«Капитализм разрушает Землю». Почему забота только о деньгах опасна для человечества
На днях мне попалась на глаза книга Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» и я с грустью задумался. Я подумал, что ведь мы с вами живем на закате мировоззрения, когда мы верили в науку и технологии. В том, что альтруистичный ученый - это идеальный человек, а скряга и банкир - мещане, которые не видят правды жизни.
Но ведь сейчас все изменилось. Хороший и правильный тот - у кого деньги. Кто может купить крутую машину, большой дом, устроить детей в престижный университет. Чтобы они выросли и зарабатывали все больше и больше. Как же так, неужели именно это - идеал эволюции и природы?
Новое время - это философский период, когда люди верили в прогресс, науку, считая, что это принесет не только материальные блага, но и духовно обогатит человека. Предтечами этого мировоззрения были знаменитые философы нового времени: Вольтер, Дидро, Жан-Жак Руссо. А популяризаторами – замечательные авторы научно-фантастических романов: Жюль Верн и Герберт Уэллс. Советская идеология также внедряла в массы это мировоззрение. В то время развитие науки, техники и реализация творческого потенциала ставились во главу угла.
Капитализм против эволюции человека
Что хорошего в этом мировоззрении? Оно объединяло людей позитивной идеей. Пропагандировала труд ради счастья окружающих людей. Да, ты мог не купить себе лишнюю машину и не съездить в санаторий в этом году, зато изобрел что-то важное, полезное для людей.
Сейчас в моде классическое мещанство. Нажить больше, обставить дом, купить машину лучше чем у соседа. С точки зрения эволюции – это тупик. Эволюция мыслит категориями выживания вида. Человек, как вид, силен социализацией, коллективным трудом. А значит, человечество развивается за счет социализации, а не потому, что каждый тянет в свой карман.
Простая задачка: один человек вспахивает дикое поле за четыре дня. А два человека за сколько? Ответ: а нет правильного варианта. Мы же не знаем какие взаимоотношения между этими людьми? Они могут подраться, уйти в запой – и тогда это затянется на недели. А могут совместно организовать работу – ведь вдвоем сподручнее выкорчевать пни. И тогда сделаю все за полдня!
Человечество стало развиваться, как раз когда стало объединяться в племена и действовать сообща. Наши предки - кроманьонцы - были физически слабее и поначалу глупее неандертальцев. Но объединение и социализация дала мощный импульс для их развития. А ветвь неандертальцев, которые жили одиночками по принципу «все мне» - вымерли.
Неужели капитализм и современное общество потребление - это то, к чему шел человек в своей эволюции десятки тысяч лет? Ведь мы сильны во взаимовыручке!
Мне казалось, что я одинок в этой идее. Но на днях наткнулся на интересную статью в The Guardian. Оказывается молодежь на Западе активно борется за свои права и идеалы, считая капитализм - тупиковой ветвью человеческого развития. «Капитализм разрушает Землю. Нам нужно новое право человека для будущих поколений», - пишет колумнист The Guardian Джордж Монбиот.
Почему капитализм - тупик. Немного экономики и философии
Современная экономика – это экологическая пирамида, считает Монбиот. Просто, в отличие от финансовой пирамиды, бремя обязательств придется на молодежь и детей, которые еще не родились. Нынешняя экономика ворует ресурсы у будущих поколений.
В основе капитализма лежит неочевидное предположение: вы имеете право на такую долю мировых ресурсов, которую можно купить на ваши деньги. Каждый доллар обеспечивает ваше право на богатства природы. Вы можете купить землю, стройматериалы, мяса и рыбу, не взирая на то, что отнимаете эти ресурсы у других. Вы способны заплатить? Пользуйтесь виноградными склонами и плодородными равнинами. Вы можете сжечь столько топлива, сколько захотите.
Капитализм в глазах большинства современных людей представляется вполне адекватной и прогрессивной идеологией. Давайте посмотрим на философское основание капитализма. Есть ли там реальная истина?
Английский философ Джон Локк аргументировал капиталистическое право так: вы забрали землю, приложили труд. Добыли из нее полезные ископаемые. Значит ваш труд конвертируется в деньги, за которые вы приобретаете продукты чужого труда. Несколько идеалистично, не правда ли? Доходы от процентов, перепродажи, воровство государственных ресурсов, взятки – это труд? Возможно, но он явно не стоит тех миллионов часов и ресурсов, которые на это можно приобрести.
Продолжил Локка юрист Уильямом Блэкстоун в 18 веке. Именно его труды повлияли на мировоззрение и культуры современных Штатов и Западной Европы. Человек, которые впервые занял землю, может использовать ее для для производства продовольствия. Это право затем можно обменять на деньги. Это основополагающее обоснование схемы великой пирамиды.
