История анестезии: от белены до винишка
Наука - это магия для дебилов. Вы когда-нибудь испытывали чудеса современной анестезии? Ой, ну конечно испытывали! Начиная от лечения кариеса и удаления зубного нерва, заканчивая простыми полостными операциями. Сегодня это сплошные чудеса, и говорю вам это вполне серьезно. Я еще помню такие слова, как “флюс” и “периодонтит”, которыми до смерти пугали даже взрослых мужиков, не то что маленького. И реально было страшно. А уж такие словечки как “чистить канальцы” и “будем вырезать” пробивали на холодный липкий пот даже ветеранов и бывалых жертв стоматологии середины 20-го века. А операции? Ложитесь, расслабьтесь, досчитайте до 10, и вы такие: “А это больно?”. 1, 2, 3... провал в памяти. Оп, и одеялко, подушечка, швы. И хорошо, и Любовь… Любовь Павловна своей пухлой ладошкой будит вас, весело похлопывая по лицу, на завтрак - 4-ый стол по Певзнеру. Бррр…
Но что вы знаете об анестезии былых времен? Если поймать какого-нибудь обывателя и спросить, чем его можно обезболить/седатировать без современных лекарств и химии так, чтобы прямо сейчас в него можно было воткнуть что-то острое и в медицинских целях начать кромсать и полосовать во все стороны, чтобы его, глупого, спасти, ответ будет достаточно банальным: ну типа вино, ну, может, опиум. Простое и неправильное мнение, но самое популярное. “Зачем вам пьяный пациент?” . Да и с опиумом было не всё так просто на протяжении истории. Можно бахнуть стулом по голове - радостно подскажете вы - или зажать ботинок в зубах и терпеть, выпучив глаза, как Джон Рэмбо. Но так ли просто не умереть от агонии? Реально ли пациента заставить потерять сознание и чем плох алкоголь в роли анестезии? Обо всём этом сегодня рассказывает ScientaeVulgaris в очередной статье: “Древняя анестезия - дурной сон или агония?”.
Запрещенные препараты: не маком единым.
Наркотические вещества в виде разных растительных средств, изменяющих сознание, существовали ещё до появления цивилизаций. Растения старше обезьян, а яйцо старше курицы - кто бы спорил. Но с ростом наших возможностей, как вида разумного, мы стали интересоваться всем. В том числе и особенными растениями и веществами, системно и регулярно. Алкоголь, например, был ферментирован, по крайней мере, 10 000 лет назад в регионе Плодородного полумесяца, примерно одновременно с развитием сельского хозяйства. Случилось это в виде пива, и я об этом уже писал в другой статье. Дистилляцию освоили много позже.
До 800 г. до н.э. можно найти смутные упоминания о крепком алкоголе в Азии. Делали эту сивуху из риса и кобыльего молока. Вероятно, оттуда драгоценные знания попадают в Древнюю Грецию где-то в 1-м веке н.э. Там до 4-го века это всё относится к разряду “мистической херни”, а первые упоминания перегонного котла можно найти лишь у Марии Пророчицы (женщина-алхимик, 3 век до н.э., Египет). И только в 8-м веке н.э. арабский алхимик Абу Муса Джабир ибн Хайян наконец спроектировал горшок с алембиком - хитрое устройство, которое способно осуществлять перегонку спирта. Зачем же перегонный куб? Современные исследования показывают, что для достижения эффекта общего наркоза необходимы дозы чистого спирта свыше 500 мл., а такую дозу в виде легкой браги банально очень сложно выпить. И это не говоря ни слова про метаболизм и побочные эффекты, к которым мы вернемся чуть ниже.
С другой стороны, в Мезоамерике психоактивные препараты были, а местами до сих пор являются, важной частью культуры, и никуда не пропадали. А в Индии, Китае и Египте полным-полно эндемичных видов интересных, но не всегда полезных растений, доказать производство и употребление которых даже с древнейших времен несложно.
Изучать первые попытки человечества по медицинскому (и не очень) употреблению психотропных и наркотических растений в наше время становится особенно интересно ввиду невероятных технических возможностей. К примеру, недавние исследования Дэвида Колларда, старшего археолога из Jacobs, инженерной фирмы в Мельбурне, Австралия, помогли обнаружить следы ритуального употребления опия на Кипре, возраст которых насчитывает более 3000 лет.
Если мы удивленно посмотрим на соседние Кипру территории примерно в это же время, то увидим, как каннабис расслабленно прибывает в Месопотамию из Индии. Около 2225 г. до н.э. шумерская территория внезапно становится частью вавилонской империи. Таким образом, все знания и опыт использования опийного мака переходят по наследству к вавилонянам, которые постепенно расширяют свою империю на восток до Персии и на запад до Египта. Но самое интересное в том, что опийный мак и конопля - лишь малая часть медицинской ботаники и анестетического потенциала того времени, а вовсе не основы основ. В Египте, например, в эти годы у анестезиологов в моде вообще были кувшинки, а не какой-то там опий, конопля или алкоголь.
Короли седации.
Если про мак и коноплю вы, безусловно, слышали, то что за, черт подери, кувшинки? Всё просто. Есть такая Nymphaea caerulea, известная также как голубой лотос (или голубой египетский лотос), или голубая водяная лилия (голубая египетская водяная лилия), или священная голубая лилия. Да называйте, как хотите, главное - не ешьте. На самом деле, это просто кувшинка (род - Nymphaea - то есть, реально кувшинок). Как и многие другие виды в этом роде, растение содержит психоактивный алкалоид апорфин. Ничего не ведая про алкалоид, египтяне весело и с задором употребляли растение. Размах постепенно достиг апогея, и цветочки вошли в фольклор и мифологию, пронизали общество, так сказать, сверху донизу. В храмах Гелиополя звучали истории о том, что бог солнца Ра появился из цветка лотоса, растущего в исконных водах, и на ночь он уходит в свой мир посредством тех же цветов (кувшинки на ночь закрываются). Детей фараонов хоронили, окружая голубыми лепестками. В общем, весело им было.
Из Египта эти знания никуда не делись и не потерялись, но со временем растение вышло из употребления, сменившись более эффективными. Уже в 9-ой книге Одиссеи есть описание Лотофагов - народа, живущего на острове, наглухо заросшим этими кувшинками. Натурально “остров невезения”. Народ постоянно ест их плоды, так как больше там ничего нет, и, как следствие, всю свою жизнь проводит в праздной апатии и тупой сонливости. С точки зрения греческой цивилизации, царя Итаки и рассказчика, это негативное состояние, достойное презрения.
Судя по набору инструментов древних египтян, без анальгетиков дело не обходилось. Очевидно присутствие в культуре грубых наркотических и седативных средств, включая, возможно, экстракт мандрагоры и опиаты. В описании хирургических операций в Ebers Papyrus времен восемнадцатой династии нет точных названий. Однако, сомнительные аналогии вновь проводятся, в том числе, по изображениям богов (греческие боги Гипнос (Сон), Никс (Ночь) и Танатос (Смерть) часто изображались с маками).
Но и кувшинки и опийный мак остаются далеко позади на фоне пасленовых. Раскопки на месте Хенджа (неолитические ритуальные сооружения, типа Стоунхенджа) недалеко от Балфаргской Школы верховой езды в Файфе, Шотландия, привели к обнаружению семян и пыльцы черной белены (Hyoscyamus niger) на наружных поверхностях желобковой керамики. Находка открыла целое поле для бурных фантазий о доисторических ритуалах и медицинских возможностях древних людей 4-2 тысячелетий до н.э.
Если говорить языком ботаники, Hyoscyamus niger, более известный как белена, черная белена, вонючий паслен - растение коварное и, в первую очередь, ядовитое.
Исторически её использовали как один из ингредиентов лекарства, а не единственный. Например, белену использовали вместе с мандрагорой и другим опасным пасленовым - дурманом - в качестве анестезирующего средства. Но из-за его лютых психоактивных свойств медицинское использование стабильно расширялось до изготовления разных «волшебных варев». Психоактивные последствия употребления включали в себя визуальные галлюцинации и ощущение полета. Использование белены древними греками было задокументировано Плинием, который сказал, что прием её отвара по свойствам "имеет характер вина и, следовательно, оскорбителен для ума". С другой стороны, Диоскорид рекомендовал её как успокаивающее и обезболивающее средство. Никак определиться не могли.
Двойственный эффект таких средств и снадобий в качестве лекарственных неизбежно приводил и к двойственному применению. Нужно понимать, прежде всего, психологию пациентов и врачей того времени. В основе медицины до гумористической теории о четырех темпераментах Гиппократа, главенствовала версия о божественности и мистической сущности болезней. Так, например, белена имела и второе название - Herba Apollinaris, трава Аполлона - она активно использовалось для получения предсказаний жрицами Аполлона.
Божественный рецепт.
Попытки запутешествовать к богам и спросить совета и попросить здоровья приложили руку и к реальной медицине. В конце-концов воздействие психотропных веществ не меняется, в зависимости от целей потребления. Например, в 650 г. до н.э. - 393 г. н.э. активно вел свою деятельность Дельфийский Оракул, расположенный в храме Аполлона, что на на южном склоне гряды Парнас. Но это и скала Гиампея со священным источником, и вершина Лиакура - как наивысшая точка. Так вот, ещё Плутарх во 2-ом веке н.э. скептически говорил о том, что предсказания Пифий скорее вызваны вулканическими газами, выходящими из множества расщелин и разломов, нежели личным присутствием обнаженного красавца Аполлона.
Происходит это, примерно, раз в 100 лет- сильное землетрясение перетряхивает горную гряду. Появляются новые разломы, закрываются старые. Иногда горячие слои приближаются к породам, богатыми углеводородами, и тогда те начинают испаряться. Газы смешиваются с грунтовыми водами и находят свои естественные выходы вблизи источников и разломов. Скептицизм Плутарха недавно подтвердил своими исследованиями Джелле де Бур, геолог из Веслианского университета в Мидлтауне, штат Коннектикут. Уже в нашем тысячелетии ученый смог объяснить античные рассказы о сладковатых запахах внутри святилища выходом природного этилена, побочными эффектами вдыхания которого являются эйфория и ощущение бестелесности. Отсюда вам и живущие на горе боги и нимфы у источников, и всякие греческие мистерии и провокации.
Если опять-таки открыть Одиссею (спорим, вы никогда не читали её с точки зрения наркологии?), то в книге четвертой мы найдем описание “облегчающего печаль средства”. Елена даёт его Одиссею, чтобы того отпустило от моральных травм. Сегодня принято считать, что в этом примере речь идет о настойке из опийного мака и индийской конопли, также упомянутой в сказаниях о Гераклионе, или Тонисе (египетское название города). Найти их можно в записках Геродота, по словам которого город посетили Парис и Елена из Трои до начала Троянской войны. Они искали тут своего убежища, удирая от Менелая, но местный губернатор Тон благоразумно послал их на три буквы. Чтобы они сильно не грустили по пути в такую даль, его жена Полидамна угостила их “средством от печалей” - nepenthes - которое, вероятно, и было забористым отваром наркоты.
Мирра также была одним из вариантов обезболивания в древности. Я говорю про так называемое вино осужденных во времена римской империи. Обычно мирра - это ароматная смола, которая использовалась во время церемоний и ритуалов как ароматизатор. Но смешанная с вином, она давала и легкий болеутоляющий эффект, не такой сильный, как у опиатов, но лучше, чем ничего. По словам святого Марка, Христу был предложен именно такой напиток перед тем, как его распяли.
То, что мы бы назвали пероральным приемом скополамина (алкалоид пасленовых) и омнопона (медицинский опиум), постепенно дополнилось ингаляционными методами введения. Самое раннее упоминание об анестезии ингаляцией содержится в работах Геродота, который на голубом глазу утверждает, что скифы мутили ритуальное опьянение, вдыхая пары какого-то вида конопли, которую они бросали в огонь или на нагреваемые на углях камни. Ну как “какой-то конопли”... она-то вполне определенная - индика (или индийская конопля, Cannabis indica). Потихоньку к пасленовым и опийному маку добавился ещё один “интересный” вид.
Греческий поэт Пиндар писал, что Махаон, сын Асклепия, однажды вылечил ногу Филоктета, избавив от боли наркотическим припарком.
Феокрит пишет о Люцине, богине акушерства, говоря, что она способна давать нечувствительность к боли во время мук родов. То есть речь идет о том, что известна была не только общая анестезия, но и местная. Ведь именно рожать под общим наркозом или обезболивать ногу под ним сложновато.
В Древнем Вавилоне нашли странный амулет-фигуру, вырезанную из корня растения. Она датируется 2000 годом до н.э. и, предположительно, речь идет о помощи при бесплодии. Дальнейшие поиски приводят нас к דודאים (dûdâ'îm, дудаим) - буквально «растение любви» в древних еврейских писаниях. В них есть упоминания некоего корня, найденного Рувимом в поле. Рувим отдал этот корень бесплодной жене, и та поправилась, да и как принялась рожать во все стороны. “Что за корень?” - заинтересованно спросите вы.
Есть такая штука септуагинта - это перевод 70 старцев древнееврейских ветхозаветных текстов на древнегреческий (3.в до н.э.). Так вот эти мудрые люди перевели דודאים, как μανδραγόρας (mandragóras), и в принципе здесь свет истины начинает светить на нас сквозь первые дырки понимания.
Среди греков Феофраст - один из самых первых писателей-ботаников, и он нам рассказал о чудесах и достоинства мандрагоры, среди которых он упоминает не только способность вызывать сон, но и говорит о возможностях её применения в качестве афродизиака в любовных зельях. Чувствуете коварство состава? Чуть больше или меньше и всё - вместо анестезии эрекция, вместо эрекции галлюцинация тещи. И это прекрасно иллюстрирует все растительные древние анестезии, приготовленные кустарно и по разным мутным рецептам. Чуть-чуть ошибешься, и пациент умрет от яда, увидит галлюцинации или не ощутит вообще ничего.
Диоскорид (1-й в. н.э.) в своей книге «De materia medica» говорит, что отвар мандрагоры (mandrake) в вине может быть использован для приготовления пациентов к операциям с разрезами и прижиганием. Плиний (23–79 гг. н.э.) в своей «Естественной истории» говорит: “[Мандрагора] принимается как напиток при укусах змей и перед операциями на теле, чтобы избавить больного от ощущений”. Галлюциногенное средство от всех болезней. Ну-ну.
Греки дали ему название «Цирцеум», производное от ведьмы Цирцеи, или по-русски Кирки. Не той, что копают мандрагору, а той, что дочь Гелиоса и Персеиды. В средние века, кстати, разрослось и стало популярным поверье, которое вы наверняка видели в Гарри Поттере. Считалось, что злой дух обитал в растении, и когда его вырывали с корнем, он вопил так, что ни один смертный не смог бы это пережить. Проблема решалась просто. Чтобы выкопать мандрагору, нужна была собака. Корень подкапывали, привязывали к другу человека, отходили на безопасное расстояние, и орали: “Шарик, In nomine Dei, тащи!”. Мальчик, который выжил, для этой процедуры был не нужен. Да и он бы в средние века всё равно не выжил.
В основе суеверия лежал средневековый псевдонаучно-медицинский постулат о том, что растения формы чего-то лечат то, чего они формы. Чтобы понять историческую суть и полет мысли достаточно почитать о народных медицинах, например, о китайской. Позиционируется на логике: у моржа большой и сильный нижний бивень, натру его с чесноком на терке и намажу свой - будет как у моржа.
Ну вот и понеслась. Диоскурид (около 100 г. н.э.) описал два вида мандрагоры - мужскую и женскую (на самом деле просто разные растения - Mandragora officinalis и Mandragora autumnalis). А дальше пользовались по принципу сходства корня с человеческой формой: если корень мандрагоры, имеющий форму младенца, каждый вечер засовывать под подушку, или жрать, натирая в вино, то это поможет забеременеть. Винишко, в принципе, всегда в этом деле помогало.
А если корень по форме похож на женщину и носить его в кармане, то 30-летние девстенники смогут найти свое счастье. По всей Европе шла отчаянная охота на корни мандрагоры, чтобы решить свои проблемы. Был и подпольный бизнес, когда брали брионию (переступень) и выращивали в определенной форме. Она неприхотливая, и её можно загнать в нужное ведерко в форме большой груди и, когда вырастет, продать какой-нибудь блондинке. Короче, была бы у вас морковка или редька какая в форме пихульки, в средние века продали бы её за дорого, как целебную. А сейчас только в инстаграмм можете выложить.
Шекспир, Отелло:
Распался античный мир, ухнула в лапы варваров располневшая Римская империя, и сегодня большая часть наших знаний о них связана с работой монахов в ранних христианских монастырях. В одном из них, бенедиктинском монастыре в Монте-Кассино, был составлен Antidotarium Nicolai - травник/сборник противоядий Николая. В этом труде описывался прелюбопытный способ ингаляционного обезболивания с помощью губки, продолживший пару скифских традиций. Согласно описанию, губку мокали в смесь растительных соков, в том числе опийного мака, белены и мандрагоры, а затем высушивали. Процесс повторяли несколько раз. Затем, когда пациента удавалось поймать и зафиксировать, губку распаривали и давали подышать паром несчастному. Надышавшись, пациент успокаивался, переставал суетиться и засыпал сном, в котором не ощущал боли и вообще всего того, что с ним делал хирург-затейник.
Называлось это всё безобразие Spongia somnifera - снотворная губка. И если начать разбираться чуть подробнее, то мы можем найти множество источников с её описанием. В том числе и те, что утверждают что при её помощи облегчали муки распятых. Сборник противоядий Бамберга 9-го века в рецепте такой губки содержит опиум, листья мандрагоры, сок болиголова и белены.
Те же рецепты есть в Practica Cophonis 12 век, Compendium medicinae Гильберта Английского, 13 век, в Secreta sublimia medicinae авторства Гуглиелмо дэ Варигнаны, 14 век, и так далее и тому подобное.
Подобные губки широко использовались даже после появления эфирной и хлороформной анестезии. Выделенные из пасленовых и опийного мака омнопон и скополамин, собственно вызывающие все упомянутые эффекты анестезии, продолжили свое существование в качестве премедикации, о чем сегодня, между прочим, напоминают маковые головки и корни мандрагоры на эмблеме современной Ассоциации анестезиологов Британии.
Ужасы из-под подушки.
Откуда же у нас эти страхи? Где берет начало этот источник бьющий ледяным ключом ужаса нас по голове при любом упоминании боли?
Смотрим, например, описание операции словами пациента Фанни Берни, оперировал ей тогда мастэктомию хирург Наполеона, Доминик-Жан Ларри, и на дворе стояло 30 сентября 1811 года:
«Когда ужасная сталь погрузилась в мою грудь... мне не нужно было никаких предписаний, чтобы не сдерживать крик, я завопила изо всех сил и это продолжалось без перерыва в течение всего времени пока делался разрез - и я до сих поражаюсь, что он больше не звенит в моих ушах настолько мучительна была агония».
А вот запись от 21 декабря 1846 года, оперировали 36-летнего дворецкого Фредерика Черчилля, суть операции - ампутация ноги до бедренной кости. Хирург Роберт Листон проводил её с использованием эфира в качестве анестезирующего средства. Через 5 минут после окончания операции, когда больной уже покинул операционную и был перемещен в палату, он пришел в сознание и растерянно спросил: “Когда должна пройти ампутация?”.
