Эдвард Оксфорд – человек, стрелявший в королеву Великобритании
Жизнь королевы Великобритании Виктории вряд ли можно было назвать спокойной – одних только покушений на ее жизнь было восемь. Что примечательно, все эти попытки убийства не имели под собой каких-либо политических мотивов: историки сходятся в мнении, что все покушения на жизнь королевы несостоявшиеся убийцы так или иначе делали для того, чтобы прославиться или хотя бы привлечь внимание к своей собственной персоне. Особого внимания стоит история Эдварда Оксфорда, который стрелял в королеву в упор как раз тогда, когда она была беременной.
Виктория с её спаниелем Дэшем, 1833 г. Автор: Джордж Хейтер.
Эдвард Оксфорд (Edward Oxford) был третьим из семерых детей в довольно бедной семье. Отец семейства умер, когда Эдварду едва исполнилось семь лет, так что мальчику довольно рано пришлось самому искать себе работу и стараться помогать семье хоть как-то выжить. Стоит ли удивляться, что к своему совершеннолетию Эдвард уже был завсегдатаем пабов, которому поперек горла стояла его бедняцкая жизнь.
В мае 1840, когда Эдварду было 18 лет, он отдал свои сбережения за пару пистолетов и коробочку пороха. Какое-то время парень упорно тренировался в стрельбе, даже позабросив свои обычные посиделки в барах, и, видимо, к этому моменту он уже составил в голове план: Эдвард решил выстрелить в королеву, когда та будет, как обычно, проезжать на своей коляске по местному парку.
В то время королеве Виктории был всего 21 год и она как раз ждала своего первого ребенка. Вместе со своим супругом она почти каждый вечер медленно проезжала по окрестностям Букингемского дворца в сопровождении всего двух всадников. Дело было 10 июня, ближе к вечеру, когда на дороге королевской кареты возник вдруг молодой парень, держа в обеих руках по пистолету. Он сделал сразу два выстрела и остался стоять, в упор глядя на ошарашенную королеву. Ни она, ни ее муж, ни один из охранников не был ранен. Эдвард, а стрелял, конечно, именно он, сделал еще пару шагов ближе к королеве и громко произнес: «Это был я! Я это сделал!»
Литография с попыткой Эдварда Оксфорда убить Викторию, 1840 год.
Придя в себя, охрана повязала парня и немедленно доставила его в полицейский участок. Полиция также направилась к нему домой, где обнаружила целый ящик, полный оружия: там были меч и ножны, две сумки для пистолетов, коробка пороха, форма для отливки пуль, пять круглых свинцовых пуль, несколько капсюлей, а также там находилась тетрадь, содержащая правила поведения и размышления некоего военного общества под названием «Молодая Англия» вместе со списком офицеров и перепиской с ними. Следствие выявило, что абсолютно все имена в тетради были вымышленными, да и переписку Эдвард, судя по всему, вел сам с собой.
Акварель 1840 года, изображающая попытку убийства Эдвардом Оксфордом королевы Виктории.
Полицейские спросили Эдварда, использовал ли тот пули, когда стрелял в королеву, и он ответил утвердительно. Однако тщательная проверка места происшествия так и не помогла обнаружить хоть одну пулю. Позже Эдвард сменил свои показания и стал настаивать, что в пистолетах был только порох, а значит и опасности для жизни королевы не было изначально. Так или иначе, суд признал 18-летнего парня «не виновным по причине невменяемости». Эдварда отправили в Государственный преступный сумасшедший дом Бедлам, где тот и провел следующие 24 года.
Эдвард Оксфорд, сфотографирован Генри Герингом. 1856
Надо сказать, Эдвард использовал это время очень даже эффективно, насколько это было вообще возможно в пределах сумасшедшего дома. Он активно стал заниматься чтением, рисованием, научился играть на скрипке, регулярно играл в шахматы и шашки как с другими пациентами, так и с персоналом (при этом все признавали, что стратегические игры удаются Эдварду особо хорошо). Парень серьезно увлекся изучением иностранных языков и отлично овладел немецким, французским и итальянским, а также довольно сносно выучил испанский, греческий и латынь. Он даже создавал декорации для различных событий в больнице и научился отлично резьбе по дереву.
В какой-то момент, когда врачи уже давно признали Эдвадва вполне здоровым и здравым человеком, министр внутренних дел разрешил все-таки его освободить, но лишь при условии, что тот незамедлительно покинет Великобританию и никогда больше туда не вернется.
Самая ранняя из известных фотографий Виктории, на которой она со своей старшей дочерью, снято около 1845 года.
В возрасте 42 лет Эдвард переехал в Австралию. Там он взял себе новое имя – Джон Фриман, женился на вдове, у которой было уже двое собственных детей, начал заниматься малярством, стал церковным старостой и до конца жизни работал журналистом, освещая социальные проблемы Мельбурна. Ни жена, ни его приемные дети так до конца своих жизней и не узнали, кем был Джон/Эдвард раньше и чем он занимался.
Королева Великобритании и Ирландии Виктория.
Примечательно, что фигура Оксфорда появляется в романе Чарльза Диккенса «Лавка древностей». В самом тексте имени Оксфорда нет, но он есть на одной из сопровождающих иллюстраций. На иллюстрации показаны восковые фигуры мадам Тюссо, где фигура Эдварда Оксфорда была центральной: недотепа с глуповатой ухмылкой, пистолетом в правой руке и кружкой пива в левой, с листом бумаги, на котором написано «Молодая Англия», а рядом сидит Королева Виктория, спокойно и величественно.
Лавка древностей: иллюстрация.
Комментариев пока нет