И сейчас это абсолютно не имеет никакого смысла. Это было логично во времена Адама и Евы, когда жизнь начиналась с чистого листа и, действительно, труд был обязательным условием получения ресурсов. Но возьмите уже захват Америки, которую колонизаторы тоже считали чистым листом. По сути, американская земля стала чистым листом за счет истребления тех, кто там жил.
Стало сложно все это обосновывать в рамках традиционной морали. Поэтому капиталистические идеологи пошли дальше. Добавили строчку «ваш» труд включает труд тех, кто работает на вас. Но почему люди, которые делают работу, не получают права? Выясняется, что под «человеком» тот же Локк понимал не все человечество, а только владельца собственности. По сути, Локк разработал хартию прав человека рабовладельцев.
Как выйти из замкнутого круга капитализма
«Аргументы в защиту нашей экономической системы являются надуманными и нелепыми. Снимите их, и вы увидите, что вся структура основана на мародерстве: отъеме ресурсов у других людей, народов и, что еще хуже, мародерстве у людей из будущего», - уверен Джордж Монбиот.
В наши времена, когда ресурсы беспорядочно используются, экология рушится – любая идеология должна включить пункт: «Каждое поколение должно иметь равное право на пользование природными богатствами», уверен эксперт.
Это правило очень логично с точки зрения природы и эволюции. Помните, для природы нет отдельных людей, хомячков или гладиолусов. Есть виды. И наш вид – человечество – пока слабо приспособлен для выживания. Любая внешняя угроза – метеорит, уничтожение озонового слоя или резкое изменение климата – смертельно для человечества, как вида. И наш вид уникален – мы добавили еще и внутренних угроз: риски опасных заболеваний, техногенные катастрофы. Есть риски социальных взрывов, когда искусственный интеллект повсеместно заменяет людей, вытесняя их с рабочих мест. У капитализма нет ответа, как решить хотя бы один из этих вопросов.
Мы способны дать ответ на эти угрозы, если человечество начнет вкладывать ресурсы в них. А не в яхты, небоскребы, автомобили и тысячи способов изысканнее набить свой живот.
Мне кажется, сейчас пришло самое время задуматься о прежних идеалах. Переосмыслить желание набивать свой карман. В масштабах границ личности, страны, человечества. И снова подумать о маленьких радостях альтруизма, делать лучше другим. Развиваться самим, чтобы было лучше окружающим. А там и до масштабов страны недалеко.
Ответы на все эти вопросы есть в философии, но это тема отдельной статьи. Политика же пока ответ не дала - все современные общества приходят к одному и тому же.
Новое время - это философский период, когда люди верили в прогресс, науку, считая, что это принесет не только материальные блага, но и духовно обогатит человека. Предтечами этого мировоззрения были знаменитые философы нового времени: Вольтер, Дидро, Жан-Жак Руссо. А популяризаторами – замечательные авторы научно-фантастических романов: Жюль Верн и Герберт Уэллс. Советская идеология также внедряла в массы это мировоззрение. В то время развитие науки, техники и реализация творческого потенциала ставились во главу угла.
Капитализм против эволюции человека
Что хорошего в этом мировоззрении? Оно объединяло людей позитивной идеей. Пропагандировала труд ради счастья окружающих людей. Да, ты мог не купить себе лишнюю машину и не съездить в санаторий в этом году, зато изобрел что-то важное, полезное для людей.
Сейчас в моде классическое мещанство. Нажить больше, обставить дом, купить машину лучше чем у соседа. С точки зрения эволюции – это тупик. Эволюция мыслит категориями выживания вида. Человек, как вид, силен социализацией, коллективным трудом. А значит, человечество развивается за счет социализации, а не потому, что каждый тянет в свой карман.
Простая задачка: один человек вспахивает дикое поле за четыре дня. А два человека за сколько? Ответ: а нет правильного варианта. Мы же не знаем какие взаимоотношения между этими людьми? Они могут подраться, уйти в запой – и тогда это затянется на недели. А могут совместно организовать работу – ведь вдвоем сподручнее выкорчевать пни. И тогда сделаю все за полдня!
Человечество стало развиваться, как раз когда стало объединяться в племена и действовать сообща. Наши предки - кроманьонцы - были физически слабее и поначалу глупее неандертальцев. Но объединение и социализация дала мощный импульс для их развития. А ветвь неандертальцев, которые жили одиночками по принципу «все мне» - вымерли.
Неужели капитализм и современное общество потребление - это то, к чему шел человек в своей эволюции десятки тысяч лет? Ведь мы сильны во взаимовыручке!