Чувствуете разницу? Адские муки и агония, оставляющая свой огненный след в вашем теле и в вашем сознании на всю жизнь, и несколько часов забвения. Вот что принимают во внимание при вопросе о том, нужна ли общая анестезия.
Без наркоза пациенты тоже переносили операции полностью в сознании, являясь её активными участниками. От них требовалось держать свое тело в определенных положениях, выполнять конкретные движения. «Хирургу должен помогать его пациент, иначе он не преуспеет» - Листон (1846г.). Операции считались обоюдным трудом и для хирургов, и для пациентов. Например, в январе 1824 года Эстли Купер выполнял сложную ампутацию ноги в тазобедренном суставе у 40-летнего мужчины, которая продолжалась всего 20 минут. Но после пациент сказал своему врачу, что это самое тяжелое, что ему доводилось переживать. На что хирург ответил: “И мне тоже”.
В такой ситуации решимость пациента пройти через хирургический ад подвергается самым серьезным испытаниям. Зная, что сейчас предстоит доверить свое тело на разрезание, колебаться начинают уже при входе в операционную, наблюдая хирургический стол или мельком увидев инструменты. Иногда при первом прикосновении ножа или скальпеля начиналась паника. Например, в случае пациента, проходящего ампутацию в Больнице Мидлсекс в 1820-х годах (из того же сборника), чьи судорожные движения и попытки вырваться были столь сильными, что врач прервал действо, боясь задеть артерии пациента или поранить собственные пальцы.
Уровень профессиональной травмы в таком контексте становится чудовищным. Врачам, призванным заниматься самой серьезной и опасной работой - полостными вмешательствами - приходится считаться с мнением и чувствами пациентов. Которые, в свою очередь, чтобы пережить боль и эмоции, могут петь, свистеть, болтать, смеяться, или курить во время операции. Кто-то будет бороться и корчиться, заявляя, что передумал и готов умереть от гангрены или аппендицита. Доктору придется говорить, договариваться, объяснять, торговаться, угрожать, подпевать и подсвистывать. Чтобы избежать паники, многих ограничивали насильно: затыкали рот и завязывали глаза.
Почему же все не обдалбывались маковым молоком пополам с мандрагорой и беленой? Без точно синтезированного чистого вещества, без возможности удалить из пасленовых ещё десяток компонентов, вызывающих тяжелые отравления и сказочные галлюцинации, разнящиеся от розовых пони до сошествия в ад - такая анестезия была сопоставима по опасности с самой операцией, стоила конских денег, была редкой, и если её можно было избежать, лучше было так и сделать.
Все остальные способы введения человеческой тушки в состояние, пригодное для манипуляций с острыми предметами, относятся или к чистой воды шарлатанству, или к откровенному вредительству. К примеру, когда-то бывшее вполне популярным движение Месмеризма, начавшееся в 1766 году от австрийского врача Франца Антона Месмера, долгое время считалось вполне научным. Суть была такой. Франц описал свою теорию «животного магнетизма», согласно которой некая универсальная жидкость в наших телах есть детерминант (определитель) всего здоровья. Эта теория утверждала, что магниты могут контролировать влияние этой жидкости на заболевание, так как причиной болезни считалось неправильное её течение или застой этой жижи. Итогом маразма был вывод Месмера: существует только одно заболевание и одно лекарство. Как следствие предлагалось манипулировать с помощью магнитов этой секретной жидкостью, а целью манипуляций было введение человека в апатичное состояние, в котором он не чувствителен к внешним раздражителям.
«Животный магнетизм» был полностью дискредитирован в Париже Королевской комиссией, созданной королем Людовиком XVI в 1784 году, но внезапно возродился в 1840-х годах. Возрождение псевдонауки началось с операции в Париже 12 апреля 1829 года, когда хирург Жюль Клоке удалил опухоль из молочной железы 64-летней старухи, мадам Плантин. Операция заняла от десяти до двенадцати минут, в течение которых у пациентки не было никаких признаков дискомфорта. Она оставалась в «месмерическом состоянии» в течение двух дней, и после пробуждения не помнила операции. На самом деле к мадам Плантин много вопросов, в частности, а не являлось ли это её нормальным состоянием, или не было ли это потерей сознания в результате истерии, обморока, припадка, ушиба бабки… да хоть маразма, кто её знает.
