стали просить епископа о снисхождении для молодого человека, но Филипп Адольф отдал приказ начинать казнь. Эрнест оказал палачу сопротивление и в завязавшейся потасовке получил удар по голове. Иезуит, описавший всю сцену, высказался по этому поводу так: "Он упал наземь без малейшего признака горя или проявлений благочестия. Да смилостивится над ним Господь, чтобы не упал он также в вечное адское пламя!"

После этой казни с епископом произошли какие-то изменения, потому что он учредил поминальную службу по всем жертвам ведовских процессов, и истерия пошла на убыль. Продвижение шведской протестантской армии также помогло приостановить процессы, хотя бы на время.

Сент-Эдмундсберийские ведьмы


Из множества процессов над ведьмами, проводившихся в г. Бери-Сент-Эдмундс (Саффолк, Англия) на протяжении XVII века, заслуживают особого внимания два. В 1645 году было повешено шестьдесят восемь ведьм, ставших жертвами ревностных охотников за ведьмами Мэтью Хопкинса и Джона Стерна. Семнадцать лет спустя, в 1662 году, председателем на процессах, в результате которых две ведьмы были обвинены и казнены на основании ненадежных и надуманных показаний истеричных, "одержимых" детей, был Сэр Мэтью Хейл. Процессы 1662 года сильно повлияли на должностных лиц, руководивших судами над "салемскими ведьмами" в 1692 — 1693 годах, которые стали самым мрачным эпизодом в истории колдовства в Америке.

Процессы Хопкинса. В 1645 году Мэтью Хопкинс, этот печально известный в Англии охотник за ведьмами, и его товарищ, суровый пуританин Джон Стерн, рыскали по сельским округам, выискивая "ведьм" и щедро оплачивая "помощь" доносчиков. Охотники за ведьмами добивались признаний любыми средствами и, согласно сохранившимся записям, обвинили в колдовстве около 124 жителей Саффолка, суд над которыми состоялся в Бери-Сент-Эдмувдсе в августе. (Возможно, под судом оказалось гораздо больше людей, чем сообщается в дошедших до нас документах.) Большая часть осужденных "призналась" в том, что одержимы бесами, заключали сделки с дьяволом, а также в плотской связи с дьяволом, что вызвало у пуританских судей особое негодование. Помимо этого, некоторым ведьмам были предъявлены обвинения в убийстве людей и домашних животных.



Жертв тщательно осмотрели в поисках дьявольской отметины, что для женщин было особенно унизительно, так как эти отметины обыкновенно искали на гениталиях. Стерн имел особое пристрастие к поиску дьявольских отметин и хвастал, что восемнадцать ведьм из Бери-Сент-Эдмундса "были раскрыты благодаря найденным на их телах соскам, которые обычно сосали бесы... А некоторые из этих ведьм сознались, что имели плотское сношение с дьяволом, одна даже сказала, что зачала от него близнецов, но, едва родившись, ужасные, длинные и уродливые, они убежали от нее".

Джон Байсак признался, что двадцатью годами раньше он был соблазнен дьяволом, который явился через окно в облике огромной рыжеватой собаки и требовал, чтобы Байсак отрекся от Бога, Христа и крещения. Байсак согласился, и дьявол своим когтем выпустил из его сердца кровь. Дьявол дал ему шесть чертят в виде улиток, которые жили, сося кровь Байсака. Каждая улитка была убийцей: Этлуорд убивал коров, Джеффри — свиней, Питер — овец, Паймен — домашнюю птицу, За-кар — лошадей, а Сидрак — христиан. Стерн объявил, что обнаружил следы улиток на теле Байсака.

Маргарет Уайард созналась, что держала семерых чертенят, в том числе мух, собак, мышей и паука. Однако у нее было всего пять сосков, так что бесам приходилось бороться друг с другом, "словно поросятам около свиньи". По словам Уайард, дьявол явился к ней семь лет назад в виде теленка и сказал, что он — ее муж. Она не хотела сожительствовать с ним (что, возможно, как-то характеризует ее брак) до тех пор, пока дьявол не .явился повторно, на этот раз в облике "красивого молодого джентльмена". Чертенята других привлеченных к суду ведьм представляли собой цыпленка по имени Нэн, двух "злобных волосатых" мышей, а также трех бесов, "похожих на цыплят".

Стерн пишет, что было казнено шестьдесят восемь ведьм; одна, которую судили в Ипсвиче, а не в Бери-Сент-Эдмундсе, по сообщениям, была сожжена. Многие, вероятно, были повешены (документы не дают точных сведений), а многие умерли в тюрьме.

По иронии судьбы, в ответ на сообщения о крайностях в деятельности охотников за ведьмами Парламент создал специальную комиссию для расследования. Тем не менее эта комиссия приняла на веру "доказательства" совершения сделок с дьяволом и существования бесов, тем, самым позволив Хопкинсу и Стерну творить произвол на протяжении еще двух лет.

Моровские ведьмы


Неожиданная вспышка преследований ведьм в Море (Далекарлия или Даларн, Швеция) в 1669 году — один из наиболее поразительных случаев в истории колдовства, закончившийся сожжением 85 человек, уговоривших три сотни детей полететь в Блокулу.

Подлинные документы суда были опубликованы Беккером в "World Bewitched" и переведены с голландского на английский д-ром Энтони Хорнеком (1641-97), как приложение к "Saducismus Triumphatus" Гланвиля.

Сообщения о том, что дьявол сделал сотни детей, "покорными своей воле" и что он "показывался по всей стране", привели к началу расследования в августе 1669 г.

Беда началась 5 июля 1668 г., когда пастор Элфдале в Далекарлии сообщил, что 18-летняя девушка Гертруда Свенсон обвиняется Эриком Эриксоном, 15 лет, в краже нескольких цыплят для Дьявола. Подобным образом обвинили многих людей, и все они заявили о своей невиновности, за исключением одной 70-летней женщины.



Интерес к делу возрастал, и в мае 1669 г король Карл XI предписал комиссии, чтобы обвиняемые в колдовстве искупали свою вину молитвами, без заключения в тюрьму им применения пытки. Однако молитвы вызывали массовую истерию, и, когда 13 августа 1669 г королевская комиссия впервые собралась, три тысячи людей явились, чтобы послушать проповеди и помочь следователям. На следующий день, выслушав рассказы детей, члены комиссии выявили 7 ведьм. 23 добровольно признались, были осуждены и сожжены в течение 2 недель; 7 других были отправлены в Фалун, где были позднее сожжены. Кроме того, было сожжено 15 детей, 36 детей от 9 до 15 нашли менее виновными и подвергли суровому наказанию, 2 других, "которые не имели большой склонности" к колдовству, потому что были слишком молоды (до девяти лет), осудили к "порке розгами по рукам в течение трех суббот подряд у церковной двери, а тридцать шесть вышеназванных также предстояло сечь подобным образом, единожды в неделю, в течение целого года".

25 августа, "в ясный и чудесный день, когда солнце сияло вовсю", через 12 дней после начала работы комиссии, состоялась массовая казнь осужденных. Перед сожжением ведьм принуждали коллективно признать справедливость детских обвинений. "Сначала большинство из них делали это очень неохотно, отрицали, не пролив ни единой слезинки, хотя многие против своей воли и склада характера". Когда же их допрашивали поодиночке, многие продолжали "упорствовать в своем отрицании".

Свидетельства, узаконившие это массовое убийство, распадаются на 3 пункта: 1) доставка детей на шабаш; 2) собственно шабаш; 3) предполагаемые malefida.

Ведьмы возили детей, одетых в красное или голубое на козлах, палках или на спящих мужчинах! Они влетали через окна, дьявол перед этим отодвигал раму, "чтобы освободить им дорогу". Если дети позже раскаивались и выдавали имена ведьм, ведьмы секли их. "Судьи не нашли никаких следов от розог, но ведьмы сказали, что они исчезают мгновенно".

Местом собраний ведьм была Блокула, прекрасный большой луг, конца которому не было видно. В усадьбе или доме, где они встречались, были ворота, окрашенные в различные цвета; через эти ворота они входили на маленький отдельный луг, где ходили звери, на которых они обычно ездили". Это сказочное место использовалось для дьявольских обрядов.

Ведьмы обещали дьяволу совершать зло, но их обещания касались простого наведения порчи. В это мрачное повествование включен поразительный рассказ о том, как у свидетеля заболела голова.

"Священник из Эльфдаля заявил, что ему показалось однажды ночью, будто эти ведьмы были над его головой, и после этого у него была продолжительная головная боль. Одна из ведьм также призналась, что дьявол послал ее мучить этого священника: ей было приказано взять гвоздь и вонзить в его голову, но он вошел не очень глубоко, и поэтому получилась только головная боль".

Как и следовало ожидать, ведьмы не могли осуществить никаких колдовских трюков, приписываемых им, но верующие имели на это готовый ответ: "Члены королевской парламентской комиссии действительно проявляли упорство и предпринимали значительные усилия, чтобы убедить их показать некоторые из своих трюков, но безуспешно, и все они единодушно признали, что их колдовство исчезло как только они во всем сознались". Из Моры истерия распространилась через Нордланд в две шведскоязычные провинции Финляндии и к 1675 г., в Стокгольм. Здесь она была окончательно остановлена, когда молодому доктору Урбану Хьярне удалось продемонстрировать, что это сумасшествие вызвано болезненным воображением, путанными и полубезумными мыслями или чистой злобой и желанием привлечь внимание.

все теги
Комментарии6
  1. EUGENEOUS
    На uCrazy 10 лет 8 месяцев
    в средние века поубивали всех краасивых баб, теперь у них только страхолюдины остались - таких *бать не хотят, вот и стали все п*дарами. еврогеями.
  2. В.С.Хардшпиль
    На uCrazy 13 лет 9 месяцев
    Тем, кто будет доказывать тебе, что христианство, это наша исконно русская традиция, процитируй:

    "Предаст брат брата на смерть и отец сына. И восстанут дети на родителей и умертвлят их. Не мир принёс Я, но меч. Ибо я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более чем Меня, недостоин Меня, кто любит сына или дочь более чем Меня, недостоин Меня..."
    (Мф. 10:21. 34-37) Никто не хочет ничего добавить, не??
  3. mukas911
    На uCrazy 12 лет 9 месяцев
    Людву морить дофига ума не надо,любить её попробуй.Люд он добр,априори.Учись,брат, смертушку потише освещать,не твое это.
  4. Tataram
    На uCrazy 17 лет 5 месяцев
    "Понуждают людей к любви и соитию..." Вот!!!Это я понимаю, Ведьмы! Им памятник, бл*ть, ставить надо!!! А их в костёр, тупые колонисты!
  5. Zaggan
    На uCrazy 10 лет 10 месяцев
    Сектор газа - Сожжёная ведьма, в голове играла пока читал.

    А почитать советую "Князь мира сего" Григория Климова.
  6. EUGENEOUS
    На uCrazy 10 лет 8 месяцев
    даже тут ТРИ п*дараса отметились..

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}