Что считалось ересью в средневековье и почему
Традиционная историография полагает, что эпоха античности закончилась в 476 году с падением Западной Римской империи и захватом власти в Риме Одоакром. Однако здесь не все однозначно - ведь до этого светского события был переворот духовный, связанный с переходом от язычества к христианству.
К 325 году Новой эры (от Рождества Христова) христианство не было сформировавшейся религией, хотя и имело очень много сторонников. Дальнейшему укреплению религии должно было способствовать устранение спорных моментов и определение нерушимых догматов. Это прекрасно понимал император Константин, который хотя и был язычником, очень сочувствовал христианам (Константин крестился перед смертью в 337 году).
Неравенство Бога-отца и Бога-сына
По инициативе римского императора и был созван первый религиозный Вселенский собор в городе Никея в 325 году. Именно после этого собора и появилось понятие ереси как понятие сомнения или отрицания одной из христианских доктрин. Перед первым Никейским собором важнейшим считался вопрос о равенстве Иисуса Христа Богу-творцу. Один из раннехристианских проповедников Арий (основатель арианства) утверждал, что поскольку Иисус рожден после Бога-творца, то является его творением и не может быть равен.
Святой Дух
Второй Вселенский собор проходил в столице Восточной Римской империи Константинополе в 381 году. Здесь основным вопросом было рассмотрение место Святого Духа в Троице. Часть учений отвергавших равенство Святого Духа Богу-отцу и Богу-сыну, или полностью отрицавших его божественность были признаны ложными.
Троица стала единой, причем ее члены равны друг другу. Этот догмат понять простому человеку было сложно, так что обвинений в этой ереси хватало, как и осуждений.
Сомнение о непорочности Девы Марии
В 431 году в Эфесе проходил третий Вселенский собор. Целью нового собрания святых отцов было выяснение статуса девы Марии. Многие священники полагали ее "Богородицей", то есть утверждали, что Дева Мария изначально совершила акт рождения Бога. В противоположность этим святым отцам Нестор и его сторонники считали Деву Марию не более чем "Христородицей", то есть женщиной изначально родившей человека, который только затем стал Богом.
Результатом стало осуждение несторианства, Кирилл Александрийский и Нестор взаимно предали один другого анафеме. А количество ереси увеличилось. Также было признано ересью сомнение в непорочности Богородицы.
Смешение сущностей Иисуса Христа
Установление божественной природы Иисуса Христа никак не способствовало рассмотрению его человеческой ипостаси. Церкви требовалось выяснить, является ли Христос только Богом или он же еще и человек. Вопрос был настолько сложен, что для решения споров в 451 году в Халкидоне собралось более 500 епископов. После жарких дебатов было решено считать Иисуса одновременно и истинным человеком, и истинным Богом, причем в сущности Христа эти ипостаси не смешиваются. Таким образом, наряду с догматом о триединстве Троицы появилась доктрина о двуединой сущности Иисуса Христа. Все трактовки Бога-сына как некоего богочеловека, смешивающие обе сущности объявлялись ересью.
Предсуществование души
Разобравшись с Троицей и Богородицей требовалось найти место и для человека, вернее выяснить вопрос о его душе.
В 553 году в Константинополе состоялся пятый Вселенский собор, который рассматривал доктрину Оригена о предсуществовании человеческой души. Святые отцы решили считать учение Оригена ложным. Согласно решению собора, душу человек обретает сразу после рождения. Здесь появилось огромное поле для ереси - трудно понять, была ли душа у ребенка, который погибает именно в процессе родов. А была ли душа у эмбриона который родился мертвым, а если была, то когда появилась.
Неверие в первородный грех
Еще ересью полагались неверие в первородный грех, сомнение в божественной благодати и свободе воли. Наличие свободы воли отрицает всякое предначертание свыше, следовательно, все спиритуалисты попадали в список еретиков.
Итак, с самыми страшными видами ереси мы разобрались. Но развитие христианства позволило церковникам вводить новые ереси просто выгодные католической церкви. Некоторые из них были просто странными.
Вегетарианство
Еще при императоре Константине был принят постулат Аристотеля об отсутствии у животных души. Это было выгодно церкви, так как необратимо возвышало человека над всем животным миром. Однако принятие постулата автоматически разрешало мясоедение всем слоям населения, а раньше это было привилегией состоятельных людей. Но все люди перед Богом равны, следовательно, все должны или есть мясо, или от него отказываться. Отказываться от мяса святые отцы не собирались, поэтому вегетарианство стало ересью.
Отклонения от католицизма, другие религии
В дальнейшем ересью стало признаваться любое отклонение от устоев католицизма. Стоило Мартину Лютеру сформулировать свои знаменитые тезисы, осуждающие роскошь церковников, кок он сразу попал в список еретиков. Туда же попали и все почитатели лютеранства. В свое время еретиками полагались практически все сторонники течений католицизма отклоняющихся от догматов святого престола. Так были жестоко казнены альбигойцы, причем не имело значения, что в городе Монсегюр имелось много истинных католиков. После его падения убивали всех подряд - на небесах разберутся где свой.
В развитие нетерпимости к иным религиозным взглядам все иные религии были объявлены ересью, хотя и в широком смысле слова. А это в свою очередь дало полное обоснование Крестовым походам. Ересью объявлялись и иные взгляды на устройство мира. Земля по Библии являлась центром мироздания, поэтому Коперник и Галилей автоматически становились еретиками. Джордано Бруно поплатился за свою ересь смертью на костре.