Что мы знаем о маркизе де Саде?
Да ничего, как правило, мы не знаем. Семь лет молодой де Сад провёл на войне. Падал кувырком в траву с разрубленными камзолом и грудью. Лежал, рассматривая облака, и думал: когда вон то облако доплывёт вон туда, надо попытаться встать на одно колено… А вокруг грохотали пушки и барабанили барабаны.
Пройдя войну, молодой ветеран с посттравматическим синдромом женился. Он уважал и любил свою жену, но... Родители девушки через своих влиятельных друзей упрятали маркиза в тюрьму. Зачем он, дескать, посещает дома терпимости и порет там проституток. В буквальном смысле – стегает розгами. (Им бы, родителям, наверное, было бы приятней, если бы де Сад стегал их дочурку.)
Сидя в Бастилии, исхудавший, но не сломленный Донасьен Альфонс Франсуа де Сад подарил Франции её главный национальный праздник – День взятия Бастилии.
Дело было так. Отощавшие народные массы гуляли по Парижу, гадая, какой бы ещё винный погреб разграбить. Задумчивые ноги привели их под стены самого мрачнейшего застенка тогдашней Европы. Нестройными голосами народный хор затянул «Эх, дубинушку». Де Сад прижался лицом к решётке и выкрикнул:
– Заткнитесь, сволочи, три часа ночи!
А возбуждённым революционной ситуацией массам послышалось: «Спасите, граждане свободной Франции, в Бастилии убивают заключённых!» Так произошла Великая Французская революция.
За особые заслуги перед народом (а также потому, что всех остальных образованных людей революционеры быстро убили) гражданина Сада назначили сперва ответственным за революционную кавалерию, а потом – кем-то вроде народного комиссара здравоохранения.
Наверное, он бы ещё много кем успел побывать, но сразу принялся отчаянно злоупотребл*ть положением: сначала спас от гильотины упрятавших его в тюрьму тёщу с тестем, потом отказался подписывать ещё какие-то расстрельные списки (и даже написал об этом письмо Робеспьеру, которое сам же потом и зачитал на заседании какой-то революционной кувырколлегии), потом помог бежать одному приговорённому к смерти офицеру…
Словом, революционеры упекли его обратно в тюрягу.
В общей сложности маркиз де Сад провёл в заточении 30 лет. Человек, о котором все думают, что он был изощрённым сладострастником, просто не имел для этого никакой возможности! Кроме той пары случаев с проститутками в послеармейской молодости, его репутация «садиста» ничем не подкреплена.
Да и книги (15 томов) написанные де Садом в тюрьмах, лишь на малую толику состоят из порнографических фантазий. На три четверти с гаком это философские трактаты о человеке, о соотношении в нём «естественного» и «социального».
Это покажется странным, но «экстремист» де Сад был на самом деле традиционалистом и консерватором. В противоположность Руссо, считавшему, что все люди рождаются хорошими и лишь потом общество их уродует (а значит, общество следует переделывать - во имя блага людей), де Сад утверждал, что в человеческой природе, равно как в природе вообще, полным-полно агрессии и насилия. Зверушка ест зверушку, птичка клюёт птичку. Общество же существует для того, чтобы погасить изначальную природную агрессию, впитать её, отфильтровать и перенаправить в другие русла.
Руссо говорил: человек достаточно хорош для того, чтобы устраивать ради него войны и революции. А де Сад говорил: человек, конечно, гад порядочный, но всё же он уже достаточно намучился и заслуживает того, чтобы попытаться пожить в покое. Давайте обеспечим ему этот покой. Посадим на цепь строгих общественных предписаний.
Просто вспомните, когда будете называть кого-то «садистом» :)
Дело было так. Отощавшие народные массы гуляли по Парижу, гадая, какой бы ещё винный погреб разграбить. Задумчивые ноги привели их под стены самого мрачнейшего застенка тогдашней Европы. Нестройными голосами народный хор затянул «Эх, дубинушку». Де Сад прижался лицом к решётке и выкрикнул:
– Заткнитесь, сволочи, три часа ночи!
А возбуждённым революционной ситуацией массам послышалось: «Спасите, граждане свободной Франции, в Бастилии убивают заключённых!» Так произошла Великая Французская революция.
За особые заслуги перед народом (а также потому, что всех остальных образованных людей революционеры быстро убили) гражданина Сада назначили сперва ответственным за революционную кавалерию, а потом – кем-то вроде народного комиссара здравоохранения.
Наверное, он бы ещё много кем успел побывать, но сразу принялся отчаянно злоупотребл*ть положением: сначала спас от гильотины упрятавших его в тюрьму тёщу с тестем, потом отказался подписывать ещё какие-то расстрельные списки (и даже написал об этом письмо Робеспьеру, которое сам же потом и зачитал на заседании какой-то революционной кувырколлегии), потом помог бежать одному приговорённому к смерти офицеру…
Словом, революционеры упекли его обратно в тюрягу.
В общей сложности маркиз де Сад провёл в заточении 30 лет. Человек, о котором все думают, что он был изощрённым сладострастником, просто не имел для этого никакой возможности! Кроме той пары случаев с проститутками в послеармейской молодости, его репутация «садиста» ничем не подкреплена.
Да и книги (15 томов) написанные де Садом в тюрьмах, лишь на малую толику состоят из порнографических фантазий. На три четверти с гаком это философские трактаты о человеке, о соотношении в нём «естественного» и «социального».
Это покажется странным, но «экстремист» де Сад был на самом деле традиционалистом и консерватором. В противоположность Руссо, считавшему, что все люди рождаются хорошими и лишь потом общество их уродует (а значит, общество следует переделывать - во имя блага людей), де Сад утверждал, что в человеческой природе, равно как в природе вообще, полным-полно агрессии и насилия. Зверушка ест зверушку, птичка клюёт птичку. Общество же существует для того, чтобы погасить изначальную природную агрессию, впитать её, отфильтровать и перенаправить в другие русла.
Руссо говорил: человек достаточно хорош для того, чтобы устраивать ради него войны и революции. А де Сад говорил: человек, конечно, гад порядочный, но всё же он уже достаточно намучился и заслуживает того, чтобы попытаться пожить в покое. Давайте обеспечим ему этот покой. Посадим на цепь строгих общественных предписаний.
Просто вспомните, когда будете называть кого-то «садистом» :)
Комментариев пока нет