Мне казалось, что я одинок в этой идее. Но на днях наткнулся на интересную статью в The Guardian. Оказывается молодежь на Западе активно борется за свои права и идеалы, считая капитализм - тупиковой ветвью человеческого развития. «Капитализм разрушает Землю. Нам нужно новое право человека для будущих поколений», - пишет колумнист The Guardian Джордж Монбиот.
Почему капитализм - тупик. Немного экономики и философии
Современная экономика – это экологическая пирамида, считает Монбиот. Просто, в отличие от финансовой пирамиды, бремя обязательств придется на молодежь и детей, которые еще не родились. Нынешняя экономика ворует ресурсы у будущих поколений.
В основе капитализма лежит неочевидное предположение: вы имеете право на такую долю мировых ресурсов, которую можно купить на ваши деньги. Каждый доллар обеспечивает ваше право на богатства природы. Вы можете купить землю, стройматериалы, мяса и рыбу, не взирая на то, что отнимаете эти ресурсы у других. Вы способны заплатить? Пользуйтесь виноградными склонами и плодородными равнинами. Вы можете сжечь столько топлива, сколько захотите.
Капитализм в глазах большинства современных людей представляется вполне адекватной и прогрессивной идеологией. Давайте посмотрим на философское основание капитализма. Есть ли там реальная истина?
Английский философ Джон Локк аргументировал капиталистическое право так: вы забрали землю, приложили труд. Добыли из нее полезные ископаемые. Значит ваш труд конвертируется в деньги, за которые вы приобретаете продукты чужого труда. Несколько идеалистично, не правда ли? Доходы от процентов, перепродажи, воровство государственных ресурсов, взятки – это труд? Возможно, но он явно не стоит тех миллионов часов и ресурсов, которые на это можно приобрести.
Продолжил Локка юрист Уильямом Блэкстоун в 18 веке. Именно его труды повлияли на мировоззрение и культуры современных Штатов и Западной Европы. Человек, которые впервые занял землю, может использовать ее для для производства продовольствия. Это право затем можно обменять на деньги. Это основополагающее обоснование схемы великой пирамиды.
И сейчас это абсолютно не имеет никакого смысла. Это было логично во времена Адама и Евы, когда жизнь начиналась с чистого листа и, действительно, труд был обязательным условием получения ресурсов. Но возьмите уже захват Америки, которую колонизаторы тоже считали чистым листом. По сути, американская земля стала чистым листом за счет истребления тех, кто там жил.
Стало сложно все это обосновывать в рамках традиционной морали. Поэтому капиталистические идеологи пошли дальше. Добавили строчку «ваш» труд включает труд тех, кто работает на вас. Но почему люди, которые делают работу, не получают права? Выясняется, что под «человеком» тот же Локк понимал не все человечество, а только владельца собственности. По сути, Локк разработал хартию прав человека рабовладельцев.
Как выйти из замкнутого круга капитализма
«Аргументы в защиту нашей экономической системы являются надуманными и нелепыми. Снимите их, и вы увидите, что вся структура основана на мародерстве: отъеме ресурсов у других людей, народов и, что еще хуже, мародерстве у людей из будущего», - уверен Джордж Монбиот.
В наши времена, когда ресурсы беспорядочно используются, экология рушится – любая идеология должна включить пункт: «Каждое поколение должно иметь равное право на пользование природными богатствами», уверен эксперт.
Это правило очень логично с точки зрения природы и эволюции. Помните, для природы нет отдельных людей, хомячков или гладиолусов. Есть виды. И наш вид – человечество – пока слабо приспособлен для выживания. Любая внешняя угроза – метеорит, уничтожение озонового слоя или резкое изменение климата – смертельно для человечества, как вида. И наш вид уникален – мы добавили еще и внутренних угроз: риски опасных заболеваний, техногенные катастрофы. Есть риски социальных взрывов, когда искусственный интеллект повсеместно заменяет людей, вытесняя их с рабочих мест. У капитализма нет ответа, как решить хотя бы один из этих вопросов.
Мы способны дать ответ на эти угрозы, если человечество начнет вкладывать ресурсы в них. А не в яхты, небоскребы, автомобили и тысячи способов изысканнее набить свой живот.
Мне кажется, сейчас пришло самое время задуматься о прежних идеалах. Переосмыслить желание набивать свой карман. В масштабах границ личности, страны, человечества. И снова подумать о маленьких радостях альтруизма, делать лучше другим. Развиваться самим, чтобы было лучше окружающим. А там и до масштабов страны недалеко.
Ответы на все эти вопросы есть в философии, но это тема отдельной статьи. Политика же пока ответ не дала - все современные общества приходят к одному и тому же.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии3