Чешский проныра умудрился дважды провернуть величайшую аферу XX века, а погорел из-за своей любовницы
Виктор Люстиг родился в Австро-Венгрии в 1890 году. Он с раннего детства демонстрировал незаурядные умственные способности. Мальчик превосходно учился, однако любил хитрить и часто попадал в неприятности. В 19 лет Виктор переехал в Париж, где зарабатывал азартными играми и проявил неуёмную тягу к женскому полу. В это время левую сторону его лица «украсил» шрам, протянувшийся ото рта до уха. Отметину оставил ревнивый ухажер одной из его многочисленных любовниц.
Старт «карьеры»
В какой-то момент наш герой почувствовал, что лучше всего у него получается облапошивать людей. Начало карьеры афериста прошло в самой благодатной для этого среде - на борту трансатлантических океанских лайнеров, курсировавших между Францией и Нью-Йорком. Эти суда перевозили богатых путешественников, наслаждавшихся роскошными каютами, изысканными блюдами, а также ежедневными развлекательными мероприятиями, во время которых мошенник мог проявить себя во всей красе. Люстиг был превосходным оратором. Чаще всего он представлялся бизнесменом, ищущим инвестиции под беспроигрышный коммерческий проект, который якобы будет реализован в Нью-Йорке. Также он мог выдавать себя за продюсера, которому нужны деньги для постановки мюзикла. Легенды превосходно работали, и мошенник неплохо зарабатывал. Однако Первая мировая война положила конец трансатлантическим круизам, и Люстиг решил осесть на суше - в Соединенных Штатах.
Одной из фирменных схем мошенничества Люстига стала продажа «румынских шкатулок»
Люстиг под видом изобретателя продавал «денежные машины». Это были деревянные ящики с двумя прорезями. В одну из них следовало вставлять нарезанную бумагу, а из второй раз в шесть часов (мошенник объяснял такой промежуток времени неидеальностью конструкции агрегата, который он все еще дорабатывает) вылезали банкноты федерального казначейства США номиналом в 1 доллар. Чтобы подтвердить подлинность выдаваемых банкнот, мошенник лично ходил с покупателями в банк.
Покупатель шкатулки искренне считал, что обеспечивает себе безбедное существование, но она переставала работать, выдав несколько купюр заложенных Люстигом, далее шла пустая бумага. Таким образом обман выявлялся не раньше, чем через 18 часов с момента активации «денежной машинки». Этого времени вполне хватало аферисту, чтобы исчезнуть с деньгами обманутого покупателя. Можете самостоятельно подсчитать прибыль проныры, если учесть, что производство шкатулки обходилось в 150 долларов, а продавал он её за 5 000$.
«Продажа» Эйфелевой башни
В 1925 году Люстиг решил вернуться во Францию, и именно здесь ему представилась самая эпическая возможность в его преступной карьере. Все мы прекрасно знаем, какое значение для Парижа имеет знаменитая на весь мир Эйфелева башня. Это одна из главных достопримечательностей города, но в сложные послевоенные времена она была скорее обузой для властей. Конструкция начинала ржаветь, а ремонт и перекраска требовали немалых финансовых затрат. Прочитав в одной из газет статью о том, что парижане могут поддержать снос башни, мошенник придумал совершенно потрясающий план обогащения.
Сначала он изготовил фальшивые бумаги, согласно которым стал заместителем министра связи Франции. Затем он связался с несколькими скупщиками металлолома и сообщил им, что правительство решило демонтировать Эйфелеву башню. Люстиг предупредил их, что это пока секретная информация, которая может вызвать большой общественный резонанс, и попросил держать язык за зубами. Дельцы во время личных встреч охотно соглашались, что модернистская конструкция достопримечательности не вписывается в классический облик города и даже уродует его.
