АЙНЫ - ТАИНСТВЕННЫЙ НАРОД
АЙНЫ - ТАИНСТВЕННЫЙ НАРОД
Когда в XVII веке русские путешественники достигли "самого дальнего востока", где, как им казалось, заканчивается материк, их взорам предстала странная картина. Посреди бескрайнего океана возвышались обширные и многочисленные острова, заселенные людьми.
Облик чужеземцев поразил землепроходцев до глубины души: заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев, глазами, с крупными, выступающими носами, толстыми губами, в кафтанах, меховых шапках, чунях и с заложенной за пояс табакеркой.
Увидев такое чудо, русские первооткрыватели сначала решили, что это мужики откуда-нибудь с Поволжья или Сибири или, в крайнем случае, цыгане, но уж никак не монголоиды, которых наши казаки повсеместно встречали за Уралом. Путешественники окрестили аборигенов мохнатыми курильцами, но сами себя эти люди называли "айну", что означает "человек".
С тех пор прошло много веков, но исследователи и нынче бьются над бесчисленными загадками этого народа и до сих пор не пришли к определенному выводу. Действительно, откуда на Курилах и Сахалине взялись так похожие на русских люди?
Почему "мохнатые", находясь в окружении монголоидных народов, резко отличались от них внешне? Почему их мужчины носили такие же здоровые бороды, как русские староверы? Ведь все до единого соседние народы, включая камчадалов, якутов, японцев, корейцев и китайцев, никогда не носили бороду.
Откуда, наконец, пришли они на эти суровые острова? Ответа нет. Если предположить, что айны явились из России, то возникает вопрос: как люди в каменном веке могли преодолеть такие огромные расстояния?
Представители альтернативной науки выдвигают свою, весьма неожиданную версию: в древние времена инопланетяне переселили русских на эти территории в качестве эксперимента, наделив их при этом особыми способностями.
Чем дольше русские путешественники наблюдали за айнами, тем больше поражались их порядкам. Оказалось, что местные жители - большие поклонники медведя. Мишка фигурировал чуть ли не во всех айнских сказках и легендах.
Медведю посвящался и самый главный праздник в году. Любопытно, что точно такой же культ топтыгина наблюдался и в России, вернее, у народов русского Севера и Сибири. Еще одно совпадение, заставляющее призадуматься о родстве наших народов, но только айны вскармливали маленького медвежонка молоком женщины-кормилицы.
Как и народы, населявшие русскую тайгу и тундру, айны отправлялись за добычей в лес, откуда приносили маленького косолапого. Но если представители других народов сажали малыша в специальную деревянную клеть, то айны оставляли его в доме у кормящей матери. А та «снабжала» молоком не только собственных детей, но и лесного приемыша.
К пушистому комочку и относились как к ребенку - купали, выносили на прогулку, ухаживали. Глядя на такие чудеса, русские путешественники разводили руками, ведь айны настолько ловко управлялись с медведем, будто владели каким-то тайным языком животных.
Но участь мишки была решена с самого начала. Когда он подрастал, его убивали во время праздника, ему же и посвященного. Кости топтыгина помещали в специальный амбар, в котором за десятилетия собралось множество останков мишек, убитых на охоте и на подобных торжествах.
Айны искренне извинялись перед медведем: если бы они не убили его, то как бы его душа вознеслась к горным духам и поведала им, что айны беспредельно преданы божествам?
Когда русские открыли "мохнатых курильцев", те не сильно изнуряли себя трудом -только охотились и ловили рыбу. А ведь раньше обрабатывали землю, занимались керамикой - следы этих занятий можно было обнаружить на островах. В древности айны создавали удивительные по красоте кувшины и тарелки, загадочные статуэтки догу, украшали свои жилища уникальным спиралевидным орнаментом.
Непонятно, что заставило их забросить почти все свои традиционные занятия, тем самым сделав шаг назад в культурном развитии. В преданиях айнов рассказывается о сказочных сокровищах, крепостях и замках, но японцы, а потом европейцы застали это племя живущим в неудобных хижинах, землянках и пещерах.
У айнов не было письменности, их язык не похож ни на один другой, а система счета - весьма оригинальна: они считали двадцатками. Когда японцы колонизировали Курилы и Сахалин, они стали учить аборигенов японскому языку, чтобы те быстрее ассимилировались.
Айны с трудом усваивали японскую грамоту, однако мало-помалу айнский язык стал вытесняться японским, а к середине XX века почти канул в лету, как, впрочем, и большинство айнов.
После Второй мировой войны "мохнатые курильцы", населяющие Сахалин, оказались на Хоккайдо и смешались с местным населением. Немногочисленные представители этого народа предпочитали не высовываться, так было легче приспособиться к новой жизни.
