Фавн и Фавна: праздники для женщин и счастье избиения
Почему древние римляне старались подставить себя под удар во время луперкалий? Почему вход на некоторые торжества был запрещён мужчинам? Ответ на это нам дают верования и легенды о Фавне и его супруге.
Сказания о Фавне сохранились до нашего времени, зародившись ещё у древних греков и римлян. Они относятся к одним из самых старых мифов, а их особенностью является одушевление и очеловечивание сил природы, что было свойственно людям уже с самых первых столетий существования человеческой цивилизации.
Нередко в преданиях подчёркивается добрый и весёлый нрав Фавна. Он был божеством лесов и полей, помогал людям. Он помогал пастухам вовремя заметить волка, что намеревался расправиться с овцами. Как известно, самого Фавна нередко прозывали Луперком, то есть стражем, защищающим от волчьей атаки.
Для римлян праздники, посвящённые Фавну, имели особое значение. Согласно легенде, основатели города были спасены волчицей, а детство провели в полях среди стад. Именно поэтому празднество луперкалий, которое проводилось в пятнадцатый день февраля, считалось символическим праздником, воздающим хвалу Фавну и всем жителям «города Ромула и Рема». Само святилище Фавна, куда приносили жертвенных коз, располагалось на Палатинском холме, где, согласно преданию, когда-то были найдены младенцы, ставшие прародителями римлян.
Сами празднества в честь Фавна проводились своеобразно и очень зрелищно. Возле жертвенного камня, куда приносили животное, стояли двое юношей. Как правило, это было представители известных семейств, красивые и физически развитые. Когда кровь овцы или козы обагряла жертвенный кинжал, жрец прикасался окровавленным лезвием ко лбу каждого юноши. Затем к лицам молодых людей медленно прикладывали кусочек овечьей шерсти, смоченной в молоке. Таким образом, кровавый след стирали, что становилось символом возрождения и обновления, которые нёс сам Фавн. Во время этого ритуала юноши, принимающие участие в нём, должны были безудержно хохотать. Так подчёркивалось веселье божества, что сулило радостный год и прогоняло заботы и неприятности.
Однако самое интересное начиналось после обряда. Когда убитое животное уже лежало на алтаре, его шкуру снимали и разрезали на небольшие куски. Из них жрецы делали набедренные повязки для себя, а из остатков – сшивались крепкие ремни, которые брал с собой каждый служитель. После этого они с гомоном и криками выбегали из храма и мчались по улицам, стараясь отхлестать ремнями каждого встречного. Что занимательно, люди не только не старались избежать ударов, но и сами неслись навстречу жрецам. Считалось, что удары в этот день, полученный таким способом, принесут очищение и благополучие на следующие двенадцать месяцев. Представительницы прекрасного пола, желающие, чтобы ближайшем будущем обрести счастье материнства и уверенность в верности супруга, также с удовольствием подставляли руки под священные удары, которые считались залогом успешной жизни.
Несколько иной характер носило празднование фавналий. Традиционно это был торжественный день пастухов и земледельцев, которые собирались на празднование 5 декабря. После традиционного жертвоприношения скота люди собирались на шумный пир, во время которого во главе стола восседал сам Фавн (чаще всего божество изображал артистичный жрец). Этот день считался безопасным для домашних животных, а, поскольку пастухи были заняты празднованием, козы и овцы сами бродили по полям и лесам. Что удивительно – их и правда чаще всего не трогали хищники, но тут уже в силу вступали хитрости самой природы.
Несмотря на свой доброжелательный подход к людям, порой Фавн любил подурачиться, заманивая путников в лес и пугая их. Обычно те отделывались лёгким испугом, после чего больше не стремились к прогулкам в чащах. Кроме этого, немало историй и о предсказаниях Фавна. Получив от своего отца Пика дар предсказывать то, что будет в грядущем, Фавн нередко помогал тем, кто почитал его. Римляне считали, что человек легко найдёт ответ на все проблемные вопросы, если выполнит определённый ряд действий. Нужно было явиться в священный лес, посвящённый богу, и там принести в жертву козу. После этого, не пугаясь никаких посторонних звуков, уснуть на убитом животном. В этот момент, согласно преданиям, Фавн мог шёпотом листьев на деревьях рассказать о будущем человека. Правда, история знает немного храбрецов, решившихся на такой шаг. А порой Фавн мог и посылать спящему кошмары – тут уж всё зависело от настроения бога и от преданности ему самого человека.
Менее значимой, но не менее почитаемой была покровительница римлянок – Фавна. Согласно легендам, она являлась супругой лесного божества, от неё зависело плодородие и благоденствие земель. Немало римлянок ежегодно собирались на Авентинском холме, чтобы принести свои подарки божественной Фавне, а затем попросить о помощи и содействии в семейных и хозяйственных делах.
Другой праздник, посвящённый Фавне, до сих пор окутан тайнами. В начале декабря все женщины собирались в доме знатного представителя общества. Мужчины выпроваживались на всю ночь, а к священному шатру имели доступ лишь жрицы и хозяйка с её подругами и соседками. Что происходило внутри до рассвета, неизвестно, однако у входа в шатёр жрицы клали виноградные грозди и горсти земли, что являлось символом богини плодородия. За всю историю римлян известен лишь один случай, когда на этот праздник попытался приникнуть мужчина. Это был молодой Клодий, который переоделся в женский наряд арфистки. Однако женщины сразу вычислили обманщика, за что тот был наказан римским судом.
Как видим, Фавн и Фавна почитались древним народом, как божества, имеющие непосредственную связь с природой. Они обладали могуществом лесов и полей, а значит, именно от них зависела судьба людей, жизнь которых определялась урожаями и погодными условиями.
Нередко в преданиях подчёркивается добрый и весёлый нрав Фавна. Он был божеством лесов и полей, помогал людям. Он помогал пастухам вовремя заметить волка, что намеревался расправиться с овцами. Как известно, самого Фавна нередко прозывали Луперком, то есть стражем, защищающим от волчьей атаки.
Для римлян праздники, посвящённые Фавну, имели особое значение. Согласно легенде, основатели города были спасены волчицей, а детство провели в полях среди стад. Именно поэтому празднество луперкалий, которое проводилось в пятнадцатый день февраля, считалось символическим праздником, воздающим хвалу Фавну и всем жителям «города Ромула и Рема». Само святилище Фавна, куда приносили жертвенных коз, располагалось на Палатинском холме, где, согласно преданию, когда-то были найдены младенцы, ставшие прародителями римлян.
Сами празднества в честь Фавна проводились своеобразно и очень зрелищно. Возле жертвенного камня, куда приносили животное, стояли двое юношей. Как правило, это было представители известных семейств, красивые и физически развитые. Когда кровь овцы или козы обагряла жертвенный кинжал, жрец прикасался окровавленным лезвием ко лбу каждого юноши. Затем к лицам молодых людей медленно прикладывали кусочек овечьей шерсти, смоченной в молоке. Таким образом, кровавый след стирали, что становилось символом возрождения и обновления, которые нёс сам Фавн. Во время этого ритуала юноши, принимающие участие в нём, должны были безудержно хохотать. Так подчёркивалось веселье божества, что сулило радостный год и прогоняло заботы и неприятности.
Однако самое интересное начиналось после обряда. Когда убитое животное уже лежало на алтаре, его шкуру снимали и разрезали на небольшие куски. Из них жрецы делали набедренные повязки для себя, а из остатков – сшивались крепкие ремни, которые брал с собой каждый служитель. После этого они с гомоном и криками выбегали из храма и мчались по улицам, стараясь отхлестать ремнями каждого встречного. Что занимательно, люди не только не старались избежать ударов, но и сами неслись навстречу жрецам. Считалось, что удары в этот день, полученный таким способом, принесут очищение и благополучие на следующие двенадцать месяцев. Представительницы прекрасного пола, желающие, чтобы ближайшем будущем обрести счастье материнства и уверенность в верности супруга, также с удовольствием подставляли руки под священные удары, которые считались залогом успешной жизни.
Несколько иной характер носило празднование фавналий. Традиционно это был торжественный день пастухов и земледельцев, которые собирались на празднование 5 декабря. После традиционного жертвоприношения скота люди собирались на шумный пир, во время которого во главе стола восседал сам Фавн (чаще всего божество изображал артистичный жрец). Этот день считался безопасным для домашних животных, а, поскольку пастухи были заняты празднованием, козы и овцы сами бродили по полям и лесам. Что удивительно – их и правда чаще всего не трогали хищники, но тут уже в силу вступали хитрости самой природы.
Несмотря на свой доброжелательный подход к людям, порой Фавн любил подурачиться, заманивая путников в лес и пугая их. Обычно те отделывались лёгким испугом, после чего больше не стремились к прогулкам в чащах. Кроме этого, немало историй и о предсказаниях Фавна. Получив от своего отца Пика дар предсказывать то, что будет в грядущем, Фавн нередко помогал тем, кто почитал его. Римляне считали, что человек легко найдёт ответ на все проблемные вопросы, если выполнит определённый ряд действий. Нужно было явиться в священный лес, посвящённый богу, и там принести в жертву козу. После этого, не пугаясь никаких посторонних звуков, уснуть на убитом животном. В этот момент, согласно преданиям, Фавн мог шёпотом листьев на деревьях рассказать о будущем человека. Правда, история знает немного храбрецов, решившихся на такой шаг. А порой Фавн мог и посылать спящему кошмары – тут уж всё зависело от настроения бога и от преданности ему самого человека.
Менее значимой, но не менее почитаемой была покровительница римлянок – Фавна. Согласно легендам, она являлась супругой лесного божества, от неё зависело плодородие и благоденствие земель. Немало римлянок ежегодно собирались на Авентинском холме, чтобы принести свои подарки божественной Фавне, а затем попросить о помощи и содействии в семейных и хозяйственных делах.
Другой праздник, посвящённый Фавне, до сих пор окутан тайнами. В начале декабря все женщины собирались в доме знатного представителя общества. Мужчины выпроваживались на всю ночь, а к священному шатру имели доступ лишь жрицы и хозяйка с её подругами и соседками. Что происходило внутри до рассвета, неизвестно, однако у входа в шатёр жрицы клали виноградные грозди и горсти земли, что являлось символом богини плодородия. За всю историю римлян известен лишь один случай, когда на этот праздник попытался приникнуть мужчина. Это был молодой Клодий, который переоделся в женский наряд арфистки. Однако женщины сразу вычислили обманщика, за что тот был наказан римским судом.
Как видим, Фавн и Фавна почитались древним народом, как божества, имеющие непосредственную связь с природой. Они обладали могуществом лесов и полей, а значит, именно от них зависела судьба людей, жизнь которых определялась урожаями и погодными условиями.
Комментарии1