«Третья всемирная теория»: мир будущего, который пытался построить Каддафи
Муаммар Каддафи – лидер Ливийской революции и де-факто глава государства с 1969 по 2011 год.
В 1979 году арабский народный вождь, подобно Ленину, сформулировал новое учение об идеальной форме государства, соединившее в себе утопические идеи социализма, анархизма и религиозного равенства.
Теория позволила сделать Ливию ведущим государством Африки и догнать по уровню благополучия европейские державы. Так вышло, что страна оказалась уничтожена, а идеи Каддафи так и остались лишь на бумаге.
Однако, что это была за теория? Каким видел мир будущего самый противоречивый диктатор XXI века?
Чем так интересна Ливия?
Каддафи сформулировал Третью всемирную теорию – Джамахирию. Первые две – это коммунизм Маркса и капитализм Адама Смита. Свои идеи политик записал в «Зеленой книге», ставшей для ливийцев "вторым Кораном".
Можно по-разному относиться к личности Муаммара Каддафи, тем не менее, именно под его началом из отсталого африканского королевства, Ливия превратилась в современное государство.
На 2010 год Ливия занимала 53-е место в индексе развития человеческого потенциала (для сравнения, Россия сегодня на 49-м месте). Обладала бесплатной медициной, образованием, высокой продолжительностью жизни до 74 лет, 90% уровнем грамотности и самой щедрой в мире социальной поддержкой населения.
При Каддафи был осуществлен самый масштабный ирригационный проект XX века – рукотворная река, насытившая водой 3/4 ливийских пустынь.
Дешевле воды стоили нефть, газ и продукты питания. Бесплатно раздавалось жилье, и дешево стоил транспорт.
По мнению Каддафи, теория могла прекратить все войны, сделать мир более справедливым, а людей сытыми.
В чем суть Третьей теории?
Новое учение критиковало демократию, называя её не властью народа, а властью народной элиты, которая зачастую решает собственные проблемы, а не проблемы общества.
Доктрина делится на три части: 1. Решение проблемы власти народа; 2. Решение экономических проблем; 3. Построение справедливого общества.
Власть народа, по мнению Каддафи
Вместо парламента и партий ливийский революционер предлагал народные комитеты и народные конгрессы.
Всё взрослое население делится на народные конгрессы, которые избирают народные комитеты. Те, в свою очередь, формируют вторую ступень народных конгрессов. Вторая ступень выбирает административные комитеты – государственную администрацию.
Каждый год собирается Всеобщий народный конгресс – съезд руководства всех конгрессов, комитетов и профсоюзов. Там сообща решаются самые важные вопросы.
Новый строй подразумевает полную свободу слова и отдельно прописывает, что СМИ должны принадлежать обществу, а не частным лицам. Например, если газета принадлежит отдельному человеку, то она выражает мнение не народа, а мнение этого человека.
Таким образом, если классическая демократия – это контроль народа над властью, то Джамахирия – это контроль народа над самим собой.
Решение экономических проблем
При Джамахирии любой наемный труд признается рабским, если работник не получает часть произведенного продукта.
Все предприятия страны переходят под управление работников, которые там трудятся. Лозунг трудящихся – "мы партнеры, а не рабочие". Однако сильно богатеть людям Каддафи не позволял.
Человек обязан удовлетворить свои потребности, а излишки передать обществу. Это нужно для того, чтобы люди, которые работают на менее прибыльных предприятиях, тоже могли удовлетворить свои нужды. Этим достигается равенство благосостояния.
Цель – полная отмена денег. Общество станет полностью производительным, а продукты и товары будут бесплатно распределяться между людьми.
Ликвидируется частная собственность крупной и средней буржуазии, бизнес переходит в руки народных комитетов. Исключение составляет семейный бизнес, который остается неприкосновенным.
Провозглашается идея, что каждой семье государство предоставляет бесплатное жилье, медицину, образование и оказывает социальную поддержку.
Справедливое общество
Жизнь общества строится на народных обычаях и моральных принципах религии. Однако религия не является главенствующей, а духовенство не имеет власти.
Отрицается национализм, расизм и религиозная нетерпимость. В глобальных масштабах: племя – это семья, нация – это сильно расплодившееся племя, мир – сильно расплодившаяся нация. Все вместе – единая семья.
Племя – социальная защита человека. Оно несет коллективную ответственность за своего представителя.
Права женщин и мужчин равны, однако обязанности, в силу природных причин, разные. Мужчины обязаны работать, женщины – по личному желанию.
Вместо заключения
Идеи Джамахирии активно внедрялись в Ливии и, ожидаемо, встретили сопротивление среди местной буржуазии, воинственных исламских племен и европейских держав, которые теряли контроль над африканской страной и всю прибыль.
Объединившись, в 2011 году они свергли Каддафи и его сторонников. Сегодня Ливия вновь беднейший регион на планете и более не является суверенной страной.
Теория позволила сделать Ливию ведущим государством Африки и догнать по уровню благополучия европейские державы. Так вышло, что страна оказалась уничтожена, а идеи Каддафи так и остались лишь на бумаге.
Однако, что это была за теория? Каким видел мир будущего самый противоречивый диктатор XXI века?
Чем так интересна Ливия?
Каддафи сформулировал Третью всемирную теорию – Джамахирию. Первые две – это коммунизм Маркса и капитализм Адама Смита. Свои идеи политик записал в «Зеленой книге», ставшей для ливийцев "вторым Кораном".
Можно по-разному относиться к личности Муаммара Каддафи, тем не менее, именно под его началом из отсталого африканского королевства, Ливия превратилась в современное государство.
На 2010 год Ливия занимала 53-е место в индексе развития человеческого потенциала (для сравнения, Россия сегодня на 49-м месте). Обладала бесплатной медициной, образованием, высокой продолжительностью жизни до 74 лет, 90% уровнем грамотности и самой щедрой в мире социальной поддержкой населения.
Каддафи и его «Зеленая книга»
При Каддафи был осуществлен самый масштабный ирригационный проект XX века – рукотворная река, насытившая водой 3/4 ливийских пустынь.
Дешевле воды стоили нефть, газ и продукты питания. Бесплатно раздавалось жилье, и дешево стоил транспорт.
По мнению Каддафи, теория могла прекратить все войны, сделать мир более справедливым, а людей сытыми.
В чем суть Третьей теории?
Новое учение критиковало демократию, называя её не властью народа, а властью народной элиты, которая зачастую решает собственные проблемы, а не проблемы общества.
Доктрина делится на три части: 1. Решение проблемы власти народа; 2. Решение экономических проблем; 3. Построение справедливого общества.
Власть народа, по мнению Каддафи
Вместо парламента и партий ливийский революционер предлагал народные комитеты и народные конгрессы.
Всё взрослое население делится на народные конгрессы, которые избирают народные комитеты. Те, в свою очередь, формируют вторую ступень народных конгрессов. Вторая ступень выбирает административные комитеты – государственную администрацию.
Каждый год собирается Всеобщий народный конгресс – съезд руководства всех конгрессов, комитетов и профсоюзов. Там сообща решаются самые важные вопросы.
Дмитрий Медведев и Муаммар Каддафи, 2008 год
Новый строй подразумевает полную свободу слова и отдельно прописывает, что СМИ должны принадлежать обществу, а не частным лицам. Например, если газета принадлежит отдельному человеку, то она выражает мнение не народа, а мнение этого человека.
Таким образом, если классическая демократия – это контроль народа над властью, то Джамахирия – это контроль народа над самим собой.
Решение экономических проблем
При Джамахирии любой наемный труд признается рабским, если работник не получает часть произведенного продукта.
Все предприятия страны переходят под управление работников, которые там трудятся. Лозунг трудящихся – "мы партнеры, а не рабочие". Однако сильно богатеть людям Каддафи не позволял.
Человек обязан удовлетворить свои потребности, а излишки передать обществу. Это нужно для того, чтобы люди, которые работают на менее прибыльных предприятиях, тоже могли удовлетворить свои нужды. Этим достигается равенство благосостояния.
Цель – полная отмена денег. Общество станет полностью производительным, а продукты и товары будут бесплатно распределяться между людьми.
Ликвидируется частная собственность крупной и средней буржуазии, бизнес переходит в руки народных комитетов. Исключение составляет семейный бизнес, который остается неприкосновенным.
Провозглашается идея, что каждой семье государство предоставляет бесплатное жилье, медицину, образование и оказывает социальную поддержку.
Справедливое общество
Жизнь общества строится на народных обычаях и моральных принципах религии. Однако религия не является главенствующей, а духовенство не имеет власти.
Каддафи в 1976 году
Отрицается национализм, расизм и религиозная нетерпимость. В глобальных масштабах: племя – это семья, нация – это сильно расплодившееся племя, мир – сильно расплодившаяся нация. Все вместе – единая семья.
Племя – социальная защита человека. Оно несет коллективную ответственность за своего представителя.
Права женщин и мужчин равны, однако обязанности, в силу природных причин, разные. Мужчины обязаны работать, женщины – по личному желанию.
Вместо заключения
Идеи Джамахирии активно внедрялись в Ливии и, ожидаемо, встретили сопротивление среди местной буржуазии, воинственных исламских племен и европейских держав, которые теряли контроль над африканской страной и всю прибыль.
Объединившись, в 2011 году они свергли Каддафи и его сторонников. Сегодня Ливия вновь беднейший регион на планете и более не является суверенной страной.
Комментарии4