Евнухи в Византии: несчастные жертвы или умелые хитрецы?
В арабских странах евнухи нередко правили целыми государствами, умело управляя султанами. В Римской империи поговаривали, что с момента, когда Октавиан начал развлекаться со своими оскоплёнными мальчиками, началось падение государства. А кем были евнухи Византии? Несчастными жертвами или умелыми хитрецами?
Прежде всего, стоит разобраться, как стали появляться евнухи в Византии. В древности империя, как и другие могущественные государства, вела немало войн с разными народами. Когда очередное отчаянное племя, решившее оказать сопротивление византийским войскам, терпело крах, набиралось немало военнопленных. Как указывается в старинных текстах, их дух нужно было сломить, но при этом заставить служить императору. Так и выходило, что евнухами чаще всего становились рабы, попавшие в плен к византийцам.
Что занимательно, так это тот факт, что из простого пленника мужчина, согласившийся на оскопление, мог с лёгкостью достичь высот в политике или военном деле. Более того, известны случаи, когда сами правители решали подвергнуть процедуре оскопления своих младших сыновей. Быть евнухом считалось быть привилегированным членом общества. Примером этого являются сыновья Романа I Лакапина. По приказу императора они стали евнухами, при этом позднее достигли высот в духовенстве и армейских делах. Выходило, что для достижения желаемой власти необходимо было заплатить за неё достаточно высокую цену.
Как и в Риме, Византийская империя была богата рынками, где можно было приобрести рабов, среди которых евнухи ценились достаточно высоко. Стоимость живого товара увеличивалась в зависимости от его внешности, физических данных, умений и возраста. Последний аспект был крайне важен, так как физиологические изменения очень сильно затрагивали мужчин после оскопления. Перенеся болезненную процедуру, человек не только лишался радостей плотской любви, но и приобретал склонность к полноте и ускоренному старению. Многие евнухи приобретали женоподобные черты. Однако при хороших физических показателя стоимость евнуха могла достигать 50 солидов, что было высокой ценой на то время.
Лишившись радостей физического аспекта любви, евнухи старались наверстать упущенное в других сферах. Помимо того, что они были одними из самых привилегированных слоёв общества, многие из них ещё и вносили свой вклад в историю государства. Во времена правления Констанция II существовала должность евнуха-препозита, который подчинялся только правителю и мог ослушаться любого приказа тех, кто стоял ниже императора. А значит – был вторым лицом империи.
Однако времена менялись, и каждый правитель устанавливал свои законы по отношению к евнухам. Известно, что Лев I Макелла издал запрет продажи евнухов-византийцев, после чего невольничьи рынки заполонили евнухи неместного происхождения. Юстиниан I пошёл ещё дальше. Император отметил, что среди оскоплённых крайне высок процент смертности. Это было действительно так – из-за антисанитарных условий, большой кровопотери и нервного шока умирало более 96% прооперированных. Поэтому правитель постановил запрет о проведении процедуры оскопления. Если же выявляли выжившего евнуха, то он ссылался на каторгу. Лояльное отношение было лишь к евнухам-рабам, которые получали свободу.
Но, как известно, законы никогда не соблюдались абсолютно всеми, а потому многие племена на территории Византии продолжали проводить оскопление и успешно торговать евнухами. У народа абасгов эта незаконная деятельность и вовсе получила развитие. Тогда в знак протеста против варварских процедур Юстиниан приказывает прекратить оскопление, грозя ещё более суровыми мерами. Это расценивается как агрессия, а потому абасги идут войной на Византию. Позднее законы всё-таки смягчили, указав, что за оскопление нужно будет платить штраф в крупном размере. Но при этом ни Юстиниан, ни его последователи не могли запретить добровольное оскопление, проведение процедуры по медицинским показателям или в соответствии с решением родителей мальчика.
Тем не менее, византийские евнухи стали мощной силой, которая руководила государственными процессами. В империи существовала целая система различных направлений, в которой евнухи занимали господствующее положение. Те, кто служил во дворцах, были незаменимы как смотрители на женской части. Кроме этого, облик евнухов, у которых никогда не росли бороды и были звонкие голоса, их принадлежность к особому полу (ни женскому, ни мужскому) превращала их в глазах общества в ангелоподобных созданий, что выполняли важные функции во время проведения императорских церемоний.
Однако бывали и случаи, когда евнухи злоупотребляли своим влиянием. Так, известен случай, когда Евтропий, служивший при императоре Аркадии, был назначен консулом. Это был единственный случай в истории Византии, когда оскоплённый занял такую высокую должность. Впоследствии этот факт вызвал возмущения, а в результате переворота Евтропий был казнён. Но этот пример, скорее, исключение из правил, ведь обычно евнухи были удовлетворены высоким званием и не стремились к заоблачным вершинам власти. Тем более, что за приём и встречу с евнухом, наделённым определёнными полномочиями при дворце, необходимо было внести плату, а это уже было щедрым вознаграждением, добавленным к постоянной оплате от императора.
