«Дело о ядах» и черные мессы: на какие преступления пошла маркиза де Монтеспан ради любви короля Франции
Король-солнце Людовик XIV славился своей любвеобильностью, о его любовных похождениях ходили легенды. В числе его фавориток были самые красивые и родовитые женщины Франции, и многие из них не останавливались ни перед чем, устраняя на своем пути соперниц. Маркиза де Монтеспан вошла в историю не только как фаворитка, родившая королю семерых детей, но и как беспощадная преступница, которая не гнушалась самых грязных методов в достижении своих целей.
Слева – Ш. Бобран. Портрет мадемуазель де Тонне-Шарант, ок. 1660. Справа – Людовик XIV
Молодая фрейлина королевы Франсуаза-Атенаис де Монтеспан, в девичестве мадемуазель де Тонне-Шарант, принадлежала к одному из древнейших аристократических родов Франции. Она была умна и остра на язык, и когда узнала о том, что король охладел к своей официальной фаворитке, Луизе де Лавальер, во что бы то ни стало решила занять ее место. Она была полной ее противоположностью: не докучала королю жалобами и слезами, демонстрируя веселый нрав и легкий характер. К тому же Атенаис была хороша собой, и ей не стоило труда привлечь внимание Людовика XIV.
Слева – Луиза де Лавальер. Справа – К. Лефебр. Портрет Луизы де Лавальер в образе Дианы
Ларжильер. Маркиз де Монтеспан
Ее муж, маркиз де Монтеспан, был довольно беден и не имел положения в обществе. Но он страстно любил свою жену и мучительно ревновал ее к сопернику. Однажды маркиз вернулся из военного похода и обнаружил, что Атенаис беременна от короля. Тогда Людовик XIV велел маркизу покинуть Париж. По прибытии в свое имение маркиз устроил целое представление: он заявил о кончине супруги «по причине кокетства и амбиций» и заказал заупокойную мессу. После его смерти обнаружили письма к жене: все 35 лет после разрыва с ней он продолжал ее любить.
Слева – молодой Людовик XIV. Справа – Людовик XIV в зрелом возрасте Репродукции с портретов
Тем временем Атенаис добилась неофициального титула «истинной королевы Франции». В период с 1667 по 1683 гг. она имела огромное влияние на королевский двор. Фаворитка родила семерых детей, которых король признал законнорожденными и дал им фамилию Бурбон. Атенаис перебралась в 20-комнатные апартаменты в Версале, хотя у королевы было всего 11 комнат.
Людовик XIV
Слева – Ш. де Лафосс. Маркиза де Монтеспан с четырьмя узаконенными детьми, 1677. Справа – Людовик XIV
Несмотря на свою безраздельную власть над королем, маркиза де Монтеспан опасалась молодых соперниц и боялась утратить свое влияние. В те времена дамы часто прибегали к помощи ведьм и знахарок. Этих методов не гнушались и дамы высшего света. Чудесные снадобья помогали избавиться от нежелательной беременности, приобрести вечную красоту и молодость, устранить соперницу или вернуть расположение любовника.
Людовик XIV
Маркиза де Монтеспан
Мадам де Монтеспан обратилась к самой известной в Париже ведьме – Ла Вуазен. Чтобы устранить соперницу, Луизу де Лавальер, Атенаис была готова не только платить золотом, но и участвовать в самых отвратительных ритуалах. Ее поили и обтирали кровью убитых младенцев, вслед за ведьмой она повторяла молитвы, обращенные к дьяволу, в еду короля фаворитка подмешивала приворотные зелья, а Лавальер подсыпала яд и т.д.
Слева – Неизвестный художник. Портрет мадам де Монтеспан, вторая половина XVII в. Справа – П. Миньяр. Франсуаза-Атенаис Рошешуар, маркиза де Монтеспан
Об участии маркизы де Монтеспан в черных мессах стало известно, когда в 1679 г. неожиданно разразился скандал вокруг «дела о ядах»: некая гадалка, перебрав вина, на одной из пирушек хвасталась своей знатной клиентурой. Именами клиентов заинтересовалась полиция, началось расследование, в ходе которого было установлено, что подавляющее большинство придворных прибегали к помощи черной магии и ядов. 106 человек признали виновными, часть из них сожгли заживо, часть бросили в тюрьмы.
Мадам де Монтеспан с детьми, 1678
На допросе под пытками Ла Вуазен призналась в том, что ее клиенткой была и маркиза де Монтеспан. Король приказал уничтожить все свидетельские показания против своей фаворитки, но простить ей этих чудовищных деяний не смог. Маркиза была вынуждена переехать в свое поместье, король постепенно к ней охладел. На склоне лет к маркизе пришло раскаяние: она посвятила остаток дней благотворительности, открыла дома для сирот, богадельни, пансион для бедных девиц, раздала все свое состояние бедным. Известие о ее смерти в 1707 г. король воспринял равнодушно.