Говоря про псевдонауку и вредительство, нужно обратить внимание на ещё один способ анестезирования. Приблизительно с 400 г. до н.э. мы встречаем упоминание у ассирийцев и египтян пережатия сонное артерии для введения человека в бессознательное состояние перед короткой операцией. Короче говоря, эскулапы слегка придушивали своих подопечных. В частности пишут, что египтяне так оперировали глаза, но лично мне конкретно это утверждение кажется сомнительным. Даже если бы вам очень хотелось кому-то назначить удушение, эту практику нельзя назвать сколь бы то ни было здравой/полезной или отвечающей интересам пациента.
Растерять свое драгоценное сознание можно по различным причинам. Для этого необязательно именно душить - это может быть переутомление, переохлаждение, перегревание, обезвоживание организма, травма головы, отравление (в том числе и алкоголем), кровотечение, обморок, шок. Вариантов миллион, а сознание одно.
Проблема в том, что потеря сознания — это состояние, возникающие при поражении центра сознания — мозга. А если у вас какие-то проблемы со здоровьем и вам нужна операция, на кой черт вам ещё и мозг поражать? Это состояние имеет множество недостатков, кроме нечувствительности к боли. К примеру, наступает резкое расслабление мышц, вследствие чего часто происходит непроизвольное мочеиспускание, иногда дефекация, могут начаться судороги или подергивания отдельных мышц. Глаза закатываются, а зрачки расширяются (вот как тут глаза оперировать-то?).
Человеку в таком состоянии нужна не операция, а помощь - его следует уложить в правильном положении на боку, в случае необходимости очистить полость рта салфеткой. У него может произойти остановка дыхания или сердечной деятельности, и тогда ему понадобится сердечно-лёгочная реанимация. Отсюда же и здоровый скептицизм насчет анестезии в виде удара по голове или удушения. Просто не существует здоровой формулы или расчета, при котором организм просто теряет сознание, а при котором начинаются необратимые последствия, требующие немедленной квалифицированной помощи. Может быть Джона Рэмбо удар в челюсть приведет к потере сознания на 2 минуты и 10 секунд, но у Ивана Пипиндрикова удар такой же силы вызовет сотрясение мозга, перелом челюсти и кровоизлияние. Первый проспит крепким сном свои две минуты, а второй может впасть в кому или вернуться в сознание от воткнутого в него скальпеля, дернуть ногой и всё… и мадам Пипиндрикова станет вдовой. В общем, так себе способ.
Те же претензии и к винишку. Да алкоголь (этанол) действует на нервную систему точно так же, как общие анестетики, такие как пропофол или севофлюран. То есть он усиливает действие нейротрансмиттера ГАМК на рецептор ГАМК-А. ГАМК это, к слову, аминокислота, которая выбрасывается в пространство между синапсами (синаптическую щель), когда нужно сгенерировать нервный импульс. А ГАМК-А и ГАМК-С - рецепторы, которые, в зависимости от наличия этой аминокислоты, притормаживают или генерируют импульс.
Так почему бы не использовать алкоголь в качестве общего анестетика? Ну на это есть две причины: неэффективность и токсичность. Как и у упомянутых пасленовых это очень и очень хрупкий баланс.
В то время как 200 мг пропофола будут вызывать общую анестезию у нормального взрослого, доза алкоголя для такого же эффекта намного выше - это около 700 мл чистой спиртяги. Внутривенно такое не влить, а принять литр текилы перед ампутацией куска задницы вместе с застрявшей там стрелой - задача не из легких даже для раненого мучачо. Кроме того, алкоголь довольно токсичен сам по себе, и при метаболизации он переходит в токсичный ацетальдегид. Это означает, что у него узкий терапевтический индекс, проще говоря, окно между убить пациента и помочь пациенту очень узенькое.