В период царствования Льва V евнухам было разрешено ночевать во дворце. Кроме того, особыми привилегиями наделялись оскоплённые певцы, которые в ту эпоху полностью вытеснили из музыкального искусства «бородатых» исполнителей.
Византийские евнухи за период истории переживали немало сложных моментов, однако при этом неизменно оставались «на плаву». Из-за них даже начинались войны, издавались законы и запреты, но при этом все события подобного рода ничуть не уменьшали влияния евнухов на царственных особ.
Что занимательно, так это тот факт, что из простого пленника мужчина, согласившийся на оскопление, мог с лёгкостью достичь высот в политике или военном деле. Более того, известны случаи, когда сами правители решали подвергнуть процедуре оскопления своих младших сыновей. Быть евнухом считалось быть привилегированным членом общества. Примером этого являются сыновья Романа I Лакапина. По приказу императора они стали евнухами, при этом позднее достигли высот в духовенстве и армейских делах. Выходило, что для достижения желаемой власти необходимо было заплатить за неё достаточно высокую цену.
Как и в Риме, Византийская империя была богата рынками, где можно было приобрести рабов, среди которых евнухи ценились достаточно высоко. Стоимость живого товара увеличивалась в зависимости от его внешности, физических данных, умений и возраста. Последний аспект был крайне важен, так как физиологические изменения очень сильно затрагивали мужчин после оскопления. Перенеся болезненную процедуру, человек не только лишался радостей плотской любви, но и приобретал склонность к полноте и ускоренному старению. Многие евнухи приобретали женоподобные черты. Однако при хороших физических показателя стоимость евнуха могла достигать 50 солидов, что было высокой ценой на то время.
Лишившись радостей физического аспекта любви, евнухи старались наверстать упущенное в других сферах. Помимо того, что они были одними из самых привилегированных слоёв общества, многие из них ещё и вносили свой вклад в историю государства. Во времена правления Констанция II существовала должность евнуха-препозита, который подчинялся только правителю и мог ослушаться любого приказа тех, кто стоял ниже императора. А значит – был вторым лицом империи.
Однако времена менялись, и каждый правитель устанавливал свои законы по отношению к евнухам. Известно, что Лев I Макелла издал запрет продажи евнухов-византийцев, после чего невольничьи рынки заполонили евнухи неместного происхождения. Юстиниан I пошёл ещё дальше. Император отметил, что среди оскоплённых крайне высок процент смертности. Это было действительно так – из-за антисанитарных условий, большой кровопотери и нервного шока умирало более 96% прооперированных. Поэтому правитель постановил запрет о проведении процедуры оскопления. Если же выявляли выжившего евнуха, то он ссылался на каторгу. Лояльное отношение было лишь к евнухам-рабам, которые получали свободу.
Но, как известно, законы никогда не соблюдались абсолютно всеми, а потому многие племена на территории Византии продолжали проводить оскопление и успешно торговать евнухами. У народа абасгов эта незаконная деятельность и вовсе получила развитие. Тогда в знак протеста против варварских процедур Юстиниан приказывает прекратить оскопление, грозя ещё более суровыми мерами. Это расценивается как агрессия, а потому абасги идут войной на Византию. Позднее законы всё-таки смягчили, указав, что за оскопление нужно будет платить штраф в крупном размере. Но при этом ни Юстиниан, ни его последователи не могли запретить добровольное оскопление, проведение процедуры по медицинским показателям или в соответствии с решением родителей мальчика.
Тем не менее, византийские евнухи стали мощной силой, которая руководила государственными процессами. В империи существовала целая система различных направлений, в которой евнухи занимали господствующее положение. Те, кто служил во дворцах, были незаменимы как смотрители на женской части. Кроме этого, облик евнухов, у которых никогда не росли бороды и были звонкие голоса, их принадлежность к особому полу (ни женскому, ни мужскому) превращала их в глазах общества в ангелоподобных созданий, что выполняли важные функции во время проведения императорских церемоний.
Однако бывали и случаи, когда евнухи злоупотребляли своим влиянием. Так, известен случай, когда Евтропий, служивший при императоре Аркадии, был назначен консулом. Это был единственный случай в истории Византии, когда оскоплённый занял такую высокую должность. Впоследствии этот факт вызвал возмущения, а в результате переворота Евтропий был казнён. Но этот пример, скорее, исключение из правил, ведь обычно евнухи были удовлетворены высоким званием и не стремились к заоблачным вершинам власти. Тем более, что за приём и встречу с евнухом, наделённым определёнными полномочиями при дворце, необходимо было внести плату, а это уже было щедрым вознаграждением, добавленным к постоянной оплате от императора.
В период царствования Льва V евнухам было разрешено ночевать во дворце. Кроме того, особыми привилегиями наделялись оскоплённые певцы, которые в ту эпоху полностью вытеснили из музыкального искусства «бородатых» исполнителей.
Византийские евнухи за период истории переживали немало сложных моментов, однако при этом неизменно оставались «на плаву». Из-за них даже начинались войны, издавались законы и запреты, но при этом все события подобного рода ничуть не уменьшали влияния евнухов на царственных особ.
Комментарии1