Красноармеец с топором против Pz.38(t)*
Конечно, случай, который произошел на фронте летом 1941 года, трудно назвать танковой дуэлью, так как участвовал в ней всего один танк, однако данный случай можно смело называть самым необычным боем с участием танка и пехотинца в истории. В этом нет ничего удивительно, ведь советский солдат в одиночку с топором выиграл бой у немецкого танка Pz.38(t), взяв в плен экипаж вражеской машины в составе четырех человек. Подвиг красноармейца Ивана Середы был очень широко популяризирован в годы Великой Отечественной войны, он даже был отражен на советских агитационных плакатах тех лет. В будущем это привело к тому, что многие стали полагать, что повар и вся эта история с танком, топором и пленными гитлеровцами — миф, однако реальность Ивана Середы и его подвига подтверждена документально.
Но вернемся к самому началу этой удивительной истории. Главным ее героем стал Иван Павлович Середа. Он родился 1 июля 1919 года в селе Александровка, которое теперь входит в состав города Краматорска, в обыкновенной семье украинских крестьян. В определенный момент его семья переехала в село Галициновка Марьинского района Донецкой области. С самого детства Иван Середа любил не просто вкусно поесть, но и готовить. Именно по этой причине после окончания школы он поступил в Донецкий пищевой техникум, который успел окончить до того, как его призвали в армию.
В ряды Красной Армии он был призван в ноябре 1939 года. Благодаря своей основной профессии и любви к кулинарному делу, он служил поваром в составе 91-го танкового полка 46-й танковой дивизии 21-го механизированного корпуса. С этим корпусом красноармеец Иван Середа и встретил начало Великой Отечественной войны. Данный механизированный корпус входил в состав частей Северо-Западного фронта.
Шла вторая неделя войны, в это время 21-й механизированный корпус, которым в тот момент командовал генерал-майор Лелюшенко, после неудачной попытки отбить у немцев Двинск (Даугавпилс), занимал оборону восточнее города, приводя свои части в порядок и, не давая 56-му корпусу Манштейна прорвать фронт обороны и выйти на оперативный простор. В то время как Красная армия вела тяжелые и в целом неудачные для себя бои, Иван Середа тоже рвался на передовую, но его оставляли на кухне. Так как стрелять из винтовки могли все, а вот накормить бойца — немногие.
Знаменитая история с захватом немецкого танка Pz.38(t) и его экипажа произошла 30 июня 1941 года недалеко от Двинска. Легкие танки Pz.38(t) немецко-чешского производства можно было назвать одними из лучших легких танков начала Второй мировой войны. Немцы получили доступ к чехословацкой технике, в том числе и к данному танку в результате оккупации Чехословакии. Этот чешский танк отличался сбалансированным набором характеристик: бронированием, скоростью, вооружением. На начальном этапе войны его 37-мм орудия хватало для борьбы со многими бронированными целями противника. А установленный на танке двигатель мощностью 125 л.с. позволял боевой машине массой почти 10 тонн развивать скорость до 48 км/ч. К началу 22 июня 1941 года в Вермахте находилось на вооружении примерно 600 танков данного типа, ими были вооружены 5 немецких танковых дивизий. Одна из этих дивизий — 8-я танковая — входила в состав 4-й танковой группы Гёпнера (группа армий «Север»), действовавшей против соединений Северо-Западного фронта.
Именно с танком из состава немецкой 8-й танковой дивизии и столкнулся 30 июня 1941 года красноармеец Иван Середа, работавший в это время на своей кухне. Полевая кухня батальона, на которой кашеварил в тот момент Середа, располагалась в небольшом лесочке. В нем разместился весь хозяйственный взвод. Внезапно на позицию прибежал связной от комбата, который рассказал о новой атаке немцев и угрозе окружения. Он приказал хозвзводу выдвинуться на передовую, чтобы помочь удержать фронт, при этом повара было решено оставить на кухне одного. Из оружия у Ивана Середы был только карабин и топор, которые в борьбе с грозной бронированной машиной представлялись плохими помощниками. Однако когда на позициях хозяйственного взвода появились немецкие танки, он не растерялся и не побежал.
До этого он уже успел распрячь всех лошадей и увести их подальше в лес. Сам он решил притаиться за полевой кухней, решив, что немецкие танки пройдут мимо, не обратив на нее внимания. Один из танков действительно проехал куда-то дальше, а второй подошел непосредственно к полевой кухне. В том, что случилось в дальнейшем, большую роль сыграла психология. Экипаж немецкого танка при виде трофея в виде полевой кухни и готового обеда развеселился и расслабился. Из танковой башни показалась голова немца, который довольно смеялся и что-то говорил своим товарищам, находившимся внутри танка.
Именно тогда Ивана Середу и охватила в буквальном смысле ярость. Он готовил кашу для своих солдат, а не для каких-то фашистских танкистов. Через мгновение он неожиданно выскочил из-за кухни с топором в руках. Немецкий танкист, увидев, что на него бежит русский солдат с топором, быстро нырнул в люк. Из танка заработал пулемет, но Середа не попадал в его зону обстрела. Несколькими ударами топора красноармеец погнул ствол пулемета, после чего воспользовался брезентом, который немцы предусмотрительно закрепили на броне своего танка. Брезент он использовал для того, чтобы закрыть смотровые щели и лишить немецких танкистов обзора. Смелость, как известно, города берет, а тут был всего лишь один танк. Повар буквально оседлал вражескую машину и яростно молотил топором по люкам, подавая в это время команды своим несуществующим товарищам. Ошеломленные таким напором немецкие танкисты, которые не могли наблюдать за происходящим вокруг танка, явно растерялись. Сколько красноармейцев окружило танк, они не знали, а яростные удары топора по броне никак не улучшали их самочувствия.
Когда на подмогу прибежали другие красноармейцы, привлеченные на позиции кухни громким шумом, на земле возле танка Pz.38(t) уже сидели четверо связанных немецких танкистов. Середа вспомнил, что у него был еще и карабин, только тогда, когда немцы начали выбираться из танка, чтобы сдаться в плен. Теперь они сидели связанными, а Середа держал их на мушке. По оценкам командира 21-го механизированного корпуса генерал-майора Лелюшенко, своим отважным поступком Иван Середа продемонстрировал исключительный пример героизма.
Узнав о героизме повара, командир разведывательного подразделения предложил Середе стать разведчиком, и буквально через несколько дней тот смог доказать свой героизм снова. Находясь на разведке в тылу противника, группа красноармейцев атаковала немцев, взяла трех пленных, захватала мотоциклы и другие трофеи, успешно вернувшись в расположение своих войск. В июле и августе 1941 года Иван Середа был ранен (второй раз — тяжело). А 31 августа 1941 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда (№507).
Свою награду он получил в торжественной обстановке в октябре 1941 года, находясь на том же Северо-западном фронте. По воспоминаниям однополчанина Середы В. Безвительнова, топор повара хранился в части в качестве ценной боевой реликвии. Иван Середа прошел всю Великую Отечественную войну с первого и до последнего дня, принимал участие в обороне Ленинграда и Москвы. За годы войны стал офицером, закончив ее в звании гвардии старшего лейтенанта. В этом звании в 1945 году он был уволен в запас. После войны он работал председателем сельского совета в селе Александровка Донецкой области. К сожалению, его послевоенная жизнь оказалась недолгой, он скончался в возрасте 31 года 18 ноября 1950 года. Скорее всего, сказались его боевые ранения.
Память героя была увековечена в Даугавпилсе, где его именем была названа улица и установлена мемориальная доска. Однако после распада Советского Союза улицу переименовали, а доску сняли. Помимо этого его именем была названа улица в городе Бельцы (Молдавия), а также в селе Галицыновка Марьинского района Донецкой области, в этом же селе ему был установлен обелиск.
Pz.38(t)*
Автор Юферев Сергей