В 1990-х годах в Стране восходящего солнца попытались возродить айнский язык, но ломать, как известно, не строить - из затеи ничего не вышло. Людей же, что и поныне считают себя айнами, можно пересчитать по пальцам.
Использованы материалы статьи Владимира Строгова
Увидев такое чудо, русские первооткрыватели сначала решили, что это мужики откуда-нибудь с Поволжья или Сибири или, в крайнем случае, цыгане, но уж никак не монголоиды, которых наши казаки повсеместно встречали за Уралом. Путешественники окрестили аборигенов мохнатыми курильцами, но сами себя эти люди называли "айну", что означает "человек".
С тех пор прошло много веков, но исследователи и нынче бьются над бесчисленными загадками этого народа и до сих пор не пришли к определенному выводу. Действительно, откуда на Курилах и Сахалине взялись так похожие на русских люди?
Почему "мохнатые", находясь в окружении монголоидных народов, резко отличались от них внешне? Почему их мужчины носили такие же здоровые бороды, как русские староверы? Ведь все до единого соседние народы, включая камчадалов, якутов, японцев, корейцев и китайцев, никогда не носили бороду.
Откуда, наконец, пришли они на эти суровые острова? Ответа нет. Если предположить, что айны явились из России, то возникает вопрос: как люди в каменном веке могли преодолеть такие огромные расстояния?
Представители альтернативной науки выдвигают свою, весьма неожиданную версию: в древние времена инопланетяне переселили русских на эти территории в качестве эксперимента, наделив их при этом особыми способностями.
Чем дольше русские путешественники наблюдали за айнами, тем больше поражались их порядкам. Оказалось, что местные жители - большие поклонники медведя. Мишка фигурировал чуть ли не во всех айнских сказках и легендах.
Медведю посвящался и самый главный праздник в году. Любопытно, что точно такой же культ топтыгина наблюдался и в России, вернее, у народов русского Севера и Сибири. Еще одно совпадение, заставляющее призадуматься о родстве наших народов, но только айны вскармливали маленького медвежонка молоком женщины-кормилицы.
Как и народы, населявшие русскую тайгу и тундру, айны отправлялись за добычей в лес, откуда приносили маленького косолапого. Но если представители других народов сажали малыша в специальную деревянную клеть, то айны оставляли его в доме у кормящей матери. А та «снабжала» молоком не только собственных детей, но и лесного приемыша.
К пушистому комочку и относились как к ребенку - купали, выносили на прогулку, ухаживали. Глядя на такие чудеса, русские путешественники разводили руками, ведь айны настолько ловко управлялись с медведем, будто владели каким-то тайным языком животных.
Но участь мишки была решена с самого начала. Когда он подрастал, его убивали во время праздника, ему же и посвященного. Кости топтыгина помещали в специальный амбар, в котором за десятилетия собралось множество останков мишек, убитых на охоте и на подобных торжествах.
Айны искренне извинялись перед медведем: если бы они не убили его, то как бы его душа вознеслась к горным духам и поведала им, что айны беспредельно преданы божествам?
На медвежьем празднике айнов острова Сахалин
Когда русские открыли "мохнатых курильцев", те не сильно изнуряли себя трудом -только охотились и ловили рыбу. А ведь раньше обрабатывали землю, занимались керамикой - следы этих занятий можно было обнаружить на островах. В древности айны создавали удивительные по красоте кувшины и тарелки, загадочные статуэтки догу, украшали свои жилища уникальным спиралевидным орнаментом.
Непонятно, что заставило их забросить почти все свои традиционные занятия, тем самым сделав шаг назад в культурном развитии. В преданиях айнов рассказывается о сказочных сокровищах, крепостях и замках, но японцы, а потом европейцы застали это племя живущим в неудобных хижинах, землянках и пещерах.
У айнов не было письменности, их язык не похож ни на один другой, а система счета - весьма оригинальна: они считали двадцатками. Когда японцы колонизировали Курилы и Сахалин, они стали учить аборигенов японскому языку, чтобы те быстрее ассимилировались.
Айны с трудом усваивали японскую грамоту, однако мало-помалу айнский язык стал вытесняться японским, а к середине XX века почти канул в лету, как, впрочем, и большинство айнов.
После Второй мировой войны "мохнатые курильцы", населяющие Сахалин, оказались на Хоккайдо и смешались с местным населением. Немногочисленные представители этого народа предпочитали не высовываться, так было легче приспособиться к новой жизни.
В 1990-х годах в Стране восходящего солнца попытались возродить айнский язык, но ломать, как известно, не строить - из затеи ничего не вышло. Людей же, что и поныне считают себя айнами, можно пересчитать по пальцам.
Использованы материалы статьи Владимира Строгова
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии8