Немного фактов о катане
В Японии XIV века были два известнейших оружейных мастера – Масамунэ и Мурамаса. Однажды они устроили между собой поединок: вонзили по мечу, изготовленному ими, в дно маленького ручья, лезвиями против течения. И плывшие в ручье листья рассекались мечом Мурамасы надвое, меч же Масамунэ огибали, не прикасаясь. Те мечи назывались катанами...
А знаете, чем закончился тот поединок? Мурамаса признал себя побежденным. Ведь философия самураев кэндзюцу гласит: меч должен нести не жестокость и опасность, но мир. И его главное предназначение – любыми способами не допустить возникновения войны. Тот случай с катаной, вошедший в историю этого оружия, — классический для кэндзюцу.
Первые предки современной катаны появились на Японских островах не менее полутора тысяч лет назад. Этот меч, считающийся специалистами по холодному оружию ярчайшим и идеальным представителем когорты длинных клинков, — священный символ всех японских империй, веками творивших историю Японии. Катана – это японский дух, «душа самурая» и основа бусидо – самурайского кодекса.
Катана – клинковое двуручное холодное оружие со стандартной для этого вида массой (1-1,5 кг). Двуручному хвату благоприятствует прямая и длинная рукоять. Клинок слегка изогнут и заточен с одной (выпуклой) стороны. Другая сторона используется мастером фехтования как своеобразный щит. Острый конец клинка позволяет наносить колющие удары.
Чтобы изготовить клинок катаны, оружейный мастер при помощи плавки стальных кусков, залитых раствором глины, удалял из них шлаки. Раскалял их, давал соединиться между собой, проковывал молотом до расплющивания. Складывал вдвое – и снова проковывал, и опять складывал, и опять проковывал… После двадцатой проковки в заготовке оказывалось больше миллиона слоев! Вообще же, полный процесс изготовления катаны может длиться несколько месяцев.
Согласно преданию, однажды Аматэрасу, богиня солнца, призвала к себе своего внука, Ниниги-но-микото, и отправила его на Землю, чтобы царствовать на ней. А чтобы никто не сомневался в том, что по происхождению он божество, Аматэрасу дала ему три священных сокровища. Одним из них была катана по имени «Клинок небесных густых туч». Именно благодаря ему Ниниги-но-микото одержал победу в битве за Землю над демонами. Перед тем, как вложить клинок в ножны, он стряхнул с меча кровь, ее капли упали на поверхность океана и застыли, превратившись в Японские острова.
Ножны для катаны делались из древесины магнолии. На верхнее покрытие ножен шла кожа выловленных акул или морских скатов. На украшение – цветные лаки и золотые, серебряные или бронзовые накладки. Украшение ножен у каждого самурая было строго индивидуальным.
Церемониальный этикет императорского двора Японии подразумевал десять разных способов ношения катаны. Для каждого случая существовала своя катана и свои ножны. Самые шикарные предназначались для ношения исключительно в императорском дворце. Самые прочные и надежные использовались в бою (если до него доходило дело). Отдельные катаны положено было носить на похоронах. Были даже катаны для боя с недостойными врагами (например, с грабителями), и они изготавливались из бамбука или дерева.
Перед изготовлением катаны мастер-оружейник выдерживал пост, во время которого молился богам, чтобы они помогли ему.
Катана и честь воина-самурая были понятиями тождественными. Вера наделяла катаны сверхъестественной силой: ее клали и у колыбели новорожденного, и у постели умершего, чтобы отогнать от них злых духов.
Приходя в гости к дружественному к нему человеку, самурай оставлял катану возле входа или доверял ее хранение слугам, обращавшимся с оружием как с величайшей драгоценностью. Для хранения катаны предназначалась специальная подставка, ложе которой было застелено шелком. При мирной беседе двух самураев катаны клались рядом, причем обязательно ручкой к собеседнику, в знак мирных намерений. Если же беседа носила деловой характер при отсутствии дружеских отношений, в сторону собеседника должен был смотреть клинок. Стало быть, самурай уверен, что его визави – хороший фехтовальщик, и это являлось подчеркнутым к нему уважением.
Комментарии4