Оценив всех претендентов на приобретение башни, мошенник выбрал жертву, которая, по его мнению, могла бы обеспечить максимальную прибыль. Этим человеком стал Андре Пуассон - претенциозный неудачник, отчаянно пытавшийся попасть в элиту парижского бизнес-сообщества. Люстиг сообщил, что обеспечит ему победу на аукционе, если тот даст ему взятку, эквивалентную 70000 долларам по курсу того времени. Пуассон согласился на эти условия и вручил мошеннику затребованную тем сумму. Попрощавшись со своим благодетелем, Люстиг сбежал в Австрию. Даже поняв, что его обманули, облапошенный француз не стал обращаться в полицию. Кому захочется признаваться в попытке подкупа государственного чиновника?
Схема оказалась гениальной и великолепно работала. Это вдохновило Люстига на то, чтобы провернуть операцию ещё раз. Через несколько месяцев он вернулся во Францию и начал обрабатывать вторую группу торговцев металлоломом. Мошенник снова выбрал только одну жертву и реализовал весь сценарий вплоть до получения денег. Однако на этот раз делец оказался не робкого десятка и не побоялся заявить в полицию о том, что его «кинули» на стоимость Эйфелевой башни. Стражи порядка пошли по следу Люстига, но тому удалось ускользнуть - трансатлантические пассажирские перевозки уже возобновились, и он спокойно отчалил в сторону Соединенных Штатов.
Деятельность по отъему денег в США
Здесь Люстиг зарабатывал старыми, давно проверенными трюками, но не боялся экспериментировать. В 1928 году он самым наглым образом обокрал жилище бизнесмена Томаса Кернса, куда был приглашен обсудить некие инвестиции со стороны последнего. Добыча составила 16000 долларов.
Также ему приписывается крайне странная по своей задумке операция, деловым партнером в которой выступал ни много ни мало Аль Капоне. Мошенник занял у гангстера 50 000 долларов, чтобы провернуть сделку с акциями, на пару месяцев исчез из виду, а затем вернулся с той же самой суммой и отдал её, заявив, что дельце не выгорело. Впечатленный «честностью» партнера, на месте которого любой другой человек просто растворился бы с деньгами, Аль Капоне выдал ему 5000 долларов. Вот этот бонус и был главной целью Люстига с самого начала.
В 1930 году Люстиг связался с фальшивомонетчиками - Уильямом Уоттсом и Томом Шоу. Одновременно он продолжал реализовывать румынские шкатулки, и не постеснялся продать одну из них техасскому шерифу.
Когда до того, наконец, дошло, что его обманули, как последнего недотепу, он выследил Люстига на другом конце страны - в Нью-Йорке. Это, конечно, невероятно, но мошенник убедил служителя закона, что тот просто неправильно использовал устройство. Он вернул ему сумму, которая была уплачена за агрегат - фальшивыми банкнотами. Попытавшись впоследствии расплатиться ими, шериф загремел за решетку.
Погубили Люстига не его преступные схемы, а плотские страсти, которые не оставили его и в зрелом возрасте. Мошенника выдала полиции Билли Мэй - любовница, которая решила таким нехитрым образом отомстить за связь своего возлюбленного с другой, более молодой и привлекательной женщиной.
Люстиг сдал своих партнеров- фальшивомонетчиков, а через какое-то время уже у него самого обнаружился целый сейф с поддельными купюрами. Впрочем, Люстиг не был бы самим собой, если бы не попытался выкрутиться и из этой ситуации. За день до начала судебного процесса он притворился больным и был переведен в медицинский блок тюрьмы. Изготовив веревку из подручных материалов, проныра сбежал через окно.
Через месяц его поймали - в Питтсбурге. Люстиг признал себя виновным и был приговорен в общей сложности к двадцати годам тюремного заключения. Наказание он отбывал во всемирно известном Алькатрасе. Отсидев двенадцать лет, он тяжело заболел и через некоторое время скончался от пневмонии. Забавно, что в свидетельстве о смерти Люстига в графе «Профессия» было указано «Продавец».
Что касается Эйфелевой башни, она возвышается на прежнем месте. Её отремонтировали и перекрасили, она стала одним из самых узнаваемых символов не только Парижа, но и всей Франции. И все уже как-то подзабыли, что какой-то проныра умудрился дважды продать её на металлолом.