Может быть, все-таки, тапочек в зубах и мужественно терпеть? Возможно, половина после прочитанного скажет: “почему бы и нет?”, а вторая половина возопит: “о, нет, это же болевой шок!”. На самом деле не правы будут и те и другие. В медицине нет такого понятия как “болевой шок”. Как правило, большинство обширных травм сопровождаются тем, что называется травматический шок, а не болевой. И это состояние организма, а не сознания. Сознание вы как раз к этому моменту потеряете, мозг сам может снизить артериальное давление, и наступит обморок рефлекторный (нейрогенный, вазовагальный), но он не убивает сам по себе.
Проблема в том, что именно травматический шок обычно вызывает массивная кровопотеря или экссудация плазмы. При этом важнее всего не сколько крови, а как быстро вы её теряете. В связи с этим при кровотечениях из крупных сосудов шок наступает быстрее, так как компенсаторные механизмы организма не успевают срабатывать. По сути, шок возникает в результате острого нейрогенного нарушения периферического кровообращения. Через какое-то время после травмы происходит нарушение механизма централизации крови - жизненно важные органы не получают необходимый объем, что вызывает тяжелые метаболические, гормональные и гемодинамические расстройства. Проще говоря, боль это лишь сильно стимулирующий нервную систему фактор. Вот с ней вы можете паниковать, вести себя агрессивно, дергаться, вырываться, переживать, потому что вся выделяемая биохимия будет побуждать вас к действиям.
Сильная боль, а также нервно-психический стресс, связанный с травмой, несомненно, играют роль в развитии шокового состояния, но не являются его главной причиной, и лишь усугубляют тяжесть шока и без того загружая сильно занятый выживанием организм. А уж стресс и паника во время операции сильно увеличивают риск дополнительных повреждений вас, доктора, казенного имущества и случайных прохожих.
Быстрая и массивная крово- или плазмопотеря приводят к резкому уменьшению объема циркулирующей крови в организме. В результате быстро и сильно падает артериальное давление, ухудшается снабжение тканей кислородом и питательными веществами, развивается тканевая гипоксия. Из-за недополучения тканями кислорода в них накапливаются токсичные недоокисленные продукты обмена веществ, развивается метаболический ацидоз, нарастает интоксикация. Недополучение тканями глюкозы и других питательных веществ приводит к их переходу на «самообеспечение» — усиливается липолиз (распад жиров) и белковый катаболизм.
Но если вы не будете бегать по кругу, отбиваясь от скальпеля, размахивая капельницей и орошая всё вокруг своими жидкостями, то даже если на дворе 2-ой век до н.э., шансы выжить у вас останутся. Симпатическая нервная система сама запустит различные компенсаторные механизмы, высвобождая адреналин и норадреналин, его основные химические медиаторы. Эти нейромедиаторы вызывают учащенное сердцебиение, учащенное дыхание и потоотделение. Они также вызывают вазоконстрикцию, чтобы отвести кровь от конечностей и направить её к жизненно важным органам. И если это не крупная артерия, то кровь можно будет остановить, и вы через пару недель пойдете на поправку. А довольный эскулап будет рассказывать, как сделал первую операцию по удалению чего-нибудь вам ненужного.
В общем, древняя анестезия вопрос сложный. Безусловно тогда было, что предложить, кроме винишка и потерпеть. Но это были всё же тонкие попытки найти, узнать и высчитать рецепт, спасающий от агонии, но оставляющий в живых. Рецепт, который без развитой химии и медицины найти было невозможно. Эта история богата и разнообразна - я ни слова не рассказал про Мезоамерику, а ведь там делали даже трепанации, и не обмолвился ни буквой про Китай и Японию.
Но вы можете поддержать меня и я продолжу свои нелегкие изыскания :)
И помните, производство, сбор, распространение, употребление психотропных и наркотических веществ, без специальных разрешений, является нарушением законодательства РФ, карается в соответствии с уголовным кодексом и разрушает человеческие жизни.